Кафедра «Экономического анализа и аудита»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМ. К.Г. РФЗУМОВСКОГО

(образован в 1953 году)

Кафедра «Экономического анализа и аудита»

НЕМЧЕНКО В.А.

КОМПЛЕКСНЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Внутрихозяйственный производственный анализ – часть 1)

УЧЕБНО- ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ИЗ ДВУХ ЧАСТЕЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Москва - 2014

УДК

ã Немченко В.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности.(Часть 1). Учебно-практическое пособие. –М.: МГТТУ им. К.Г. Разумовского, 2014.

Рекомендовано Институтом информатизации образования РАО

сертификат № _________

В учебно-практическом пособии доцента В.А. Немченко в кратком и систематическом виде изложено содержание курса экономического анализа.

Особое внимание уделено анализу производства и реализации продукции, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, себестоимости продукции. Учебное пособие состоит из двух частей. После каждой темы приводятся вопросы для самоконтроля

Пособие предназначено для студентов З, 4, 5 курсов экономических специальности очной, заочной (полной и сокращенной), вечерней (полной и сокращенной) форм обучения.

Автор: Немченко Владимир Алексеевич

ãМосковский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского», 2014

109004, Москва, Земляной вал, 73

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические основы комплексного экономического

анализа хозяйственной деятельности……………………………

1.1. Общие положения ……………………………………………………….

1.2. Метод и технические приемы комплексного экономического

анализа хозяйственной деятельности ………………………………….

1.3. Виды экономического анализа …………………………………………

1.4. Источники информации анализа хозяйственной деятельности ………

Вопросы для самоконтроля…………………………………………………..

Глава 2. Анализ производства и реализации продукции…………………

2.1. Общие положения……………………………………………………..

2.2. Анализ объемов производства и реализации продукции……………

2.3. Анализ ассортимента и структуры продукции………………………..

2.4. Анализ качества продукции ……………………………………………

2.5. Анализ ритмичности производства …………………………………..

Вопросы для самоконтроля………………………………………………….

Глава 3. Анализ использования основных фондов

3.1. Общие положения ……………………………………………………….

3.2. Анализ обеспеченности предприятия ОФ, их движения

и технического состояния ………………………………………………..

3.3. Анализ эффективности использования ОПФ …………………………..

3.4. Анализ обеспеченности предприятия производственным

оборудованием и эффективности его использования …………………

3.5. Анализ степени использования производственной мощности

предприятия ………………………………………………………………

Вопросы для самоконтроля …………………………………………………..

Глава 4. Анализ использования оборотного капитала ……………………

4.1. Общие положения ………………………………………………………..

4.2. Анализ обеспеченности предприятия оборотным капиталом …………

4.3. Анализ эффективности использования оборотных средств ……………

4.4. Анализ эффективности использования материальных ресурсов ………

Вопросы для самоконтроля …………………………………………………...

Глава 5. Анализ использования трудовых ресурсов ………………………

5.1. Общие положения ………………………………………………………..

5.2. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами …………

5.3. Анализ показателей эффективности использования рабочего

времени ……………………………………………………………………

5.4. Анализ производительности труда ……………………………………….

5.5. Анализ образования и использования фонда оплаты труда ……………

Вопросы для самоконтроля ……………………………………………………

Глава 6. Анализ себестоимости продукции …………………………………..

6.1. Общие положения …………………………………………………………

6.2.Классификация и состав затрат на производство и реализацию

продукции…………………………………………………………………..

6.3. Анализ общей суммы затрат на производство и реализацию

продукции…………………………………………………………………..

6.4.Анализ затрат на 1 рубль объема производства …………………………..

6.5. Анализ себестоимости по частным показателям ………………………...

Вопросы для самоконтроля …………………………………………………….

Заключение

Введение

Новый Государственный образовательный стандарт в цикле специальных дисциплин для специальности О605 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» предполагает изучение курса «Комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности».

Комплексное изучение хозяйственной деятельности предприятия, основанное на широком применении системного подхода, позволяет студентам, будущим руководителям, специалистам-экономистам в значительной степени повысить обоснованность принимаемых ими управленческих решений, их научность, обеспечить более действенный контроль за исполнением управленческих решений.

