Тема 2. затраты: назначение, поведение, учет и классификация
ТЕМА 2. ЗАТРАТЫ: НАЗНАЧЕНИЕ, ПОВЕДЕНИЕ, УЧЕТ И КЛАССИФИКАЦИЯ
1. Затраты: понятие и сущность.
2. Классификация затрат для целей управленческого учета
2.1. Классификация затрат для определения себестоимости продукции, оценки стоимости запасов и размера полученной прибыли
2.2. Классификация затрат для принятия управленческих решений и планирования
2.3. Классификация затрат для осуществления процесса контроля и регулирования производственной деятельности центров ответственности
3. Организация учета производственных затрат
3.1. Формирование рабочего плана счетов
3.2. Группировка затрат: применяемые подходы
3.3. Сущность и основы процесса распределения затрат
3.4. Методы распределения затрат: прямой, пошаговый и двухсторонний.
3.5. Калькулирование себестоимости продукции
Затраты: понятие и сущность
Информация о затратах является ядром всей системы управленческого учета в организации независимо от того, каковы у этой организации цели, структура, особенности выпускаемой продукции. Даже организации, не ставящие своей целью извлечение прибыли, почти всегда оценивают эффективность своей деятельности в терминах эффективности использования ресурсов. Экономической категорией, соответствующей понятию «потребленные ресурсы», является категория затрат. Этот термин имеет весьма широкое употребление во всех областях экономической науки и практики, однако именно в учете он определен наиболее строго, его содержательное наполнение (способы классификации) тщательно проработано и стало частью общепринятых профессиональных стандартов. В нашей стране сложилась довольно жесткая система государственного регулирования учетной деятельности, при этом многие аспекты работы с информацией о затратах регламентированы законодательно.
Именно информация о затратах лежит в основе внешней, финансовой и налоговой, отчетности организаций. Однако долгое время роль такой информации в принятии управленческих решений недооценивалась российскими менеджерами. Практически единственной сферой ее применения считалось исчисление себестоимости и прибыли для целей внешней отчетности. Даже авторы некоторых учебных пособий по управленческому учету, изданных в нашей стране за последние десять лет, львиную долю внимания уделяют в своих изданиях лишь способам калькулирования затрат. В то же самое время в мировой практике информация о затратах широко используется в процедурах управленческого анализа, планирования, оценки эффективности и мотивации. Информация о затратах действительно формирует поле экономической информации в рамках организации, но не только. Умелое управление затратами на основе качественной обработки этой информации способствует росту эффективности деятельности отдельных хозяйствующих субъектов и повышению конкурентоспособности российской экономики в целом.
В современной экономической литературе существует множество категорий и определений затрат. Приступая к организации управленческого учета, руководителям и специалистам организации следует определить, какую информацию они хотят получить и для каких целей. В зависимости от этого в системе управленческого учета будут циркулировать данные о тех или иных затратах. «Разные затраты — для разных целей» — девиз хорошего бухгалтера-аналитика.
Прежде чем приступить непосредственно к классификации затрат, следует обсудить некоторые терминологические вопросы.
Часто в экономической литературе термин «затраты» отождествляется с понятием «расходы». Однако более внимательное изучение этих категорий свидетельствует об их серьезном различии.
В ПБУ 10/99 «Расхода организации» и ПБУ 9/99 «Доходы организации» определены для целей бухгалтерского учета понятия «доходы» и «расходы». При этом под расходами понимается «уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)». Расходы включают такие статьи, как затраты на производство проданной продукции (работ, услуг), на оплату труда управленческого персонала, амортизационные отчисления, а также потери (убытки отстихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.). Составление формы «Отчет о финансовых результатах» для внешних пользователей бухгалтерской отчетности предполагает развернутое и симметричное отражение информации о доходах и расходах организации.
Предметом управленческого учета среди прочего являются текущие издержки организации. Говоря языком финансового учета, это расходы по обычным видам деятельности.
