Государственное регулирование системы сбыта.
Базовые цели:
повышение эффективности функционирования рыночной системы сбыта;
снижение колебаний спроса и предложения, а также ценна рынках сельскохозяйственной продукции.
Уточняющие цели:
поддержка минимального уровня окупаемости производства аграрной продукции (на уровне фактических затрат и нормы прибыли, обеспечивающей расширенное воспроизводство);
введение качественных норм в соответствии с установленными мировыми стандартами;
•создание информационной базы для принятия производственных и маркетинговых решений со стороны функционирующих субъектов агробизнеса.
Инструменты (программы):
(1) Разработка законодательно-правовой базы, касающейся создания и функционирования такого органа, и определение направлений его деятельности относительно:
интервенционных закупок;
закупок для стратегических резервов;
распределения бюджетных средств между предприятиями на закупки основных сельскохозяйственных продуктов.
(2) Интервенционные закупки. В данном случае необходимо определить:
• перечень сельскохозяйственных продуктов относительно которых, может осуществляться интервенционное вмешательство (в большинстве стран это - пшеница, рожь, сахар, молоко, свиньи, крупный рогатый скот);
качественные и количественные стандарты продуктов, закупаемых данным органом;
прогнозирование сельскохозяйственного производства, импорта, экспорта и потребностей на внутреннем рынке;
прогнозы рыночных цен;
интервенционные цены отдельных видов продукции (например, на уровне обоснованных издержек производства и включая маржу на уровне 5-7 %);
• условия осуществления интервенционного вмешательства (к примеру, в ситуации обычно двухнедельного удержания рыночных цен на уровне 90 % от установленных интервенционных цен);
количество, время и место закупаемых партий каждого вида продукции;
условия осуществления интервенционной продажи ( в ситуации, когда рыночные цены на протяжении, к примеру двух недель превышают установленные интервенционные, более чем на 10 %);
количество, время и место закупаемых партий каждого вида продукции.
(3) Закупки для создания стратегических резервов требуют определения:
перечня сельскохозяйственных продуктов, по которым необходимо создание стратегических резервов;
минимального и максимального уровня резервов по определенным продуктовым группам;
сроков обмена продуктов, находящихся в резервах;
качественных и количественных стандартов продуктов, закупаемых органом интервенционного регулирования;
прогнозов сельскохозяйственного производства, импорта, экспорта и потребностей на внутреннем рынке;
прогнозов рыночных цен;
• максимального уровня цен закупок продовольственных товаров для создания государственных резервов;
• количества, сроков и места закупаемых партий каждого вида продукции;
минимального уровня цен продажи продовольственных товаров, находящихся на складах;
• количества, сроков и места продаваемых из резервов партий каждого вида продукции.
(4) Финансирование государственных кредитов, направляемых на закупки сельскохозяйственной продукции и продовольствия. В рамках этой деятельности необходимо установить:
перечень продуктов, на закупку которых могут быть выделены государственные льготные кредиты (ежегодно такой документ должен верифицироваться в зависимости от ситуации на рынках различных продуктов, степени важности продукта для сельскохозяйственных производителей и экономической ситуации предприятий пищевой промышленности);
величину льготных процентных ставок по кредитам;
банки, которые будут осуществлять выделение льготных кредитов;
условия выделения кредитов на закупки сельхозпродукции (например, в соответствии с выполнением обязательств по реализации продукции государству согласно госзаказу, стоимостью продукции, проданной государству, преобладанием собственного капитала в уставном фонде предприятия и др. принципами).
Источники финансирования.
Функционирование такого органа в значительной степени и особенно на стадии формирования должно финансироваться государством со средств Министерства сельского хозяйства и продовольствия. В дальнейшем возможно включение и расширение использования собственных средств органа интервенционного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
К недостаткам и осложнениям реализации данного приоритета относятся:
сглаживание и нивелирование ценовых рыночных сигналов;
замедление структурных преобразований (в результате защиты слабых субъектов хозяйствования) в отечественном аграрном секторе;
высокая степень использования бюджетных средств в финансировании данного приоритета.