Тема 5. Разделение и кооперация труда
Под разделением труда понимается разграничение деятельности работающих в процессе совместного труда и их специализация на выполнении определенной части совместной работы. Разделение труда необходимо для того, чтобы разбивать трудовой процесс на менее сложные элементы и таким образом повышать производительность труда.
Для облегчения восприятия видов разделения труда дадим понятия производственного и трудового процессов и представим схему производственного процесса (рис. 1).
Производственный процесс — это совокупность процессов труда и технологии, необходимых для регулярного достижения определенной производственной цели; он характеризуется особым технологическим содержанием и требует для своего выполнения специальных средств производства и рабочих определенных профессий.
Трудовой процесс — совокупность действий исполнителя или группы исполнителей по преобразованию предметов труда в его продукт, выполняемых на рабочих местах.
Рисунок 1 – Схема производственного процесса
Выделяют следующие виды разделения труда:
1. Внутрипроизводственное - заключается в выделении различных видов работ, представляет собой частичные производственные процессы и закрепление их за определенными работниками.
2. Технологическое - разбиение процесса производства на стадии, фазы, технологические процессы и операции:
· Пооперационное разделение труда – предусматривает разделение и закрепление операции технологического процесса за определенными работниками, расстановку работающих их рационную занятость и оптимальную загрузку оборудования;
· Предметное разделения труда предполагает закрепление за конкретными исполнителями комплексных работ, позволяющих полностью изготовить изделие.
· Подетальное разделение труда - закрепление за конкретными исполнителями комплексных работ, позволяющих полностью изготовить часть.
3. Функциональное (основные рабочие; вспомогательные рабочие; руководители специалисты и служащие) - деление работников на группы в зависимости от их специализации по выполняемым функциям:
· Профессиональное разделение труда - выполнение на рабочем месте работ в рамках той или иной профессии.
· Квалификационное разделение труда - обусловлено различной сложностью работ, требующее определенного уровня знаний и опыта.
Существуют следующие границы разделения труда:
1. Технологическая - определяется существующей технологией, которая делит производственный процесс на операции.
2. Экономическая - определяется уровнем загрузки рабочих и длительностью производственного цикла.
3. Психо-физиологическая определяется допустимыми физическими и психологическими нагрузками.
4. Социальная - определяется минимально необходимым разнообразием выполняемых функций, обеспечивающих содержательность и привлекательность труда.
Разделение труда неразрывно связано с кооперацией.
Кооперация труда – это объединение работников в ходе совместного выполнения единого процесса либо группы взаимосвязанных трудовых процессов.
Формы кооперации труда:
1. Межцеховая – связана с разделением производственного процесса между цехами. Заключается в участии коллективов цехов в общем для всего предприятия процессе труда по изготовлению продукции.
2. Внутрицеховая – заключается во взаимодействии отдельных структурных подразделений цеха (между участками и т.д.).
3. Внутриучастковая – заключается во взаимодействии отдельных работников в процессе совместного труда или организации труда рабочих, объединенных в бригады.
4. Внутрибригадная кооперация - объединяет рабочих, совместно выполняющих единое для бригады производственное задание и несущих коллективную ответственность за результаты труда бригады.
5. Межисполнительная форма кооперации – кооперация между автономными работниками.
Важнейшими направлениями совершенствования разделения и кооперации труда являются совмещение профессий, расширение зон обслуживания, многостаночная работа. Большой простор для проявления инициативы рабочих в целесообразной кооперации труда дает организация труда в комплексных бригадах с частичной или полной взаимозаменяемостью.
Совмещение профессий - это выполнение в течение нормальной продолжительности рабочего дня, наряду с работами по основной профессии, работ по второй или нескольким профессиям. Совмещение профессий целесообразно применять на тех работах, где имеются продолжительные технологические перерывы при выполнении работ по основной специальности, а также там, где при работе на станках (при обслуживании агрегатов) имеется машино-свободное время, то есть время, в течение которого рабочий при работающем станке (агрегате) свободен от необходимости его обслуживания.
Овладение смежными профессиями имеет большой экономический и социальный смысл даже в тех случаях, когда свободного времени в течение рабочего дня нет, но работа отличается монотонностью. В таких условиях целесообразна перемена труда, смена операций, переход по определенному графику с одного рабочего места на другое, что ведет к увеличению разнообразия труда, повышению его содержательности и привлекательности, благоприятно сказывается на здоровье и настроении работников, на экономических результатах труда.
Овладение смежными профессиями необходимо также на тех участках производства, где отсутствует стабильная загрузка работников, на работах малопрестижных и физически тяжелых.
На работах, выполняемых рабочими одной профессии, получило распространение расширение зон обслуживания, которое преследует цель более рационального использования рабочего времени, а также более полной загрузки оборудования (например, многостаночное обслуживание, когда одним или группой рабочих одновременно обслуживаются несколько станков). Ручные операции на каждом из обслуживаемых станков осуществляются последовательно, после чего станок до следующей ручной операции работает в автоматическом режиме.
Главным условием организации многостаночного обслуживания является наличие машино-свободного времени на каждом из обслуживаемых станков, равного сумме ручного времени работы на всех других, обслуживаемых одним рабочим станках.
