Экономическая стратегия и политика

Открытой экономики в 80-90-е годы

Экономическая стратегия

Осуществление индустриализации сопровождалось изменениями социально-экономической структуры промышленного производства в зависимости от политической направленности государств. В одних странах корректировалась логика воспроизводства традиционных монополий с целью разрешения противоречий между стремлением торгово-промышленных групп консервировать низшие формы предпринимательства в рамках своего контроля и узостью экономической базы. В ряде стран государство создавало особые условия для формирования крупнейших объединений, которые смогли бы выстоять в конкурентной борьбе на внешних рынках. Нередко на первый план выходило развитие мелкого и среднего предпринимательства. Одновременно решались вопросы ослабления социальных проблем, возникающих в связи с развитием современных предприятий и сужением социальной базы модернизации.

Причины изменения стратегии. В ходе экономических преобразований изменялась роль государства в социально-экономическом развитии развивающихся стран. По мере консолидации предпринимателей в «класс для себя» росло обратное воздействие на государство, которое стимулировало развитие внутреннего рынка и предпринимательства. Относительная самостоятельность государств уменьшается, меняются формы и методы экономической политики. Вместо прямого регулирования на передний план вышли косвенные меры, что повысило роль стихийно-рыночных импульсов в развитии национальных хозяйств.

В экономическом плане дальнейшее расширение активности государства наталкивалось на дефицита государственных бюджетов, инфляцию. Стимулирование развития при относительном сужении собственной финансовой базы государственного сектора вынуждало его прибегать в больших масштабах к внешним займам. Это в свою очередь ограничивало финансовую базу воспроизводства, привело во многих странах к неспособности погасить вовремя международные долги.

Став гарантом обслуживания внешнего долга, государство под давлением МВФ, МБ вынуждено ограничивать свои экономические и социальные функции и все больше склоняется к обеспечению условий воспроизводства не в национальном, а в транснациональном плане. Долговое бремя заставляет отказываться от ряда стратегических направлений в изменении участия национальных экономик в международном разделении труда. В связи с изменением социально-экономической обстановки в мире после развала социалистической системы любые варианты национальных стратегий, предполагающие укрепление сбалансированного многоотраслевого комплекса с помощью государства, не могли рассчитывать на материальное обеспечение за счет внешних средств.

Произошло сокращение предпринимательской активности государства. Государственные предприятия получили большую автономию при сокращении макроэкономических функций. Значительная часть госпредприятий перешла под контроль иностранных компаний в процессе реструктуризации внешних долгов. Доля государственных предприятий в создании валового продукта значительно сократилась (1986 г. — 12, 1991 г. — 11% ВВП).

Основные направления экономической стратегии. Глубокие кризисы 70—80-х годов в мировом хозяйстве, резкие сдвиги в структуре производства и международного разделения труда, усложнение экономических и социальных условий выхода развивающихся стран на мировые рынки, огромная внешняя задолженность привели к серьезным нарушениям воспроизводства и усилению воздействия внешних факторов на их развитие.

В течение 80-х годов международные организации вынуждали развивающиеся страны принять открытую стратегию развития, уделяя большое внимание рыночным сигналам, уменьшению импортных барьеров, препятствий в движении капитала, изменению валютных курсов. Основной принцип — внутри страны экономить, вовне продавать. Движение в этом направлении было центральной целью программ предоставления займов. За 1980—1991 гг. 76 стран, одобрившие программы Мирового банка и МВФ, получили на их осуществление займы. Отмеченные направления экономической политики стали рассматриваться как универсальное средство решения социальных и экономических проблем безотносительно к уровню, типу и национальным особенностям развития стран. Неоконсервативная волна в ведущих западных странах способствовала популярности данных подходов к экономическому развитию.

Экономическая политика

В общем русле экономической стратегии можно выделить два основных типа экономической политики: политика стабилизации и политика структурной перестройки.

Характеристика основных направлений политики. В политике стабилизации исходят из того, что главной причиной инфляции является изменение спроса, а в качестве основного метода борьбы с ней используют ограничительную денежно-кредитную практику (изменение учетных ставок, сокращение дефицитов бюджета, сжатие предложения денег). Политика структурной перестройки включают либерализацию торгового режима, перестройку налогообложения в целях содействия эффективности производства, увеличение сбережений, либерализацию ценообразования, улучшение управления государственными предприятиями с целью повышения их прибыльности. Данные меры в первую очередь отвечают интересам ТНК и в определенной мере — потребностям развивающихся стран.

