Отличие рынка факторов производства от рынка товаров и услуг
Факторы производства– это экономические ресурсы, участвующие в производстве товаров и услуг. Под экономическими ресурсами в настоящее время понимают природные ресурсы (земля), труд, капитал (инвестиционные ресурсы) и предпринимательские способности. Иногда их разделяют на людские ресурсы (труд и предпринимательская способность) и материальные ресурсы (земля и капитал), что не меняет существа вопроса.
Рынок факторов производства - сфера товарного обращения рабочей силы, природных ресурсов и капитала. Потребителями ресурсов являются производящие разнообразные блага предприятия и организации, которые приобретают их у собственников ресурсов. Владельцами экономических ресурсов, продавцами, в большинстве случаев являются домохозяйства. Для предприятий цены на ресурсы являются издержками, а для домохозяйств (собственников ресурсов) – доходами.
Для каждого типа производственных ресурсов формируются отдельные рынки: рынок труда, рынок природных ресурсов, рынок капитала, рынок предпринимательских способностей. На рынках труда, земли, капитала и предпринимательских способностей формируются такие виды доходов на факторы производства, как заработная плата, рента, ссудный процент и прибыль.
На рынках факторов производства, как и на рынках товаров, также действуют законы спроса и предложения, но специфика самих объектов купли-продажи обуславливает особенности спроса и предложения экономических ресурсов на рынках факторов производства.
§ Во-первых, в отличие от товарных рынков, на которых покупатель, приобретая товар, вступает в его полное владение, на рынках факторов производства покупатель часто приобретает только услуги, которые этот фактор может оказать. Например, приобретение такого фактора производства, как рабочая сила, вовсе не означает, что ее покупатель становится владельцем работника, обладающего данными знаниями и умениями. В отношении таких факторов производства как капитал и земля, возможно их приобретение как в полную собственность, так и только услуг рассматриваемых факторов.
§ Во-вторых, специфической чертой спроса на экономические ресурсы является то, что спрос имеет производный, вторичный характер - определяется спросом на готовую продукцию, производимую с помощью данного ресурса. Как правило, чем выше спрос на продукт, тем выше спрос и на ресурсы, необходимые для его выпуска.
§ В-третьих, спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели - люди, способные наладить производство необходимых обществу благ, то есть обладающие предпринимательскими способностями.
§ В-четвертых, спрос на факторы производства является взаимозависимым. В производственном процессе различные экономические ресурсы взаимодействуют между собой, взаимозаменяя или взаимодополняя друг друга, иногда даже конкурируюя. Производительность одного фактора производства зависит от эффективности другого. Взаимозависимость ресурсов означает также, что в большинстве случаев невозможно точно сказать, сколько продукта было произведено конкретным производственным ресурсом отдельно от других.
§ В-пятых, специфика предложения на рынках факторов производства обусловлена редкостью экономических ресурсови производных от них факторов производства. Если бы не существовало проблемы ограниченности ресурсов, то не существовало бы проблемы выбора и все потребности общества были бы удовлетворены. Но поскольку ресурсы редки, то степень редкости во многом определяет предложение и стоимость факторов производства на рынке.
Покупая товар, мы вступаем в его полное владение. Покупка фактора производства означает лишь то, что покупаются услуги, которые могут быть оказаны. Так, покупатель рабочей силы не становится владельцем живого человека, а лишь получает право на стоимость, которая будет создана в результате его усилий. Покупатель капитала или земли не просто запасается некоторой суммой денег, оборудованием или участком, а приобретает возможность использовать их для производства товаров и возрастания стоимости. Разумеется, часть факторов можно купить в прямом смысле слова (исключая, конечно, рабочую силу), т. е. сделать их своими активами, но основное в факторах производства — иметь доступ к их услугам. Следовательно, рынок факторов производства — это рынок услуг этих факторов.
Рынки факторов производства подчиняются тем же законам, что и рынки товаров и услуг. Рыночная цена является равновесной, складывающейся под воздействием спроса и предложения на тот или иной фактор. При этом следует различать сами факторы производства и услуги, оказываемые этими факторами.
В качестве факторов выступают труд, земля, капитал и предпринимательские способности. Каждый из факторов, выступая как элемент производственного процесса, оказывает определенные услуги.
Величина цены этих услуг обуславливает доходы собственников факторов производства:
- цена услуг труда (доход наемных работников) определяется заработной платой;
- цена услуг капитала (доход собственников капитала) — процентом;
- цена услуг предпринимательской деятельности (доход предпринимателей) — прибылью.
Когда фирмы покупают услуги, оказываемые факторами, предприниматели, как правило, не становятся владельцами этих факторов:
- покупая рабочую силу, предприниматели не становятся владельцами живого человека, а лишь получают право на получение стоимости в результате его труда;
- приобретая капитал, предприниматели имеют возможность использовать оборудование, здание, сырье, денежные средства для создания новой стоимости;
- покупая землю, предприниматели реализуют свое право для производства товаров и увеличения стоимости;
- предпринимательские способности позволяют наилучшим образом соединять возможности всех факторов производства для получения прибыли.