Разделение и кооперация труда проявляются на производстве в различных формах. На выбор конкретной формы влияют следующие факторы:
1. Технический уровень производства (технический состав оборудования);
2. Тип производства (массовое, серийное, единичное);
3. Принцип организации цехов, участков и построения вспомогательных служб (технологический, смешанный, предметный);
4. Сложность и трудоемкость изделия.
При разделении и кооперации труда решается вопрос: кто и что будет делать, как и с кем будет взаимодействовать. Для организации высокопроизводительного труда необходимо также решить и такой вопрос: как, каким образом следует выполнять работу. Достигается это установлением рациональных методов и приемов труда.
Тема 6. Основные требования к организации умственного труда, труд руководителя
Умственный труд – это труд, характеризующийся преобладанием психической нагрузки над физической нагрузкой.
Основные требования к организации
умственного труда состоят в следующем:
1. Постепенное вхождение в любую трудовую деятельность, в т.ч. умственную. Работу необходимо начинать с наиболее простых элементов, таких как подготовка рабочего места, планирование труда на предстоящий период.
2. Соблюдение строгой последовательности в выполнении умственной работы, систематичности и тщательного планирования трудовой деятельности.
3. Определение и последовательное соблюдение оптимального темпа и ритма выполнения работы, в т.ч. умственной, что в значительной
степени снижает утомляемость. При этом необходимо помнить о двух моментах:
а) чрезмерно завышенный, так же как и чрезмерно заниженный темп работы вредно влияют на организм человека и уровень его работоспособности;
б) необходимо устанавливать темп работы с учетом индивидуальных возможностей человека, которые могут сильно различаться.
4. Установление и соблюдение научно обоснованного режима труда и отдыха при разумном сочетании умственной и физической деятельности с занятиями физкультурой и спортом.
Успешное функционирование всей системы хозяйствования, ее эффективность во многом зависят от деятельности руководителей, от их умения организовать процесс управления.
Труд руководителя в значительной мере является творческим, но требует не только знаний но и организаторских способностей, непрерывного повышения квалификации и пополнения образования.
Профессиональная деятельность руководителя является многогранной, интенсивной, как правило, наполнена множеством личных наблюдений и впечатлений, богатством отношений, способствует формированию позитивных личных качеств: чувства ответственности, умение держать слово, широкого кругозора, морально-политической зрелости, культуры управления.
Эффективность управленческого труда во многом зависит от правильного определения трудоемкости отдельных видов выполняемых работ и установления на этой основе требуемой для их выполнения численности. Управленческий персонал предприятия принято делить на 3 группы:
- руководители
- специалисты
- технические исполнители.
Труд каждой из этих групп имеет свои особенности как с точки зрения его функционального содержания и характера умственных нагрузок, так и с точки зрения его влияния на результаты деятельности предприятия.
Разделение труда руководителей, специалистов и служащих предприятия охватывает распределение совокупности всех выполняемых ими работ между группами или отдельными исполнителями и находит свое отражение в организационной структуре предприятия. Определяющими факторами расчленения работ, формирующих процесс управления, между группами или отдельными работниками выступают функциональное, технологическое и профессионально-квалификационное разделение труда.
Функциональное разделение труда руководителей, специалистов и служащих заключается в обособлении однородных работ, требующих определенного, свойственного только им комплекса знаний, подготовки и навыков по функциям управления. В сфере материального производства к таким функциям относятся организация управления, прогнозирование и планирование, техническая подготовка производства, управление трудом и социальным развитием коллектива, бухгалтерский учет и финансовая деятельность, материально-техническое обеспечение и др.
Технологическое разделение труда представляет собой специализацию работников на выполнении работ, связанных общностью технологических процессов. Это способствует выделению из различных видов их деятельности стереотипных и формализуемых операций, которые могут выполняться с помощью подразделений, оснащенных необходимыми техническими средствами. Такие службы заняты выполнением информационно-технических операций, обеспечивающих функциональные подразделения и руководителей различного уровня необходимой для принятия управленческих решений информацией.
Профессионально-квалификационное разделение труда руководителей, специалистов и служащих основывается на распределении обязанностей и разграничении ответственности между работниками с учетом занимаемой должности, степени сложности поручаемых работ, уровня профессиональных знаний, требуемых для их выполнения, специальности и квалификации в целях обеспечения высокой эффективности труда каждого работника. Для успешного проведения этой работы на предприятиях используется Единый квалификационный справочник должностей служащих, в котором для каждой должности определен круг обязанностей, указано, что должен знать работник, установлены квалификационные требования (образование, опыт работы).
Разделение труда руководителей, специалистов и служащих неразрывно связано с формами его кооперации, которая, являясь неотъемлемой стороной процесса разделения труда руководителей, специалистов и служащих, представляет собой систему их производственных взаимосвязей для успешного осуществления функций. Она находит свое отражение в структуре функциональных подразделений и системе подчиненности внутри них.
Так, функциональное разделение труда обуславливает необходимость кооперации между соответствующими структурными подразделениями и службами при выполнении закрепленных за ними функций. При технологическом разделении труда возможна кооперация как между отдельными работниками, так и между структурными подразделениями. Профессионально-квалификационному разделению труда в основном соответствует кооперация между работниками внутри подразделения.
Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий.