Цена единицы продукции х Х- Переменные расходы на единицу
продукции х Х- Постоянные расходы = Прибыль,
где X- объем реализации в точке безубыточности, шт.
Затем в левой части уравнения за скобку выносится объем реализации (X), а правая часть - прибыль - приравнивается к нулю (поскольку цель данного расчета - в определении точки, где у предприятия нет прибыли):
Х х (Цена единицы продукции - Переменные расходы на единицу продукции) - Совокупные постоянные расходы = 0.
При этом в скобках образуется маржинальный доход на единицу продукции. (Следует помнить, что маржинальный доход - это разница между выручкой от продаж продукции (работ, услуг, товаров) и переменными издержками.) Далее выводится конечная формула для расчета точки равновесия:
Точка безубыточности в единицах | = | Постоянные затраты |
Маржинальная прибыль на единицу |
Следующая формула позволяет определить объем продаж в единицах, необходимый для получения планируемой прибыли
Объем продаж в единицах продукции | = | Постоянные затраты + Планируемая прибыль |
Маржинальная прибыль на единицу продукции |
Точка безубыточности в денежном выраженииопределяется делением постоянных издержек на коэффициент маржинального дохода. (или точка безубыточности в единицах х цена единицы изделия)
Точка безубыточности в денежном выражении | = | Постоянные издержки |
Норма маржинальной прибыли |
Следующая формула позволяет определить доход в денежном выражении, необходимый для получения планируемой прибыли:
Доход | = | Постоянные затраты + Планируемая прибыль |
Норма маржинальной прибыли |
Отношение маржинальной прибыли к сумме выручки от реализации называется нормой маржинальной прибыли.
Эта величина рассчитывается следующим образом:
Пример:
Выручка от реализации компании составляет 300 000 д.е. Переменные издержки составляют 120 000 д.е. Найти норму маржинальной прибыли.
Решение:
Норма маржинальной прибыли | = | 300 000 - 120 000 | = | 60% |
300 000 |
Норма маржинальной прибыли показывает, какое влияние на последнюю оказывает изменение суммы выручки от реализации. В нашем примере норма маржинальной прибыли равна 60%. Это означает, что увеличение выручки от реализации на 1 тыс. руб. приведет к увеличению маржинальной прибыли на 0,6 тыс. руб. Прибыль предприятия также возрастет на 0,6 тыс. руб., если останутся неизменными постоянные затраты.
Метод маржинального дохода (валовой прибыли)является альтернативным математическому методу.
В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные издержки.
Альтернативная формула расчета имеет вид:
Совокупный маржинальный доход - Совокупные постоянные расходы = Прибыль.
Поскольку в точке равновесия прибыли нет, формула преобразуется следующим образом:
Маржинальный доход на единицу продукции х Объем реализации (шт.) =Совокупные постоянные расходы
или
Точка безубыточности в единицах | = | Постоянные затраты |
Маржинальная прибыль на единицу |
Графический метод наносит линию совокупных доходов и линию совокупных расходов на график. Информация о продажах, совокупных затратах, переменных и постоянных затратах и прибыли при любом заданном уровне деловой активности может быть легко определена по графику. Это эффективный метод представления информации, и руководство может посчитать, что графическое изображение является более ценным, чем тысяча слов.
Чтобы построить каждую линию, если предполагается, что они прямые, необходимы только две точки. Вычислим эти две точки на данных предприятия.
1. Линия совокупных доходов от продаж.Выберем любое количество единиц на горизонтальной линии и умножим их на цену продажи единицы продукции (30500 руб.). Удобной исходной точкой является точка, для которой характерны нулевые доходы при нулевом уровне производства, то есть точка А в графике 1. Выберем вторую точку, например 150. Совокупные доходы равны 4575 000 руб. (150 х 30500 руб.), что соответствует точке В на графике. Затем через точки А и В проводится прямая линия, представляющая совокупные доходы от продаж.