Термины «доходы» и «расходы» организации, определенные названными положениями, не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, в соответствии с которыми расходы включают убытки и затраты, возникающие в ходе основной деятельности предприятия. Они, как правило, принимают форму оттока или уменьшения актива. Расходы признаются в отчете о финансовых результатах на основании непосредственной связи между понесенными затратами и поступлениями по определенным статьям дохода. Данный подход называется соответствием расходов и доходов. Таким образом, в бухгалтерской отчетности все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, называемыми расходами (принцип соотнесения доходов). С точки зрения техники российского учета, это состоит в том, что затраты должны накапливаться на счетах 10 «Материалы», 02 «Амортизация», 70 «Расчеты по оплате труда», затем на счетах 20 «Основное производство» и 43 «Готовая продукция» и не списываться на счета продаж до тех пор, пока продукция, товары, услуги, с которыми они связаны, не будут проданы. Лишь в момент продажи предприятие признает свои доходы и связанную с ними часть затрат — расходы. В бухгалтерском учете доходы и расходы отражаются соответственно по кредиту и дебету счетов 90, 91. Применительно к счету 90 «Продажи» расходы предприятия по существу характеризуют себестоимость проданной продукции (работ, услуг).
Понятие «расходы» в Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) и в национальных стандартах (ПБУ) связано с формированием отчета о финансовых результатах и направлено на выявление финансового результата.
Остановимся подробнее на термине «затраты». Затраты и расходы роднит то, что и то, и другое сопровождается выбытием активов или возникновением долговых обязательств. Однако причины, приводящие к этому, существенно разняться.
Затраты возникают в момент приобретения организацией товаров (долгосрочных активов, сырья, материалов, полуфабрикатов, товаров для перепродажи т.п.) и услуг сторонних организаций (освещение, отопление, канализация, водоснабжение, транспортные услуги и т.д.), а также при расчетах с персоналом по оплате труда, социальным и другим обязательствам. Возникновение затрат сопровождается выплатой денежных средств, другого имущества, уменьшением прав требования (дебиторской задолженности), ростом долговых обязательств.
Затраты — это потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за товары или услуги.
Однако для определения затрат не характерно уменьшение экономических выгод организации (в виде уменьшения активов организации или увеличения долговых обязательств организации). При возникновении затрат один актив (потребляемый для оплаты) выбывает из организации (или увеличиваются долговые обязательства — кредиторская задолженность), а взамен она приобретает на ту же сумму другой актив (необходимый для осуществления предпринимательской деятельности) или услугу внутреннюю (например, оплата труда персонала) или внешнюю.
Для расходов характерно выбытие активов (реализационные операции, потери, благотворительные и социальные выплаты и траты) или увеличение начисленных долговых обязательств организации (внереализационные расходы в виде штрафов, пеней, неустоек, начисленных за несоблюдение условий хозяйственных договоров, или покрытие причиненных убытков собственному персоналу или сторонним организациям).
По утверждению Ч.Т. Хорнгрена и Дж. Фостера, «...для управления менеджерам нужны не просто затраты, а информация об издержках на что-либо (продукт или его партия, услуги... и т.д.)». Под издержками понимается денежное измерение суммы ресурсов, используемых с какой-то целью. Такое определение, в частности, дает ведущий американский исследователь Р. Энтони, который отождествляет издержки с себестоимостью.
В этой связи необходимо отличать понятия «затраты отчетного периода на приобретение» (стоимость товаров и услуг, приобретенных организацией в отчетном периоде), «затраты (издержки), формирующие производственную себестоимость продукции» и «периодические затраты» (затраты, не относящиеся к конкретному виду продукции, выполненных работ или оказанных услуг, а приходящиеся в целом на отчетный период — на управление и продажу).
Затраты живого и овеществленного труда на производство и реализацию продукции (работ, услуг), выраженные в денежной форме, называют издержками производства.
Затраты организации могут быть отнесены в активы или списаны в расходы отчетного периода.
Затраты, не обеспечившие доход в отчетном периоде и обещающие экономические выгоды в будущем относятся к активам и на конец отчетного периода находят отражение в бухгалтерском балансе.
К расходам отчетного периода относят:
— затраты, обеспечившие доход от продаж в отчетном периоде;
— затраты в имущество организации, которое никогда в будущем не принесет выгод, поскольку имущество потеряло потребительские (реализационные или эксплуатационные) качества:
— затраты отчетного периода, понесенные на управление и сбыт, которые подлежат списанию в расходы периода, когда они фактически имели место.
На конец периода данные затраты отражаются в отчете о финансовых результатах.
Большое значение для правильной организации учета затрат имеет их научно обоснованная классификация. Общая цель классификации затрат состоит в создании упорядоченной структуры, без которой невозможны эффективное ведение счетов и привязка затрат к объекту. Хотя классификация затрат осуществляется и бухгалтерским учетом, но она не всегда приемлема для удовлетворения информационных потребностей руководства.
