Принцип организации труда одного человека
Предположим сначала, что наше хозяйство состоит из одного человека. Вы уже знаете, что в каждом виде производства человек сталкивается с неделимыми затратами труда и других ресурсов. Эти неделимые затраты являются причиной действия экономии от масштаба производства: чем больше мы производим любого потребительского блага, тем меньшие средние затраты ресурсов на его производство могут быть достигнуты.
Может ли этот человек использовать принцип экономии от масштаба для увеличения количества всех благ, которые он может произвести?
Если человек знает о существовании этого эффекта экономии от масштаба производства, то он может организовать свою деятельность (распределить свое время между производством различных продуктов) следующим образом: поочередно концентрироваться на производстве какого-то одного блага и стараться за один раз производить этого блага больше, чем нужно для непосредственного текущего потребления, чтобы использовать действие экономии от масштаба.
Например, в первый день он может отправиться в лес за орехами и набрать их не только для потребления в этот же день, а на много дней вперед. После этого он сможет потреблять орехи в течение многих дней и ему не придется каждый день снова бегать за ними в лес. Таким образом он сэкономит затраты на перемещение и поиск. Средние затраты на "производство" одного ореха будут значительно снижены.
Во второй день он может отправиться за дровами для костра и тоже запастись ими сразу на несколько дней, чтобы не бегать в лес каждый раз, когда понадобится разжечь костер.
В третий день он может постараться за один раз налепить горшков на год вперед, а не искать глину и не возиться с обжигом каждый раз, когда понадобится дополнительный горшок или разобьется старый.
В четвертый день он может заняться плетением корзин, чтобы за один раз найти необходимый материал и произвести сразу несколько корзин для различных целей.
Конечно, ему не обязательно придется тратить ровно по одному дню на производство каждого блага. Производство отдельных благ может занять несколько дней (например, вспашка огорода), а некоторые блага можно произвести на год вперед и за часть дня (например, вырезанная за два часа ложка может затем служить несколько лет).
Иными словами, он может попытаться производить любое благо за один раз в максимальном количестве, чтобы сэкономить на неделимых затратах. Сэкономленную часть своего рабочего времени он может потратить на производство дополнительного количества тех или иных благ.
Но отдельный человек обладает ограниченными возможностями использования выгоды производства в большом количестве (экономии от масштаба) по следующим причинам.
Во-первых, он не может производить за один раз в большом количестве те блага, которые являются быстропортящимися. Он не может наловить на неделю рыбы, так как (если, конечно, он не живет на Крайнем Севере) она испортится уже на следующее утро. Если он хочет есть рыбу каждый день, ему придется ее ловить каждый день и заново осуществлять многие неделимые затраты, связанные с этим. Он может смягчить это ограничение, если научится вялить или солить рыбу (как это и делают в действительности). Но это уже будет производство другого блага = "соленая рыба", а благо "свежая рыба" по-прежнему будет требовать ежедневного производства. Точно так же человек ограничен в производстве многих других быстропортящихся благ. Он не может собрать землянику или малину на месяц вперед, сварить себе суп на неделю вперед и т. д.
Во-вторых, человек не может надолго посвящать себя целиком производству одного блага, так как постоянно вынужден заниматься обеспечением пропитания. Если он сможет запастись едой на неделю и приступить к изготовлению стрел, ему удастся в максимальной степени использовать эффект экономии от масштаба. А если ему нужно каждый день ловить себе рыбу или собирать малину? Ему придется каждый день "отвлекаться" на добычу пропитания, и он не сможет сконцентрироваться на производстве одного блага.
В-третьих, человеку придется иметь орудия производства для каждого блага, то есть долго осуществлять первоначальное накопление. Конечно, он может создаватьуниверсальные орудия производства, которые можно использовать в производстве различных благ (например, тележку, на которой можно привозить орехи, дрова и вообще все, что угодно). Именно поэтому универсальные орудия действительно были очень распространены в прошлом (см. окно "Универсальные орудия = экономия от масштаба"). Но при этом более производительные орудия труда останутся недоступными ему по причине невозможности сберегать слишком много труда, а также в связи со следующим (самым серьезным) ограничением.
