Институты (правила поведения)

Как вы помните из первой главы, любое общество состоит из институтов = некоторых правил поведения, которыми руководствуются люди. Эти правила могут определятьсякультурой (привычками, традициями, моралью, особенностями национального характера), то есть быть неформальными и приниматься отдельными людьми добровольно или устанавливаться законом, обязательным для выполнения всеми членами общества.

На рынке любого блага тоже существуют определенные правила поведения продавцов и покупателей, которые касаются: 1) места и времени встречи, 2) обмена информацией, 3) выбора партнера, 4) заключения и выполнения соглашения.

Эти институты представляют собой как бы "правила игры", которыми руководствуются продавцы и покупатели. Давайте рассмотрим их по очереди.

1. Место и время встречи (а точнее, правило "собираться в одном месте и в одно время") являются важнейшими элементами любого рынка. Почему?

Ведь, например, все покупатели и продавцы булочек, которые изображены на рис. 2.1.1, в действительности "разбросаны" по территории хозяйства. И если бы не существовало специального места и времени встречи, каждый покупатель булочек должен был бы обойти всех булочников и узнать, по какой цене каждый из них согласен продать свой продукт. Если хозяйство располагается на небольшой территории (например, ограничивается одной деревней), выполнить это не очень сложно. А=если это большой город? А если вдобавок продавцы булочек тоже хотят поскорее продать свой товар и отправятся искать покупателей? Обмен будет сильно затруднен вследствие существования уже известных вам трансакционных затрат = затрат на поиск партнера и заключение сделки. Поэтому продавцы и покупатели любого блага в хозяйстве рано или поздно, стихийно или по уговору, начинают собираться в одном месте и в одно время. Именно это место и называется в разговорном языке "рынком".

Институты (правила поведения) - student2.ru

Правда, хозяйство может располагаться на такой территории, что существующие средства транспорта сделают для многих его членов, живущих далеко от "рынка" некоторого блага, затраты по перемещению до рынка чрезвычайно большими. Поэтому в таком хозяйстве (расположенном на большой территории) возможно появлениенескольких мест встречи (или нескольких "рынков" одного блага), которые будут находиться в=разных частях хозяйства. Но мы начнем с более простого случая и предположим, что в нашем хозяйстве для каждого блага существует один "рынок", на котором встречаются все продавцы этого блага и все его покупатели.

Собравшись в одном месте, продавцы и покупатели должны как-то организовать общение между собой, в ходе которого обе стороны узнали бы желания и возможности друг друга и потом заключили сделки.

2. Получение информации необходимо каждому агенту рынка для определения своего поведения. Например, покупатель (или продавец), приходя на рынок, должен узнать, по каким ценам продавался и продается в данный момент продукт, чтобы ориентироваться на определенный уровень цены при выборе партнера. Поэтому формально (законом) или неформально могут устанавливаться правила относительно 1) предоставления информации о цене и качестве продукта, 2) разглашения информации о==совершенных сделках.

Причем если получить информацию о прошлом и настоящем может быть достаточно трудно, то получить достоверную информацию о будущем просто невозможно. Тем не менее эта информация чрезвычайно необходима при выборе поведения. Поэтому продавцы и покупатели вынуждены формировать некоторым образом ожидания по поводу будущих событий, на которые можно ориентироваться при принятии решений.

3. Выбор партнера совершается после получения некоторой части (или всей) доступной информации тоже по определенным правилам.

На рынке, как правило, покупатели выбирают продавцов, поэтому именно к ним относятся различные мотивы выбора. Как вы помните, главное правило поведения, которое традиционно предполагается в экономической теории, = стремление к==самому выгодному варианту. Для покупателей выгодность может заключаться или в минимизации цены, или в минимизации трансакционных затрат, или в получении наилучшего качества, а может быть, в достижении некоторого (наилучшего для покупателя) сочетания этих величин.

Отдельный же продавец в этом случае может только попытаться привлечь покупателей = по этой причине и появляются различные методы конкуренции за покупателя (ценовые скидки, оформление, реклама и т. д.).