2. Линия совокупных затрат. Совокупные затраты представляют собой сумму постоянных и переменных затрат в любой определенной точке графика. В данном случае постоянные затраты равны 1080 000 руб. и предположительно остаются неизменными в пределах релевантного диапазона. Чтобы отразить постоянные затраты, отмерим 1080 000 руб. на вертикальной оси (точка С) и продлим линию горизонтально. Переменные затраты равны 15600 руб. на единицу продукции. Для 150 единиц совокупные переменные затраты составят 2340 000 руб. (15600 руб. х 150), а совокупные затраты будут равны 3420 000 руб. (1080 000 руб. + 2340 000 руб.), что соответствует точке D на графике 2.1. Затем проведем прямую линию, берущую начало в точке С и проходящую через точку D.
При построении графика необходимо учесть определенные факторы и их поведение. Например, совокупные продажи и совокупные переменные затраты изменяются прямо пропорционально изменениям в уровне деловой активности. Однако такие взаимосвязи СVР действительны лишь в рамках установленных пределов, определенных как релевантный диапазон. Для уровней деловой активности вне этих пределов график, возможно, не будет действительным.
тыс. руб.
6000
Линия совокупных доходов
В
5000
Область прибыли
4000
3000 Линия совокупных затрат D
2000 Переменные затраты
СТочка безубыточности
1000
Область убытков Постоянные затраты
А 25 50 75 100 125 150 Реализованные
единицы
Схема 1 – Графический метод определения точки безубыточности
Как показывает построенный график, точка безубыточности находится на уровне 73 единиц продукции. В этой точке продажи равны 2226 500 руб., совокупные затраты – 2218 800 руб., переменные затраты – 1138 800 руб., постоянные затраты – 1080 000 руб., а прибыль равна нулю. Как показано на схеме, любой уровень деловой активности ниже 73 единиц попадает в область операционных убытков. Любой уровень деловой активности, превышающий 73 единицы, попадает в область прибыли или операционной прибыли.
В построенным графике упор был сделан на постоянные затраты, остающиеся неизменными для всех уровней деловой активности. Менеджеры могут предпочесть увидеть график, показывающий маржинальную прибыль для различных уровней деловой активности.
Запас финансовой прочности (Маржа (кромка) безопасности) показывает, насколько может сократиться объем продаж, прежде чем организация начнет нести убытки.
Запас финансовой прочности, в % | = | Планируемая выручка от продаж, руб. - Выручка в точке безубыточности, руб. |
Планируемая выручка от продаж |
Расчет точки безубыточности и указанных показателей позволяет получить следующую аналитическую информацию:
- определение безубыточного объема производства, выручка от которого покрывает совокупные затраты производства;
- выбор реального объема производства, обеспечивающего реальную прибыль;
- обоснование цены равновесия и допустимых пределов ее снижения;
- определение эффекта, который может быть получен от экономии (снижения) постоянных и переменных затрат.
Анализ взаимосвязи «затраты - объем - прибыль», анализ критической точки может быть полезен и давать точные данные, если выполняются предположения, лежащие в основе этого анализа. Эти допущения следующие:
ü поведение постоянных и переменных затрат может быть измерено точно, и оно не меняется в течение периода планирования;
ü переменные затраты и выручка от реализации имеют линейную зависимость от уровня производства;
ü переменные затраты и цены не меняются в течение периода планирования;
ü структура продукции не изменяется в течение планового периода;
ü объем продаж и объем производства приблизительно равны, т.е. остатки готовой продукции равны нулю.
Чтобы анализ величин в критической точке был полезным и точным, эти допущения должны соблюдаться. Если одно или более из данных предположений не соблюдается, то применение анализа «затраты - объем - прибыль» может привести к принятию ошибочных решений.
Производственный леверидж
Производственный леверидж - это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат.
С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безуточной деятельности.
Необходимым условием применения механизма производственного левериджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.