В-четвертых, возможность производства в большом масштабе и использования эффекта от масштаба производства ограничена размером потребностей человека. В тех случаях, когда он может наладить производство какого-либо блага в=большом масштабе, этого блага оказывается столько, что человеку не потребить его за всю свою жизнь. Чтобы произвести благо с низкими затратами, его нужно произвести много = но этого "много" человеку просто не нужно.
Действие всех этих причин, и особенно последней, не дает отдельному человеку в значительной степени воспользоваться экономией от масштаба производства. И поэтому, хотя человек и может применять принцип поочередной концентрации на отдельных занятиях, он остается сильно ограничен в своих производственных возможностях и большая часть самого редкого для него ресурса = рабочего времени = будет "съедаться" неделимыми затратами.
Универсальные орудия = экономия от масштаба В далеком прошлом, когда люди жили небольшими коллективами и производить блага в большом количестве не было смысла, эффект экономии от масштаба было невозможно использовать "напрямую". Но люди стихийно обнаружили уникальный способ использования этого эффекта в несколько модифицированном виде. Они изготовляли такие орудия труда, которые могли использоваться в нескольких видах производства одновременно, достигая экономии на неделимых затратах, которые совершались один раз для производства нескольких благ. Они использовали несколько простых и универсальных орудий, каждое из которых вы прекрасно знаете: 1) нож, которым можно было выстругать небольшое деревянное изделие (стрелу, лук, рогатину и т.=д.), снять шкуру, почистить рыбу и т.=д.; 2) топор, которым можно было обработать большую "деревяшку" (табуретку, стол, дом и т.=д.); 3) тележку, на которой можно было перевозить сырье в производстве любого блага (от глины и дров до рыбы и земляники); 4) лопату, которой можно копать ямы для производства различных благ; 5) печь, на которой можно было готовить множество блюд, и т.=д. В экономической теории снижение затрат за счет производства различных благ с помощью одного и того же орудия производства называется экономией от совмещения. Даже в развитом хозяйстве многие производители используют этот эффект для снижения себестоимости продукции (например, когда выпускают на одном и том же станке разные детали). |
Принцип организации труда нескольких человек
А что можно предпринять для более полного использования эффекта от масштаба производства в хозяйстве из нескольких человек? Предположим, что население нашей воображаемой страны представляет собой небольшое племя из N человек (например, 20 или 40).
На первый взгляд они также ограничены в использовании эффекта экономии от масштаба действием всех трех вышеуказанных причин, мешающих использовать этот эффект одному человеку. Они тоже имеют дело со скоропортящимися благами и с постоянной необходимостью обеспечения себя едой, а потребности любого из них точно так же ограничены.
Но будьте внимательны: вместе они могут потреблять каждого блага в несколько (почти в N) раз больше, чем один человек. А это позволяет им преодолеть самое главное ограничение, накладываемое фиксированным размером потребностей отдельного человека.
Предположим, что один человек ловит рыбу для всех остальных. Теперь он не ограничен только своими потребностями и может наловить много рыбы = на всех. При этом он может воспользоваться экономией на неделимых затратах и наловить рыбы с еще меньшими средними затратами, чем в случае если бы он ловил только для себя.
Второй человек делает для всех горшки. Он тоже может изготовить в несколько раз больше горшков, чем нужно было бы только ему. Поэтому он может построить более удобный гончарный круг и произвести эту уйму горшков с гораздо меньшими средними затратами.
Третий человек собирает для всех лесные ягоды. Он соорудил большую тачку и отправляется в различные "ягодные" места каждый день.