4. Заключение и выполнение соглашения происходит после выбора партнера тоже по некоторым правилам. Самый простой вариант (например, на рынке булочек) = немедленный обмен денег на благо по заранее объявленной цене. Но если это рынок дорогого (бриллианты) или сложного (станок) блага, о==конкретных условиях сделки (цене, количестве, дополнительных услугах) покупатель может договариваться(торговаться) с продавцом уже после выбора партнера. При этом соглашение может быть устным, а может быть и письменным (контракт), выполняться немедленно или в течение некоторого срока, защищаться законом или неформальными правилами поведения.

Еще одним важным правилом поведения продавцов и покупателей, которое может повлиять на все четыре перечисленные группы правил, является склонность к сговору. Например, еще до начала торговли продавцы могут договориться между собой об общих правилах поведения с целью достижения более выгодных условий (например, договориться об общем повышении цены).

Равновесие на рынке

При заданном соотношении спроса и предложения, а также заданных правилах взаимодействия на рынке установится определенное равновесие. Что означает равновесие на рынке?

В любой системе равновесие наступает тогда, когда существующие в этой системе силы изменяют ее до такого состояния, при котором они либо перестают действовать, либо уравновешивают друг друга.

На рынке такими силами, которые приводят в движение хозяйственный механизм, являются желания совершить самую выгодную сделку. И равновесие на рынке может наступить тогда, когда и у продавцов, и у покупателей больше не будет стимулов к изменению существующего положения.

Например, на рынке булочек каждой цене соответствует свой объем спроса и свой объем предложения блага. Поэтому равновесие установится в том случае, если на рынке булочки будут продаваться и покупаться по такой цене, что продавцы захотят предложить к продаже как раз такое количество, которое покупатели захотят купить. Это и будет равновесием на рынке. В==результате на рынке установится определенная цена, по которой в единицу времени будет продаваться определенное суммарное количество блага. Подробному изучению этого механизма установления равновесия на рынке отдельного блага и посвящена вся эта глава.

Совершенство рынка

Различные характеристики рынка определяют степень совершенства рынка. Что это такое?

Воспользуемся примером из физики. Когда мы исследуем движение тела по наклонной плоскости, нам недостаточно знать только массу тела и угол наклона плоскости. Нам нужно еще учитывать трение, которое оказывают на тело неровности этой поверхности и самого тела. Если трение незначительно, им можно пренебречь, считая тело и поверхность абсолютно гладкими. Но если трение значительно, оно может замедлить движение тела или просто остановить его на определенном этапе пути.

Рынок тоже характеризуется определенными факторами, которые определяют "трение" или чистоту его механизма. Этих характеристик несколько.

Первая характеристика = это однородность блага. Те же самые булочки могут в определенной степени отличаться друг от друга, то есть иметь различную ценность для потребителя. Естественно, каждый потребитель согласится заплатить разную цену за булочки разных производителей, а значит, одной цены на таком рынке быть не может.

Вторая характеристика = это величина трансакционных затрат, которые состоят из 1) затрат на получение информации и 2) затрат на заключение сделки.

Обладание всей информацией для покупателя означает, что он может приобрести благо по самой низкой цене, а для производителя = что он может продать по самой высокой цене. Величина затрат на получение информации зависит отчасти от правил предоставления информации и отчасти от доступных технических средств.

Затраты на заключения сделки включают: 1) затраты на перемещение от одного продавца к другому, 2) затраты на достижение соглашения и 3) затраты на контроль за его выполнением. Если рынок занимает большую территорию, то, возможно, не всякий покупатель, узнав о несколько более низкой цене на другом конце рынка, захочет отправиться туда (особенно если там уже много желающих и образовалась очередь). С некоторыми продавцами бывает сложно договориться, другие медленно работают и т. д.

Третья характеристика = это существование личных отношений какого-либо рода между отдельными продавцами и покупателями. Это могут быть родственные связи или отношения дружбы или вражды, которые могут повлиять на цену и объем той или иной сделки.