Производственный леверидж определяется с помощью формулы:
Эффект производственного левериджа =
Для наглядности рассмотрим эффект производственного левериджа на примере.
(руб.)
1. Сумма продаж (выручка) 375 000
2. Переменные затраты 250 000
3. Маржинальный доход (п. 1 - п. 2) 125 000
4. Постоянные затраты 80 000
5. Прибыль (п. 3 - п. 4) 45 000
6. Объем реализованной продукции, шт. 500
7. Цена за единицу 750
8. Эффект производственного левериджа
(п. 3 : п. 5) 2,78
Для нашего примера эффект производственного левериджа составляет 2,78 единиц (125 000 : 45 000). Это означает, что при снижении выручки предприятия на 1%, прибыль сократится на 2,78%, а при снижении выручки на 36% мы достигнем порога рентабельности, т.е. прибыль станет нулевой. Предположим, что выручка сократится на 10% и составит 337 500 руб. (375 000 - 375 000 х 10 : 100), В этих условиях прибыль предприятия сократится на 27,8% и составит 32 490 руб. (45 000 -I 45 000 х 27,8 : 100).
Производственный леверидж является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию предприятия в управлении затратами и прибылью. Величина производственного левериджа может изменяться под влиянием:
* цены и объема продаж;
* переменных и постоянных затрат;
* комбинации любых перечисленных факторов.
Анализ и принятие решений в области ценообразования
Процесс определения цены является скорее искусством, чем наукой. Существует много технических подходов к установлению приемлемых цен, и каждый подход «производит» свою цену. Но как узнать, какая из этих цен является наиболее подходящей? Искусство определения цены заключается в возможности осознания положения на рынке в целом и реакции потребителя на этот продукт и его цену. Методы ценообразования не дают менеджеру возможности воздействовать на рынок. Рыночный опыт накапливается годами вместе с изучением потребительского спроса и товарооборота по конкретному товару в отрасли. Не последнюю роль в ценообразовании также играет интуиция.
Различные методы устанавливают конкретную цену согласно определенным обстоятельствам или преследуя различные цели. Некоторые из методов дают управляющему минимальную цену, которую он или она могут принять для обеспечения прибыли. Для принятия окончательного решения по ценам менеджер должен рассмотреть все эти предлагаемые расчетные цены. Чем большей информацией обладает менеджер, тем более обоснованным и продуманным будет его решение. А различные методы и подходы обеспечивают только информацию для принятия решения. Менеджер должен выбрать наиболее подходящую цену (при данных условиях и обстоятельствах) и оценить последствия принятия такого решения.
Традиционный подход к ценообразованию основан на теории микроэкономики. Ценообразованию принадлежит главная роль в концепции теории фирм. Основное положение этой концепции — предприятие функционирует и стремится к максимизации прибыли. Хотя каждый продукт имеет свои собственные доходы и расходы, теория микроэкономики провозглашает, что прибыль будет максимальной, когда разница между суммарными доходами и суммарными затратами является наибольшей.
Установление цены - это трудный и сложный процесс, требующий учета большого количества факторов.
Все факторы, влияющие на ценообразование, можно подразделить на две группы - внешние и внутренние.
Внешние факторыопределяются рынком, на котором действует фирма. Принятие конечного решения по установлению цены зависит от следующих моментов:
1. Общий спрос на рынке на данный продукт;
2. Наличие на рынке аналогичных товаров других фирм;
3. Цена на аналогичную продукцию у конкурирующих фирм;
4. Большая заинтересованность покупателей или в меньшей цене на продукцию или в более высоком качестве товара;
5. Является ли продукция фирмы настолько новой и уникальной, что она сможет вытеснить с рынка продукцию других фирм?
Внутренние факторытакже должны учитываться при ценообразовании. Наиболее важное место среди этих факторов занимает себестоимость. Необходимо сопоставить величину затрат с возможностью их покрытия при установлении цены. Выживаемость компании зависит от степени покрытия не только текущих расходов, но и расходов, связанных с капитальными вложениями, рассчитанными на длительный период.
