Производственная мощность предприятия и факторы, её определяющие
Под производственной мощностью предприятия понимаетсямаксимально возможный объем выпуска продукции в единицу времени при совершенной организации производства, прогрессивных нормах использования оборудования, а также при соответственном опыте и квалификации кадров.
Производственная мощность предприятия выражается в натуральных измерителях (штуки, кг, т): единицах готовой продукции или перерабатываемого сырья. Широкая номенклатура приводится к одному или нескольким видам однородной продукции.
ПМ = Нтехн ∙ Фпл ∙ п,
где Нтехн- технические (или паспортные) нормы производительности ведущего оборудования;
Фпл - плановый (максимальный) фонд времени работы ведущего оборудования;
п - количество единиц ведущего оборудования.
Производственная мощность изменяется в течение года, поэтому различают входную, выходную и среднегодовую мощности. Входная мощность определяется на начало года по наличному оборудованию. Выходная -на конец планового периода с учетом ввода и выбытия мощности за счет капитального строительства, модернизации оборудования, совершенствования технологии и организации производства
Среднегодовая мощность рассчитывается путем прибавления к входной мощности (ПМвх) среднегодовой вводимой (ПМввод) и вычитания среднегодовой выбывающей мощности (ПМвыб) с учетом срока действия (k) по формуле:
Основные факторы, влияющие на величину производственной мощности:
1.Состав и количество оборудования. При определении производственной мощности учитывают все оборудование, закрепленное за данным цехом, включая временно бездействующее (ремонт, неисправность). Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих агрегатов, установок, участков и цехов (ведущее оборудование - это оборудование, которое выполняет самую важную операцию, как правило, эта операция самая длительная). Нормативные уровни загрузки оборудования приводятся в отраслевых инструкциях.
2. Технические нормы производительности оборудования. Под технической нормой производительности понимают максимально возможное количество продукции или сырья, которое может быть выработано или переработано на данной машине в единицу времени.
3. Режим работы предприятия (одно-, двух-, трехсменный).
4. Размер производственных площадей. Он влияет на количество оборудования, которое можно на них установить.
5. Номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции.
6. Качество перерабатываемого сырья, своевременность поставок. Чем выше качество сырья, тем больше выход продукции и, следовательно, производственная мощность.
Улучшение использования мощности может происходить за счет:
· увеличения сменности работы оборудования;
· расширения ассортимента;
· уменьшения простоев оборудования (проведение планово-предупредительных ремонтов);
· повышения квалификации работников.
План производства продукции
План производства (производственная программа)– это развернутый план производства и реализации продукции, отражающий объем, номенклатуру, ассортимент, качество продукции и устанавливаемый исходя из потребностей рынка.
Разработка производственной программы осуществляется в следующей последовательности:
1) определение потребности в выпускаемой продукции;
2) составление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;
3) определение объемов (в натуральном выражении) и сроков производства отдельных видов продукции;
4) соотнесение производственной программы с имеющимися ресурсами и, в первую очередь, с производственной мощностью. При необходимости (например, в случае дефицита какого-либо ресурса) возможен возврат ко второму шагу;
5) расчет объема продукции в стоимостном выражении.
Годовой объем производимой продукции распределяется по кварталам и месяцам с учетом сроков ее поставок, цикла изготовления и рабочих дней в данном периоде.
При разработке производственной программы необходимо соблюдать следующие принципы:
научное обоснование использования производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
систематическое обновление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции и повышение ее качества;
согласованность производственной программы предприятия с производственными программами других предприятий, тесно связанных по линии кооперирования;
наиболее полное и рациональное использование всех имеющихся ресурсов на предприятии;
непрерывное наращивание выпуска и реализации продукции, если на нее имеется спрос.
Основой для разработки производственной программы являются результаты маркетинговых исследований, портфель заказов, наличие производственных мощностей и ресурсов на предприятии.
К показателям производственной программы в денежном выражении относятся объем продаж, реализованная продукция, доход, товарная, валовая и чистая продукция.
ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