Четвертый занимается производством одежды. Ему доставляются шкуры убитых животных, которые он, имея под рукой все необходимые инструменты и большой опыт, быстро превращает в теплые и удобные вещи. При этом всем остальным членам общества не нужно учиться шить одежду и обзаводиться необходимыми инструментами.
Пятый и шестой члены этого хозяйства занимаются изготовлением стрел для всех остальных, седьмой и восьмой делают копья. Девятый лечит заболевших членов племени. Десятый производит обувь, получая для этого самые толстые и прочные шкуры. Несколько человек ходят на охоту и обеспечивают своих собратьев достаточным количеством разнообразной пищи, а изготовителя обуви = шкурами.
Разделением труда (или специализацией) называется принцип организации производства в хозяйстве, согласно которому отдельный человек занимается производством отдельного блага. Благодаря действию этого принципа при ограниченном количестве ресурсов люди могут получить гораздо больше благ, чем в том случае, если каждый обеспечивал бы себя сам всем необходимым.
Вследствие того, что члены общества стали специализироваться на производстве отдельных благ, в обществе появились профессии = отдельные виды деятельности, связанные с производством какого-либо блага, и у каждой из профессий появилось свое название. Тех, кто делал горшки, стали называть гончарами; тех, кто шьет одежду, =портными; тех, кто делает обувь, = сапожниками; тех, кто ловит рыбу, = рыбаками; тех, кто готовит еду, = поварами и т.=д.
Муравьи и разделение труда Среди представителей animalia producenta существует несколько видов, которые не просто занимаются производством необходимых благ, а широко используют при этом принцип разделения труда. Наиболее сильно это выражено у муравьев. В муравьином "обществе" существует до 10 профессий, причем природа наделила представителей каждой из них необходимыми для исполнения обязанностей свойствами. Среди муравьев есть строители, обладающие знанием технологии построения муравейника; воины, задача которых = охранять "общество" от недругов с помощью подаренных природой челюстей; рабочие, задача в которых состоит в сборе необходимой провизии; кладовщики, которые занимаются наведением порядка в кладовых; матка, которая производит личинок, и няньки, которые ухаживают за ней и ее потомством. В некоторых муравьиных "народах" есть скотоводы, которые занимаются уходом за тлей (муравьиной "коровой"). А в некоторых = садоводы, которые притаскивают в муравейник кусочки листьев и выращивают на них специальный грибок. |
Степень разделения труда
Но разделение труда вовсе не означает, что в нашем воображаемом обществе один человек будет заниматься одним видом производства. Может оказаться так, что нескольким людям придется заняться отдельным видом производства, или так, что один человек будет заниматься производством нескольких благ.
Почему? Все дело в соотношении размера потребности населения в том или ином благе и производительности труда отдельной профессии. Если один рыбак может наловить за день как раз столько рыбы, чтобы хватило всем членам общества, то в этом хозяйстве и будет как раз один рыбак. Но если один охотник из упомянутого племени не может настрелять перепелок для всех и его труда будет недостаточно, чтобы удовлетворить потребности всех членов хозяйства в перепелках, то охотиться отправятся сразу несколько человек. Или, например, если один гончар может произвести столько горшков, которое общество не сможет потребить, то у него останется дополнительное время, которое он может использовать для производства какого-либо другого блага, например ложек или тарелок.
Таким образом, степень "разделенности" труда зависит от размера общества. Для определенной численности населения (то есть для определенного состава и размера потребностей) существует своя оптимальная структура занятий, при которой продукта, производимого разными производителями, будет как раз хватать для всех членов и все продукты будут производиться с==минимально возможными затратами. С увеличением численности населения эта оптимальная структура занятий будет меняться = количество производителей тех благ, которые уже производились отдельным человеком, будет увеличиваться, а те виды производства, которые раньше поручались одному человеку, будут поручаться разным людям.
В истории хозяйства процесс разделения труда прошел несколько стадий, различавшихся степенью специализации отдельных членов общества на производстве того или иного блага (см. окно "Из истории разделения труда").