Классификация затрат по сути сводится к образованию групп затрат с одинаковыми характеристиками по отношению к установленному объекту затрат. Объект затрат имеет значение, так как он определяет выбор классификации; изменение объекта затрат может изменить категорию конкретных затрат в заданной классификации. Таким образом, избранная классификация должна подходить к задаче, ради выполнения которой она выбрана. Для эффективного управления затратами в управленческом учете разработана соответствующая классификация затрат и зависит от того, какую управленческую задачу необходимо решить:
— расчет себестоимости произведенной продукции и определение размера полученной прибыли;
— принятие управленческого решения и планирование;
— контроль и регулирование производственной деятельности центров ответственности.
Эта классификация используется в процессе учета, анализа, калькулирования, планирования и контроля затрат.
Практическое занятие (2)
Тема 2.
Контрольные вопросы
1. Существует ли различие в экономическом содержании терминов «расходы организации» и «затраты организации»?
2. Что такое производственные затраты?
3. Какие счета бухгалтерского учета используются для отражения производственных и непроизводственных затрат?
4. Существуют ли различия в подходах к учету производственных затрат в финансовом и управленческом учете?
5. Что лежит в основе классификаций затрат?
6. Как вы объясните необходимость классификации затрат?
7. Какие затраты называются входящими, а какие истекшими; где они отражаются в балансе организации?
8. Назовите, по какому принципу затраты подразделяются на постоянные и переменные?
9. Почему безвозвратные затраты не следует учитывать при принятии решений?
10. В чем различие приростных и предельных затрат?
11. Почему одинаковые затраты для руководителя одного центра ответственности являются контролируемыми, для другого — неконтролируемыми?
12. Как группируются затраты для осуществления процесса контроля и регулирования?
Задания
Задача 1. В состав организации входят:
• основное производственное предприятие, которое занимается выпуском мелкой бытовой техники;
• ремонтная мастерская, которая выполняет гарантийный и послегарантийный ремонт техники;
• отдел сбыта, который реализует выпущенную технику;
• два магазина розничной торговли, в которых реализуется продукция собственного производства и продукция других поставщиков;
• столовая (обслуживает сотрудников организации и других клиентов);
• строительная бригада (выполняет работы для собственных нужд и для других организаций).
Какие центры ответственности вы бы создали из структурных подразделений организации? Ответ поясните.
Задача 2. В табл. 1 приведены перечень и суммы затрат производственного предприятия «Проммаш» за месяц.
Сгруппируйте затраты:
а) по назначению — на основные и накладные;
б) по отношению к объему производства — на постоянные и переменные.
Таблица 1
Наименование затрат | Сумма, тыс. р. |
Сырье и материалы | |
Заработная плата рабочих, обслуживающих оборудование | |
Топливо и энергия на технологические цели | |
Цеховые расходы | |
Заработная плата производственных рабочих | |
Содержание здания заводоуправления | |
Отчисления на социальное страхование производственных рабочих | |
Амортизация вспомогательного оборудования | |
Командировочные расходы | |
Амортизация основных производственных фондов | |
Подготовка кадров | |
Участие в выставках | |
Сертификация продукции | |
Охрана | |
Налоги, сборы, отчисления | |
Проценты по кредитам | |
Ремонт производственного оборудования |
По данным табл. 1 составьте бухгалтерские проводки, отражающие произведенные затраты.
Задача 3. Предприятие, занимающееся производством легковых автомобилей, планирует организовать управленческий учет по центрам ответственности. Цех окончательной сборки автомобилей — один из предполагаемых центров ответственности. Ниже приведен перечень затрат завода.
Укажите, какие из перечисленных затрат будут являться регулируемыми, а какие нерегулируемыми для центра ответственности окончательной сборки автомобилей.
Перечень затрат:
1) основное сырье и материалы;
2) амортизация основных средств:
а) завода,
б) цеха окончательной сборки автомобилей;
3) заработная плата администрации завода;
4) заработная плата рабочих цеха окончательной сборки автомобилей;
5) командировочные расходы;
6) транспортные расходы;
7) расходы по оплате услуг банка;
8) материалы, использованные цехом окончательной сборки автомобилей;
9) заработная плата инженерного состава;
10) услуги связи;
11) доплата за работу в ночное время, в выходные, праздничные дни и т.п. работникам цеха окончательной сборки автомобилей;
12) расходы на рекламу.