В табл.1 приведены внешние и внутренние факторы, влияющие на ценовые решения.
Таблица 1
Внешние и внутренние факторы ценообразования
Внешние факторы | · Общий покупательский спрос на продукцию · Количество конкурирующей продукции на рынке · Качество конкурирующей продукции · Текущие цены на конкурирующую продукцию · Предпочтение покупателем высокого качества продукции или низкой цены · Сезонность покупательского спроса |
Внутренние факторы | · Себестоимость продукции · Необходимость покрытия долгосрочных капитальных вложений · Качество материалов и труда · Трудоемкость производства · Использование ограниченных ресурсов |
На практике при ценообразовании предприятия учитывают информацию как о рынке (внешние факторы), так и о затратах (внутренние факторы).
Внутренние источники информации о состоянии рынка включают отчеты отдела сбыта, результаты обследования мнения покупателей. Внешние источники - результаты исследования рынка, специальные агентства, газеты и другие периодические издания.
Предприятия, которые опираются при ценообразовании на затраты, чаще используют метод учета полных затрат, а не переменных затрат, объясняя это следующим:
- в условиях долгосрочного периода все производственные затраты должны быть покрыты (часть менеджеров считает, что это достигается только при методе учета полных затрат);
- считается дорогостоящим проводить анализ соотношений объема и затрат для всех наименований продукции (иногда тысячами), поэтому минимальная цена рассчитывается, исходя из производственной себестоимости;
- кривые спроса достаточно неопределенны;
- производственная себестоимость обеспечивает большую стабильность.
Компаниям, которые при ценообразовании используют информацию о затратах и состоянии рынка, при сопоставлении достоинств переменных или полных затрат, нельзя искать только белые или черные стороны. В одних случаях лучше использовать метод учета переменных затрат, в других метод полных затрат.
Переменные затраты приоритетны в следующих сферах:
1) сравнение с конкурентами;
2) принятие решения о реализационной корзине и структурных сдвигах;
3) установление цен на новую продукцию;
4) принятие решения о специальном заказе и др.
Методы ценообразования на предприятия
Современные экономические исследования показывают, что выбранная политика ценообразования может привести как к экономическому росту и процветанию организации, так и к ее упадку. Одним из факторов, оказывающих влияние на ценообразование, является размер затрат, понесенных при производстве и продаже продукции. Следовательно, себестоимость продукции - это основа для формирования цены.
Нам уже известно, что себестоимость продукции рассчитывается разными методами; в зависимости от выбранного метода себестоимость может быть больше или меньше. Как быть руководителю организации в таком случае и как правильно сформировать цену на продукцию? Ответить на эти вопросы поможет изучение основ внешнего и внутреннего ценообразования.
Первым существенным вопросом данной темы является внешнее ценообразование. Основная его цель — определить такую цену на реализуемую продукцию, которая позволит достичь объема продаж, максимизирующего прибыль. В процессе ценообразования следует учитывать множество внутренних и внешних факторов: рекламу и маркетинг, упаковку, послепродажное обслуживание, сроки доставки, надежность поставщиков, условия кредита.
Основой для выработки решений об установлении цены является себестоимость производства продукции. Основные методы установления цены, базирующейся на основе затрат на производство продукции:
- переменных затрат;
- валовой прибыли;
- рентабельности продаж;
- рентабельности активов.
Ценообразование на основе переменных затрат. Первый из подходов к установлению цены на основе затрат состоит в том, что рассчитывается некоторая процентная наценка к переменным производственным затратам для каждого вида продукции. Этот подход называется методом ценообразования на основе переменных затрат.
Для расчетов используются две формулы:
Процент наценки | = | (желаемая величина прибыли + постоянные общепроизводственные затраты + коммерческие, общие, административные расходы) |
суммарные переменные производственные затраты |
Цена на основе переменных затрат | = | переменные производственные затраты на единицу + (процент наценки х переменные производственные затраты на единицу) |
Или
Цена на основе переменных затрат | = | переменные производственные затраты на единицу Х (1 + процент наценки) |
Цена устанавливается на основе процентной надбавки ко всем переменным производственным затратам.