Сочетание всех этих трех факторов и определяет чистоту или "трение" рыночного механизма.

Рынок называется совершенным, если благо абсолютно однородно, трансакционные затраты равны нулю и нет никаких личных отношений между любыми двумя агентами рынка.

На совершенном рынке всегда устанавливается одна цена. Ни один покупатель не будет покупать благо по высокой цене, если он знает, где это благо продается по низкой и никакой сложности заключения сделки не существует, = следовательно, любой продавец, предлагающий цену более высокую, чем остальные, не сможет ничего продать. Кроме того, у продавцов нет друзей или врагов, которым они могли бы продать это благо дешевле или дороже рыночной цены.

Если же хотя бы одно из этих условий не выполняется, то в==действии рыночного механизма появляется "трение" и рынок становится несовершенным. Если, например, рынок занимает большую территорию и покупатели на одном конце рынка не знают, что происходит на другом его конце, может возникнуть такая ситуация, когда в одной части рынка товар продается по более высокой цене, чем в другой. Если часть покупателей каждого продавца являются его родственниками или знакомыми, то он будет продавать им свой продукт дешевле и на рынке опять не установится единая цена.

Всем рынкам реального хозяйства любой страны свойственна некоторая степень несовершенства. Рынок, который действует чисто и гладко, найти практически невозможно. Но и в==физике тоже не существует идеального газа или абсолютно твердого тела, а в химии = идеально чистого вещества. Однако построение теории в этих науках начинается именно с этих идеальных моделей. Точно так же и в экономической науке: сначала необходимо исследовать относительно простой механизм, чтобы потом с его помощью понять более сложный.

Поэтому и мы вначале предположим существование совершенного рынка, к изучению которого мы переходим в следующем параграфе.