Задача 4. ЗАО «Гарант» выпускает мелкую бытовую технику. Оно имеет два собственных магазина розничной торговли, каждый из которых ежемесячно приносит прибыль в 30 000 руб.
Руководитель планирует взять в аренду еще один магазин. За участие в тендере на аренду магазина была внесена плата в размере 5 000 руб. Ежемесячная арендная плата за магазин составит 15 000 руб. Для его открытия необходимо приобрести торговое оборудование на 15 000 руб. Кроме того, планируются следующие ежемесячные затраты магазина (руб.):
Заработная плата работников магазинов | 25 000 |
Коммунальные платежи | 8 000 |
Транспортные расходы | 16 000 |
Налоги и сборы | 10 000 |
Услуги связи | 3 000 |
Расходы на рекламу | 1 500 |
Предполагается, что ежемесячная выручка магазина будет составлять 85 000 руб.
Рассчитайте, какой финансовый результат будет получен арендованным магазином за один год работы. Определите, какие из запланированных затрат можно считать:
1) безвозвратными;
2) вмененными;
3) постоянными;
4) переменными.
Задача 5. Фирма «Фолиант» занимается реализацией телефонных станций. Фирма не является плательщиком налога на добавленную стоимость. В текущем году она реализовала:
10 станций по 150 000 руб. за каждую,
20 станций по 282 000 руб. за каждую.
Фирма произвела следующие затраты (руб.):
Оплата поставщикам стоимости приобретенных станций | 5 500 000 |
Заработная плата сотрудникам | 150 000 |
Материалы, использованные при установке станций | 100 000 |
Услуги связи, интернет-услуги | 50 000 |
Затраты на содержание здания, в котором находится фирма | 40 000 |
Транспортные расходы | 60 000 |
Если фирма «Фолиант» привлечет дополнительно 3 работников, заработная плата каждого из которых составит 8 000 руб., объем потребляемых услуг связи увеличится на 20%, объем потребляемых транспортных услуг возрастет на 17%, увеличатся затраты на материалы на 15%. Это позволит дополнительно продать 5 станций по цене 150 000 руб., покупная стоимость каждой из которых 130 000 руб. Определите:
1) какие затраты фирмы «Фолиант» являются:
а) постоянными;
б) переменными;
2) величину приростных затрат (доходов);
3) величину предельных затрат (доходов).
Сделайте расчет и решите, следует ли увеличивать объем продаж.
Пример. Методы распределения затрат: прямой, пошаговый и двусторонний
Организационная структура клиники, оказывающей платные медицинские услуги, представлена двумя производственными подразделениями (отделение терапии и отделение хирургии) и тремя непроизводственными службами (обслуживающими подразделениями): администрацией, прачечной, столовой. В табл. 1 издержки клиники за отчетный период идентифицированы с местами возникновения затрат. (В нашем примере они совпадают с центрами ответственности клиники).
Таблица 1
Затраты центров ответственности клиники, у.е.
Центр ответственности | Затраты |
Администрация Прачечная Столовая Хирургия Терапия | |
Итого |
В данном случае первые два этапа уже пройдены. Необходимо выбрать метод дальнейшего перераспределения издержек и выполнить соответствующие расчеты.
Метод прямого распределения затрат
В качестве базы распределения выбрана доля выручки. При этом доля хирургического отделения (хирургии) в общей сумме выручки составляет 60%, доля терапевтического отделения (терапии) — 40%. Результаты такого распределения затрат представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты распределения затрат непроизводственных сегментов клиники
методом простого распределения
Показатели | Производственные подразделения | Итого | |
хирургия | терапия | ||
Прямые затраты, у.е. | |||
Доля в выручке от реализации медицинских услуг, % | |||
Распределение затрат администрации, у.е. | |||
Распределение затрат прачечной, у.е. | |||
Распределение затрат столовой, у.е. | |||
Всегозатрат после распределения, у.е. |
Метод пошагового распределения затрат
В администрации клиники работают 10 человек, в прачечной и столовой — по 5 человек, в хирургическом отделении — 20 человек, в терапии — 30 человек. Результаты последующих расчетов представлены в табл. 3.
Шаг 1. Распределяются затраты административного отдела. База распределения — количество работающих. Исходя из численности работающих в центрах ответственности получаем соотношение 10:5:5:20:30, или 2:1:1:4:6.
