Анализ и формирование ассортимента продукции.
Большое влияние на эффективность коммерческой деятельности перерабатывающих предприятий оказывает ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, конъюнктуру рынка , а с другой – ресурсный потенциал предприятия.
В области ассортиментного планирования существует некоторая путаница понятий, связанных с использованием терминов «ассортимент» и «номенклатура». Причины этого во многом связаны с погрешностями перевода, так как в оригиналах многих первоисточников для обозначения товарного ассортимента используется термин Product line - товарная линия, номенклатуры товаров - Product mix.
Ассортимент (ассортиментная группа, товарная (продуктовая) линия) - группа товаров в некоторой товарной категории, обычно с одним наименованием для облегчения идентификации (например, телевизоры в категории бытовой техники). Совокупность всех ассортиментных групп товаров и отдельных товарных единиц, предлагаемых конкретным продавцом, называется товарной номенклатурой (товар-микс).
Номенклатура (товарный ассортимент, товар-микс) - совокупность всех товаров, маркетингом которых занимается организация.
С позиций внутрифирменного планирования речь идет о формировании товарного ассортимента выпускаемой продукции, или продуктовой программы организации. Примем понятия «товарный ассортимент», «продуктовый ряд (ассортимент)», «номенклатура» как синонимы. Классификация товарного ассортимента организации приведена в таблице
Таблица -Характеристика уровней товарного ассортимента
Уро- вень | Наиболее распространенные варианты названий данного уровня | Характеристика | Пример |
Товарный ассортимент, номенклатура, продуктовый ассортимент | Вся совокупность продуктов | Вся продукция организации | |
Виды продукта | Назначение, сфера применения | Радиотехника, бытовая техника | |
Ассортиментные группы (ряды), продуктовые линии | Удовлетворяемые потребности | Телевизоры, видеомагнитофоны | |
Ассортиментные позиции, артикулы, индивидуальные или конкретные продукты, товарные единицы | Набор и уровни характеристик | Различные модели (торговые марки) телевизоров |
Важнейшими характеристиками товарного ассортимента организации являются: широта, глубина, насыщенность и связность.
Широта ассортимента - общее количество ассортиментных групп и отдельных товаров в товарном предложении (продуктовой программе) организации. Критерии отнесения продукта к той или иной ассортиментной группе могут быть различными: схожие принципы функционирования, единые группы (сегменты) потребителей, общие маркетинговые составляющие (каналы сбыта, диапазон цен и т.д.).
Глубина ассортимента - количество вариантов исполнения каждого товара в конкретной группе. Этот показатель характеризует степень дифференциации продукции.
Насыщенность - это общее число составляющих товаров в каждой товарной группе.
Под связностью, или, по терминологии профессора Ф.Котлера, гармоничностью ассортимента организации, понимается степень сходства между товарами разных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, условий производства, каналов распределения и иных показателей. Этот показатель во многом характеризует тип диверсификации деятельности организации: является ли она связанной или конгломератной.
Система формирования ассортимента продукции включает следующие основные элементы:
– определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
– оценка уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
– изучение жизненного цикла товаров;
– оценку экономической эффективности и степени риска изменения ассортимента.
В процессе анализа выполнения предприятием плана по ассортименту изучается выполнение плана по каждому изделию (см.таблицу, здесь и далее данные условные). При этом в качестве обобщающего показателя выступает коэффициент выполнения плана по ассортименту, который рассчитывается как соотношение выпуска продукции, зачтённого в выполнение плана по ассортименту к выпуску продукции по плану.
Таблица -Анализ ассортимента продукции
Ассортимент | Выпуск продукции, млн.руб. | Выполнение плана, % (гр.3/гр.2 *100) | Выполнение плана по ассортименту, млн. руб. | |
план | факт | |||
Изделие А | 11 200 | 13 500 | 120,5 | 11 200 |
Изделие Б | 10 100 | 9 200 | 91,1 | 9 200 |
Изделие В | 13 500 | 13 200 | 97,8 | 13 200 |
Итого | 34 800 | 35 900 | 103,2 | 33 600 |
В выполнение плана по ассортименту засчитывается фактический выпуск, но не выше плановых показателей. Для оценки выполнения плана по ассортименту рассчитываем одноименный коэффициент как отношение показателя выпуска продукции, зачтенной в выполнение плана по ассортименту, к показателю выпуска продукции по плану. Выполнение плана по ассортименту составит 96,6% (33 600 / 34 800 х 100).