Такие разные рынки   В истории хозяйства происходила эволюция форм организации рынков, которую можно схематично представить следующим образом. Институты (правила поведения) - student2.ru В хозяйстве первобытного племени, как мы уже говорили, свободного обмена (и, следовательно, рынка) не было. Существовал только случайный обмен между соседними племенами, в ходе которого обменивались излишки продуктов, либо блага, которые имелись у одного племени и отсутствовали у другого. Этот обмен былнатуральным (бартер), а о месте и времени встречи каждый раз договаривались. С ростом хозяйства = когда начало развиваться разделение труда, свободный обмен и деньги = возникают несколько различных форм рынков. Институты (правила поведения) - student2.ru Первая и наиболее распространенная форма организации рынка в небольшом хозяйстве заключалась в том, что нуждающиеся в продукции кузнеца, плотника или гончара просто приходили к нему в мастерскую и просили продать то или иное изделие. Зачастую ремесленник изготавливал это изделие "на заказ". Местонахождением такого рынка были мастерские производителей, и рынок, например, кузнечных изделий оказывался "разбросан" по нескольким кузнечным мастерским хозяйства. Вторая форма организации рынка заключалась в том, что раз в определенный срок продавцы и покупатели различных продуктов собирались в установленном месте и каждый пытался купить то, что ему нужно. Периодичность такого рынка встреч зависела от потребности населения в тех или иных благах. В городах, например, на центральной площади или в специально отведенном местеодин или два раза в неделю (например, по средам и воскресеньям) мог собиратьсягородской рынок (базар), на котором продавались съестные припасы. Институты (правила поведения) - student2.ru На таком рынке продавцы различных благ располагались рядом друг с другом, и по сути эти городские рынки представляли собой множество собранных рядом рынков отдельных благ. Такая организация была очень удобной для покупателей, так как, приходя на рынок один раз, они запасались сразу несколькими благами и уменьшали свои трансакционные затраты за счет экономии от совмещения. Институты (правила поведения) - student2.ru Как правило, городские рынки были организованы так, что покупатели, приходящие на рынок, ходили между продавцами за прилавками или между лавками и выбирали товар. Но с некоторыми товарами бывало наоборот = их продавцы сами ходили и искали покупателя. Это был класс так называемых разносчиков, илилоточников. На Руси таких бродячих торговцев называли также коробейниками. На уровне всего хозяйства тоже существовали регулярные рынки, но они собирались уже один или два раза в год. В наиболее подходящем для этого городе, до которого было легче всего добраться, проходили ярмарки (от нем. Jahrmarkt = "ежегодный рынок"). На таких рынках обычно продавались блага, которые действительно можно было приобретать раз в год или даже реже (например, ткани, украшения или орудия производства) и которые не могли производиться в каждой местности страны. Институты (правила поведения) - student2.ru Третья возможная форма организации рынка заключалась в существовании купцов, которые разъезжали по городам и деревням и продавали товары, которые в этих населенных пунктах не производились. Например, в города средневековой Европы приезжали купцы с восточными тканями и пряностями. Купец мог организовать торговлю на постоялом дворе (где он остановился), выйти с товаром на местный рынок (базар) или носить его по домам возможных клиентов. Одним из условий такой торговли была относительно большая ценность товаров на единицу объема или веса, которая позволила бы оправдать длительные перемещения по стране. Институты (правила поведения) - student2.ru Четвертая форма рынка возникла благодаря развитию вертикального разделения труда = появились оптовые рынки промежуточных благ. Эти блага были нужны для дальнейшего использования в производстве и, как правило, покупались партиями (оптом). Институты (правила поведения) - student2.ru По мере увеличения численности населения появлялась необходимость в регулярных и лучше организованных рынках. Появлялисьмагазины (лавки, киоски и т. д.), в==которых блага определенного вида продавались каждый день. Иногда эти магазины содержали сами производители, продавая продукт своего труда (например, мельник мог содержать лавку по продаже муки). Но, как правило, такие магазины принадлежали специальнымрозничным торговцам, которые скупали продукты определенного рода у нескольких (если не у всех) производителей хозяйства и продавали потом эти продукты населению. Причем в магазине по продаже сыра мог продаваться не только сыр различных сыроделов области, но и другие молочные продукты. Это означало появление универсальных магазинов (универмагов), где один продавец реализует несколько разновидностей благ. Например, бакалея, хозяйственный магазин, промтоварный магазин и т. д. Институты (правила поведения) - student2.ru В этом случае рынок отдельного блага = например, сыра = оказывался не сконцентрированным на одном месте (на базарной площади), а опять "разбросанным" по городу, как когда-то мастерские ремесленников. Это уменьшало степень его совершенства, так как были затруднены получение информации и перемещение покупателей от продавца к продавцу. Но, с другой стороны, это было удобно для покупателей, так как во всех районах города были свои магазины и для покупки любого блага не нужно было отправляться на городскую площадь. Институты (правила поведения) - student2.ru Одновременно с развитием хозяйства изменялись оптовые рынки. Произошло еще одно вертикальное разделение труда: теперь уже не сам хозяин магазина заключал сделки с производителями, а специальные оптовые торговцы занимались изучением производителей всей страны, скупкой у них продукции и перепродажей ее розничным торговцам. Затем появляется более организованный оптовый рынок = товарные биржи, на которых продаются большие партии однородных продуктов (как правило, сырья): зерно, мука, сахар, нефть и т. д. Такие рынки интересны двумя особенностями. Во-первых, на них не нужно присутствие товара = достаточно только его образцов или просто сертификатов качества. Во-вторых, на таких рынках сделки могут заключаться по поводу товаров, которые еще не существуют, а появятся только в будущем (например, будущий урожай). В условиях международной торговли появляется рынок валюты, на котором продаются и покупаются национальные денежные знаки разных стран. Он тоже бывает розничным (менялы, обменные пункты) и оптовым (валютные биржи). Институты (правила поведения) - student2.ru В то же время продолжают существовать рынки с такой организацией, когда покупатели находятся на месте, а продавцы ходят со своим товаром, предлагая его купить (торговля "вразнос"). В настоящее время удобную возможность для такой торговли предоставляет транспорт. В электричках или поездах дальнего следования часто можно увидеть продавца газет, книг или мороженого. Кроме этого, в настоящее время продолжает существовать такая форма рынка, как продажи на дому. Продавец (коммивояжер) идет с товаром прямо домой к потенциальному потребителю и пытается убедить его совершить покупку. Как правило, такими товарами бывают книги, игры, посуда и вообще любые блага, в необходимости покупки которых можно "убедить" потенциального покупателя. Сильное влияние на организацию рынка оказало развитие транспорта и компьютерных технологий. Стали появляться рынки вообще "без места". Например,торговля по почте (по каталогу). Желающий купить товар имеет каталог с картинками, из которого он может получить информацию о тех или иных товарах и понравившиеся = заказать. Товар пришлют по почте прямо домой, а оплатить покупку можно при получении. Современные компьютеры позволяют получать информацию о поставщиках и потребителях, проводить необходимые переговоры, подписывать контракт и осуществлять сделку, не выходя из офиса. В настоящее время в хозяйстве любой страны можно обнаружить рынки почти всех перечисленных типов: и ярмарки, и обычные магазины, и торговля "вразнос", и компьютерные рынки "без места".

