Тема 1. введение в курс экономической теории

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Экономическая теория и прикладная экономика. Предмет экономической теории и его эволюция. Микро- и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономическая теория. Метод экономической теории. Эмпирические и теоретические методы. Функции экономической теории.

Основные термины

Экономика – это сфера деятельности людей (сфера труда), обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Экономическая теория изучает:

– экономические отношения производства, распределения, обмена и потребления на различных ступенях развития общества (К. Маркс);

– поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование (Л.Роббинс).

Микроэкономика – раздел экономической теории, который рассматривает проблемы, касающиеся отдельных экономических субъектов (предприятий, потребителей, отраслей и рынков).

Макроэкономика – раздел экономической теории, который изучает экономические явления и процессы, относящиеся к экономике страны в целом или ее отдельным секторам.

Позитивная экономика – изучение экономической реальности, то есть того, что было или есть, и составление на основе наблюдаемых явлений экономических прогнозов. Такой анализ не содержит в себе положительных или отрицательных оценок того, что произойдет или произошло.

Нормативная экономика – изучение экономических процессов с целью оценки и выдачи рекомендаций, то есть это предполагает наличие оценочных суждений, представлений о том, как должно быть или какую экономическую политику надо проводить.

Эмпирические методы – состоят в сборе фактов, учете всех происходящих с ними изменений, в их группировке, математико-статистической обработке. К таким методам относятся: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, статистический, функциональный, графический анализ и др.

Теоретические методы–являются средством проникновения в глубинную сущность исследуемых явлений, раскрытия законов их функционирования и развития.

Анализ – это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей.

Синтез – это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое.

Индукция – метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему.

Дедукция – метод познания, предполагающий умозаключения от общего к частному.

Научная абстракция – состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного.

Типовые задачи

№1.

Имеются данные о кривой спроса и кривой предложения на рынке товара: Qd=600-100*Р, Qs=150+50*Р.

а) Определите равновесную цену и равновесный объем.

б) Изобразите графически ситуацию равновесия.

в) Покажите, как изменится положение кривых спроса и предложения, если увеличилось число потребителей товара в результате роста рождаемости.

г) Что произойдет в результате этого с равновесной ценой и равновесным объемом на рынке товара?

Решение:

а) определение равновесной цены и равновесного объема:

Qd=Qs

600-100*Р=150+50*Р

Ре=3 – это равновесная цена.

Подставляя значение равновесной цены в уравнения спроса и предложения, получим Qе=300 – это равновесный объем.

 
  тема 1. введение в курс экономической теории - student2.ru

б) графическая иллюстрация рыночного равновесия:

в) После увеличения числа потребителей спрос увеличится и кривая

 
  тема 1. введение в курс экономической теории - student2.ru

спроса сместится вправо. Тогда произойдут следующие изменения на графике:

г) В результате возрастет равновесная цена и увеличится равновесный объем.

№2.

По цене Р0=15 руб. было продано 100 т картофеля, а когда цену повысили на 5 руб., то продали всего 90 т. Определите коэффициент эластичности спроса по цене на картофель и проанализируйте его.

Решение:

Формула дуговой эластичности спроса:

тема 1. введение в курс экономической теории - student2.ru

Для задачи: Q0=100, Р0=15, Q1=90, Р1=20. Подставим значения в формулу:

тема 1. введение в курс экономической теории - student2.ru

Ответ: Еd = 0,39. Спрос на картофель неэластичный, так как значение коэффициента меньше 1; это товар первой необходимости; при изменении цены на 1% спрос на картофель при прочих равных условиях изменится на 0,39%. Знак «–» коэффициента эластичности показывает обратную зависимость между ценой и объемом спроса на товар.

№3.

Эластичность спроса по цене равна (-3). Цена увеличилась на 2%. Как изменятся объем спроса на товар и размер выручки, получаемой продавцом?

Решение:

Используем формулу эластичности спроса по цене:

тема 1. введение в курс экономической теории - student2.ru

Для задачи: Еd = -3, ΔР=2%, тогда найдем ΔQ=Еd*ΔР=(-3)*2% → ΔQ=-6%.

Формула выручки (см. тему 5): TR=P*Q. Чтобы найти изменение выручки, подставим в формулу изменения цены и объема, преобразовав проценты в доли (коэффициенты):

ΔР=2% → 100%+2%=102% → 102%:100%=1,02.

