Бюджетирование и контроль затрат и доходов организации

Главный бюджет организации состоит из операционного и финансового бюджетов.

В операционном бюджете хозяйственная деятельность организации отражается через систему специальных технико-экономических показателей, характеризующих отдельные стороны и стадии производственно-хозяйственной деятельности.

Конечной целью операционного бюджета является составление сводного плана прибылей и убытков. При его формировании используются бюджеты:

- продаж;

- производства;

- закупки и использования материальных запасов;

- трудовых затрат;

- общепроизводственных расходов;

- административно-управленческих расходов;

- коммерческих расходов.

Разработка операционного бюджета начинается, как правило, с составления плана продаж. Это связано с тем, что от величины и стоимости реализации во многом зависят все остальные экономические показатели организации: объем производства, себестоимость, прибыль и др.

Бюджет продаж - это план по товарному ассортименту и объему продаж каждой номенклатурной позиции, который является отправной точкой для разработки всех последующих операционных бюджетов. Данный бюджет является основой для составления всех остальных бюджетов. Так, на его базе составляется бюджет денежных средств, так как он напрямую зависит от наличных поступлении за реализованную продукцию. Смета расходов организации также зависит от полученных доходов и объемов производства. Поэтому бюджет продаж должен быть тщательно продуман и подготовлен, так как в случае его неточною составления все другие сметы и финансовые результаты деятельности организации будут заведомо содержать неверную и ненадежную информацию.

Сметное планирование осуществляется в два этапа:

- планирование – определение будущих целей;

- мониторинг (сопровождение) – анализ текущей хозяйственной деятельности, т.е. того, как в течение планового периода производится выполнение запланированных решений.

Сметы составляются на год в целом с поквартальной (или помесячной) разбивкой.

Различают два подхода к расчетам смет:

- Разработка сметы с «нуля». Применяется в случаях, когда проектируется новая организация или когда организация меняет профиль работы.

- Планирование от достигнутого. Применяется в случаях, когда профиль предприятия не изменяется.

При составлении смет используются такие методы как: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, оптимизации и моделирования.

В процессе реализации бизнес-плана важнейшую роль играет постоянный контроль над затратами. Особое место в этой системе занимает оценка деятельности подразделений и организации в целом. Менеджеры центров ответственности постоянно сравнивают фактические затраты с планируемыми, выявляют отклонения и анализируют их.

Существует несколько центров ответственности:

- центр затрат, в рамках которого менеджер несет ответственность за расходы, находящиеся под его контролем;

- центр прибыли, где менеджер отвечает за реализацию и расходы;

- центр инвестирования, где менеджер дополнительно к ответственности за реализацию и расходы несет ответственность за принятие решений по капиталовложениям.

Цель учёта по центрам ответственности состоит в накоплении данных о затратах (и доходах) по каждому центру, чтобы отклонения по сметам были отнесены на ответственное лицо.

Чтобы правильно контролировать исполнение затрат, необходимо скорректировать бюджетные данные в части переменных расходов на соответствующий фактический выпуск продукции. С этой целью составляется гибкий бюджет, на основе которого проводится анализ.

Гибкая смета используется как в предплановом, так и в послеплановых периодах. В первом случае она служит для выбора наиболее оптимального варианта его объема, реализации и производства, во втором – позволяет точно оценить результаты деятельности как предприятия в целом, так и отдельных его подразделений.

Переходя к вопросу об оплате реализованного товара, отмечаем, что все проданные товары могут быть оплачены следующими видами платежей: предоплата, оплата по факту получения товара и продажа товара в кредит, т.е. с временной отсрочкой платежа. Лучшим вариантом прогнозирования характера оплаты товара является совокупная работа по статистическому анализу опыта организации, сортировке всех существующих контрактов по признаку срока оплаты товара, оценка степени выполнения покупателями своих обязательств и выдача результата в следующем виде.

Таблица 6 - Коэффициенты относительной оплаты товара

  1 период 2 период N период  
Предоплата (оплата в месяце, предшествующем отгрузке) 7 % 5% 0%  
Оплата в месяце отгрузки 65% 75% 80%  
Оплата в следующем за отгрузкой месяце 25% 15% 17%  
Безнадежная задолженность 3% 5% 3%  

В целом к бюджету продаж предъявляются следующие требования:

- бюджет должен отражать, по крайней мере, месячный или квартальный объем продаж в натуральных и стоимостных показателях;

- бюджет составляется с учетом спроса на товар, географии продаж, категорий покупателей, сезонных факторов;

- бюджет включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета потоков денежных средств;

- в процессе прогноза денежных потоков от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть товара оплачена в месяц отгрузки, в следующий месяц, безнадежный долг.