А мы переходим к рассмотрению важнейшего вопроса, который в этом параграфе оставался незамеченным: вопроса о необходимости существования механизма перераспределения благ, произведенных разными производителями одного хозяйства.
Из истории разделения труда Строго говоря, разделение труда в человеческих обществах можно было обнаружить всегда. Ведь люди никогда не существовали по одиночке, и случаи появления общества и хозяйства, состоящего из одного человека (типа хозяйства Робинзона Крузо), являлись достаточно редким исключением. Люди всегда жили как минимум семьей или племенем. Но развитие разделения труда в хозяйстве любого общества проходит несколько последовательных стадий = от примитивного состояния до чрезвычайно сложной схемы распределения обязанностей. Схематически можно представить эту эволюцию следующим образом. Первая стадия. Это естественное разделение труда внутри первобытного общества. В таком обществе всегда наблюдалось некоторое распределение обязанностей, определявшееся отчасти природой каждого человека, отчасти обычаями, а отчасти известной вам экономией от масштаба. Как правило, мужчины занимались охотой и войной, а женщины следили за очагом и нянчили детей. Кроме этого, практически в любом племени можно было обнаружить такие "профессии", как вождь и жрец (шаман, колдун и т. д.). Вторая стадия. По мере роста численности членов общества, потребность в каждом благе увеличивается и появляется возможность концентрации отдельных людей на производстве отдельных благ. Поэтому в обществах появляются различные профессии (рмесленники, земледельцы, скотоводы и т. д.). Начинается процесс выделения профессий, конечно же, с производства орудий труда. Даже в каменном веке (!) существовали мастера, занимавшиеся обтесыванием и шлифовкой каменных орудий. С открытием железа появляется одна из самых распространенных в прошлом профессий = кузнец. Характерной особенностью этого этапа является то, что производитель изготовляет все (или почти все) возможные изделия, связанные с его профессией (как правило, это обработка какого-то вида сырья). Например, кузнец делает все от гвоздей и подков до плугов и мечей, столяр делает все от табуреток до шкафов и т.=д. На этой стадии разделения труда часть членов семьи ремесленника или даже вся семья помогает ему в производстве, выполняя те или иные операции. Например, кузнецу или столяру могут помогать сыновья и братья, а ткачу или булочнику = жена и дочери. Третья стадия. С увеличением численности населения и соответственно размера спроса на отдельные продукты ремесленники начинают концентрироваться на производстве какого-либо одногоблага. Одни кузнецы делают подковы, другие = только ножи и ножницы, третьи = только гвозди разных размеров, четвертые = только оружие и т.=д. В Древней Руси, например, существовали следующие названия мастеров по дереву: древоделы, кораблетворящие, мостники, древяные здатели, городники (укрепление городов), порочные(производство стенобитных орудий), лучницы, крестечные, бочкари, санники, колесники и т.=д. На этом развитие разделения труда не останавливается = можно обнаружить еще две стадии этого процесса. Но о них мы поговорим в следующих параграфах (глава 1, § 10 и глава 3, § 3). |
Вопросы для размышления
1. Можно ли сказать, что в хозяйстве из N человек всех благ потребляется в N раз больше, чем в хозяйстве из одного человека? Как от ответа на этот вопрос зависит возможность существования разделения труда?
2. В средневековой деревне из 50 производителей всего один мог заниматься кузнечным делом и один мог содержать мельницу, а остальные занимались земледелием. Означает ли это, что они "недоиспользовали" эффект разделения труда?
§ 8. Обмен
Обмен. Необходимость перераспределения благ при существовании разделения труда. Продукт своего труда на продукты труда других. Как организовать обмен? Перераспределение через "котел".Объединение всех продуктов в один "котел" и раздача каждому определенного количества каждого продукта. Чиновники. Причины появления "котла" (нестабильность; идеология). Принципы распределения: поровну, по заслугам, по старшинству и т. д. Добровольный обмен (рынок). Свобода выбора занятия и свободный обмен. Сделка. Пропорции обмена. От чего зависят пропорции добровольного обмена? Равновесные пропорции обмена. Количество затраченного труда. Редкие ресурсы.
