Анализ и формирование ассортимента продукции.

Большое влияние на эффективность коммерческой деятельности перерабатывающих предприятий оказывает ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, конъюнктуру рынка , а с другой – ресурсный потенциал предприятия.

В области ассортиментного планирования существует некоторая путаница понятий, связанных с использованием терминов «ассортимент» и «номенклатура». Причины этого во многом связаны с погрешностями перевода, так как в оригиналах многих первоисточников для обозначения товарного ассортимента используется термин Product line - товарная линия, номенклатуры товаров - Product mix.

Ассортимент (ассортиментная группа, товарная (продуктовая) линия) - группа товаров в некоторой товарной категории, обычно с одним наименованием для облегчения идентификации (например, телевизоры в категории бытовой техники). Совокупность всех ассортиментных групп товаров и отдельных товарных единиц, предлагаемых конкретным продавцом, называется товарной номенклатурой (товар-микс).

Номенклатура (товарный ассортимент, товар-микс) - совокупность всех товаров, маркетингом которых занимается организация.

С позиций внутрифирменного планирования речь идет о формировании товарного ассортимента выпускаемой продукции, или продуктовой программы организации. Примем понятия «товарный ассортимент», «продуктовый ряд (ассортимент)», «номенклатура» как синонимы. Классификация товарного ассортимента организации приведена в таблице

Таблица -Характеристика уровней товарного ассортимента

Уро- вень Наиболее распространенные варианты названий данного уровня Характеристика Пример
Товарный ассортимент, номенклатура, продуктовый ассортимент Вся совокупность продуктов Вся продукция организации
Виды продукта Назначение, сфера применения Радиотехника, бытовая техника
Ассортиментные группы (ряды), продуктовые линии Удовлетворяемые потребности Телевизоры, видеомагнитофоны
Ассортиментные позиции, артикулы, индивидуальные или конкретные продукты, товарные единицы Набор и уровни характеристик Различные модели (торговые марки) телевизоров

Важнейшими характеристиками товарного ассортимента организации являются: широта, глубина, насыщенность и связность.

Широта ассортимента - общее количество ассортиментных групп и отдельных товаров в товарном предложении (продуктовой программе) организации. Критерии отнесения продукта к той или иной ассортиментной группе могут быть различными: схожие принципы функционирования, единые группы (сегменты) потребителей, общие маркетинговые составляющие (каналы сбыта, диапазон цен и т.д.).

Глубина ассортимента - количество вариантов исполнения каждого товара в конкретной группе. Этот показатель характеризует степень дифференциации продукции.

Насыщенность - это общее число составляющих товаров в каждой товарной группе.

Под связностью, или, по терминологии профессора Ф.Котлера, гармоничностью ассортимента организации, понимается степень сходства между товарами разных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, условий производства, каналов распределения и иных показателей. Этот показатель во многом характеризует тип диверсификации деятельности организации: является ли она связанной или конгломератной.

Система формирования ассортимента продукции включает следующие основные элементы:

– определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

– оценка уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

– изучение жизненного цикла товаров;

– оценку экономической эффективности и степени риска изменения ассортимента.

В процессе анализа выполнения предприятием плана по ассортименту изучается выполнение плана по каждому изделию (см.таблицу, здесь и далее данные условные). При этом в качестве обобщающего показателя выступает коэффициент выполнения плана по ассортименту, который рассчитывается как соотношение выпуска продукции, зачтённого в выполнение плана по ассортименту к выпуску продукции по плану.

Таблица -Анализ ассортимента продукции

Ассортимент Выпуск продукции, млн.руб. Выполнение плана, % (гр.3/гр.2 *100) Выполнение плана по ассортименту, млн. руб.
  план факт
Изделие А 11 200 13 500 120,5 11 200
Изделие Б 10 100 9 200 91,1 9 200
Изделие В 13 500 13 200 97,8 13 200
Итого 34 800 35 900 103,2 33 600


В выполнение плана по ассортименту засчитывается фактический выпуск, но не выше плановых показателей. Для оценки выполнения плана по ассортименту рассчитываем одноименный коэффициент как отношение показателя выпуска продукции, зачтенной в выполнение плана по ассортименту, к показателю выпуска продукции по плану. Выполнение плана по ассортименту составит 96,6% (33 600 / 34 800 х 100).

