Классификация и состав затрат на производство и реализацию продукции
Для правильной организации учета затрат и обеспечения их достоверного анализа большое значение имеет научно обоснованная их классификация.
Затраты на производство и реализацию продукции могут быть классифицированы:
1. По экономическому содержанию (учетному признаку);
2. По объёму учитываемых затрат;
3. По способу отнесения на себестоимость единицы продукции;
4. По степени участия в производственном процессе;
5. В зависимости от изменения объемов производства продукции;
6. В зависимости от способа возникновения;
7. По экономической сущности.
Для целей планирования и учета себестоимости, а также для изучения структуры себестоимости все затраты на производство и реализацию продукции по экономическому содержанию (учетному признаку) делятся по:
Ø экономическим (сметным) элементам затрат;
Ø комплексным калькуляционным статьям затрат.
Себестоимость продукции как категория бухгалтерского учета оценивается по элементам затрат, регламентируемых законодательно.
При поэлементной классификации затраты группируются по характеру их образования независимо от целевого назначения и места их возникновения по следующим элементам:
Ø материальные затраты (за вычетом возвратных отходов);
Ø затраты на оплату труда;
Ø отчисления на социальные нужды;
Ø амортизация основных фондов;
Ø прочие затраты.
Каждый элемент затрат включает однородные по своему характеру расходы всех цехов и служб предприятия на производственные и хозяйственные нужды.
Поэлементная классификация позволяет установить общую сумму затрат предприятия на производство и реализацию всей продукции, регламентирует состав затрат включаемых в себестоимость продукции в масштабах государства, предотвращая разночтения и злоупотребления и обеспечивает наиболее полный сбор налогов.
Но в целях конкретного руководства работой предприятия и его отдельных звеньев необходимо знать не только общий объем производственных затрат, но и затраты на производство единицы или всей массы отдельных, конкретных видов продукции.
Это обеспечивает калькуляционная система учета затрат, т.е. группировка затрат по назначению (по статьям калькуляции) с указанием куда, на какие цели и в каких размерах израсходуются ресурсы.
Номенклатура статей затрат, их состав и методы распределения по видам продукции в каждой отрасли свои и регламентируются отраслевыми методическими положениями (инструкциями).
Прямой связи между элементами затрат и калькуляционными статьями не прослеживается.
Калькуляционная группировка затрат позволяет исчислить себестоимость отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, установить центры сосредоточения затрат и обеспечивает поиск резервов их сокращения.
По объему учитываемых затрат различают:
1. Себестоимость единицы продукции;
2. Удельную себестоимость продукции (себестоимость, приходящуюся на 1 рубль товарной или реализованной продукции);
3. Цеховую себестоимость продукции (это сумма затрат цехов основного производства);
4. Производственную себестоимость (это сумма затрат на производство продукции и управленческих расходов);
5. Полную себестоимость продукции (это сумма производственной себестоимости и коммерческих расходов).
По способу отнесения на себестоимость единицы продукции затраты делятся на:
1. Прямые затраты;
2. Косвенные затраты.
Прямые затраты – это затраты непосредственно на производство определенного вида продукции и прямо относящиеся на ту или иную статью калькуляции. Различают прямые материальные и прямые трудовые затраты.
Косвенные затраты – это затраты, которые при наличии производства нескольких видов продукции прямо отнести на себестоимость определенного вида продукции нельзя и они распределяются на объекты калькуляции путем пропорционального распределения (чаще всего пропорционально заработной плате). Различают общепроизводственные, общехозяйственные расходы, расходы по содержанию основных фондов и т.д.
По отношению к технологическому процессу затраты делятся на:
1. Основные затраты;
2. Накладные затраты.
Основные затраты – это затраты непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции (учитываются на счетах 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательное производство»).
Накладные затраты – это затраты связанные с управлением и обслуживанием производственного процесса, а также с реализацией готовой продукции (учитываются на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 « Общехозяйственные расходы».
В зависимости от влияния на изменение объема производства затраты делятся на:
1.Переменные затраты;
2.Постоянные затраты.
Переменные затраты – это затраты изменяющиеся пропорционально изменению объемов производства продукции.
Постоянные затраты – это затраты не зависящие от изменения объема выпуска продукции.
При увеличении объема выпускаемой продукции постоянные затраты распределяются на больший объем, что приводит к снижению себестоимости единицы продукции.
Деление затрат на переменные и постоянные применяется в управленческом учете в основном западных стран, хотя и в России препятствий этому, согласно Плана счетов 2000г., нет.
Деление затрат на переменные и постоянные законодательно нив одной стране не регулируется, а решается в масштабе отрасли или даже отдельного предприятия.
Этот подход к учету затрат позволяет:
Ø определять критические и обосновывать оптимальные объемы производства;
Ø оптимизировать ассортимент выпускаемой продукции;
Ø обосновывать целесообразность принятия дополнительного заказа;
Ø прогнозировать поведение себестоимости или ее отдельных составляющих в зависимости от изменения объемов производства;
Ø оценивать эффективность инвестиций, связанных с выбором и заменой оборудования, с внедрением различных организационно-технических мероприятий, влияющих на объем производства;
Ø обосновывать производство у себя или заказа на стороне того или иного полуфабриката;
Ø обосновывать цены реализации продукции и экономически оправданные скидки на неё и другие возможности.
Эти широкие возможности управленческого учета по системе директ-костинг привели к тому, что западные предприятия 90% времени и ресурсов тратят на постановку и ведение управленческого учета и только 10% на финансовую бухгалтерию. На отечественных предприятиях наоборот