Метод переменных затрат целесообразно использовать, если соблюдаются условия:
ü стоимость активов, вовлеченных в производство каждого вида продукции на предприятии одинакова;
ü отношение переменных затрат к остальным производственным расходам одинаково для каждого вида продукции.
Пример:
Предприятие выпускает продукцию А. Прямые материальные и прямые трудовые затраты на единицу продукции составляют соответственно 50 и 20 руб., переменные общепроизводственные затраты - 10 руб.; постоянные общепроизводственные расходы -250 тыс. руб.; коммерческие общие и административные расходы - 200 тыс. руб. Размер желаемой прибыли - 360 тыс. руб.
Определить цену, если планируемый объем производства должен составить 120 тыс. единиц продукции.
Решение:
1. Определим переменные затраты на единицу продукции:
Переменные затраты на ед. продукции = 50 руб. + 20 руб. + 10 руб. = 80 руб.
2. Определим переменные затраты на объем продукции:
80 руб. х 120 тыс. ед. = 9600 тыс. руб.
3. Рассчитаем процентную наценку:
Процент наценки = (желаемая величина прибыли + постоянные общепроизводственные затраты + коммерческие, общие, административные расходы) / суммарные переменные производственные затраты = (360 тыс. руб. + 450 тыс. руб.) : 9600 тыс. руб. = 810 тыс. руб. : 9600 тыс. руб. = 0,084.
4. Цена продукции А составит:
Ц = переменные производственные затраты на единицу Х (1 + процент наценки) = 80 руб. х (1 + 0,084) = 86,72 руб.
Таким образом, чтобы покрыть все затраты на производство продукции и получить прибыль в размере 360 тыс. руб., предприятию необходимо установить цену на продукцию А в размере 86, 72 руб.
Ценообразование на основе валовой прибыли. Второй метод установления цены в качестве расчетной базы использует валовую прибыль, которая определяется как разница между объемом реализации продукции (выручкой от реализации) и себестоимостью реализованной продукции. Цена устанавливаемая по этому методу должна обеспечить получение желаемой прибыли и покрыть все затраты, которые не учтены при расчете валовой прибыли. Этот метод может быть легко применен, поскольку информацию о производственных затратах, операционных расходах на единицу продукции легко получить из учетных данных, нет необходимости деления затрат на постоянные и переменные.
При этом методе используются следующие две формулы:
Процент наценки | = | (желаемая величина прибыли + коммерческие, общие, административные расходы) |
суммарные производственные затраты |
Цена на основе валовой прибыли | = | суммарные производственные затраты на единицу + (процент наценки х суммарные производственные затраты на единицу) |
Или
Цена на основе валовой прибыли | = | суммарные производственные затраты на единицу Х (1 + процент наценки) |
Пример:
Используя условия вышеуказанного примера определим цену продукции А.
1. Рассчитаем общие суммарные производственные затраты:
Общие суммарный производственные затраты = 9600 тыс. руб. + 250 тыс. руб. = 9850 тыс. руб.
2. Определим валовую прибыль, суммируя коммерческие, общие, административные расходы и желаемую величину прибыли:
Валовая прибыль= 360 тыс. руб. + 200 тыс. руб. = 560 тыс. руб.
3. Ставку процента наценки рассчитаем по формуле:
Процент наценки = (желаемая величина прибыли + коммерческие, общие, административные расходы) : суммарные производственные затраты = 560 тыс. руб. : 9850 тыс. руб. = = 0,0569.
4. Определим производственные затраты на единицу продукции:
Производственные затраты на единицу= 9850 тыс. руб. : 120 тыс. ед. = 82,08 руб.