Затраты администрации (900 у.е.) распределяются между остальными центрами ответственности в соотношении 1:1:4:6 (всего частей 12). Делим затраты администрации (900 у.е.) на 12 частей: 900:12 = 75 у.е. Затем 75 у.е. умножаем на полученные части для каждого подразделения и прибавляем к затратам. Получаем промежуточный расчет, результаты которого представлены в гр. 4 таблицы.
Таблица 3
Результаты распределения затрат непроизводственных сегментов клиники
методом пошагового распределения, у.е.
Подразделения больницы | Затраты | Администрация | Промежуточный расчет | Прачечная | Промежуточный | Столовая | Общие затраты |
Администрация | (900)* | — | — | — | — | — | |
Прачечная | (300)* | — | — | — | |||
Столовая | (600)* | — | |||||
Хирургия | |||||||
Терапия | |||||||
Итого |
* В скобках указаны суммы, подлежащие распределению.
Шаг 2. Распределяются затраты прачечной. Базовой единицей в данном случае являются килограммы выстиранного белья. Потребности столовой — 20 кг, хирургии — 60 кг, терапии — 40 кг белья. Получаем соотношение 20:60:40, или 1:3:2 (всего частей 6). Затраты прачечной (300 у.е.) делим на 6 частей: 300:6 = 50 у.е., которые затем умножаем на полученные части отдельно для каждого подразделения и прибавляем к затратам. Получаем промежуточный расчет, результаты которого представлены в гр. 6 таблицы.
Шаг 3. Распределяются затраты столовой. Ей необходимо в хирургии обслужить 100 пациентов, в терапии — 200 пациентов. Получаем соотношение 100:200, или 1:2 (всего частей 3). Затраты столовой (600 у.е.) делим на 3 части: 600:3 = 200 у.е., умножаем их на полученные части для каждого центра ответственности (гр. 7) и прибавляем к затратам. Получаем итоговые данные распределения (гр. 8 таблицы).
Двухсторонний или метод взаимного распределения.
В нашем примере прачечную и столовую условно объединим в одно подразделение — хозблок, издержки которого составят 225 (прачечная) + 475 (столовая) = 700 у.е.
Таким образом, администрация потребляет услуги хозблока и наоборот.
Расчеты выполняются в следующей последовательности:
1)определяем показатель, выступающий в роли базы распределения (в качестве базы распределения выберем прямые издержки);
2) основываясь на базе, рассчитываем соотношение между сегментами, участвующими в распределении затрат (табл. 4).
Таблица 4
Расчет соотношения между сегментами
Центры, оказывающие услуги | Центры, потребляющие услуги | Итого | |||
администрация | хозблок | хирургия | терапия | ||
Администрация: прямые затраты, у.е. доля прямых затрат в общей их сумме, % | — — | 24,2 | 41,3 | 34,5 | 100,0 |
Хозблок: прямые затраты, у.е. доля прямых затрат в общей их сумме, % | 29,0 | — — | 38,7 | 32,3 | 100,0 |
3)рассчитываем затраты непроизводственных подразделений, скорректированные с учетом двухстороннего потребления услуг. Для этого составляется следующая система уравнений:
{А = 900+ 0,29Х;
{Х = 700 + 0,242А,
где Х — скорректированные затраты хозблока, у.е.;
А — скорректированные затраты администрации, у.е.
Решаем эту систему уравнений методом подстановки:
А = 900 + 0,29 (700 + 0,242А);
А = 900 + 203+0,07А;
0,93А = 1103;
А = 1186 у.е.
Тогда Х = 700 + 0,242 х 1186 = 987 у.е.
4) скорректированные затраты распределяем между центрами ответственности (табл.5).
Таблица 5
Результаты распределения затрат непроизводственных сегментов клиники
двухсторонним методом, у.е.
Показатели | Непроизводственные ЦО | Производственные ЦО | Всего | ||
администрация | хозблок | хирургия | терапия | ||
Прямые затраты | |||||
Распределение затрат администрации | (1186) | (1186x0,242) | (1186x0,414) | (1186x0,345) | |
Распределение затрат хозблока | (987 х 0,29) | (987) | (987 х 0,387) | (987 х 0,323) | |
Итого затрат |
ТЕМА 2. ЗАТРАТЫ: НАЗНАЧЕНИЕ, ПОВЕДЕНИЕ, УЧЕТ И КЛАССИФИКАЦИЯ
1. Затраты: понятие и сущность.
2. Классификация затрат для целей управленческого учета
2.1. Классификация затрат для определения себестоимости продукции, оценки стоимости запасов и размера полученной прибыли
2.2. Классификация затрат для принятия управленческих решений и планирования
2.3. Классификация затрат для осуществления процесса контроля и регулирования производственной деятельности центров ответственности
3. Организация учета производственных затрат
3.1. Формирование рабочего плана счетов
3.2. Группировка затрат: применяемые подходы
3.3. Сущность и основы процесса распределения затрат
3.4. Методы распределения затрат: прямой, пошаговый и двухсторонний.
3.5. Калькулирование себестоимости продукции
Затраты: понятие и сущность
Информация о затратах является ядром всей системы управленческого учета в организации независимо от того, каковы у этой организации цели, структура, особенности выпускаемой продукции. Даже организации, не ставящие своей целью извлечение прибыли, почти всегда оценивают эффективность своей деятельности в терминах эффективности использования ресурсов. Экономической категорией, соответствующей понятию «потребленные ресурсы», является категория затрат. Этот термин имеет весьма широкое употребление во всех областях экономической науки и практики, однако именно в учете он определен наиболее строго, его содержательное наполнение (способы классификации) тщательно проработано и стало частью общепринятых профессиональных стандартов. В нашей стране сложилась довольно жесткая система государственного регулирования учетной деятельности, при этом многие аспекты работы с информацией о затратах регламентированы законодательно.
Именно информация о затратах лежит в основе внешней, финансовой и налоговой, отчетности организаций. Однако долгое время роль такой информации в принятии управленческих решений недооценивалась российскими менеджерами. Практически единственной сферой ее применения считалось исчисление себестоимости и прибыли для целей внешней отчетности. Даже авторы некоторых учебных пособий по управленческому учету, изданных в нашей стране за последние десять лет, львиную долю внимания уделяют в своих изданиях лишь способам калькулирования затрат. В то же самое время в мировой практике информация о затратах широко используется в процедурах управленческого анализа, планирования, оценки эффективности и мотивации. Информация о затратах действительно формирует поле экономической информации в рамках организации, но не только. Умелое управление затратами на основе качественной обработки этой информации способствует росту эффективности деятельности отдельных хозяйствующих субъектов и повышению конкурентоспособности российской экономики в целом.
В современной экономической литературе существует множество категорий и определений затрат. Приступая к организации управленческого учета, руководителям и специалистам организации следует определить, какую информацию они хотят получить и для каких целей. В зависимости от этого в системе управленческого учета будут циркулировать данные о тех или иных затратах. «Разные затраты — для разных целей» — девиз хорошего бухгалтера-аналитика.
Прежде чем приступить непосредственно к классификации затрат, следует обсудить некоторые терминологические вопросы.
Часто в экономической литературе термин «затраты» отождествляется с понятием «расходы». Однако более внимательное изучение этих категорий свидетельствует об их серьезном различии.
В ПБУ 10/99 «Расхода организации» и ПБУ 9/99 «Доходы организации» определены для целей бухгалтерского учета понятия «доходы» и «расходы». При этом под расходами понимается «уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)». Расходы включают такие статьи, как затраты на производство проданной продукции (работ, услуг), на оплату труда управленческого персонала, амортизационные отчисления, а также потери (убытки отстихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.). Составление формы «Отчет о финансовых результатах» для внешних пользователей бухгалтерской отчетности предполагает развернутое и симметричное отражение информации о доходах и расходах организации.
Предметом управленческого учета среди прочего являются текущие издержки организации. Говоря языком финансового учета, это расходы по обычным видам деятельности.