Разделение труда позволяет всему обществу и отдельным его членам при тех же затратах труда и природных ресурсов производить и потреблять гораздо больше благ, чем в условиях, когда каждый производит все себе сам. Но использование разделения труда требует решения одной весьма существенной проблемы.
Обмен
Организация хозяйства на основе разделения труда требует существования некоторого механизма взаимного обеспечения произведенными благами, в результате действия которого каждый производитель отдал бы некоторое количество своего продукта всем остальным производителям, а взамен получил бы некоторое количество их продуктов.
Например, сапожник поменял бы произведенные сапоги на нужные ему блага других производителей, рыбак сделал бы то же самое с пойманной рыбой, портной = с одеждой, охотник== с куропатками, пахарь = с зерном и т.=д.
Без существования такого перераспределения произведенных продуктов разделение труда было бы бессмысленным. Зачем добиваться снижения средних затрат труда и природных ресурсов на производство отдельного блага, если потом невозможно обменяться друг с другом продуктами труда? Ведь совместный выигрыш и состоит в том, что все производители производят за счет разделения труда больше и потреблениекаждого производителя, таким образом, может увеличиться.
Обменом (или перераспределением) называется процедура, состоящая в перемещении благ от одних владельцев к другим.
При этом производитель любого блага обменивает его на блага множества других производителей. Он как бы "оплачивает" приобретение этих благ некоторыми порциями своего продукта.
Например, сапожник отдает одну пару сапог рыбакам в обмен на некоторое количество рыбы. Другую пару = охотникам в=обмен на несколько куропаток. Третью = портному в обмен на только что сшитый костюм. Четвертую = лекарю в обмен на его услуги. И все остальные сапоги он тоже у кого-нибудь на что-нибудь обменивает, за исключением, конечно, той пары, которую он делает для себя.
Аналогичным образом поступают рыбаки, охотники, скотоводы, земледельцы и представители всех других профессий. В=результате каждый получает некоторый набор потребительских благ, который может использовать для потребления.
Но появляется следующая проблема. Как может быть организован этот обмен? Какой механизм перемещения продуктов от одних производителей к другим может существовать?
Перераспределение через "котел"
Одно из возможных решений этого вопроса заключается в=следующем. Все произведенные продукты могут собираться в один общий фонд ("котел"), из которого потом специально выбранные для этого люди = чиновники = будут раздавать всем членам общества определенные количества каждого блага. Каждый производитель будет раз в определенный срок сдавать свой продукт в этот "котел" и раз в определенный срок получать некоторый набор продуктов остальных производителей.
Такой способ перераспределения благ может появиться в обществе при существовании нестабильности производства благ первой необходимости. В неблагоприятные периоды, когда производство основных продуктов питания сокращается по не зависящим от людей причинам (неурожай, война и т. д.), единственным способом выживания будет раздел небольшого количества имеющихся продуктов между всеми членами общества.
Причиной появления "котла" может быть также идеология общества, если она требует регулирования потребления (см. окно "Обмен через котел...").
Организация перераспределения через "котел" целиком зависит от институтов общества = формальных и неформальных правил поведения, по которым живут люди в обществе.
Чиновники могут назначаться в согласии с традициями этого общества. Например, передача должности чиновника по наследству или через состязание. В частности, чиновники могут сами "выбирать" себя, если обладают властью над своими соплеменниками.
В условиях демократического правления население выбирает своего правителя, а тот назначает чиновников, которые осуществляют перераспределение. Действия правителя и чиновников регулируются законом, который они не имеют права нарушить.