Одновременно с бюджетом продаж целесообразно составлять бюджет коммерческих расходов, хотя на блок-схеме составления основного бюджета он находится ближе к отчету о прибылях и убытках. Во-первых, бюджет коммерческих расходов непосредственно связан с бюджетом продаж; во-вторых, коммерческие расходы планируются теми же подразделениями.

Чтобы отдел маркетинга качественно выполнил свою работу по составлению бюджета продаж и коммерческих расходов, необходимо учитывать следующее:

- расчет коммерческих расходов должен соотноситься с объемом продаж;

- не следует ожидать повышения объема продаж, одновременно планируя снижение финансирования мероприятий по стимулированию сбыта;

- большинство затрат на сбыт планируется в процентном отношении к объему продаж - величина этого отношения зависит от стадии жизненного цикла товара;

- коммерческие расходы могут группироваться по многим критериям в зависимости от сегментации рынка;

- значительную часть затрат на сбыт составляют затраты на продвижения товара - это определяет приоритеты в управлении коммерческими расходами;

- в бюджет коммерческих расходов включают расходы по хранению, страховке и складированию товара.

Бюджет производства - это производственная программа, которая определяет запланированные номенклатуру и объем производства в бюджетном периоде (в натуральных показателях).

Он опирается на бюджет продаж, учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов, а также величину внешних закупок.

Для расчета объема товаров, которые должны быть произведены, используется следующая универсальная формула:

 
ТМС готовых товаров на начало периода + Планируемый объем производства товаров = Планируемый объем продаж + ТМС готовых товаров на конец периода ,  
                 

где ТМС готовых товаров на начало периода и на конец периода - запас на складе готовых товаров на начало и конец периода соответственно.

Необходимый объем выпуска товаров определяется, таким образом, как планируемый объем продаж плюс желаемый запас товаров на конец периода минус запасы готового товара на начало периода. Сложным моментом является определение оптимального запаса товаров на конец периода. С одной стороны, большой запас товаров поможет отреагировать на непредвиденные скачки спроса и перебои с поставкой сырья, с другой стороны деньги, вложенные в запасы, не приносят дохода.

Как правило, запас готовых товаров на конец периода выражают в процентах относительно продаж следующего периода. Эта величина должна учитывать погрешность прогноза объема продаж и историю отношений с покупателями.

Одновременно с бюджетом производства следует составлять бюджет производственных запасов. Он должен отражать планируемые уровни запасов сырья, материалов и готовых товаров. Бюджет подготавливается в стоимостном выражении и призван количественно предоставить опасения снабженцев организации относительно перебоев в поставках сырья, неточности прогноза продаж и др. Информация бюджета производственных запасов используется также при составлении прогнозного баланса и отчета о прибылях и убытках.

Заключение

Для повышения эффективности деятельности предприятия можно предложить ряд рекомендаций:

1) Увеличение собственных средств организации одним из следующих путей за счет привлечения инвестиций, получения государственных грантов на развитие;

2) Оптимизировать затраты производства, для этого нужно провести более глубокий анализ себестоимости затрат;

3) Постепенное обновление основных фондов.

Баланс ООО «ЗК «Полтавская» является практически ликвидным, т. к. за все три рассматриваемых года предприятие не испытывает существенную нехватку денежных средств и имеющаяся денежная наличность покрывает кредиторскую задолженность.

Сущность эффективности производственно-хозяйственной деятельности трактуется большинством экономистов как достижение максимальных результатов в интересах общества при минимально возможных затратах.

Особая значимость проблемы эффективности производства предопределяет необходимость правильно учитывать и анализировать уровень и масштабы эффективности всех средств и элементов производства. Определение эффективности требует применения методов количественного анализа и измерения, что предполагает установление критерия экономической эффективности.