Вопросы для размышления

1. Какие черты характера людей (свойственные им правила поведения) делают рынок более, а какие менее совершенным?

2. Какой рынок будет обладать при прочих равных условиях большим совершенством = рынок относительно дешевого товара или рынок дорогого товара?

3. Предположим, что неожиданно на рынке... пошел дождь. Стал ли от этого рынок более или менее совершенным?

4. Попробуйте определить, какой будет организация рынков еще через несколько десятилетий? Знаете ли вы тип рынка, не описанный в окне к данному параграфу?

5. Какие удобства или неудобства налагает на покупателей такая организация рынка хлеба, когда отдельные булочные разбросаны по городу? Как это влияет на совершенство рынка?

Спрос

Совокупность потребителей. Спрос. "Прочие равные". Готовность купить. Промежуток времени. Функция спроса. Как изобразить спрос? Таблица. Ее недостатки. График. Система координат. Горизонтальная ось = количество в единицу времени. Вертикальная ось - цена единицы блага. Спрос при разных ценах.Кривая спроса. Отрицательный наклон. Уменьшение цены вызывает увеличение объема спроса. Разница в доходах и вкусах, насыщение желания. Нулевой спрос и максимальный спрос.

Итак, предположим, что в хозяйстве существует всего один рынок каждого блага и все рынки характеризуются совершенством (на них можно без труда попасть и узнать все, что на них происходит, блага однородны, а личные связи между продавцами и покупателями отсутствуют).

На рынке любого блага (например, булочек) может оказаться определенное число потенциальных покупателей, которые в=принципе могут предъявить спрос на данное благо. От чего зависит это число?

Во-первых, производители этого блага могут обеспечивать себя своим продуктом самостоятельно и, таким образом, не будут выступать на его рынке в качестве покупателей. Во-вторых, это благо может быть таким, что часть населения не будет его покупать в любом случае = даже если оно будет бесплатным (зачем людям со стопроцентным зрением очки или людям, не имеющим канареек, корм для этих птиц?)

Остальное население хозяйства представляет собой совокупность потенциальных покупателей данного блага. Это люди разных профессий, с разными вкусами и разными доходами. Их поведение на рынке блага нам и нужно исследовать.

Спрос

Потенциальные покупатели предъявляют определенный спрос на благо. Спросомназывается готовность приобрести то или иное количество блага в зависимости от его цены.

Нужно заметить, что спрос покупателей зависит также от нескольких других переменных = доходов, предпочтений, цен на другие блага и т. д. Предположим, что все эти переменные нам заданы и мы исследуем изменение спроса в зависимости от цены при прочих равных.

Обратите внимание, что спрос = это не просто желание потребить данное благо вообще (то есть при нулевой цене). Потребители могут хотеть потреблять большое количество булочек, если те ничего не будут стоить. Но это не значит, что они захотяткупить это же количество по некоторой цене, отличной от нуля. А при очень большой цене они вообще не смогут это сделать = доходы не позволят. Поэтому под спросом подразумевается действительный спрос, который в действительности будет предъявлен на благо при том или ином значении его цены.

