Формирование и функционирование оптовых продовольственных рынков.
Во многих странах с развитой рыночной экономикой проблема продовольственного снабжения населения отечественными продуктами, как правило, решается через регулируемые государством оптовые продовольственные рынки. Такая система распределения продовольствия имеет ряд преимуществ не только для сельскохозяйственных производителей, населения крупных городов и промышленных центров, но и для государства в целом:
для населения крупных городов и промышленных центров создаются условия для круглогодичного снабжения свежими, высококачественными продуктами питания и по низким ценам;
для сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих предприятий решается проблема сбыта, создаются дополнительные рабочие места и уменьшается отток сельскохозяйственного населения;
государство решает проблему легализации оптовой торговли и дополнительного поступления средств в государственный бюджет.
При этом обеспечивается защита отечественных товаропроизводителей и продовольственного рынка страны в целом. Предприятия розничной торговли, общественного питания и другие потребители, приобретая на оптовом рынке десятки видов продовольствия, значительно экономят время и средства при поиске необходимых товаров. В результате потребитель получает более дешевую и качественную продукцию, а государство решает проблему легализации оптовой торговли и дополнительного и реального пополнения бюджетов разных уровней.
Существенная роль в направлении упорядочения межотраслевых связей по всей технологической цепочке движения продукции мясного подкомплекса, а также создания экономических стимулов выращивания скота и повышения конкурентоспособности продукции, реализации ее на внутреннем рынке и продвижения за пределы республики отводится созданию системы оптовых продовольственных рынков в Республике Беларусь. В отношении сбыта скота и птицы их важнейшая функция на современном этапе заключается в возможности определения реального спроса на продукцию, установлении рыночных цен и устранении существующих диспропорций между последними. Главная цель формирования цен на оптовых продовольственных рынках - обеспечение необходимого уровня доходности сельскохозяйственным производителям, стимулирование роста объемов и повышения эффективности производства, создание экономических условий для наполнения рынка продовольствием и доступности его для основной массы населения.
Концепция формирования системы ценообразования на оптовых рынках исходит из оздоровления ценовых соотношений на основе государственного регулирования, прежде всего, для того, чтобы ослабить зависимость сельскохозяйственных товаропроизводителей от локальных монополистов перерабатывающей промышленности и торговли и повысить конкурентоспособность предлагаемой на рынке продукции аграрного сектора. Оптовый рынок есть основной регулятор и организатор продовольственной цепи на начальной стадии формирования рыночных отношений, поскольку через него проходят все операции купли-продажи.
Действенность такого механизма подтверждает мировая практика. Оптовые продовольственные рынки существуют сегодня в 34 странах, в основном Европы и Америки. Широкую известность приобрели рынки «Меркаса» (Испания), Рунжис (Франция). Действует Всемирный союз оптовых рынков, в который включена Россия. Первый опыт создания оптового продовольственного рынка существует и в Беларуси. С 07.09.1996 г. начало свою производственную деятельность закрытое акционерное общество «Компания Минского оптового рынка», созданное по поручению Совета Министров согласно договоренности между Правительством Республике Беларусь и Европейским банком реконструкции и развития.
Практика, в то же время, показывает, что эффективное функционирование рынка может быть достигнуто только при создании системы рынков оптовой торговли национального, регионального и локального значения.
Система оптовых продовольственных рынков представляет собой сложный организационно-технический комплекс, включающий рынки оптовой торговли различных уровней, систему правового обеспечения и функционирования, систему информационного обеспечения, систему банковских расчетов и страхования сделок, систему инженерного обслуживания, другие составляющие ее элементы.