В заключение можно сказать, что предприятие в своей деятельности придерживается поставленных перед ним целей и его продукция пользуется спросом у потребителей. Оно находится на таком этапе жизненного цикла, как рост. Созданное сравнительно недавно предприятие постепенно набирает все большие обороты, и спрос на его продукцию постоянно растет. На предприятии происходит освоение новых видов изделий и дальнейший запуск их в производство параллельно с выпуском основной продукции. Но для расширения и увеличения спроса продукции предприятия требуется постоянное обновление. Это требует обоснованных затрат, использования современных технологий и оборудования, привлечения высококвалифицированных специалистов, организации труда.

Также для успешной работы на рынке, для укрепления конкурентоспособности, стимулирования спроса и улучшения своего образа предприятию необходимо пользоваться различными видами продвижения товаров на рынке.

Список литературы

1.Аксенова, Н. Н. Бюджетирование затрат и управление по отклонениям на основе видов деятельности / Н. Н. Аксенова, 2015 г.

2. Бухгалтерский управленческий учет: учебное пособие / под ред. А. Н. Кизилова, И. Н. Богатой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014 г.

3. Бухалков, М. И. «Внутрифирменное планирование: Учебник», 2015 г.

4. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий ДИС - 2013 г.

5. Вахрушенава, М. А. Бухгалтерский управленческий учет: учебное пособие / М. А. Вахрушена. - М.: ЗАО «Финстатинформ» - ООО «МЦУПЛ», 2014 г.

6. Вахрушева, О. Б. Управленческий учет: учебное пособие / О. Б. Вахрушева. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП. 2015 г.

7. Вахрушина, М. А. «Бухгалтерский управленческий учёт: Учебник для вузов» - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2014 г.

8. Годин, А. М. «Бюджет и бюджетная система» Издательский дом Дашков и К - 2013 г.

9. Зверев, В. Бюджетирование PR проектов. Оптимизация бюджетов / В. Зверев, 2013 г.

10. Зелль, А. «Бизнес-план: инвестиции и финансирование», Ось - 2015 г.

11. Иванов, В. Опыт внедрения системы бюджетирования в группе ком-паний ЗАО «ЗапСибГаз» / В. Иванов - 2015 г.

12. Качанов, Б. И. Финансовое планирование, как элемент интегрированного планирования на предприятии (Бюджетное и финансовое планирование / Б. И. Качанов, 2013 г.

13. Ковалев, В. В. «Введение в финансовый менеджмент, финансы и статистика» - 2013 г.

14. Король, Е. А. Санкционирование расходов в 2013 г. (Бюджетный учет) / Е. А. король // Бухгалтерский учет - 2013 г. - № 21

15. Лихачева, О. Н. Финансовое планирование на предприятии: учебно-практическое пособие / О. Н. Лихачева. - М.: Проспект, 2014 г.

16. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.)

17. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.)

18. Поляк, Г. Б. «Бюджетная система России» , ЮНИТИ - 2013 г.

19. Романовский, М. В. и др. «Бюджетная система», Юрайт - 2011 г.

20. Романовский, М. Н. Учебник - М.: Финансы и статистика, 2010 г.

21. Суиц, В. П. Управленческий учет: учебник / В. П. Суиц - М: Высшее образование, 2014 г.

22. Тарасова, Е. Обзор систем бюджетирования представленных на российком рынке / Е. Тарасова // Управленец. - 2013 г. - № 6

23. Фисенко, А. И. Внутрифирменное планирование на предприятии (теория и практические аспекты) / А. И. Фисенко, Е. А. Куклешова, А. В. Рибус. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2011 г.

24. Хруцкий, В. Е. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования / В. Е. Хруцкий, Т. С. Сизова, В. В. Гамаюнов - М.: Финансы и статистика, 2013 г.

25. Хруцкий, В. Е. «Внутрифирменное Бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования» / В. Е. Хруцкий, Т. В. Сизова, В. В. Гамаюнов - М.: Финансы и статистика, 2013 г.

26. Шим, Д. К. «Основы коммерческого бюджетирования. Пошаговое руководство» / Д. К. Шим, Д. Г. Сигел - 2014 г.

27. Янковский, К. П. Управленческий учет : учебное пособие / К. П. Ян-ковсий, И. Р. Мизхар. - СПб.: Питер, 2014 г.

28. www.artthieb.ru

29. www.gaap.ru

30. www.consulting.ru

Наши рекомендации