Его изучение позволяет расширить кругозор бухгалтера, обеспечивать более качественной финансовой информацией заинтересованных пользователей.

В учебном пособии излагаются основы современного экономического анализа, обосновывается методологическая база и методические подходы к анализу производства и реализации продукции, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, себестоимости продукции, даются подходы к комплексной оценке хозяйственной деятельности предприятия.

Особое внимание уделено рассмотрению проблем управленческого анализа, так как проблемы финансового анализа были подняты в курсе «Анализ финансовой отчетности»

После каждой рассмотренной темы даны вопросы для самоконтроля, позволяющие студенту самостоятельно контролировать степень усвоения им учебного материала.

Общие положения

Основной целью деятельности коммерческого предприятия является получение максимально возможной прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг). И в сегодняшних условиях жесткой конкуренции практически на всех рынках вопросы реализации стоят на первом месте, а задачи производства занимают подчиненное положение.

В то же время производство и реализация продукция явления взаимосвязанные и взаимозависимые. Без производства продукции не будет и реализации, но и без реализации производство бессмысленно.

Какую продукцию производить, для кого производить, сколько производить, где и по какой цене продавать решения принимают основываясь на результаты маркетинговых исследований, порядок проведения которых подробно рассматривается в курсе «Маркетинга».

Целью анализа производства и реализации продукции является нахождение путей оптимизации объёмов и структуры выпускаемой продукции в интересах максимизации прибыли.

Основные задачи анализа производства и реализации продукции:

1. Анализ объемов производства и реализации продукции (выполнения плана, динамики показателей, степени выполнения предприятием своих договорных обязательств по поставкам продукции и др.);

2. Выявление изменений в ассортименте и структуре продукции, определение их влияния на выпуск продукции в натуральном и стоимостном выражении;

3. Оценка ритмичности производства и реализации продукции;

4. Оценка качества производимой продукции;

5. Выявление резервов дальнейшего увеличения объемов выпуска и реализации продукции , оптимизации её ассортимента и структуры, повышения качества, обеспечения ритмичности производства и реализации;

6. Разработка практических мероприятий по использованию выявленных резервов.

Из задач видно, что анализ ведется в двух сферах: производства и обращения готовой продукции.

Основные направления анализа:

Ø анализ объёмов производства и реализации продукции;

Ø анализ структуры продукции и её ассортимента;

Ø анализ качества производимой продукции;

Ø оценка ритмичности производства и реализации продукции;

Ø анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.

Периодичность проведения анализа: по мере необходимости, на нерегулярной основе и прежде всего в случае падения объемов производства и реализации продукции.

Субъектами анализа являются экономисты цехов и предприятия в целом, маркетинговая служба, финансовый отдел, бухгалтерия, служба внутреннего аудита (контроля) и др.

Источники информации для проведения анализа:

- плановая и нормативная информация;

- бухгалтерская информация, в том числе данные бухгалтерского учета о производстве продукции подразделениями (цехами); сдаточные накладные о передаче готовой продукции из производства на склад, информация по счетам разделов III и IV Плана счетов; форма № 2 бухгалтерской отчетности и т.п.;

- статистическая информация, в том числе форма П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» и др.;

- прочая информация (техническая документация, данные ОТК, данные о браке и др.).

Таблица 2. 2.

Динамика производства и реализации продукции

Год Объем произ- водства в теку- щих ценах Индекс цен Объем произ- Кафедра «Экономического анализа и аудита» - student2.ru водства в со- поставимых ценах Кафедра «Экономического анализа и аудита» - student2.ru Темпы производства, %   базисные цепные Объем реа- Кафедра «Экономического анализа и аудита» - student2.ru лизации в сопостави- мых ценах Кафедра «Экономического анализа и аудита» - student2.ru Темпы изменения реализации,%   базисные цепные
18 610 1,0 18 610 100 100 18 500 100 100
1,5 18 238 98 98 18 144 98 98
38 148 1,46 17 420 93,6 95,5 17 390 94 95,8
53 940 1,4 17 610 94,5 101,1 17 715 95,7 101,8
73 940 1,33 18 140 97,5 103,0 18 145 98,1 102,4
100 320 1,28 19 230 103,3 106,0 19 018 102,8 104,8

