Принципы управления экономикой

Принцип Содержание принципа
1. Воспроизводства системы жизнеобеспечения   Функционирование и развитие экономики как системы хозяйствования должно обеспечивать сохранность экосистемы, ресурсосберегающее воспроизводство всех компонентов системы
2. Правовой регламентации управления   Экономико-правовое регулирование процессов управления объектами, соблюдение международных и государственных нормативных актов, регламентирующих процессы во всех сферах экономики, снижение субъективизма в управлении — должны обеспечивать законность управления
3. Социальной ориентации развития экономики     Конечная цель функционирования и развития экономики — повышение благосостояния населения и качества жизни, гармоничное развитие личности, раскрытие человеческих возможностей
4. Научной обоснованности системы управления   Учет при формировании системы экономических законов и закономерностей развития природы и общества, законов мышления, применение научных подходов и методов моделирования способствуют повышению стабильности системы управления. При разработке и реализации решений следует стремиться применять 13 научных подходов: системный, маркетинговый, функциональный, воспроизводственный, нормативный, комплексный, интеграционный, динамический, процессный, оптимизационный, директивный, поведенческий, ситуационный
5. Системного подхода к управлению     Предполагает рассмотрение любого экономического объекта как системы, совокупности взаимосвязанных элементов (подсистем), имеющей выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Подход дает возможность учесть все необходимые взаимосвязи и взаимодействия в системах управления, позволяет при постановке целей все сторонне взвешивать факторы и направлять механизмы управления на достижение целей
6. Ориентации экономики на инновационный путь развития     Структурные источники экономического развития страны — развитие на основе: факторов производства, инвестиций, инновационной деятельности. Для повышения конкурентоспособности страны ее экономическое развитие необходимо ориентировать на инвестирование инноваций пре имущественно в новые технологии и менеджмент
7. Сохранения собственных сырьевых ресурсов Стратегия ресурсосбережения страны должна быть нацелена на сохранение собственных сырьевых ресурсов, рациональное их использование, импорт и экспорт новых технологий
8. Ранжирования объектов управления по их важности Позволяет определить важность, весомость, ранг объектов (проблем, факторов) по их эффективности, актуальности, масштабности, степени риска. Ресурсы всегда ограничены, поэтому они должны сначала вкладываться в решение наиболее важной проблемы
9. Единства теории и практики управления Любое управленческое решение в области функционирования и развития экономического объекта должно отвечать логике, принципам и методам управления и решать одну из практических задач
10. Сохранения и развития конкурентных преимуществ объекта управления Выявление сильных и слабых сторон объекта управления позволяет субъекту формировать стратегию развития на основе прогнозирования, добиваться превосходства в какой-либо области деятельности или выпуске товара (выполнении услуги) по сравнению с конкурентами
11. Рационализации уровня специализации, универсализации и централизации управления Углубление специализации работ позволяет увеличить программу и использовать эффект масштаба, снизить себестоимость единицы товара. При невозможности увеличения программы работ используется принцип универсализации, т.е. поручение одному элементу системы выполнение нескольких однородных работ. Универсализация требует высокой квалификации работников, ведет к централизации управления. Инструментом углубления специализации и использования эффекта масштаба является унификация и стандартизация
12. Организованности управленческих процессов Для обеспечения высокого уровня организованности необходимо анализировать и повышать пропорциональность, непрерывность, параллельность, прямоточность, ритмичность, автоматичность управленческих процессов
13. Рационального сочетания форм управления В зависимости от особенностей объекта управления, его структуры и целей управление можно подразделить на три вида: государственное, корпоративное и предпринимательское управление. Государственное управление характеризуется жестким нормативным регулированием средств, методов и процессов управления. Применяется, в основном, для управления государственными структурами. Корпоративное управление — форма, в которой: а) усилены интеграция компонентов по стадиям жизненного цикла объектов управления и адаптивность системы; б) обеспечены более высокая культура и гармония персонала; в) достигается получение эффекта синергии. Предпринимательское управление характеризуется адаптивностью управления в условиях высокой неопределенности, более широким применением поведенческого и ситуационного подходов.
14. Обеспечения сопоставимости вариантов управленческих решений при их выборе Альтернативные варианты управленческого решения приводятся в сопоставимый вид по следующим восьми факторам: времени, качества, масштаба, уровня освоенности, инфляции, риска и неопределенности, методу получения информации, условиям применения объекта




Применение рассмотренных принципов управления экономикой представляет определенную трудность. Поэтому количество соблюдаемых принципов управления зависит от стоимости объекта и его назначения. Чем дороже объект управления и выше уровень его иерархии, тем глубже должны изучаться и применяться принципы управления. Например, при разработке крупных инновационных проектов, обеспечивающих ускорение темпов научно-технического прогресса, экономию ресурсов и повышение качества жизни, следует руководствоваться всеми рассмотренными принципами. При принятии оперативных решений, наоборот, основными критериями их качества являются опыт и интуиция принимающего решение.

Перечисленные принципы управления экономикой для стратегического маркетинга являются первичными, так как без их анализа и соблюдения затруднительно будет получить эффект от маркетинга. Наряду с этим некоторые принципы управления экономикой (например, 4—6, 8—10, 12 и 14-й) приемлемы и для стратегического маркетинга. Поэтому при проведении стратегического маркетинга, особенно при разработке нормативов конкурентоспособности, следует руководствоваться перечисленными принципами.

Наши рекомендации