Последствия политики. Проведение структурной политики вызывало большие сложности. Таможенная защита давала возможность развития стратегически важных для национальной экономики и потенциально жизнеспособных производств, которые не могли в течение какого-то времени обходиться без государственной поддержки. Поддержание стабильного валютного курса ослабляло инфляционное давление, что соответствовало не только интересам широких слоев населения, но и интересам государственных и частных получателей зарубежных кредитов. В противном случае у них увеличиваются размеры долговых обязательств в национальных денежных единицах. Кроме того, поддержание определенного уровня самообеспеченности помогало правительствам стабилизировать экономическое и социальное развитие, ослабляло дестабилизирующее влияние мирового рынка.

Стабилизационные мероприятия особенно в условиях 80-х годов привели к сокращению совокупного спроса, снижению инвестиций и стагнации или спаду производства. Потребление почти повсеместно уменьшилось, в том числе в результате перекачки ресурсов в экспортный сектор через механизм девальваций. Положительные результаты осуществления программ МБРР и МВФ оказались очень ограниченными, что признавали эти организации.

Между странами, которые одобрили и которые не одобрили программы Мирового банка, обнаруживается мало различий в показателях их экономического положения.

Политика структурной перестройки разрушила социальный контракт между верхами и наемной рабочей силой, механизмом реализации которого выступали корпоративизм, а идеологической основой служили идеи модернизации под руководством государства.

Подобные неоднозначные результаты открытости экономики и структурной перестройки определяются многими факторами. Существующая дезинтегрированность социально-экономических структур, а также направленность политики стран-доноров определили низкую эффективность использования иностранной помощи. Возросла дефицитность платежных балансов, она вызвала достаточно сильное ограничение импортных потребностей, которые оказывали отрицательное влияние на экономический рост (в 1966—1986 гг. эластичность экономического роста к импорту составляла 0,28).

Кризисы платежных балансов способствовали процессам либерализации внешней торговли нередко из-за необходимости прибегать к займам, предоставлявшимся на условиях изменения внешнеэкономической политики. Низкопроцентные займы и дары не могли компенсировать неблагоприятного развития экспортной торговли, особенно сырьевыми товарами. Если несколько стран вывозят один и тот же товар и каждая из них принимает меры к увеличению экспорта, то предложение этого товара на мировых рынках может превышать спрос и понижать экспортные цены. Так, в течение 80-х годов экспорт из стран Латинской Америки увеличился в натуральном выражении на 60%, а в денежном из-за снижения цен — лишь на 24%.

Снижение цен на сырьевую продукцию развивающихся стран сопровождалось тенденцией к девальвации их национальных валют. Особенно четко это проявлялось в странах с высоким уровнем задолженности и испытывающих давление дефицитов платежного баланса. Из 36 стран, по которым МВФ подсчитывает эффективный валютный курс, свыше половины за 1980—1990 гг. понизили курсы своих валют больше чем на 1/4.

Подобное падение эффективного валютного курса поднимало прибыльность экспортных поставок сырьевого сектора и способствовало увеличению предложения на мировых рынках.

Либерализация внешнеторгового режима в странах мировой периферии улучшила условия торговли для промышленно развитых стран. В этой связи ряд сторонников неоклассического направления (П. Кругман и др.), несмотря на различие в подходах, признают основную предпосылку Р. Пребиша и Г. Зингера о том, что фундаментальную долговременную асимметрию между двумя глобальными подсистемами нелегко преодолеть с помощью либерализации международных рынков товаров и капитала. Во многих случаях свободная торговля может сохранять или углублять диспропорции в мировом хозяйстве.

Таким образом, перестройка хозяйственного механизма по жестким неоклассическим рецептам затормозила укрепление позиций многих развивающихся стран в мировом хозяйстве. Политика структурной перестройки нередко уменьшала доходы и тем самым — покупательную способность национальных рынков. Освобождение цен, особенно на закупаемые товары, создало дополнительное давление на предпринимательские структуры, имеющие ограниченный доступ к кредитам. Политика открытой экономики уменьшила внимание к промышленности и индустриализации.