Разумеется, основные факторы производства можно приобрести не только в пользование, но и во владение и распоряжение (за исключением рабочей силы), то есть сделать их своими капитальными активами. Но это не главное, главное — иметь доступ к этим факторам и получать от них новую стоимость.
Таким образом, рынок факторов производства — это рынок услуг этих факторов. Плата за эти услуги называется ценой фактора или его доходом.
Если факторы производства оказывают услуги своим собственникам, то они не выступают на рынке факторов производства. Предприниматель, например, может сам трудиться в собственной фирме, владелец земельного участка — использовать его для своих личных целей, вкладывая свой личный труд и т. д. В этом случае владельцы факторов весь доход, полученный от их использования, присваивают сами себе.
Рынком факторов производства (ресурсов) называется сфера экономики, в которой осуществляется их купля-продажа, и где в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены на труд, на природные ресурсы, капитал, предпринимательскую способность в форме заработной платы, ренты, процентного дохода, прибыли. В современных условиях к факторам производства относятся также научно-технический прогресс, знания, информации и др.
Разным видам факторов производства соответствуют виды рынков: рынок труда, природных ресурсов (рынок земли), рынок капиталов. Они функционируют во взаимосвязи и взаимодействии.
Основныеотличия рынка факторов производстваот рынка товаров и услуг заключаются в следующем:
- Рынок факторов производства носит производный характер, так как его необходимость определяется потребностями производства товаров для потребителей.
- Специфичны экономические роли и экономические интересы основных рыночных субъектов на рассматриваемом рынке. Фирмы на рынке товаров и услуг выступают в роли продавцов, а на рынке факторов производства – в роли покупателей. Домохозяйства на рынке товаров и услуг являются покупателями, а на рынке факторов производства – продавцами. Продавцы стремятся продать свой товар дороже, а покупатель – купить дешевле.
- На рынке факторов производства формируется производственный спрос. Продаваемые факторы производства используются для производительного потребления, т. е. для производства товаров и услуг. Цены на ресурсы регулируют их распределение между фирмами и отраслями производства.
Рынок факторов производства выполняет специфические функции:
- определяет уровень цен на различные факторы производства;
- рационально распределяет ограниченные ресурсы среди фирм и отраслей;
- содействует более эффективному производству товаров и услуг;
- определяет, как, каким способом, при каком сочетании ресурсов произвести избранные виды продукции и максимизировать прибыль;
- обусловливает характер распределения факторных доходов, их размеры;
- определяет, для кого производятся товары и услуги, так как плата за определенные экономические ресурсы является основным доходом для их собственников; участвует в установлении общего микроэкономического равновесия.
Общая характеристика спроса и предложения экономических ресурсов:
Ресурсы (факторы производства) - это то, что используется для производства товаров и услуг. Различают ресурсы материальные (земля и капитал) и людские (труд и предпринимательская деятельность). Рынки ресурсов (факторов производства) есть сферы товарного оборота таких важнейших групп ресурсов хозяйственной деятельности, как земля, природные ископаемые, ресурсы труда, капитала. Важнейшая функция этих рынков: содействие более эффективному производству товаров и услуг.
Микроэкономический анализ рынков ресурсов предполагает исследование стратегии поведения фирм-покупателей ресурсов (механизма принятия решений об объемах приобретаемых ресурсов и ценах); рассмотрение ситуаций, при которых равновесие на рынках ресурсов зависит от того, какой рыночной властью обладают фирмы на рынках готовой продукции. Исследование рынков ресурсов предполагает изучение спроса и предложения на ресурсы.
Спрос фирм-покупателей на ресурсы является производным от спроса на продукцию, изготовляемую с применением данных ресурсов. Иначе говоря, ресурсы удовлетворяют потребности покупателя не прямо, а косвенно, через производство товаров и услуг.
Производный характер спроса на ресурсы означает, что устойчивость спроса на любой ресурс будет зависеть, прежде всего, от производительности ресурса при создании товара и от цены товара, произведенного с помощью данного ресурса. Большим спросом будет пользоваться высокопроизводительный ресурс, производящий товар, отличающийся большим спросом. Никакого спроса не будет на ресурс, который производит ненужный товар.
Особенность спроса на ресурсы позволяет показать и специфику его эластичности. Чувствительность этого спроса, его реакцию на изменение цены ресурсов определяют три фактора. Первый - эластичность спроса на готовую продукцию: чем она выше, тем более эластичным будет спрос на ресурсы. Когда повышение цены на товар вызывает значительное падение спроса на него, потребность в ресурсах уменьшается.
В случае, когда, напротив, спрос на изготовляемую с помощью данных ресурсов продукцию неэластичен, неэластичен и спрос на ресурсы. Второй фактор - замещаемость ресурсов. Эластичность спроса на них высока, если в случае повышения цены существует возможность их замены другими ресурсами. Третий фактор - удельный вес данных ресурсов в общих издержках производства готовой продукции. Чем больше их доля, тем выше эластичность спроса.
Предложение ресурсов (при их общей ограниченности) в каждый данный момент - величина вполне определенная. В другой момент она может реально изменяться под воздействием каких-то факторов. Например, мелиоративные работы в данном квартале увеличили предложение земли, изменение зарплаты повлияло на предложение труда и т.д.