Тема 6. типы рыночных структур
Рынок совершенной конкуренции: характерные черты рынка. Чистая монополия: определение объемов производства и ценообразование. Виды монополии. Ценовая дискриминация. Преимущества и недостатки монополистических рынков. Анти- и промонопольное регулирование. Олигополия: ценообразование в условиях олигополии. Типы делового поведения олигополии. Преимущества и недостатки олигополистических рынков. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта. Преимущества и недостатки рынков монополистической конкуренции с дифференциацией продукта. Рынок монопсонии.
Основные термины
Рыночная структура – это определенный тип строения отраслевого рынка с присущими ему проявлениями таких ключевых характеристик, предопределяющих поведение участников рынка и параметры равновесия, как количество субъектов рынка (продавцов и покупателей), их информированность и мобильность, тип выпускаемой продукции, условия вступления в отрасль и выхода из нее.
Совершенная конкуренция – это рыночная структура, при которой на рынке функционирует множество продавцов и покупателей товара с равными возможностями. При этом ни один из участников рынка в отдельности не может влиять на рыночную ситуацию. Этот тип рынка имеет следующие основные признаки: множество субъектов рынка, однородность продукции, отсутствие контроля над ценой со стороны фирмы, отсутствие входных барьеров, полная информированность субъектов рынка о его текущем состоянии.
Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, при которой достаточно большое число фирм производит разнородную (дифференцированную) продукцию. Этот тип рынка имеет следующие основные признаки: большое число субъектов рынка, дифференцированная продукция, незначительный контроль над ценой со стороны фирмы, нет высоких входных барьеров, неполная информированность субъектов рынка о его текущем состоянии.
Олигополия– это рыночная структура, при которой несколько крупных фирм контролируют основную его часть. Этот тип рынка имеет следующие основные признаки: небольшое число субъектов рынка, дифференцированная или однородная продукция, контроль над ценой зависит от типа делового поведения фирм, высокие входные барьеры, неполная информированность субъектов рынка о его текущем состоянии.
Чистая монополия– это рыночная структура, при которой одна фирма является единственным продавцом данной продукции. Этот тип рынка имеет следующие основные признаки: один продавец и разное число покупателей, продукция не имеет близких заменителей, существенный контроль над ценой со стороны фирмы-монополиста, практически непреодолимые входные барьеры, полная информированность субъектов рынка о его текущем состоянии.
Естественная монополия– ситуация, при которой спрос на товар (услугу) более эффективно удовлетворяется одной фирмой в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства, так как в этом случае средние издержки минимальны (водо-, теплоснабжение и др.), либо монополизм обусловлен естественными правами монополиста (авторское право, интеллектуальная собственность и т.п.).
Монопсония– это рыночная структура, при которой имеется только один покупатель товара, услуги или ресурса. Более обобщенно - ситуация, при которой фирма является монополистом на рынке, где она выступает покупателем. Этот тип рынка имеет следующие основные признаки: один покупатель и разное число продавцов, продукция может быть однородной или дифференцированной, существенный контроль над ценой со стороны фирмы-монопсониста, значительные входные барьеры, неполная информированность субъектов рынка о его текущем состоянии.
Однородная продукция– продукция конкурирующих фирм неразличима, то есть покупатель рассматривает товары разных производителей как полные аналоги и покупателю безразлично, у какого продавца приобретать товар.
Дифференцированная продукция– товар каждого продавца обладает специфичными качествами или характеристиками (потребительские свойства товара, сервис, место продажи товара, реклама и т.п.), которые служат тому, чтобы покупатели предпочитали его товар товару конкурирующих фирм, то есть покупателю небезразлично, у какого продавца приобретать товар.
Входные барьеры– факторы, препятствующие проникновению в отрасль (на рынок) новых конкурентов.
Картель– форма сговора группы фирм, как правило, одной отрасли, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен, рынков сбыта, условий найма рабочей силы, политики по отношению к поставщикам и др.
Ценовая дискриминация– продажа одного и того же товара или услуги разным покупателям по разным ценам, при этом различия в ценах не связаны с различиями в издержках производства.