По формам собственности возможно создание как государственных рынков, включая муниципальные, так и различного типа кооперативных, акционерных, а также частных. На начальном этапе целесообразно, чтобы в уставном фонде оптовых рынков доля государственного либо муниципального капитала в различных его формах составляла не менее 51 %. В таком случае установление контроля над рынком и его использование осуществляется в рамках общегосударственных интересов. Государство в качестве инструментов регулирования деятельности оптовых продовольственных рынков может использовать:
а) создание стабилизационного фонда аграрной продукции и на этой
основе проведение прямых товарных интервенций для регулирования
цен, складывающихся на рынке;
б) правовую регламентацию условий торговли, вытекающую из соблюдения права собственников продукции, их свободы реализации по
любым ценам и любому покупателю, исключения административного
принуждения и отказ от прямых методов воздействия;
в) контроль качества и защита потребителей.
Учитывая ограниченность государственных ресурсов и средств на капитальные вложения, оптовые рынки должны создаваться преимущественно на основе действующих предприятий оптовой торговли, материально-техническая база которых наиболее близка по своей структуре к потребностям оптовых рынков, с привлечением средств местных бюджетов. В соответствии с этим, развитие системы оптовых рынков должно носить преимущественно региональный характер и выполняться под руководством местных органов власти при организационном, научно-техническом, нормативно-правовом и косвенном финансовом (через систему налоговых льгот, инвестиционных проектов, кредитования и других рычагов) участии государства.
Оптовый рынок скота обеспечивает реализацию всех видов скотоводческой продукции и птицы. В зависимости от специализации региона на конкретном рынке преобладает определенный вид животных. Зональные оптовые рынки скота, на наш взгляд, необходимо размещать в регионах с наибольшей концентрацией поголовья и наличием перерабатывающих мощностей, что позволяет объективно определять цену на скот и птицу и устранять монопольное положение районных (межрайонных) мясокомбинатов.
Продажа скота осуществляется с использованием терминальной и аукционной форм торговли. Преимуществами аукционной продажи являются возможность быстрого сбыта большой партии товара для продавца и приобретение продукции по умеренным ценам для покупателя. Данная форма приемлема для осуществления сделок по продаже племенного скота, а также технологического молодняка, что особенно важно при нарушенных в настоящее время межхозяйственных связей между предприятиями-поставщиками и предприятиями, имеющими преимущества в осуществлении конкретных технологических стадий (выращивание, откорм).
Основной формой совершения операций и сделок являются оптовые публичные торги. Для торговли определенным видом скота может выделяться специальный день. Регулярно (раз в неделю) целесообразно издавать бюллетень, в котором освещать итоги торгов, прогнозы цен на скот на ближайшую перспективу. В составе оптовых мясных рынков должны быть приемные и забойные пункты скота, холодильные мощности для временного хранения мяса. На таких рынках может реализовываться мясо в тушах и полутушах для нужд местного населения, населения городов и поселков городского типа.
Для условий республики целесообразно создание рынков скота на базе существующих крупных мясокомбинатов, уже имеющих отдельные элементы инфраструктуры. Специфика мясной продукции и, особенно живого скота предполагают совершение сделок, в частности на этапе становления системы, с реальным товаром, но необязательном наличии его на рынке в момент проведения торгов. Поставка скота после заключения сделки осуществляется в минимально короткий срок либо по оговариваемому здесь же графику не позже, чем до момента следующих торгов. По существу, предлагается комбинированный вариант оптово-биржевой торговли.
Экономическая эффективность от создания данной структуры может быть получена за счет следующих факторов:
• технических (облегчение и ускорение процесса поиска партнеров, упрощение взаиморасчетов и платежей, гарантирование качества продукции, обеспечение складирования и хранения товаров);
• организационных (укрепление хозяйственных связей между субъектами мясного подкомплекса; оптимизация товаропотоков и цен реализации продукции, исключение излишних затрат на транспортные расходы; повышение управляемости процессами производства, хранения, переработки и реализации сельхозпродукции; возможность планирования ассортимента и объемов сельскохозяйственного производства и координации экспортно-импортных поставок сырья и продовольствия, увеличения доходов производителей товаров);
•социальных (улучшение обеспечения населения качественными продуктами питания, а промышленности - сырьем; выравнивание цен на продукты питания за счет объективного ценообразования; повышение стабильности агропроизводства за счет заключения долговременных договоров на поставки продукции и развитие контрактной формы сбыта; повышение культуры торгов и качества услуг).
