Раздел 5. Маркетинговая деятельность на предприятии.
Тема 5.2. Качество и конкурентоспособность продукции
План:
1.Понятие качества продукции. Показатели качества.
2. Функциональные, ресурсосберегающие, природоохранные, показатели качества продукции. Конкурентоспособность продукции.
3.Система качества.
1. Качество продукции – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Свойство продукции - объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании, эксплуатации, потреблении. Свойства продукции выражаются показателями качества – количественными характеристиками одного или нескольких свойств продукции.
Классификационные показатели характеризуют принадлежность продукции к определенной группе в системе классификации и определяют назначение, область применения, условия использования продукции. Вся промышленная и сельскохозяйственная продукция систематизирована, имеет кодовое обозначение и включена в Общероссийский классификатор продукции.
Оценочные показатели количественно характеризуют свойства, образующие качество продукции. Они подразделяются на:
- функциональные;
- ресурсосберегающие;
- природоохранные.
2. Функциональные показатели характеризуют свойства, определяющих - -функциональную пригодность продукции (грузоподъемность, вместимость, водонепроницаемость, калорийность, производительность);
-надежность (безотказность, ремонтопригодность, долговечность, сохраняемость, восстанавливаемость);
-эргономичность (гигиенические, антропометрические, психологические, психофизические показатели),
-эстетичность (рациональность формы, сохранность товарного вида, художественная выразительность, совершенство производственного исполнения).
Ресурсосберегающие показатели характеризуют свойства продукции, которые определяют уровень затрачиваемых ресурсов при ее создании и применении. Они подразделяются на:
-показатели технологичности: особенности состава и структуры продукции, влияющие на затраты сырья, материалов, топлива, энергии, труда и времени для производства (добычи) продукции и ее потребления (эксплуатации).
-показатели ресурсопотребления: затраты сырья, материалов, топлива, энергии, труда и времени при непосредственном использовании продукции по назначению.
Природоохранные показатели качества продукции характеризуют ее свойства, связанные с воздействием на человека и окружающую среду:
-показатель безопасности при потреблении, эксплуатации, транспортировки, хранении, утилизации продукции;
-показатель экологичности- вредные воздействия при производстве, монтаже, потреблении или эксплуатации продукции.
Важнейшим показателем качества продукции является показатель конкурентоспособности, который выражается отношением качества продукции к цене потребления. Оценка конкурентоспособности продукции производится на основе сопоставления данной продукции с соответствующей продукцией других фирм.
3. Система качества – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Важнейшим элементом системы качества является жизненный цикл продукции, или «петля качества» - концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения.
Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия и охватывает все стадии «петли качества»:
1) маркетинг, поиск, изучение рынка;
2)проектирование и разработка технических требований, разработка продукции;
3)материально-техническое снабжение;
4)подготовка и разработка технических процессов;
5)производство;
6)контроль, проведение испытаний и обследований;
7)упаковка и хранение;
8)реализация и распределение продукции;
9)монтаж и эксплуатация;
10)техническая помощь и обслуживание;
11)утилизация после использования изделия.
Тема 5.3. Инвестиционная политика предприятия.
План.
1. Понятие инвестиций.
2. Структура инвестиций и источники привлечения капитала.
3. Инвестиционное проектирование.
1. Инвестиции- вложения в основной капитал, в запасы, резервы, требующие отвлечения материальных и денежных средств на длительное время.
Инвестиции понимаются более широко, чем капитальные вложения в основной капитал, т.к. предусматривают увеличение различных видов экономических ресурсов, в.т.ч. ценные бумаги, материальные ресурсы, информационные ресурсы, духовный потенциал. Различают 2 вида инвестиций: материально-вещественные и денежные.
Материально-вещественные инвестиции – строящиеся производственные и непроизводственные объекты, оборудование и машины, направляемые на расширение и замену технического парка, развитие и расширение материально-технической базы.
Денежные инвестиции – денежный капитал, направляемый на создание материально-вещественных инвестиций и обеспечение выпуска инвестиционных товаров.
В зависимости от сроков различают: краткосрочные – на несколько месяцев и долгосрочные инвестиции – на год или несколько лет – до 10 (например – образование). Инвестиции связаны с формами собственности и их преобразованием. Инвестор– лицо, вложившее средства в определенный объект. Вложение средств дает основание для получение прав собственности на этот объект и возможность распоряжаться им. Прямые инвестициидают инвестору право участвовать в управлении.