В условиях тоталитарного общества (или монархии) чиновников назначает диктатор (или король), который руководствуется при этим своими собственными соображениями о должном состоянии общества и сам определяет принципы перераспределения, которым следуют чиновники.
Принципы распределения (кому сколько дать) тоже могут быть самыми разными v в зависимости от идеологии и культуры этого общества.
Например, распределение поровну. В этом случае собранное количество каждого продукта делится на N частей (численность населения) и каждый представитель населения получает свою долю.
Или распределение в соответствии с обладанием определенным признаком, в качестве которого могут выступать: 1)=заслуги перед обществом, 2) физическая сила, 3) возраст, 4) происхождение, 5) мудрость и т. д. Человек, который обладает выбранным признаком в большей степени, и получает соответственно большее количество каждого блага. А тот, кто обладает им в меньшей степени, довольствуется меньшим количеством.
Кроме этого, на распределение может оказывать влияние произвол чиновников, которые могут по собственному желанию отклоняться от установленных принципов и выдавать отдельным людям больше или меньше того, что им полагается.
Обмен через "котел" (примеры из истории) Первобытное хозяйство. Как правило, во всех первобытных хозяйствах действовал уравнительный принцип распределения общего "пирога". Согласно этому принципу, каждый член хозяйства получал одинаковую долю общего продукта, каким бы маленьким этот продукт ни оказался. Существование перераспределения в этом случае практически не зависело от наличия разделения труда, а имело другую причину = неопределенность в добывании пищи. Если результат охоты на животных или выращивания растений крайне нестабилен (то все олени куда-то исчезнут, то засуха погубит весь урожай), выжить члены племени могут только в том случае, если будут делиться друг с другом самым необходимым. Европейцы, например, часто замечали, что любое подаренное дикарям благо (от хлеба до куска ткани), всегда делилось на равные части и распределялось между членами племени. При этом уравнительность часто воспринимается как некоторый естественный и священный закон поведения в обществе. Например, представители народа коса в Африке называют "вором" того, кто не поделился с односельчанами убитым животным. Распределение в командном хозяйстве. Другим примером распределения через котел являлиськоммунистические общества. Например, в СССР центральные планирующие органы ("чиновник") говорили предприятиям, что им производить, а потом забирали у них весь готовый продукт. Каждый работник получал примерно одинаковую зарплату, в пределах которой он мог решить, что ему взять из "котла". Этим его свобода выбора и ограничивалась. Хотя в СССР существовала также и небольшая дифференциация доходов, которая зависела от содержания идеологии общества. Например, колхозники, которые считались "менее сознательными в классовом отношении", получали вполовину меньше продуктов, чем промышленные рабочие("пролетариат"). В то же время "профессия" партийного работника (особенно высшего уровня) позволяла не только получать высокую зарплату, но и пользоваться специальными каналами распределения более качественных и дешевых продуктов = магазинами, столовыми, ресторанами, которые обслуживали только райкомы, обкомы и прочие партийные органы. Многие блага выдавались людям "из котла" бесплатно: образование, медицина, культурные мероприятия, жилище и т. д. Конечно же, качество и количество благ при этом часто оставляло желать лучшего. В частности, чтобы получить "из котла" бесплатное жилье, люди могли десятилетиями стоять в очереди. В то же время люди, которые заведовали распределением благ (выполняли функцию "чиновника"), могли выдавать "из котла" себе намного больше, чем своим согражданам (другими словами = могли расхищать общественное имущество). |
Добровольный обмен (рынок)
Но существует и другая возможность организации обмена. Это добровольный обменпроизведенными благами, при котором ни одного производителя не заставляют вступать в обмен с каким-либо другим производителем, да и вообще не заставляют ничего производить. Все члены общества предоставлены самим себе и имеют возможность самостоятельно определять, во-первых, ЧТО им производить (то есть выбирают свою профессию), и во-вторых, НА ЧТО ОБМЕНЯТЬ продукт своего труда (то есть выбирают свой набор потребительских благ). В этом случае говорят, что обмен совершается черезрынок.
Рыночный обмен имеет несколько преимуществ перед централизованным перераспределением благ, которые заключаются в следующем.
Во-первых, не нужно никаких чиновников, отвечающих за перераспределение. Это значит, что экономятся затраты на их содержание и исключается возможность злоупотребления ими своим положением.
Во-вторых, каждый производитель сам выбирает, ЧТО производить и КАК производить. Каждый производитель будет заинтересован в том, чтобы добиться наибольшей производительности труда (то есть произвести максимально возможное количество продукта). Ведь чем больше он произведет своего продукта, тем большее количество других благ он может выменять у других производителей.
В-третьих, каждый производитель может сам определить, какие блага выменять на продукт своего труда. Любой человек лучше всех знает свои вкусы и предпочтения, и поэтому выбранные им блага принесут ему наибольшую полезность. Например, сапожник может выменять много рыбы и совсем мало земляники, а от куропаток и горшков совсем откажется. А производитель горшков, наоборот, может захотеть жареную куропатку и обменять все свои горшки на этих птиц у охотников, отказавшись от других благ, производимых в хозяйстве.
И теперь мы подошли к еще одному серьезному вопросу: чем определяется количество другого блага, которое производитель может выменять на единицу своего? От ответа на этот вопрос зависит то, насколько выгодным этот обмен будет для производителя отдельного блага. А от этого в свою очередь зависит, какие блага он захочет выменять на свое благо. Так чем же определяются пропорции обмена?
Пропорцией обмена любого блага (или, как еще говорят, меновой пропорцией)называется количество других благ, которое можно выменять на единицу данного блага. Например, на 1 пару сапог можно выменять 3 рубашки, 5 куропаток или 9 горшков. Это соотношение можно записать как 1=:=3=:=5=:=9 (поэтому его и называют пропорцией). Можно сказать, что пара сапог "стоит" 3 рубашки, 5 куропаток или 9 горшков.
В ходе добровольного обмена устанавливаются некоторые устойчивые пропорции, которые ни один участник обмена не хочет или не может изменить. Такие пропорции называются в экономической теории равновесными.
Каким образом устанавливаются эти пропорции?
Этот вопрос является одним из основных в экономической теории, и ему будут посвящены многие параграфы в следующих главах. А пока перечислим только основные факторы, влияющие на пропорции обмена.
1. Величина затрат на производство. Чем больше нужно затратить труда и природных ресурсов на производство единицы некоторого блага, тем дороже это благо будет "стоить". Например, если производство топора требует примерно в два раза больше затрат труда, чем производство подковы, то топор будет стоить примерно в два раза больше подковы. Ведь никто не захочет производить топоры, если они будут "стоить" дешевле. Производитель топоров просто перестанет делать топоры и перейдет к производству другого блага (например, подков).
2. Редкость ресурсов. Если благо может быть произведено в очень ограниченном количестве (по причине крайней ограниченности ресурсов, из которых оно производится), его "цена" может быть намного выше затрат на производство. Например, бриллиант, который производится из очень редкого сырья и которым хотят обладать многие люди в обществе, может "стоить" гораздо больше, чем пропорционально затратам на его огранку (см. рис. 1.8.4). Точно так же непропорционально затратам могут "стоить" меха (если они принадлежат редким пушным зверям), картины (если их рисует талантливый ("редкий") художник), вино (если очень ограничена плантация винограда, из которого оно изготавливается) и т. д.
3. Временный дефицит. Если по каким-то причинам производство блага резко сокращается и желающих его купить намного больше, чем желающих его продать, возникает временный дефицит этого блага. В результате это благо будет обмениваться на другие блага в большей пропорции, чем раньше. Например, если случится неурожай пшеницы, это приведет к уменьшению производства хлеба и увеличению его "цены".
