Различают два вида товарного производства: простое и капиталистическое.

Простое товарное производство- это такое хозяйство, в котором продукты производятся для обмена самостоятельными мелкими производителями (ремесленниками, кустарями, крестьянами и т.д.) в целях удовлетворения своих потребностей.

Капиталистическое товарное производство ведется капиталистами, использующими труд наемных работников (ИТР, служащих и т. д.). При этом, по Марксу, сам капиталист физически не трудится, а эксплуатирует рабочих. Капиталист лишь занимается организацией и управлением производства.

Простому и капиталистическому товарному производству присущи общие черты:

- они однотипны, т.е. имеют одинаковую экономическую основу- частную собственность;

- оба хозяйства работают на рынок.

Различиями между ними являются:

-при простом товарном производстве все факторы производства принадлежат работникам, а при капиталистическом - работник лишен факторов производства;

-при простом товарном производстве трудится сам собственник факторов производства (лопата, соха, рабочая лошадь и т. д.), а при капиталистическом - используется труд наемных работников;

-при простом товарном производстве рабочая сила не является товаром, а при капиталистическом - превращается в товар;

-при простом товарном производстве ремесленники и крестьяне производят продукты обособленно, в одиночку, а при капиталистическом - коллективно на заводах, фабриках.

Рынок как экономическая категория и система хозяйства. Функции рынка; виды

Рынков.

В экономической теории рынок – это сфера экономических отношений между людьми по поводу купли-продажи товаров и услуг, основанная на принципах добровольности и равенства в обмене.

Рынок выполняет важные функции:

· функцию саморегулирования экономики, основанную на взаимодействии спроса и предложения, с помощью которой даются ответы на вопросы: что, как и для кого производить?

· стимулирующую функцию, позволяющую победить в конкурентной борьбе сильнейшим;

· учетную функцию, посредством которой устанавливаются пропорции в обмене товаров, определяются цены и подаются информационные сигналы продавцам и покупателям;

· посредническую функцию, позволяющую сводить агентов рынка.

Чтобы его лучше понять и объяснить, используют различные классификации

В экономической теории существует особая классификация рынка – по степени влияния продавцов и покупателей на формирование рыночной цены. По этому критерию можно выделить рынки:

· совершенной конкуренции (идеальный рынок);

· несовершенной конкуренции (реальный рынок с различной степенью влияния на цену).

Современный рынок предполагает также существование разветвленной инфраструктуры, т. е. совокупности учреждений государственного и предпринимательского сектора, обеспечивающих:

· реализацию интересов участников рыночных отношений;

· благоприятные условия для выполнения задач субъектов рынка;

· юридический и экономический контроль хозяйственной деятельности;

· регулирование деловой активности на рынке.

Виды рынка:

1. рынок товаров и услуг

2. рынок труда

3. рынок капиталов

4. рынок информации

5. финансовый рынок

Функции рынка:

1. Интеграционно-коммуникативная функция рынка- рынок связывает в единую систему наиболее активных субъектов - производителей, потребителей, государство, которые зависят от него. Он формирует некое хозяйственное братство, каждый из субъектов которого преследует свои цели;

2. Конкурентосозидающая функция- рынок выступает как арена для экономических соревнований, которое должно идти по правилам, при наличии судейского корпуса. Каждый здесь отстаивает свой интерес, но все субъекты объединены некой общей целью;

3. Стимулирующая функция- рынок «сталкивает» каждого конкретного субъекта, прежде всего товаропроизводителей друг с другом, чтобы их деятельность была направлена на производство продукции при меньших затратах, оно было устойчивым, производители внедряли новые технологии, модернизировали своё производство. Рынок стимулирует товаропроизводителя выпускать ту продукцию, которая необходима обществу. Рынок стимулирует научно-технический прогресс, но не всё так однозначно - инновация, с одной стороны, это хорошо, но с другой - новая технология это новые затраты. Поэтому производителю необходимо иметь гарантию, что новая технология окупит себя;

4. Дифференциальная (дифференцирующая) функция - рынок дифференцирует всех субъектов в зависимости от эффективности их деятельности. Чем лучше субъект работает, тем выше его статус на рынке. Кто-то может вообще оказаться за пределами рынка, например, потерять статус товаропроизводителя и стать наёмным работником. А доход наёмного работника вторичен, поскольку он получает его от товаропроизводителя, который в свою очередь зарабатывает его на рынке. Кто-то на рынке растёт, кто-то падает, происходит имущественная поляризация;

5. Распределительная –рынок распределяет произведённые ресурсы и товары внутри общества согласно потребностям его субъектов. Распределение осуществляется под воздействием динамики спроса и предложения – если, например, где-то увеличивается спрос, то ресурсы направляются туда и наоборот;

6. Социально-профилактическая (терапевтическая)- лечение заболеваний хозяйствующих субъектов, хозяйствующего эгоцентризма, когда каждый выходит на рынок, чтобы самому обогатиться и нанести вред конкуренту, выдавить его. К этому стремятся все в результате получается, что экономика в среднем функционирует нормально. Субъект бы рад получить сверх доход, но конкуренция мешает ему это сделать. Если только это не монополия, которая разрушает рынок и конкуренцию. Необходимо бороться с ней и переходить к свободной конкуренции. Рынок должен убрать монополию, чтобы субъекты могли выжить.

Рынок стирает острые концы, и каждый субъект становиться социально безопасным, хотя приходит на рынок озлобленным.

7. Мониторинговая функция- рынок представляет из себя огромный дисплей, на котором можно прочитать всю информацию о состоянии экономики. Если это уметь делать, можно понять, как действовать в экономической среде.

Наши рекомендации