Устройство и назначение блоков и барабанов. Требования Правил к ним
Блок – деталь грузоподъемной машины выполнена в форме диска с желобом по окружности для размещения каната. Грузозахватные приспособления кранов блоки направляют гибкий тяговый орган, канат или цепь, между барабанным механизмом подъема груза и крюковой подвеской. Блоки механизмов подъема изготовляют либо из чугуна, либо из стали. Блоки большого диаметра могут быть выполнены сваркой.
Радиус желоба блока принимают Rж. =0.53 – 0.56 dк. При наименьшем радиусе желоба возможно заклинивание каната. Минимальный диаметр блока по средней линии навитого каната определяют по формуле: Дбл ≥ dк х. е, где Е – коэффициент, применяемый в зависимости от группы режима работы механизма и типа грузоподъемности крана (Е – более 16). Глубину желоба выбирают в зависимости от назначения и места установки блока. Для блоков h =2-2.5 dк блоки устанавливают на подшипниках качения. Барабаны лебедок имеют цилиндрическую форму, их изготавливают литыми, сварно-литыми или сварно– вальцованными. Сварно-литой барабан состоит из секционных литых обечаек, литого фланца, литой ступицы. Сварно – вальцованный барабан имеет вальцованные из листа обечайки, литую ступицу и листовой фланец. Материалом для барабанов, лебедок служит чугун мор.СЧ – 18 и СЧ -28 и сталь 35 –Л и 55 – Л. Барабан состоит из тонкостенной оболочки (литчайки), которая жестко закреплена на цапах, вращающихся серических подшипниках. Крутящий момент на барабане передает на вал редуктора через муфту. Канат на барабане закрепляют при помощи планок. Навивку каната осуществляют, как правило, в один слой в специально нарезанные обечайки или полученные обмоткой канатки. Радиус канатки применяют 0.54 каната, а шаг навивки каната Р. = dк + (2-3) мм. Наличие канатовобеспечивает не только правильную укладку каната, но и позволяет снизить канатное напряжение между ними и барабаном за счет увеличения площади контакта, что повышает срок службы каната. Закрепление концов каната происходит по краям барабана. Барабан устанавливают на сплошных осях или имеют отдельные цапфы. Ось или цапфы опираются, как правило, на сверические подшипники качения. Во вращение барабан приводят в механизмах подъема малой и средней грузоподъемности с помощью встроенной зубчатой муфты. В механизмах подъема большой грузоподъемности - с помощью зубчатого колеса открытой зубчатой передачи. Барабанные блоки должны соответствовать ГОСТАМ, правилам и другим нормативным документам. Минимальный диаметр барабанов блоков и уравнительных блоков, огибаемых стальным канатом, определяют по формуле: D1 ≥ е1 х dк, D2 ≥ е2 х dк, D3 ≥ е3 dк, соответственно D1, D2, D3 - диаметр барабана блока, и уравнительного блока - по средней линии уравнительного каната. Соответственно е1 , е2 , е3 - коэффициенты выбора диаметра барабана блока и уравнительного блока. Допускается изменение коэффициента е, но не более чем на 2 шага по группе классификации, в большую или меньшую сторону соответствующей компенсации путем изменения величины минимального значения коэффициента использования каната, на то же число шагов в меньшую или большую сторону. Канатоемкость барабана должна быть такой, чтобы при низком возможном положении грузозахватных органов оставались навитыми не менее полутора витков каната или цепи, не считывая витков находящихся под зажимным устройством барабана под однослойную навивку каната должны иметь нарезанные по винтовой линии канавки. У грейферных кранов при однослойной навивке каната на барабан и специальных кранов, при работе которых возможны рывки и ослабления каната, барабан должен иметь канавку глубиной не менее половины диаметра каната либо снабжаться устройством, обеспечивающим правильную укладку каната или контроль положения каната на барабан (канатоукладчиком). Применение гладкого барабана допускается в тех случаях, когда по инструктивным причинам необходимо многослойная навивка на барабан, а также навивка цепи. Гладкие барабаны и барабаны с канавками предназначены для многослойной навивки – должны иметь реборды с обеих сторон барабана. Барабаны с канавками предназначены для однослойной навивки 2-х ветвей каната, ребордами могут не снабжаться, если ветви навиваются от краев барабана к середине. При навивке на барабан с канавками одной ветви каната реборда может не устанавливаться со стороны крепления каната на барабане. Допускается применение без ребордных барабанов Эл талей снабженных устройством, исключенным сход каната с барабана (канатоукладчик). Реборды барабана для канатов должны, возвышаются над верхнем слоем навитого каната не менее чем на 2 его диаметра, а для цепей не менее чем на ширину звена цепи. При многослойной навивке каната на барабан, должна быть обеспечена правильная укладка каждого слоя каната. При применении сдвоенного полиспаста должен быть установлен уравнительный блок или балансир. Блоки должны иметь устройства, исключающие выход каната из ручьев блока. Зазор между указанными устройствами - ребордами блока должен составлять не более 20% диаметра каната.