ΔQ=-6% → 100%-6%=94% → 94%:100%=0,94.

Тогда ΔTR=1,02*0,94=0,959.

Преобразуем коэффициент в процент в обратном порядке: 0,959*100%=95,9% → 95,9%-100%=-4,1%.

Ответ: ΔQ=-6%, т.е. объем спроса уменьшится на 6%, ΔTR=-4,1%, т.е. размер выручки сократится на 4,1%.

Типовые задачи

№1.

Чтобы организовать собственную торговую фирму, менеджер Герасимова оставила работу с окладом 25000 руб./мес. Половину необходимых складских помещений она арендовала за 300 тыс. руб. в год, а в качестве недостающей половины площадей использует часть своего дома, которую можно было сдавать в аренду. Покупка оборудования со сроком службы в 5 лет обошлась ей в 1 млн руб. Годовой фонд заработной платы на ее фирме – 200 тыс. руб. Для организации дела она использовала 2 млн руб. собственных сбережений, а недостающие деньги для приобретения товаров 4,5 млн руб. взяла в кредит под 20%. Процент по вкладам населения в коммерческом банке – 10% годовых. Годовая выручка фирмы составила – 7,5 млн руб.

1) Рассчитайте годовые бухгалтерские и экономические издержки.

2) Какова экономическая прибыль фирмы?

3) Какое решение о продолжении бизнеса примет владелица (продолжить или завершить его)?

Решение:

1) Бухгалтерские издержки (БИ) состоят из:

- арендной платы: 300 тыс. руб.

- амортизационных отчислений: 1000:5 = 200 тыс. руб.

- расходов по оплате труда: 200 тыс. руб.

- процентов по ссуде: 4500*0,2=900 тыс. руб.

- расходов на приобретение товаров: 4500 тыс. руб.

Всего бухгалтерских издержек: 6100 тыс. руб.

Альтернативные издержки (АИ) состоят из:

- недополученных процентов по собственному капиталу: 2000*0,1 = 200 тыс. руб.

- недополученной зарплаты: 25*12=300 тыс. руб.

- недополученной арендной платы: 300 тыс. руб.

Всего альтернативных издержек: 800 тыс. руб.

Экономические издержки (ЭИ)= БИ+АИ= 6100+800=6900 тыс. руб.

2) Бухгалтерская прибыль = Выручка – БИ = 7500-6100=1400 тыс. руб.

Экономическая прибыль = Выручка – ЭИ = 7500-6900=600 тыс. руб. > 0, т.е. она компенсирует экономические издержки и получает экономическую прибыль, значит, ей будет выгодно вести бизнес.

Ответ: 1)БИ=6100 тыс. руб., ЭИ=6900 тыс. руб. 2) Экономическая прибыль = 600 тыс. руб. 3) Решение предпринимателя – продолжать ведение бизнеса.

№2.

Фирма по производству фаянсовой посуды производит в месяц 4 тыс. сервизов. Затраты на аренду помещений составляют 250 тыс. руб. в месяц. Стоимость оборудования составляет 2 млн руб. (амортизация 24% в год). Оклады управляющего персонала 100 тыс. руб. в месяц. Расходы на сырье 500 тыс. в месяц. Затраты на наем основных рабочих составляют 1500 руб. в час при объеме выпуска 20 сервизов. Рассчитайте переменные, постоянные, общие и средние издержки, а также прибыль фирмы, если цена реализации одного сервиза составляет 350 руб.

Решение:

Переменные издержки (VC)=500 (сырье) + 300 (зарплата рабочих: 1500:20*4) = 800 тыс. руб.

Постоянные издержки (FC)=250 (аренда) + 40 (амортизация: 2 млн руб.*0,24:12) + 100 (оклады управленцев) = 390 тыс. руб.

Общие издержки (ТС)= VC+ FC = 800 + 390 = 1190 тыс. руб.

Средние переменные издержки (AVC) = VC:Q = 800:4 = 200 руб.

Средние постоянные издержки (AFC) = FC:Q = 390:4= 97,5 руб.

Средние издержки (себестоимость) (АТС) = ТС:Q = 1190:4 = 297,5 руб. или другой расчет: АТС = AVС + AFC = 200 руб. + 97,5 руб. = 297,5 руб.

Прибыль (р)= Выручка (ТR) – Издержки (ТС) = Цена (Р)*Объем (Q) – ТС, тогда получим результат: Прибыль = 350*4 – 1190 = 1400 – 1190 = 210 тыс. руб.