Другой причиной временного дефицита может быть резкое возрастание потребности людей в каком-то благе, которое тоже приводит к нехватке блага и увеличению его "цены". Например, в результате хорошего урожая ягод многие люди захотят сварить побольше варенья и захотят для этого выменять побольше сахара. Поскольку производство сахара быстро вырасти не сможет, результатом этого будет "подорожание" сахара.
Установление пропорций обмена в различных условиях является одним из основных вопросов в экономической теории и еще не раз будет предметом нашего обсуждения в этой книге. А сейчас мы должны перейти к другой важной теме, касающейся механизма свободного обмена, = в процессе этого обмена возникает серьезная проблема, от преодоления которой зависит возможность дальнейшего развития хозяйства. Тому, как люди могут разрешить эту проблему, и посвящен следующий параграф.
Как определяются пропорции обмена? Поскольку разделение труда существовало всегда, то люди всегда сталкивались с проблемой определения пропорций наделения друг друга продуктами своего труда. В далекое "первобытное" время распределение осуществлялось "из котла" по уравнительному принципу. Свободный обмен был случайным и происходил главным образом между различными племенами (то есть между различными хозяйствами). Как правило, этот обмен был вызван разной доступностью ресурсов, а пропорции обмена зависели от случайных причин. При этом пропорции обмена благ могли совершенно не соответствовать соотношению затрат труда на их производство, так как сравнивалась уже не трудность производства двух благ, а трудность производства своего блага и полезность блага, которое нужно было получить. Если, например, одно племя сильно нуждалось в каком-либо благе, = например, в мешке соли, добыча которой требовала у другого племени одного-двух дней, = оно могло отдать за эту соль продукты своего месячного труда. Большое число примеров такого обмена можно найти в истории торговли европейцев с дикарями Африки, Америки или Австралии. Европейцы могли получить в обмен на безделушку (дешевые бусы, зеркальце или ножик) много золотых изделий или слоновой кости. Например, по рассказам одного путешественника, караибы "часто предпринимают путешествие в опасное время года единственно с той целью, чтобы купить какой-нибудь пустяк = ножик или что-нибудь подобное, и... отдадут за этот нож все, что привезут с собою, тогда как не дали бы и самой малейшей части, если бы вместо этого ножа им предложили целую лавку товаров другого рода...". Кроме этого, существовала еще одна интересная особенность поведения караибов: "покупать у них гамаки перед тем, как они ложатся спать, нечего и думать = не продадут ни за какую цену, потому что понимают их значение; поутру совсем другое дело: тогда они не размышляют о пользе гамаков, предусмотрительность их не так велика и они отдадут вам их за всякую цену". Удивительно, но в истории часто встречаются случаи, когда по каким-то причинам некоторые блага обменивались на вес один к одному (хотя равный вес ничего не говорит о соотношении полезности или трудности производства этих благ). Возможно, причиной этого была кажущаяся "справедливость" равновесового обмена. Известно, что в XIX в. "путешественники, преодолевшие Сахару и переправившиеся через реку Нигер, удивлялись двум вещам: во-первых, местные жители дружили с крокодилами... во-вторых, у аборигенов было столько золота, что они с удовольствием меняли его на соль. За килограмм соли давали... килограмм золота". Другой пример устойчивого обмена "один к одному" мы можем обнаружить на Кубани в I тысячелетии нашей эры: "иностранные корабли ежегодно вывозили с кавказского побережья Черного моря большое количество тисового и самшитового дерева и строевой лес. Самшит адыги [коренное население Кубани]обменивали на соль (пуд за пуд), в которой они испытывали острую нужду". Когда развился обмен внутри одного общества, то норма обмена тяготела к соотношению затрат труда на производство. Как правило, все люди одного хозяйства имели равные возможности производства, и поэтому, если какое-то благо обменивалось на другие в "выгодной" пропорции (превышающей соотношение затрат труда на производство), производители других благ могли начать его производство и снизить т Наши рекомендации
|