Организационные предпосылки использования нормативного метода учета затрат
Для внедрения нормативного метода должны быть созданы определенные организационные предпосылки, основными из которых являются:
-организация «нормативного хозяйства»;
-наличие определенных регламентов ведения учета и анализа отклонений.
Нормативное хозяйство - термин обозначает систему, которая включает методологическую базу и необходимую организационно-техническую инфраструктуру, обеспечивающую:
- разработку норм и учетных цен;
- ревизию (пересмотр) норм и учетных цен;
- внесение изменений в нормы и учетные цены.
Разработка норм и учетных цен
При разработке норм используют два основных подхода:
1. Разработка «технически обоснованных» норм. В данном случае разработка норм потребления производственных ресурсов ведется конструкторскими, технологическими подразделениями предприятия на основе отраслевых справочных изданий расчетным, экспертным и экспериментальным путем (для предприятий АПК – агрономическими подразделениями, опытными станциями и отраслевыми научно-исследовательскими институтами);
2.Разработка норм «от достигнутого уровня». В качестве норм принимаются фактически сложившиеся на предприятии к настоящему моменту величины потребления производственных ресурсов, т.е. на основе данных прошлых периодов.
Аналогичные подходы применяются при формировании учетных цен, которые могут:
- разрабатываться на основе фактических значений прошлых периодов (средневзвешенное, последнее значение и т.д.);
- устанавливаться на основе плановых, прогнозных значений без учета данных прошлых периодов.
Основное требование к нормам при их разработке – они должны отражать действительные потребности в потребляемых ресурсах при данном технологическом и организационном уровне производства.
Принято различать:
-плановые нормы и учетные цены, то есть средние в течение определенного периода (года, квартала). Они используются для среднесрочного и долгосрочного планирования;
-текущие нормы и учетные цены, то есть действующие в данный момент. Они используются для оперативного управления.
Проведение ревизии (пересмотра) норм
Регулярно проводимые ревизии норм позволяют определить, насколько правильно нормы были установлены изначально, и соответствуют ли они текущему технологическому и организационному уровню производства на предприятии.
Ревизия норм должна проводиться в соответствии с регламентом, который определяет:
- перечень причин, при которых проводится ревизия норм;
- периодичность проведения ревизии;
- методы проведения ревизии;
- ответственных за инициирование проведения ревизии, согласование и утверждение результатов ревизии;
- формы соответствующих документов;
- правила и места хранения документов по результатам ревизии.
Внесение изменений в нормы
Необходимость проведения изменений норм и учетных цен связана с постоянными изменениями внутренних и внешних условий хозяйствования предприятия.
Нормы изменяют:
- в плановом порядке. Плановое изменение норм производится в результате различных организационно-технических мероприятий: замена оборудования, переход на другой вид сырья, на новую технологию, повышение квалификации персонала;
- по результатам ревизии, выявившим несоответствием норм текущему организационному и технологическому уровням производства.
Процедура изменения норм должна определять:
- причины, в силу которых возникает необходимость изменения норм и учетных цен;
- ответственных (должностные лица и/или подразделения) за инициирование,
согласование, утверждение и внесение изменений в действующие нормы и учетные цены;
- формы документов, оформляемых при проведении изменений норм;
- перечня подразделений и отдельных работников, которые должны быть проинформированы о внесенных изменениях.
В управленческом учете необходимо организовать тщательный контроль своевременности изменений норм. Оперативный учет изменений норм в разрезе мероприятий, причин, инициаторов и исполнителей позволяет обеспечить эффективный контроль изменения себестоимости продукции (работ, услуг) в целом по организации, по местам возникновения затрат и по отдельным видам продукции.