2. В зависимости от того, кто инвестирует капитал, различают:
- государственные инвестиции- средства государственного или местного бюджетов, вкладываемые в развитие экономики, отвлекаемые от текущего государственного потребления в целях поддержки производства, социальной сферы, экономического роста;
- частные инвестиции – вложение негосударственных средств, т.е принадлежащих компаниям, предпринимателям, населению;
- иностранные инвестиции- инвестиции, поступающие из-за рубежа, могут быть как государственные, так и частные.
Так как инвестиции - это ресурсы для будущего, важно решать вопрос об источниках инвестиций и возможностях их привлечения: предприятие без подпитки инвестиций обречено на прекращение деятельности, умирание.
Основные внутренние источники инвестиций на предприятии:
1.Прибыль – может, после выплаты налогов и дивидендов, быть полностью использована в виде вложений в собственное производство; необходимо учитывать, что из прибыли также образуется потребления и резервный фонд предприятия.
2.Амортизационные отчисления – наиболее устойчивый внутренний источник инвестиций. Эти средства должны расходоваться на возмещение износа капитала.
3.Инвестиционные взносы –паевые, учредительные, денежные и имущественные вложения.
Основные внешние источники инвестиций на предприятии:
1.Банковский кредит с залогом недвижимости. Краткосрочный 1-5 лет, долгосрочный – более 5 лет. Инвестиционным кредитом могут пользоваться и сами банки, кредитуя друг друга (межбанковский кредит).
2.Инвестиционный налоговый кредит –отсрочки налоговых платежей. Процентный кредит, предоставляется чрез налоговые органы.
3.Инвестиционные кредиты друг другусамими предприятиями и предпринимателями не только в денежной, но и товарной форме.
4.Открытая продажа акций АО –как самими компаниями, так и через инвестиционные фонды.
5.Продажа облигаций корпораций -по ним выплачиваются проценты.
6.Кредиторская задолженность предприятий друг другу – может рассматриваться как источник инвестиций.
7.Дочерние предприятия –могут получать от материнских компаний инвестиционные ресурсы.
8.Венчурный капитал –для освоения производства новых товаров и новых технологий. Венчурные фирмы занимаются инновациями, нововведениями. Эти инвестиции очень рискованные, но в случае удачи возможно получение большой прибыли.
9.Вспомогательные источники –добровольные благотворительные взносы меценатов, страховые взносы, выручка от продажи заложенного имущества должников, спонсорские взносы.
Экономически развитыми странами в рыночной экономике считаются те, у которых доля накопления, расходуемая на инвестиции, составляет от 1/4 до 1/3 национального дохода страны, в то время как обычно многими странами расходуется его 1/5 или 1/6 часть.
3. Инвестиционный проект – программа решения экономической проблемы вложения средств в такую бизнес-идею, которая приводит к отдаче, получению дохода, прибыли. Инвестиционные проекты бывают: социальные, научно-технические, производственно-технологические, повышения качества и эффективности работы, торговые, организационные, информационные. Инвестиционные проекты осуществляются в несколько стадий, которые составляют единое целое:
1.Разработка проекта -создание модели, выбор действий по достижению целей,вариантов,осуществление расчетов, обоснование решений. Главное в разработке проекта- подготовка технико-экономического обоснования, являющегося основным документом для принятия решений об осуществлении проекта и выделении инвестиций под него. В дополнение к технико – экономическому обоснованию или в его составе разрабатывают бизнес- план проекта, особенно если проект коммерческий.
2.Реализация проекта -его практическое осуществление, конкретная экономическая деятельность.
Период времени от начала инвестирования средств до окупаемости называют сроком жизни, или жизненным циклом, проекта. Потребность в инвестициях вызывает необходимость их рационального использования – получения максимального эффекта при минимизации расходов инвестиционных ресурсов.
Самый хороший менеджер мало чего может добиться на рынке, если у предприятия нет денег, поэтому основная задача менеджера – предпринимателя – привлечение и максимальное использование денежного капитала (субсидии, гранты, дотации от государства). При разработке инвестиционного проекта важно рационально выбрать формы привлечения капитала и определить целесообразно наращивать собственный капитал или привлечь заемный.
Основные формы инвестиций для увеличения собственного капитала:
-обычные акции – ценные бумаги с правом на собственный капитал компании;
-привилегированные акции – гарантирующие дивиденды и другие преимущества при ликвидации компании;
-долговые обязательства с варрантом (возврат долга через срок с процентами) с правом на покупку акций;
-конвентируемые облигации;
-кредиты(торговый, банковский, личный).