Далее, когда говорят про спрос, всегда имеют в виду определенный промежуток времени, в течение которого будет предъявлен этот спрос, = это может быть спрос на булочки в течение дня, недели, месяца, года или любого другого периода. Мы будем рассматривать спрос в течение дня.

Количество блага, которое потребители захотят купить в эту некоторую единицу времени по определенной цене, называется объемом спроса. При разных ценах товара объемы спроса на него будут разные, так как для потребителей цена продукта имеет существенное значение. Например, при цене 20 рублей за булочку потребители захотят купить 2000 булочек в день, а при цене 10 рублей объем спроса составит 4150 булочек в день. Множество объемов спроса при всех возможных значениях цены и представляет собой спрос = готовность купить определенное количество в зависимости от его цены. Эта зависимость объема спроса от цены называется функцией спроса.

Как нам представить информацию об объемах спроса при различном значении цены (или, другими словами, = как нам задать функцию спроса)?

Таблица

Один из самых простых способов = в виде таблицы. В одну колонку можно занести разные значения цены, а в другую соответствующие этим значениям объемы спроса = как это сделано в таблице 2.2.1. Обратите внимание, что с уменьшением цены покупатели предъявляют все больший спрос на булочки. При цене 5 рублей за штуку спрос составляет уже 6=000 булочек в=день, а при цене 3 рубля = 6=610 булочек в день. А при повышении цены, наоборот, спрос уменьшается = при цене 30 рублей покупатели приобретут только 750 булочек в день.

Таблица 2.2.1

Цена, руб/шт Объем спроса, штук в день
35 30 25 20 15 10 7 5 3 0 0 750 1400 2000 2800 4150 5500 6000 6300 6610

Но таблица как средство изображения рыночного спроса имеет ряд неудобств. Одно из них заключается в том, что этот способ по сути является просто перечислением цен и объемов спроса. Поэтому, чтобы представить всю информацию о спросе, необходимо перечислить все возможные цены и соответствующие им объемы спроса. А построение такой таблицы невозможно в силу ее большого размера.

Для небольшой же таблицы всегда будет существовать множество значений цены, для которых не указано точное значение спроса. Чему, например, равен в таблице 2.2.1 спрос на булочки при цене 4 рубля или 26 рублей?

Кроме того, таблица обладает очень ограниченными возможностями наглядного представления скорости изменения объема спроса при изменении цены (что это такое, вы поймете чуть позже).

График

Существует другое удобное средство для задания функции спроса = график. Это инструмент, которым экономисты пользуются уже более ста лет и который по-прежнему не имеет более удобной альтернативы.1

Помните, что такое декартова система координат? Это две перпендикулярные оси (которые называются системой координат), с помощью которых можно определить точное местонахождение любой точки на плоскости. Каждая точка на такой плоскости имеет две координаты = координату на вертикальной оси и координату на оси горизонтальной. Поэтому в такой системе можно легко задавать соответствие между двумя величинами. Давайте попробуем сделать это для цены и объема спроса.

По традиции, в экономической теории цена откладывается на вертикальной оси, а количество = на горизонтальной (математики обычно откладывают наоборот = аргумент (х) на горизонтальной оси, а значение функции (y) на вертикальной).

Нужно задать на вертикальной оси масштаб = приравнять единицу ее длины к денежной единице = и нанести на ней деления, как это сделано на рис. 2.2.1. Деления нанесены через каждые 5 рублей. Но мы можем взять любую точку между делениями = например, 14 рублей 45 копеек. Буква Р на оси является первой буквой английского слова price (цена) и обозначает ось, на которой откладывается цена товара.

На горизонтальной оси тоже задается соответствующий масштаб = там единице длины ставится в соответствие единица количества блага. Причем так, чтобы на рисунке поместился максимальный объем спроса, который может быть предъявлен на это благо. На нашем графике деления расставлены через 500 булочек и максимальный объем спроса равен 8=000. Буква Q на конце горизонтальной оси является первой буквой английского слова quantity (количество) и означает, что на этой оси откладывается количество товара.

Каждая точка на этой плоскости представляет собой сочетание некоторой цены и некоторого количества. Поэтому мы можем "нарисовать" функцию спроса следующим образом.

Предположим, что мы знаем, какой объем спроса будет вызван любым значением цены, = знаем всю функцию спроса.

Если мы возьмем произвольное значение цены, например 25 рублей, и определим, какой объем спроса ей соответствует, то мы сможем поставить на плоскости точку А, которая и покажет, что цене 25 рублей соответствует объем спроса 1=400 булочек.

Точно так же мы можем поступить с каким-нибудь другим значением цены = например, с 10 рублями. Если булочки будут продаваться по этой цене, то потребители захотят купить 4=150 булочек. Мы можем поставить на плоскости точку Б, которая покажет, что при цене 10 рублей будет предъявлен спрос на 4=150 булочек.

Если мы будем брать по очереди все возможные значения цены, определять, какой объем спроса соответствует каждой и ставить на плоскости точки, то мы получим некоторую кривую, которая изображена на рис. 2.2.1 и которой принадлежат точки А и Б.

Такая линия называется кривой спроса и показывает, какое количество товара будет куплено в заданный промежуток времени при той или иной цене.

Институты (правила поведения) - student2.ru

Давайте обратим внимание на ее форму. Прежде всего, она имеет отрицательный наклон. Это значит, что при уменьшении одной переменной другая увеличивается и наоборот. Действительно, при уменьшении цены растет объем спроса = потребители согласны приобретать все большее количество товара (в данном случае булочек). Этот характер зависимости между ценой и объемом спроса называется законом спроса.

Чем объясняется этот закон? Существуют три обстоятельства, делающие наклон кривой спроса отрицательным.

Во-первых, насыщается желание потреблять булочки по мере увеличения потребляемого количества. А это значит, что любой потребитель согласился бы купить на одну булочку больше только при более низком значении цены.

Во-вторых, у всех потребителей существует разное отношение к булочкам, так как у всех людей разные вкусы, привычки и предпочтения. Одни потребители согласны платить большое количество денег за булочки, которые они очень любят, а другие купят то же самое количество булочек только по более низкой цене, так как относятся равнодушно к этому благу.

В-третьих, у потребителей разные доходы, и поэтому все они могут по одной цене предъявлять различный спрос. Одним потребителям их доход позволит потреблять булочки и при очень высокой цене, а другие смогут покупать это благо только по относительно низким ценам.

Все эти три обстоятельства и являются причиной того, что кривая спроса имеет отрицательный наклон. При очень высокой цене булочек их купят только люди с очень большим доходом и те, кто очень любит это благо. При менее высоких ценах спрос на булочки предъявили бы более бедные слои населения и те, кто относится к булочкам более равнодушно. В то же время те потребители, которые купили бы булочки и при более высоких ценах, могут решить приобрести больше булочек по менее высокой цене.

Институты (правила поведения) - student2.ru

Давайте проанализируем, что произойдет, если цена на булочки устанавливалась бы на еще более низком уровне. Потребители покупали бы все большее количество булочек, и постепенно у всех (даже у самых бедных и самых не любящих булочки) покупателей потребность в булочках была бы удовлетворена. Поэтому при цене булочек, близкой к нулю, спрос постепенно перестал бы расти. При цене, равной нулю, он составил бы некоторое конечное значение = в этом месте кривая спроса пересекает ось количества (на нашем графике это 6=610 булочек). Это максимальный объем спроса, который был бы предъявлен на булочки, если бы их цена была равна нулю, то есть они бы "продавались" бесплатно.

А каким был бы объем спроса при очень высоком значении цены булочек? При увеличении цены потребители постепенно отказывались бы от приобретения этого продукта, уменьшая его покупки до нуля. При ценах в районе 25=30 рублей за булочку этот продукт купили бы только самые горячие его приверженцы, готовые платить большую цену за свой любимый продукт. Но если бы цена установилась на еще большем уровне (на нашем графике это 35=рублей), то и они отказались бы от приобретения этого блага и объем спроса на булочки стал бы равен нулю. В этом месте кривая спроса пересекает ось цены.

Точно так же образуется спрос на рынке любого другого блага. Существует максимальное значение цены, при котором объем спроса падает до нуля (нулевой спрос). Но при более низких ценах объем спроса начинает расти, и чем меньше значение цены, тем больше растет объем спроса. При цене, равной нулю, объем спроса достигает максимально возможного значения (при этом потребители используют бесплатное благо всеми возможными способами).

Кривые спроса на разные блага могут иметь разное положение, но они обладают несколькими общими свойствами. Кривые спроса могут иметь разный наклон = но он всегда будет отрицательным. Кривые спроса могут пересекать оси координат дальше или ближе от начала координат = но они обязательно будут их пересекать. Возможная форма кривых спроса обсуждается в="окне" к этому параграфу.

Как может выглядеть кривая спроса?   Как вы уже знаете, кривая спроса на любое благо будет всегда иметь отрицательный наклон и точки пересечения с осями координат. Можно ли определить форму кривой спроса на любое благо более точно? Может быть, для всех благ существует некоторая единая форма кривой спроса, и если да, то какая она? А если нет, то какие разновидности формы мы можем себе представить? Если мы попробуем понаблюдать за реальным хозяйством, то мы обнаружим следующие примеры различных вариантов изменения спроса. В некоторых случаях мы обнаружим ситуацию, когда объем спроса на благонечувствителен к изменению цены, то есть значительное изменение цены (например, в два раза) приводит к очень незначительному изменению объема спроса. Такой спрос называют неэластичным (или низкоэластичным) по цене, а соответствующий ему участок кривой спроса изображен на рис. 2.2.3. Институты (правила поведения) - student2.ru Низкая эластичность спроса наблюдается в случае, когда покупатели нуждаются в строго определенном количестве какого-то блага. При увеличении цены этого блага они вынуждены продолжать покупать это количество, а при снижении цены не увеличивают покупку. Такая ситуация может наблюдаться на рынке некотороголекарства, которое люди будут вынуждены покупать и при очень значительном повышении его цены, но не будут покупать больше при любом снижении его цены. Также мы можем заметить, что неэластичным по цене (в некотором диапазоне изменения последней) является спрос на относительнодешевые блага. Например, спрос на спички, соль, канцелярские кнопки и так далее. Потребность в таких благах удовлетворяется практически полностью, а увеличение цены в два или даже в три раза все равно не делает их дорогими. Таким образом, мы можем сделать вывод о неэластичности спроса на многие блага при относительно низких значениях цены этих благ. В других случаях мы обнаружим значительную чувствительность спроса к изменению цены. То есть небольшое изменение цены (например, на 10=15%) приводит к значительному изменению объема спроса. Такой спрос называетсявысокоэластичным по цене, и соответствующий ему участок кривой спроса изображен на рис. 2.2.4. Институты (правила поведения) - student2.ru Обычно высокую эластичность имеет спрос на благо, которое не является необходимым для потребителя. Если у блага есть заменители, при увеличении его цены потребитель может просто перестать покупать это благо и перейти к=потреблению других. Например, при росте цен на пряники потребители могут переключиться на пирожные, торты, булочки и т. д. При падении цены на шоколадки потребители могут перестать покупать конфеты и перейти к потреблению большего количества шоколада. Кроме этого, высокоэластичным спрос может быть на относительно дорогое благо = например, повышение цены холодильников на 20=30% существенно повлияет на покупательную способность большого числа потребителей, которые в результате откажутся от приобретения нового холодильника. Таким образом, спрос на благо может быть высоко- или низкоэластичным по цене. При этом наклон кривой спроса на благо вовсе не должен быть постоянным на в

Наши рекомендации