Ответ:

VC=800 тыс. руб., FC=390 тыс. руб., ТC=1190 тыс. руб., AVС = 200 руб., AFC= 97,5 руб., АТС = 297,5 руб., р=290 тыс. руб.

№3.

Рассчитайте все виды издержек исходя из следующих данных: постоянные издержки - 50 тыс. рублей, а переменные издержки, выраженные в тыс. рублей, заданы таблицей:

Объем
Переменные издержки

Решение:

Учитывая, что постоянные издержки не зависят от объема производства, рассчитаем все виды издержек в таблице:

Объем выпуска (Q)   Постоянные издержки (FC) Переменные издержки (VC)   Общие издержки (TC=FC+VC) Средние постоянные издержки (AFC=FC:Q) Средние переменные издержки (AVC=VC:Q) Средние издержки (AТC=TC:Q) Предельные издержки (MC= ΔTC:ΔQ)
- - - -
16,7 9,3
12,5 10,5
8,3 17,7
7,1 22,9

Типовые задачи

№1.

Номинальная заработная плата работника увеличилась в течение года с 20 тыс. руб. до 22 тыс. руб., а темп прироста цен за этот период составил 15%. Как изменилось благосостояние работника (оцените изменение номинальной и реальной заработной платы)?

Решение 1:

Изменение номинальной заработной платы (Wн):(22-20)/20*100%=10%.

Используем формулу реальной заработной платы: тема 1. введение в курс экономической теории - student2.ru .

Изменение Wн=10%, или 1,1 (10%+100%=110%→110%/100%=1,1); изменение Р=15%, или 1,15 (15%+100%=115%→115%/100%=1,15), тогда изменение реальной заработной платы составит: Wр=1,1/1,15= 0,9565.

0,9565*100%=95,65% → 95,65%-100%=-4,35%.

Решение 2:

Есть упрощенное решение задачи.

Номинальная заработная плата увеличилась на 10%, а цены выросли на 15%, тогда изменение реальной заработной платы составит: 10 - 15 = -5%. Но в данном случае решение дает неточный, приблизительный ответ (сравните с решением 1) и его нецелесообразно использовать. Такой подход к решению подобных задач можно применять только при небольших значениях инфляции (менее 5%).

Ответ:

Номинальная заработная плата увеличилась на 10%, реальная заработная плата снизилась на 4,35%. Благосостояние работника ухудшилось, так как снизилась покупательная способность его заработной платы, т.е. через год он сможет приобрести товаров и услуг меньше на 4,35%.

№2.

Если Вы положили в банк 60 тыс. руб., а через год получили 75 тыс. руб., то будет ли эта сделка для Вас выгодной при условии, что уровень инфляции составил 30% (определите номинальную и реальную ставку процента)?

Решение 1:

Номинальная ставка процента (iн): (75-60)/60*100%=25%.

Используем формулу реальной ставки процента: тема 1. введение в курс экономической теории - student2.ru .

тема 1. введение в курс экономической теории - student2.ru =0,9615 → 0,9615*100%=96,15% → 96,15% - 100%=-3,85%

Решение 2:

Есть упрощенное решение задачи.

Номинальная ставка 25%, а инфляция 30%, тогда реальная ставка процента составит: 25% - 30% = -5%. Но в данном случае решение дает неточный ответ (сравните с решением 1) и его нельзя использовать. Такой подход к решению подобных задач можно применять только при небольших значениях инфляции (менее 5%).

Ответ:

Номинальная ставка 25%, реальная ставка -3,85%, сделка для Вас невыгодная, так как произойдет снижение реальной (покупательной) способности денежных средств на 3,85%.

№3.

Ставка процента равна 20% в год. Доход предпринимателя в конце года составил 360 тыс. руб. Найдите дисконтированный доход.

Решение:

Используем формулу с одной будущей денежной суммой: тема 1. введение в курс экономической теории - student2.ru .

Тогда согласно формуле расчет будет следующим:

PDV= 360 / (1+0,2)1 = 300 тыс. руб.

Ответ:

Дисконтированный доход составит 300 тыс. руб. Экономический смысл расчета: 360 тыс. руб. через год и 300 тыс. руб. сегодня являются эквивалентными при ставке дисконтирования 20%.

№4.