Выводы (вариант):

Ø за 6 лет объем производства продукции в фактических ценах вырос в 5,4 раза (с 18 610 тыс. руб. до 100 320 тыс. руб.);

Ø в сопоставимых ценах первые З года на предприятии происходил спад производства, за последние годы наметился некоторый его рост. В итоге за 5 лет объем производства возрос всего на 3,3% , а объем реализации – на 2,8%;

Ø первые 5 лет темпы изменения производства и реализации примерно совпадали, но за последний год наметилась негативная тенденция, когда темпы роста производства оказались значительно выше темпов реализации продукции. Это свидетельствует о накоплении остатков готовой продукции на складах предприятия и продукции неоплаченной покупателями.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать как среднеарифметическую взвешенную или среднегеометрическую.

Исчислим его как среднегеометрическую:

п-1 5

Кафедра «Экономического анализа и аудита» - student2.ru Кафедра «Экономического анализа и аудита» - student2.ru Твп = Ö Т1 х Т2 х…х Тп = Ö 1.0 х 0,98 х 0,955 х 1,011 х 1,03 х 1,06 = 1,0065 или 100,65%. Т прироста = 100,65% - 100% = 0,65%

Трп = 100,55%. Т прироста = 0,55%.

Вывод: на предприятии за 6 лет среднегодовые темпы прироста выпуска продукции составили 0,65%, а ее реализации – 0,55%.

Ответ на вопрос, почему существовал этот разрыв может дать факторный анализ, с использованием моделей, вытекающих их баланса товарной продукции.

Анализ реализации продукции включает:

1. Определение уровня выполнения плана по реализации продукции;

2.Анализ динамики реализации продукции;

3. Выявление и измерение факторов, влияющих на изменение объема реализации;

4. Анализ выполнения договорных обязательств;

5. Определение практических мероприятий по увеличению объемов реализации.

Анализ качества продукции

Качество продукции – это совокупность свойств, характеризующая её параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские стороны.

Повышение качества это одна из форм конкурентной борьбы: обеспечение экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов; повышение прибыльности работы предприятия.

Направления анализа качества продукции:

1. Оценка выполнения плана по качеству;

2. Оценка динамики показателей качества;

3. Определения влияния изменения качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия (объем производства и реализации, прибыль и т.д.);

4. Выявление причин изменения качества продукции;

5. Разработка практических мероприятий по повышению качества продукции предприятия.

II. Косвенные показатели

1. Наличие доплат за сверхурочные работы;

2. Оплата простоев по вине предприятия;

3. Потери от брака и т.п.

Коэффициент ритмичности (К ритм.) определяется как удельный вес продукции, выработанной предприятием в пределах плана, Чем он ближе к 1,0 (к 100%), тем ритмичнее работа предприятия.

К ритм. = (S Q пл - S DQ ) : S Q пл. ;

Где: S Q пл – сумма плановых заданий в анализируемом периоде;

S D Q - суммарное перевыполнение планового задания за анализи руемый период.

Коэффициент аритмичности характеризует удельный вес продукции не выработанной предприятием в пределах плана, т.е.:

К аритм. = 1 – К ритм.;

Чем менее ритмично работает предприятие, тем больше коэффициент аритмичности.

Коэффициент вариации показывает величину среднего отклонения фактического выпуска продукции от планового выпуска.

Он определяется как отношение среднеквадратического отклонения фактического выпуска продукции от плана за анализируемый период к среднему плановому выпуску продукции за этот же период.

 
  Кафедра «Экономического анализа и аудита» - student2.ru

_ 2 _

К в = (Ö S ( х – х ) / п ) : Х пл.;

_ 2

где: - (х – х) - квадратическое отклонение от среднего значения в анализируемом периоде;

п – число периодов;

_

Х пл - средний плановый выпуск продукции за анализируемый период.