Сокращение роли государства не сделало национальные экономики развивающихся стран в целом более эффективными. Нередко утверждается, что частные капиталовложения более производительны, чем государственные. Как показал анализ по 53 развивающимся странам, включая 10 стран Тропической Африки, в 80-е годы государственные капиталовложения в целом были более производительны, чем частные.

Экономическая либерализация не способствовала укреплению гражданского общества. Размывается «средний класс», из-за чего гражданское общество не может заменить государственные инстанции в выполнении их функций.

Частичные изменения. Уже в конце 80-х годов стали приходить к выводу о необходимости проведения долгосрочной структурной политики, направленной на преодоление хозяйственных диспропорций. Эксперты МВФ все чаще стали отмечать, что на макроэкономические диспропорции нужно воздействовать не только со стороны спроса, но и со стороны предложения. Это означает, что следует усиливать эффективность использования существующего производственного потенциала за счет перераспределения капитала, стимулирования внутренних сбережений и инвестиций.

Приоритетной целью экономической политики становится увеличение капиталовложений, которое достигается как через осуществление целенаправленных инвестиционных программ, так и посредством стимулирования частных вложений рыночными методами. В последнем случае важную роль играет становление реалистичного уровня учетных ставок и валютного курса.

Вопросы к теме

1. Какие меры предпринимали развивающиеся страны для преодоления

зависимого положения после достижения политической

независимости?

2. Почему развивающиеся страны осуществляли индустриализацию, в

чем ее суть?

3. Охарактеризуйте модели индустриализации.

4. Какие меры предпринимались для укрепления экономического

положения развивающихся стран в 60—70-е годы?

5. В чем заключается суть открытой стратегии развития?

6. Каковы характерные черты мер стабилизации и мер структурной

перестройки?

7. Как менялась роль государства в экономическом развитии стран

мировой периферии?

Глава 30

ИНДИЯ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Индия — аграрно-индустриальная страна, входит в группу стран с низким уровнем дохода на душу населения. Это одна из крупнейших стран мира, занимает 2,4% территории земного шара и сосредоточивает 16,5% мирового населения. Она обладает значительными минеральными ресурсами — большие запасы железной руды, бокситов, значительные месторождения марганцевой руды, слюды, крупные месторождения медных, вольфрамовых, цинковых, оловянных и кобальтовых руд. Производительные силы страны развиты слабо. Доля Индии составляет около 1,5% в ВМП, подсчитанном на основе текущих валютных курсов и 4,4% — на основе покупательной способности валют. По производству валового продукта на душу населения по ППС Индия уступает США в 14 раз, КНР — в 1,5 раза.

В древнем мире Индию представляли как страну сказочного изобилия и немыслимых чудес. Индия открыла и подарила миру рис, хлопок, сахарный тростник, ряд специй, домашнюю птицу, шахматы, десятичную систему исчисления, пришедшую на Запад через арабские земли в неизменном виде.

Почти полуторавековое колониальное господство затормозило хозяйственное развитие страны, надолго законсервировав архаичные экономические и социальные структуры. Была сформирована специфическая колониальная экономика с ее низко продуктивным сельским хозяйством и слаборазвитой промышленностью. Страна была превращена в сельскохозяйственный придаток Британии. Ведущие позиции в экономике Индии занимал британский капитал, который в основном функционировал отдельно от национального. Преобладали докапиталистические уклады и раннекапиталистические формы хозяйства, современные структуры хозяйства охватывали лишь 5% населения и давали 10—15% национального дохода. В начале 50-х годов примерно 35% движения национального капитала не опосредовалось товарно-денежными отношениями.

Накануне Второй мировой войны Индия производила на душу населения чугуна в 36 раз меньше Британии, в 7 раз меньше Японии. Промышленность имела однобокое развитие: преобладала легкая промышленность, не было собственного машиностроения, деградировало сельское хозяйство. Доля страны в мировом производстве не превышала 1%, средняя ожидаемая продолжительность жизни составляла около 32 лет, число грамотных — 18%. В 1947 г. страна была расколота на две части — Индию и Пакистан.

Завоевание политической независимости создало предпосылки для ликвидации традиционных социально-экономических структур. Основным направлением экономических преобразований стали перевод хозяйств на промышленную основу и ускорение экономического роста.

Наши рекомендации