Этапы развития китайского хозяйства

В хозяйственном развитии КНР выделяются несколько периодов, характеризующихся разными режимами воспроизводства, которые в свою очередь подразделяются на подпериоды.

Первый период (50—70-е годы) характеризовался политикой индустриализации на основе централизованного планирования, второй период (80—90-е годы) — развитием индустриализации на основе рыночных отношений и преобразования методов регулирования и производственной деятельности государства.

Первый период делится на два подпериода — 50-е и 60—70-е годы. В 50-е годы индустриализация проводилась на основе государственной собственности и централизованного распределения производственных средств. Были национализированы предприятия, принадлежащие иностранному капиталу и компрадорской буржуазии, проведены аграрные реформы. В то время возникли новые отрасли промышленности, в создании которых оказал помощь Советский Союз.

В конце 50-х годов в руководстве компартии и государства возобладали взгляды о возможности в короткий срок догнать по объему производства ведущие западные страны — теории «большого скачка», народных коммун. Стимулировалось развитие кустарной промышленности, включая производства тяжелых отраслей. В сельском хозяйстве была проведена быстрая коллективизация с обобществлением сельхозугодий и организацией производства по фабричному принципу. Оно ограничило имущественное неравенство в сельской местности, создало предпосылки для накопления капитала, развития инфраструктуры, обеспечило существование огромного растущего сельского населения, но не привело к росту производительности труда и повышению жизненного уровня.

Китайское хозяйство пережило скачки неравномерности — пик подъема в 1958 г. (21,3%) и пик падения в 1961 г. (27,3%).

Таблица 33.3

Темпы экономического развития КНР, % в среднем в год

    1952— 1958— 1966— 1952— 1979—
Население 2,4 1,5 2,2 2,0 1,3
ВВП 9,2 3,8 6,2 6,1 9,8
Сырьевые отрасли 3,8 0,4 2,4 2,1 5,0
Промышленность и строительство 19,7 8,1 10,3 11,0 11,9
Сельское хозяйство 4,5 1,2 4,0 2,7 6,6
Услуги 9,6 3,7 5,0 5,5 10,6
ВВП на душу населения 6,2 3,0 5,7 4,0 8,4
Экспорт 15,0 1,8 7,8 10,0 16,7

И с т о ч н и к: World economy and China. Compiled by editorial department of the journal World economy and China. 1999. P. 609—610.

Второй период экономического развития КНР характеризуется переходом от централизованно планируемой экономики к рыночным отношениям. Этот переход рассматривается в КНР в качестве сложной и масштабной задачи, требующей системного подхода и длительного периода времени. Он непосредственно связан с изменением социальной структуры хозяйства и общества. В основу стратегии преобразований были положены трактовка социализма как «планового товарного хозяйства», использование разнообразных форм собственности и форм хозяйствования и строгий государственный контроль.

Первый подпериод преобразований в режиме воспроизводства охватывал 80-е годы. Его характерной чертой было совершенствование сложившейся к тому времени системы планового хозяйствования с целью создания социалистической товарной экономики. Реформа хозяйственного механизма вплоть до 1993 г. была направлена на расширение хозяйственной самостоятельности государственных предприятий, которые получили права реализации внеплановой продукции (затем и плановой), изменения цен, выбора поставщиков и потребителей. Все крупные и средние государственные предприятия были переведены на подрядную форму хозяйственной ответственности, которая предусматривала заключение договора с вышестоящей организацией на определенный объем производства и сумму отчислений в государственный бюджет. Важной составляющей экономического реформирования была передача отдельных правомочий собственности от высшего к низшему административному звену и хозяйственным субъектам.

Таким образом, в 80-е годы проводилась перестройка государственного сектора, создавалась система предприятий, ориентированных на принципы коммерческой деятельности. Государство устанавливало порядок функционирования хозяйствующих субъектов и требовало соблюдения ими не только корпоративных, но и общегосударственных интересов, не проводило передачу госпредприятий в частную собственность. Основным направлением реформирования стало расширение хозяйственной самостоятельности предприятий и районов без кардинальных изменений в системе собственности.

Была изменена система ценообразования. В 1990 г. рыночные цены распространились на половину розничного товарооборота, 30% его осуществлялось на основе твердых государственных цен и около 20% контролировалось по верхнему пределу. Становление рыночных отношений сталкивалось с межрегиональными «войнами» за сырье и другие средства производства.

В начале 90-х годов начался второй этап преобразований социально-экономической структуры хозяйства — период «углубления реформ», включающий широкое внедрение в хозяйство товарно-денежных отношений, постепенную демократизацию общественной жизни, но без посягательства как на приоритет общественной собственности, так и на решающую политическую и экономическую роль государства и коммунистической партии. Эти черты определили понятие «социализм с китайской спецификой».

С 1997 г. усилился процесс разгосударствления промышленных предприятий. Мелкие и средние предприятия могли свободно выбирать форму хозяйствования: акционирование, аренда, перевод на положение коллективной организации или продажа в частные руки. Еще раньше была осуществлена широкая либерализация ценообразования. В стране сложился рынок ценных бумаг.

Наши рекомендации