Пример 4. На основании данных оперативно-технической отчетности рассчитать три обобщающих показателя ритмичности работы предприятия и сделать выводы.

Таблица 1.4.

Характеристика ритмичности выпуска продукции

Декады Выпуск продукции Кафедра «Экономического анализа и аудита» - student2.ru план факт Кафедра «Экономического анализа и аудита» - student2.ru тыс. руб. уд. вес, % тыс. руб. уд. вес, % Кафедра «Экономического анализа и аудита» - student2.ru Засчитывается в выполнение плана     тыс. руб. %,% к пла- ну
1-я 3 060 30,9 2 032 18,6 2 032 20,5
2-я 3 474 35,1 2 894 26,6 2 894 29,2
3-я Кафедра «Экономического анализа и аудита» - student2.ru 3 366 34 5 974 54,8 Кафедра «Экономического анализа и аудита» - student2.ru 3 366 34
Всего Кафедра «Экономического анализа и аудита» - student2.ru Кафедра «Экономического анализа и аудита» - student2.ru Кафедра «Экономического анализа и аудита» - student2.ru 9 900 100 10 900 100 8 292 83,7

Решение:

1. К ритм. = 20,5 + 29,2 + 34 = 83,7 (%); т.е. в сроки установленные планом-графиком было выпущено 83,7% ( 0,837) продукции;

2. К аритм. = 1 – 0,837 = 0,163 (16,3%), т.е. в сроки установленные планом-графиком было не выпущено 16,3% продукции;

 
  Кафедра «Экономического анализа и аудита» - student2.ru

2 2 2

3. К в = [Ö(18,6 – 30,9) + (26,6 – 35,1) + (54,8 – 34) / 3] : (30,9+35,1+34)\3 =

= 0,44 (44%), т.е. отклонение от производственного графика по декадам в среднем составила 44%.

Общий вывод: предприятие в отчетном периоде работало неритмично.

После расчета этих показателей целесообразно определить размеры влияния неритмичной работы на объем выпуска продукции. Это можно сделать разными способами:

1. Как разность между фактическим выпуском продукции в пределах плана и планом:

- V = 8292 – 9900 = - 1608 (тыс. руб.);

2. Умножением планового выпуска продукции на коэффициент аритмичности:

- V = 9900 х 0,163 = 1614 (тыс. руб.);

3. Как разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исходя из наибольшего среднедекадного объема производства:

- V = 10 900 – (5984 х 3) = - 7028 (тыс. руб.).

На последнем этапе выявляются причины неритмичной работа предприятия. Ними могут быть трудности сбыта продукции; несвоевременная поставка сырья, материалов, электроэнергии; низкий уровень организации производства, неисправности оборудования и т.п.

В заключении намечаются и реализуются конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы предприятия.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите цели и направления анализа производства и реализации продукции.

2. Что является источниками информации анализа производства и реализации продукции?

3. Охарактеризуйте в целом методику анализа производства и реализации продукции.

4. Как анализируется выполнение плана и динамика производства и реализации продукции.

5. Что является оценочным показателем в анализе ассортимента продукции.

6. Что такое структура продукции и как она влияет на экономические показатели деятельности предприятия?

7. Назовите показатели оценки качества продукции.

8. Изложите методику анализа ритмичности работы предприятия.

9. Перечислите основные резервы увеличения объема производства и реализации продукции.

Общие положения

Основные фонды (в стоимостном выражении - основные средства, основной капитал) – это средства труда, функционирующие во многих производственных циклах и переносящие свою стоимость на стоимость готовой продукции по частям, по мере износа, выражающимся в величине амортизационных отчислений.

Согласно ПБУ 6/97 «Учет основных средств» - основные средства, это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, или для управления предприятием в течение периода более 12 месяцев.

К ним относятся здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины, измерительные и регулировочные приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства , инструменты и другие средства труда.

