Предприятие и фирма. Общее и различие
Рыночное предложение, как нам уже известно, формируется множеством фирм, являющихся главными субъектами микроэкономики. В рамках данной главы предстоит рассмотреть сущность фирмы, выделить ее типы, разграничить понятия «предприятие» и «фирма», изучить цели ее деятельности. Рыночное предложение материальных благ связано с их производством. Производство представляет собой процесс преобразования экономических ресурсов в товары и услуги, прямо или косвенно удовлетворяющие материальные потребности. Любое производство предполагает использование экономических ресурсов. Таким образом, в основе предложения любого товара лежат затраты экономических ресурсов на его производство, и именно эти аспекты проблемы производства также станут объектом анализа в данной главе. Кроме того, величина предложения любого материального блага во многом будет зависеть от наличия или отсутствия прибыли у отдельного товаропроизводителя в отрасли. Поэтому далее будет уделено внимание основному показателю результативности функционирования любого предприятия -- прибыли и принципам ее максимизации.
«Предприятие» и «фирма» -- различные экономические категории, хотя в обыденной действительности и зачастую в литературе эти понятия рассматриваются как синонимичные, как некоторая форма организации производственной деятельности и прочих видов предпринимательской активности. В строгом смысле слова под предприятием следует понимать совокупность факторов производства, расположенных в одном месте и связанных единым технологическим процессом, т. е. форму производственной деятельности. Иными словами, предприятие -- обособленная хозяйственная единица, осуществляющая производство товаров и услуг в любой отрасли экономики. Предприятием является и крупный металлургический завод, и обувная фабрика, ателье, косметический салон, магазин тоже являются предприятиями.
Под фирмой обычно понимают все или почти все формы организации предпринимательской деятельности. Фирма -- единица предпринимательства, понятие это более широкое, чем «предприятие». Предпринимательская фирма представляет собой организацию, осуществляющую хозяйственную деятельность на одном или более предприятиях, т. е. фирма может включать в себя несколько обособленных хозяйственных единиц. Понятия «фирма» и «предприятие» будут идентичны в том случае, если фирма включает одно производственное предприятие. Современные фирмы обычно объединяют предприятия в группу. Естественно, что рамки предприятия не совпадут в этом случае с организационными рамками фирмы.
В рамках одной фирмы входящие в ее состав предприятия объединяются по горизонтальному или вертикальному принципу, а также на основе конгломератных слияний. Горизонтальная интеграция предполагает, что в рамках фирмы объединяются предприятия одной и той же отрасли, одного профиля, одной стадии производства. Примером может служить горнодобывающая фирма, в состав которой входит несколько идентичных добывающих предприятий. Такая форма интеграции получила широкое распространение в торговле и сфере услуг. Основными мотивами создания объединений по горизонтальному принципу являются: обеспечение экономии на масштабах деятельности; снижение уровня конкуренции в отрасли и обеспечение рыночного контроля; рационализация деятельности фирмы, предполагающая ликвидацию нерентабельных предприятий и создание на их основе более эффективных производств.
Вертикальная интеграция имеет место в том случае, когда одной фирме принадлежат предприятия одной отрасли, но разных стадий производства некоторой продукции. Принцип вертикальной интеграции означает объединение предприятий одной технологической цепочки от добычи сырья до сбыта готовой продукции под контролем одной фирмы. Крупные фирмы обрабатывающей промышленности нередко в своей основе имеют вертикальное объединение предприятий, каждое из которых функционирует на разных стадиях производственного процесса. Примером здесь может служить крупная нефтяная фирма, осуществляющая и добычу нефти, и ее переработку, доставку, и реализацию готовой продукции конечному потребителю. Для нее подошел бы слоган «от скважины -- до бензоколонки», отражающий, по сути, принцип вертикальной интеграции предприятий в рамках крупной нефтяной компании. В качестве основных мотивов вертикальных слияний предприятий под эгидой одной фирмы можно отметить следующие: обеспечение надежности доступа к источникам ресурсов, контроль над сырьевыми источниками, контроль над каналами сбыта и снабжения.
Конгломератные слияния представляют собой объединение предприятий различной отраслевой принадлежности, не связанных между собой технологически. По сути, это способ диверсификации производства. Понятие «диверсификации производства» означает расширение номенклатуры выпускаемой продукции, предполагающее комбинированное производство, одновременное развитие многих, не связанных друг с другом технологически видов производств и предпринимательской деятельности. Многие современные крупные фирмы являются концернами или конгломератами. Концерн -- фирма, имеющая определенное профильное производство и объединяющая предприятия одной или нескольких отраслей, работающих на основное производство. Например, крупная фирма-производитель автомобилей включает множество предприятий -- шинное производство, кузовное производство, производство стекол и т. п., ориентированных на единый автосборочный комплекс. Конгломераты -- объединения предприятий, не имеющих ярко выраженной отраслевой направленности, т. е. включающие предприятия, оперирующие во многих различных отраслях. Возникают конгломераты на основе объединения финансовых ресурсов, а основная цель их создания -- возможность получения спекулятивной прибыли за счет манипуляций с акциями различных предприятий, входящих в конгломерат, на рынке ценных бумаг. Фирмы, являющиеся объединениями предприятий, обычно представляют крупный бизнес.