Оптовый продовольственный рынок не является собственником продукции, и его деятельность ориентирована на обслуживание участников рынка. Он выступает в качестве юридического лица, правовое положение которого определяется действующим законодательством, учредительным договором, уставом и правилами торговли. Ряд решаемых здесь задач включает:
предоставление всем поставщикам сельскохозяйственной продукции и продовольствия возможности выхода на конкурентный (немонополизированный) рынок;
обеспечение объективного формирования рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие с тенденцией к их снижению;
ускорение и удешевление процесса продвижения продовольствия и сырья, взаиморасчетов и платежей;
информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и торговых структур о спросе и предложении по видам продукции;
повышение качества продукции на основе проводимых экспертизы и сертификации.
Оптовый рынок должен являться самоокупаемой структурой, доход которой направляется, в основном, на покрытие затрат и развитие материально-технической базы. Доход оптового рынка предполагается получать за счет арендных платежей на право торговли, платежей за предоставляемые рынком производственные, консультативные и другие услуги (транспортные, погрузочно-разгрузочные работы, гостиничные услуги, анализ качества, утилизация нереализованной продукции).
Учредителями создания оптового продовольственного рынка могут быть местная администрация, областное управление сельского хозяйства и продовольствия, сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, объединения личных подсобных хозяйств, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, отделения банка, агросевисные службы и предприятия, потребкооперация, колхозные рынки, предприятия розничной торговли, общественного питания, другие юридические лица, заинтересованные в его функционировании. Учредители оптового рынка являются его членами. Основным правовым документом, регулирующим деятельность рынка, является Устав. Высший орган управления представлен Общим собранием учредителей или акционеров оптового рынка.
Управление оптовым продовольственным рынком предлагается осуществлять Советом директоров, избираемым на общем собрании акционеров. Совет функционирует в пределах компетенции, устанавливаемой общим собранием акционеров, он же назначает генерального директора, который возглавляет администрацию рынка и отвечает за текущие дела в соответствии с направлениями общей политики оптового рынка.
В создании и функционировании оптового рынка возможны следующие формы участия: финансирование и владение акциями в размере инвестиций;
кредитование и получение преимущественного права аренды торговых мест на рынке;
аренда торговых мест на существующих рынках для сбыта своей продукции.
Нормативными документами, регулирующими внутренний распорядок и механизм принятия решений, являются Устав и правила торговли. Отношения между участниками торгов на оптовом рынке регулируется с помощью контрактов на закупку сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Возможна также свободная реализация без заключения контракта.
Существенное влияние на жизнедеятельность отдельно взятого оптового продовольственного рынка будет оказывать наличие или отсутствие системных решений и скоординированных действий всех продовольственных рынков республики по ряду вопросов общего для всех характера. В связи с этим необходимо создание службы координации взаимодействия оптовых продовольственных рынков, решающей следующие задачи:
по нормативно-правовому обеспечению и защите оптовых рынков;
осуществлению государственной продовольственной политики при функционировании оптовых рынков продовольствия;
товарному и ценовому мониторингу;
организации типового проектирования и экспертизы проектов;
организации обучения и аттестации специалистов для работы на таких рынках;
участию в создании и эксплуатации межрегиональных, региональных и локальных компьютерных коммутационных сетей;
выявлению потенциальных инвесторов, установлению и развитию международных связей.
Мировой опыт показывает, что создание оптовых рынков есть первый и необходимый этап перестройки каналов товародвижения. Дальнейшее их развитие идет в направлении углубления специализации и укрупнения. Одновременно формируются каналы прямых поставок продовольствия в систему розничной торговли, минуя оптовые звенья. Ранее созданные рынки развиваются, увеличивают базу хранения и превращаются в основные центры системы распределения продовольствия.