Термины «доходы» и «расходы» организации, определенные названными положениями, не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, в соответствии с которыми расходы включают убытки и затраты, возникающие в ходе основной деятельности предприятия. Они, как правило, принимают форму оттока или уменьшения актива. Расходы признаются в отчете о финансовых результатах на основании непосредственной связи между понесенными затратами и поступлениями по определенным статьям дохода. Данный подход называется соответствием расходов и доходов. Таким образом, в бухгалтерской отчетности все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, называемыми расходами (принцип соотнесения доходов). С точки зрения техники российского учета, это состоит в том, что затраты должны накапливаться на счетах 10 «Материалы», 02 «Амортизация», 70 «Расчеты по оплате труда», затем на счетах 20 «Основное производство» и 43 «Готовая продукция» и не списываться на счета продаж до тех пор, пока продукция, товары, услуги, с которыми они связаны, не будут проданы. Лишь в момент продажи предприятие признает свои доходы и связанную с ними часть затрат — расходы. В бухгалтерском учете доходы и расходы отражаются соответственно по кредиту и дебету счетов 90, 91. Применительно к счету 90 «Продажи» расходы предприятия по существу характеризуют себестоимость проданной продукции (работ, услуг).
Понятие «расходы» в Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) и в национальных стандартах (ПБУ) связано с формированием отчета о финансовых результатах и направлено на выявление финансового результата.
Остановимся подробнее на термине «затраты». Затраты и расходы роднит то, что и то, и другое сопровождается выбытием активов или возникновением долговых обязательств. Однако причины, приводящие к этому, существенно разняться.
Затраты возникают в момент приобретения организацией товаров (долгосрочных активов, сырья, материалов, полуфабрикатов, товаров для перепродажи т.п.) и услуг сторонних организаций (освещение, отопление, канализация, водоснабжение, транспортные услуги и т.д.), а также при расчетах с персоналом по оплате труда, социальным и другим обязательствам. Возникновение затрат сопровождается выплатой денежных средств, другого имущества, уменьшением прав требования (дебиторской задолженности), ростом долговых обязательств.
Затраты — это потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за товары или услуги.
Однако для определения затрат не характерно уменьшение экономических выгод организации (в виде уменьшения активов организации или увеличения долговых обязательств организации). При возникновении затрат один актив (потребляемый для оплаты) выбывает из организации (или увеличиваются долговые обязательства — кредиторская задолженность), а взамен она приобретает на ту же сумму другой актив (необходимый для осуществления предпринимательской деятельности) или услугу внутреннюю (например, оплата труда персонала) или внешнюю.
Для расходов характерно выбытие активов (реализационные операции, потери, благотворительные и социальные выплаты и траты) или увеличение начисленных долговых обязательств организации (внереализационные расходы в виде штрафов, пеней, неустоек, начисленных за несоблюдение условий хозяйственных договоров, или покрытие причиненных убытков собственному персоналу или сторонним организациям).
По утверждению Ч.Т. Хорнгрена и Дж. Фостера, «...для управления менеджерам нужны не просто затраты, а информация об издержках на что-либо (продукт или его партия, услуги... и т.д.)». Под издержками понимается денежное измерение суммы ресурсов, используемых с какой-то целью. Такое определение, в частности, дает ведущий американский исследователь Р. Энтони, который отождествляет издержки с себестоимостью.
В этой связи необходимо отличать понятия «затраты отчетного периода на приобретение» (стоимость товаров и услуг, приобретенных организацией в отчетном периоде), «затраты (издержки), формирующие производственную себестоимость продукции» и «периодические затраты» (затраты, не относящиеся к конкретному виду продукции, выполненных работ или оказанных услуг, а приходящиеся в целом на отчетный период — на управление и продажу).
Затраты живого и овеществленного труда на производство и реализацию продукции (работ, услуг), выраженные в денежной форме, называют издержками производства.
Затраты организации могут быть отнесены в активы или списаны в расходы отчетного периода.
Затраты, не обеспечившие доход в отчетном периоде и обещающие экономические выгоды в будущем относятся к активам и на конец отчетного периода находят отражение в бухгалтерском балансе.
К расходам отчетного периода относят:
— затраты, обеспечившие доход от продаж в отчетном периоде;
— затраты в имущество организации, которое никогда в будущем не принесет выгод, поскольку имущество потеряло потребительские (реализационные или эксплуатационные) качества:
— затраты отчетного периода, понесенные на управление и сбыт, которые подлежат списанию в расходы периода, когда они фактически имели место.
На конец периода данные затраты отражаются в отчете о финансовых результатах.
Большое значение для правильной организации учета затрат имеет их научно обоснованная классификация. Общая цель классификации затрат состоит в создании упорядоченной структуры, без которой невозможны эффективное ведение счетов и привязка затрат к объекту. Хотя классификация затрат осуществляется и бухгалтерским учетом, но она не всегда приемлема для удовлетворения информационных потребностей руководства.
<