5. Цена продукции А составит:
Цена = суммарные производственные затраты на единицу х (1 + Процент наценки) = 82,08 руб. х (1 + 0,0569) = 86,75 руб.
Таким, образом, чтобы покрыть все затраты и получить желаемую прибыль в размере 360 тыс. руб., необходимо установить цену на уровне 86,75 руб.
Ценообразование по методу рентабельности продаж.Когда используется метод рентабельности продаж, процентная наценка включает только желаемую величину прибыли. Чтобы этот метод был эффективным, все затраты должны быть распределены по единицам продукции. Для расчетов используются формулы:
Процент наценки | = | желаемая величина прибыли |
суммарные затраты |
Цена на основе рентабельности продаж | = | суммарные затраты на единицу + (процент наценки х суммарные затраты на единицу) |
Или
Цена на основе рентабельности продаж | = | суммарные затраты на единицу Х (1 + процент наценки) |
Пример:
Используем условия вышеприведенного примера. Тогда формирование цены продукции А будет осуществляется следующим образом:
1) общие затраты предприятия:
Общие затраты = 250 тыс. руб. + 200 тыс. руб. + 9600 тыс. руб. = 10 050 тыс. руб.;
2) затраты на единицу продукции:
Затраты на единицу = 10 050 тыс. руб.: 120 тыс. ед. = 83,75 тыс. руб.;
3) ставка процентной наценки рассчитывается по формуле:
Процентная ставки = Желаемая величина прибыли / суммарные затраты = 360тыс. руб.: (250 тыс. руб. + 200 тыс. руб. + 9600тыс. руб.) = 360 тыс. руб.: 10 050 тыс: руб. = 0,0358;
4) цена составит:
Цена = суммарные затраты на единицу Х (1 + процент наценки) = 83,75 тыс. руб. х (1 + 0,0358) = 86,75 тыс. руб.
Ценообразование на основе рентабельности активов.Установление цены на основе рентабельности активов должно обеспечить компании определенный уровень рентабельности активов. Для расчета цены используют следующую формулу.
Цена на основе рентабельности активов | = | суммарные затраты на единицу + (желаемая норма рентабельности активов х общая стоимость активов / ожидаемый объем производства в единицах) |
Пример:
Стоимость имущества предприятия равна 200 тыс. руб., желаемая ставка рентабельности активов - 0,25. Объем производства - 120 тыс. единиц, общие затраты - 10 050 тыс. руб.
Определить цену реализации.
Цена продукции определяется следующим образом:
1) затраты на единицу продукции:
Суммарные затраты на единицу = 10 050 тыс. руб.: 120 тыс. ед. = 83,75 руб.
2) цена единицы продукции равна:
Цена = суммарные затраты на единицу + (желаемая норма рентабельности активов х общая стоимость активов / ожидаемый объем производства в единицах) = 83,75 руб. + 0,25 х 200 тыс. руб.: 120 тыс. ед. = 84,17 руб.
Производственные предприятия могут использовать любой из рассмотренных методов определения цены в зависимости от информации, которой они располагают. Если при расчетах будут использованы одни и те же исходные данные, то и цены, рассчитанные первыми тремя методами, будут одинаковыми.
Ценообразование будет отражать реальное положение дел, если проводится предварительная работа по обоснованию затрат, учитываемых при ценообразовании, выбору метода калькулирования, определению размера прибыли и если будет объективно определен уровень производства, при котором постоянные затраты минимальны.
Таким образом, затратами, на основе которых рассчитывается цена, могут быть:
1) переменные производственные затраты на единицу;
2) суммарные производственные затраты на единицу;
3) суммарные затраты на единицу.
Часто суммарные производственные затраты на единицу продукции очень легко определить, что делает метод установления цены на основе валовой прибыли хорошим инструментом ценообразования. Установление цены на основе рентабельности активов также хороший метод, если стоимость активов, используемых в производстве данного вида продукции, может быть точно определена. В противном случае, этот метод может дать неправильный результат.