Цена оборудования 450 тыс. руб. В течение трех лет оно приносит доход по 110 тыс. руб. каждый год, а в конце срока использования его можно продать за 150 тыс. руб. Ставка банковского процента постоянна и составляет 5% годовых. Определите дисконтированную стоимость доходов и выгодно ли покупать станок?

Решение:

Используем формулу с несколькими разными денежными суммами по годам: тема 1. введение в курс экономической теории - student2.ru .

Тогда согласно формуле расчет будет следующим:

тема 1. введение в курс экономической теории - student2.ru = 104,76+99,77+224,6=429,13 тыс. руб.

429,13 – 450 = -20,87 тыс. руб.

Ответ:

Дисконтированный доход от использования оборудования составит 429,13 тыс. руб. Оборудование приобретать невыгодно, так как дисконтированный доход от его использования меньше вложений в его покупку, то есть инвестиции не окупаются.

№5.

Какова будет цена земельного участка, если землевладелец ежегодно получает 50 тыс. руб. земельной ренты, а банк выплачивает вкладчикам 10% годовых?

Решение:

тема 1. введение в курс экономической теории - student2.ru .

Тогда расчет будет следующим:

PL= 50 / 0,1 = 500 тыс. руб.

Ответ:

Цена земельного участка составит 500 тыс. руб.

№6.

Сколько нужно положить в банк под 8% годовых, чтобы выплачивать владельцу в виде процентов 10000 руб. в год, а сумма на счете банка при этом оставалась неизменной?

Решение:

1. Логическое решение:

10 тыс. руб. составляют 8%, а искомая сумма на счете в банке, на которую начисляется процент (обозначим ее Х), – 100%. Тогда решение пропорции дает ответ:

Х = 10 тыс. руб. * 100% / 8% = 125 тыс. руб.

2. Решение на основе формулы простого процента:

Х + 10 = Х * (1 + 0,08) → Х = 125 тыс. руб.

Ответ:

На счет нужно положить 125 тыс. руб.

№7.

В день рождения внука бабушка положила в банк 10000 рублей под 5% годовых. Какой будет эта сумма в год получения паспорта внуком?

Решение:

1. Решение при простом способе начисления процентов:

тема 1. введение в курс экономической теории - student2.ru

S = 10 тыс. руб. * (1 + 0,05 * 14) = 17 тыс. руб.

2. Решение при сложном способе начисления процентов:

тема 1. введение в курс экономической теории - student2.ru

S = 10 тыс. руб. * (1 + 0,05)14 = 19,799 тыс. руб.

Ответ:

При простом способе начисления процентов сумма составит 17 тыс. руб., а при сложном проценте – 19,799 тыс. руб.

! В банковской практике, если иное не оговорено, при сроке вклада более года автоматически используется начисление сложного процента.

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Экономическая теория и прикладная экономика. Предмет экономической теории и его эволюция. Микро- и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономическая теория. Метод экономической теории. Эмпирические и теоретические методы. Функции экономической теории.

Основные термины

Экономика – это сфера деятельности людей (сфера труда), обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Экономическая теория изучает:

– экономические отношения производства, распределения, обмена и потребления на различных ступенях развития общества (К. Маркс);

– поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование (Л.Роббинс).

Микроэкономика – раздел экономической теории, который рассматривает проблемы, касающиеся отдельных экономических субъектов (предприятий, потребителей, отраслей и рынков).

Макроэкономика – раздел экономической теории, который изучает экономические явления и процессы, относящиеся к экономике страны в целом или ее отдельным секторам.

Позитивная экономика – изучение экономической реальности, то есть того, что было или есть, и составление на основе наблюдаемых явлений экономических прогнозов. Такой анализ не содержит в себе положительных или отрицательных оценок того, что произойдет или произошло.

Нормативная экономика – изучение экономических процессов с целью оценки и выдачи рекомендаций, то есть это предполагает наличие оценочных суждений, представлений о том, как должно быть или какую экономическую политику надо проводить.

Эмпирические методы – состоят в сборе фактов, учете всех происходящих с ними изменений, в их группировке, математико-статистической обработке. К таким методам относятся: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, статистический, функциональный, графический анализ и др.

Теоретические методы–являются средством проникновения в глубинную сущность исследуемых явлений, раскрытия законов их функционирования и развития.

Анализ – это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей.

Синтез – это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое.

Индукция – метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему.

Дедукция – метод познания, предполагающий умозаключения от общего к частному.

Научная абстракция – состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного.


Наши рекомендации