Наиболее крупные оптовые рынки могут быть трансформированы в товарные биржи, где возможно проведение сделок не только с наличным товаром, но и заключение фьючерсных контрактов, т.е. контрактов на покупку или продажу определенного количества товара оговоренного качества при условии его поставки в будущем. Внимание товарных бирж должно быть направлено на осуществление котировок цен и страхование (хеджирование) участников торгов от их резкого колебания.
Необходимо их рациональное размещение по территории республики в местах максимальной концентрации спроса и предложения. Следует отметить, что необходимость создания и функционирования открытой системы сбыта животноводческой, равно как и растениеводческой продукции возникает в том случае, когда производители имеют право свободного распоряжения результатами своей деятельности и самостоятельного выбора каналов сбыта. В настоящее время относительно реализуемого сельскохозяйственными производителями скота объемы контрактируемой в счет поставок в государственные продовольственные фонды продукции составляют 80 и более процентов к потенциальным возможностям производства. В условиях низких закупочных цен на скот и невозможности их значительного повышения со стороны государства данная система не стимулирует наращивания валового прироста живой массы скота и увеличения объемов реализации. Поэтому целесообразным является снижение обязательных поставок мясосырья государству до уровня, гарантирующего минимальную потребность населения республики в мясе и мясопродуктах, и стимулирование свободного и открытого сбыта продукции через систему оптовых рынков по складывающимся рыночным ценам, включая продвижение продукции за пределы республики.
Незначительное количество белорусской продукции на рынках российских регионов объясняется отсутствием разветвленной товаропроводящей сети. При создании торговых домов в регионах России предусматривается обязательное участие в составе учредителей товаропроизводителей с обеих сторон, а так же банков и других кредитно-финансовых структур и страховых компаний. Целесообразно отработать новые подходы в сфере торговли с Россией. Одним из таких подходов может стать создание крупных оптовых рынков по продаже белорусской продукции в регионах используя возможности белорусских землячеств.
Создание оптовых рынков позволит увеличить объем реализации и поступление валютной выручки за счет постоянного и более широкого присутствия продукции на российском рынке. Это также даст возможность постепенно исключить посредников, повысить рентабельность экспорта, сократить число бартерных операций, организовать действенный маркетинг. Оперативно реагировать на конъюнктуру рынка.
Многоканальный сбыт сельскохозяйственной продукции и его разнообразные формы в условиях неразвитости рыночной инфраструктуры и тяжелого финансового положения товаропроизводителей заменяется фактической реализацией большей части продукции торгово-посредническим структурам, по бартерному обмену, а также через собственную торговую сеть в свежем или переработанном виде. При этом сельские товаропроизводители теряют в цене, отвлекают от производства дефицитные ресурсы на создание базы хранения и переработки; продажа осуществляется мелким оптом, увеличиваются потери продукции и издержки на ее организацию, ограничивается ассортимент и ухудшается качество продукции.
К этому можно добавить, что сельскохозяйственные предприятия не располагают необходимой информацией о возможном расширении рынков сбыта продукции, не имеют подготовленных кадров для работы в рыночных условиях, в областях не создана необходимая для этого служба маркетинга.
Для преодоления этих тенденций маркетинговая деятельность на уровне региона должна быть направлена на создание организационных каналов сбыта, к которым относятся; реализация продукции по госзаказу, в рамках межрегиональных соглашений, продажа через оптовые рынки, сбытовая кооперация и другие интегрированные объединения.
Таким образом, переход к рыночной экономике агропромышленного комплекса и его продуктовых подкомплексов требует совершенствования системы сбыта продукции, предполагающей создание рыночной инфраструктуры и развития соответствующих ей организационных форм товародвижения, обеспечивающих создание конкурентной среды в сфере сбыта. Наряду с вертикально-интегрированной формой реализации сельскохозяйственной продукции: контрактная система, сбытовые кооперативы, ассоциации, агрофирмы, агрокомбинаты по производству, переработке, транспортировке и сбыту сельскохозяйственной продукции, формирующие воспроизводственный процесс на интегрированной и кооперативной основе, - предлагается создание открытой формы продвижения товаров в виде оптовых рынков сырья и продовольствия, аукционов, агробирж .