Несмотря на перевыполнение фактического выпуска продукции на 3,2%, план по ассортименту выполнен всего на 96,6%. Снижение данного показателя произошло из-за уменьшения объема производства изделий Б и В. Необходимо выяснить, по каким причинам не выполнен план по их производству: отсутствие материалов, отсутствие потребности в данном виде изделия в связи с отказом покупателей от его приобретения, другие причины (недостаток квалификации работников, нехватка современного оборудования и пр.). Выполнение плана по ассортименту стремится к 100%, увеличение объема производства продукции по одним видам и сокращение по другим приводит к изменению структуры выпускаемой продукции.
Анализ структуры продукции предполагает изучение удельного веса каждого вида продукции в плановом и фактическом ее объеме, то есть плановой и фактической структуры выпускаемой продукции, степени выполнения плана по структуре (см. таблиц).
Таблица -Анализ структуры продукции
Виды продукции | Выпуск продукции, млн. руб. | Структура выпуска, % | Фактический выпуск при плановой структуре, млн. руб. (итог гр.2 *гр.4) | Засчитывается в выполнение плана по структуре ( гр. 6 сравнивается с гр. 3) | Влияние структуры на объём выпуска ( гр.3 – гр.6) | ||
план | факт | план | факт | ||||
Изделие А | 11 200 | 13 500 | 32,18 | 37,60 | 11 553 | 11 553 | +1947 |
Изделие Б | 10 100 | 9 200 | 29,02 | 25,63 | 10 418 | 9 200 | -1218 |
Изделие В | 13 500 | 13 200 | 38,80 | 36,77 | 13 929 | 13 200 | -729 |
Итого | 34 800 | 35 900 | 100,00 | 100,00 | 35 900 | 33 953 |
На анализируемом предприятии наблюдается несоблюдение плановой структуры выпускаемой продукции: удельный вес изделий Б и В уменьшился по сравнению планом на 3,39% (29,02 -- 25,63) и 2,03% (38,80 - 36,77), объем - на 1218 млн.руб. и 729 млн.руб. соответственно. Выполнение плана по структуре составило 94,58% (33 953 / 35 900 х 100, или 32,18 + 25,63 + 36,77). Однако в приведенном примере структурный фактор не оказал влияния на изменения стоимости товарной продукции (+1947-1218-729=0).
Изменение ассортимента и структуры продукции оказывает большое влияние на многие экономические показатели. В частности, при увеличении удельного веса более дорогой продукции возрастает объем ее выпуска в стоимостном выражении. Влияние изменения структуры продукции на ее объем в стоимостном выражении определяется через изменение средних сопоставимых цен: из средней фактической сопоставимой цены вычитается средняя плановая сопоставимая цена и умножается на фактический выпуск продукции.
Для характеристики интенсивности структурных преобразований можно рассчитать коэффициент структурной активности:
Удi2 – изменение удельного веса i-го вида продукции в общем объёме выпуска за исследуемый период.
n – число номенклатурных групп продукции.
Используя приведенные выше методы анализа, можно определить влияние структуры продукции на такие показатели как: трудоемкость, материалоёмкость, материальные затраты, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно и всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.
Планирование ассортимента продукции предполагает координацию целого ряда взаимосвязанных видов деятельности: научно-технических исследований и разработок, исследований рынка, организации товародвижения, стимулирования сбыта и рекламы. Максимальная эффективность достигается не столько за счёт оптимизации каждого элемента в отдельности, сколько суммой составных частей
Существуют различные методы планирования ассортимента продукции. Наиболее распространенными из них являются:
Метод операционного рычага;
Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ;
Метод линейного программирования.
Выбор метода планирования ассортимента определяется исходя из особенностей каждого конкретного предприятия и является одним из ключевых аспектов внутрифирменного планирования.