По назначению и сфере применения основные фонды (ОФ) делятся на:

1.Основные производственные фонды (ОПФ) - это та часть основных фондов, которая участвует в производственном процессе, в процессе производства конкретной продукции (это производственные здания, сооружения. Передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструмент и т.д.);

2. Непроизводственные основные фонды – это объекты социальной сферы, бытового обслуживания людей и т.п., состоящие на балансе предприятия. В процессе производства они не участвуют, но оказывают опосредованное влияние на производственный процесс, рост производительности труда через улучшение благосостояния работников, повышение их материального и культурного уровня жизни.

Основные производственные фонды предприятия являются важнейшей составной частью, материально-технической базой как предприятия, так и общественного производства в целом.

По степени участия в процессе производства ОПФ делятся на:

1. Активную часть фондов - это машины, оборудование, инструмент и другие элементы ОПФ, непосредственно воздействующие на предметы труда;

2. Пассивную часть фондов - это здания цехов, склады сооружения и другие элементы ОПФ обеспечивающие нормальное функционирование активной части фондов, т.е. создающие условия для осуществления процесса производства.

Соотношение между активной и пассивной частями должно быть оптимальным. При прочих равных условиях, чем выше доля активной части фондов в стоимости ОПФ, тем больше предпосылок для увеличения объемов производства продукции. Однако структура ОПФ зависит от отрасли, особенностей применяемой на предприятии технологии.

Повышение удельного веса активной части ОПФ способствует росту технической оснащенности труда, увеличивает возможность получения дополнительных доходов, но она не должна приводить к уменьшению пассивной части и как следствию к ухудшению условий труда и снижению его производительности.

Цель анализа использования основных фондов – оценка обеспеченности предприятия необходимыми основными средства и эффективности их использования в интересах максимизации прибыли.

Основные направления анализа:

1. Оценка обеспеченности предприятия и его подразделений основными фондами в целом и отдельными элементами, их движения и технического состояния;

2. Оценка эффективности использования ОПФ в целом и производственным оборудованием, в частности;

3. Изучение степени использования производственной мощности предприятия и его производственных площадей;

4. Выявление резервов и разработка конкретных мероприятий по повышению эффективности использования основных фондов.

Источники информации для анализа:

Ø бизнес-план предприятия, план технического развития его;

Ø форму №№ 1 и 5 бухгалтерской отчетности;

Ø форма БМ «Баланс производственной мощности»;

Ø форма № 11 «Отчет о наличии, движении основных фондов и нематериальных активов»;

Ø Форма № 1 – переоценка основных фондов;

Ø Инвентарные карточки учета основных средств и т.д.

Общие положения

Оборотные фонды (в стоимостном выражении – оборотный капитал, оборотные средства, оборотные активы) – это часть средства производства (предметы труда) полностью потребляемая в течение производственного цикла, или, по-другому, это часть капитала предприятия, вложенная в текущие активы.

Основное назначение оборотных средств - обеспечение непрерывности и ритмичности процессов производства и обращения продукции.

По функциональному назначению оборотные средства делятся на:

I. Оборотные производственные фонды:

1. Производственные запасы:

Ø сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты;

Ø вспомогательные материалы;

Ø топливо, электрическая энергия;

Ø тара;

Ø запасные части для ремонта;

Ø инвентарь и хозяйственные принадлежности со сроком службы до 12 месяцев.

2. Затраты на незаконченную продукцию:

Ø незавершенное производство;

Ø расходы будущих периодов.

II.Фонды обращения:

1. Готовая нереализованная продукция:

Ø продукция на складах предприятия;

Ø отгруженная и неоплаченная продукция.

3. Денежные средства и расчеты:

Ø денежные средства в кассе предприятия и на счетах в банках;

Ø дебиторская задолженность.

Исходя из особенностей планирования и организации оборотные средства делятся на:

1. Ненормируемая часть оборотных фондов (фонды обращения, за исключением готовой продукции на складах);

2. Нормируемая часть оборотных фондов (оборотные производственные фонды и готовая продукция на складах).

В зависимости от источников финансирования различают:

1. Собственные оборотный капитал;

2. Заемный оборотный капитал.

По ликвидности (скорости превращения в денежные средства) различают:

1. Абсолютно ликвидные средства;

2. Быстрореализуемые средства;

3. Медленнореализуемые средства.