Несмотря на перевыполнение фактического выпуска продукции на 3,2%, план по ассортименту выполнен всего на 96,6%. Снижение данного показателя произошло из-за уменьшения объема производства изделий Б и В. Необходимо выяснить, по каким причинам не выполнен план по их производству: отсутствие материалов, отсутствие потребности в данном виде изделия в связи с отказом покупателей от его приобретения, другие причины (недостаток квалификации работников, нехватка современного оборудования и пр.). Выполнение плана по ассортименту стремится к 100%, увеличение объема производства продукции по одним видам и сокращение по другим приводит к изменению структуры выпускаемой продукции.

Анализ структуры продукции предполагает изучение удельного веса каждого вида продукции в плановом и фактическом ее объеме, то есть плановой и фактической структуры выпускаемой продукции, степени выполнения плана по структуре (см. таблиц).

Таблица -Анализ структуры продукции

Виды продукции Выпуск продукции, млн. руб. Структура выпуска, % Фактический выпуск при плановой структуре, млн. руб. (итог гр.2 *гр.4) Засчитывается в выполнение плана по структуре ( гр. 6 сравнивается с гр. 3) Влияние структуры на объём выпуска ( гр.3 – гр.6)
план факт план факт
Изделие А 11 200 13 500 32,18 37,60 11 553 11 553 +1947
Изделие Б 10 100 9 200 29,02 25,63 10 418 9 200 -1218
Изделие В 13 500 13 200 38,80 36,77 13 929 13 200 -729
Итого 34 800 35 900 100,00 100,00 35 900 33 953

На анализируемом предприятии наблюдается несоблюдение плановой структуры выпускаемой продукции: удельный вес изделий Б и В уменьшился по сравнению планом на 3,39% (29,02 -- 25,63) и 2,03% (38,80 - 36,77), объем - на 1218 млн.руб. и 729 млн.руб. соответственно. Выполнение плана по структуре составило 94,58% (33 953 / 35 900 х 100, или 32,18 + 25,63 + 36,77). Однако в приведенном примере структурный фактор не оказал влияния на изменения стоимости товарной продукции (+1947-1218-729=0).

Изменение ассортимента и структуры продукции оказывает большое влияние на многие экономические показатели. В частности, при увеличении удельного веса более дорогой продукции возрастает объем ее выпуска в стоимостном выражении. Влияние изменения структуры продукции на ее объем в стоимостном выражении определяется через изменение средних сопоставимых цен: из средней фактической сопоставимой цены вычитается средняя плановая сопоставимая цена и умножается на фактический выпуск продукции.

Для характеристики интенсивности структурных преобразований можно рассчитать коэффициент структурной активности:

Анализ и формирование ассортимента продукции. - student2.ru

Удi2 – изменение удельного веса i-го вида продукции в общем объёме выпуска за исследуемый период.

n – число номенклатурных групп продукции.

Используя приведенные выше методы анализа, можно определить влияние структуры продукции на такие показатели как: трудоемкость, материалоёмкость, материальные затраты, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно и всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.

Планирование ассортимента продукции предполагает координацию целого ряда взаимосвязанных видов деятельности: научно-технических исследований и разработок, исследований рынка, организации товародвижения, стимулирования сбыта и рекламы. Максимальная эффективность достигается не столько за счёт оптимизации каждого элемента в отдельности, сколько суммой составных частей

Существуют различные методы планирования ассортимента продукции. Наиболее распространенными из них являются:

Метод операционного рычага;

Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ;

Метод линейного программирования.

Выбор метода планирования ассортимента определяется исходя из особенностей каждого конкретного предприятия и является одним из ключевых аспектов внутрифирменного планирования.

Наши рекомендации