По степени риска вложения капитала различают:

1. Оборотный капитал с минимальным риском вложений (денежные средства, краткосрочные финансовые вложения);

2. Оборотный капитал с малым риском вложений [дебиторская задолженность (за вычетом сомнительной), производственные запасы (за вычетом залежалых), остатки готовой продукции на складах (за вычетом не пользующейся спросом)];

3. Оборотный капитал со средним риском вложений (незавершенное производство, расходы будущих периодов);

4. Оборотный капитал с высоким риском вложений ( сомнительная дебиторская задолженность, залежалые производственные запасы, готовые товары не пользующиеся спросом).

Цель анализа оборотного капитала – изыскание путей наиболее рационального его использования и изыскание на этой основе резервов повышения эффективности производства и реализации продукции.

Основные направления анализа:

1. Анализ обеспеченности предприятия оборотным капиталом, изучение его состава и структуры, исследование источников формирования;

2. Анализ эффективности использования оборотных средств в целом и по составным элементам;

3. Определение основных факторов, вызвавших изменение состава, структуры и эффективности использования оборотных средств, поиск резервов их оптимизации и улучшения;

4. Разработка конкретных мероприятий направленных на оптимизацию состава и структуры оборотного капитала и повышение эффективности его использования.

Общие положения

Результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия во многом определяются степенью использования трудовых ресурсов.

Цель анализа использования труда на предприятии состоит в том, чтобы вскрыть резервы повышения эффективности производства за счет увеличения производительности труда, более рационального использования численности работающих и их рабочего времени.

Основные направления анализа трудовых ресурсов:

1. Исследование собственно рабочей силы (численности, состава работников и их динамики);

2. Анализ эффективности использования рабочего времени;

3. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов (производительности труда);

4. Анализ образования и использования фонда оплаты труда.

5. Определение резервов повышения эффективности использования трудовых ресурсов и практических мероприятий по их внедрению в хозяйственную деятельность предприятия.

Источники информации для анализа:

Ø действующее законодательство и нормативные акты, касающиеся использования трудовых ресурсов;

Ø планово-нормативные документы самого предприятия: штатное расписание, расчеты потребности в рабочей силе и т.п.;

Ø данные пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности;

Ø форма статистической отчетности П-4 «Сведения о численности, зарплате и движении работников»;

Ø данные табельного учета о движении рабочей силы;

Ø материалы бухгалтерии о начислении заработной платы и т.д.

Общие положения

Себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) – это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции всех видов ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию.

Себестоимость продукции один из важнейших экономических показателей, характеризующих эффективность деятельности предприятия. Он служит базой для определения прибыли, для расчета налога на прибыль, основой для определения цен на продукцию, основой соизмерения доходов и расходов, одним из обобщающих показателей оценки эффективности потребления ресурсов.

Цель анализа себестоимости – выявление её уровня и возможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции.

Основные направления анализа себестоимости:

I. Анализ себестоимости по обобщающим показателям:

1. Анализ общей суммы затрат на производство и реализацию продукции;

2. Анализ затрат на 1 рубль объема товарной или реализованной продукции.

II. Анализ себестоимости по частным показателям:

1. Оценка изменения структуры затрат и их динамики по отдельным изделиям (Изучение себестоимости отдельных видов продукции);

2. Анализ себестоимости по отдельным статьям расходов:

Ø прямых материальных затрат;

Ø прямых трудовых затрат;

Ø косвенных затрат:

- на содержание и эксплуатацию оборудования;

- на организацию, обслуживание производства и управление предприятием (управленческих расходов);

- коммерческих расходов и др.

Основные источники информации:

1. Синтетические и аналитические счета бухгалтерского учета, отражающие затраты материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

2. Журнал-ордер № 10, раздел 1 «Расчет затрат на производство по элементам»;

3. Первичные документы:

- плановые (сметные) нормативные данные о затратах на производство и реализацию продукции ;

- плановые (отчетные) калькуляции отдельных изделий;

4. Форма № 5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции» ;

5. Форма № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» и другие формы статистической отчетности;

6. Формы № 2 и № 5 бухгалтерской отчетности и др.

Одно из основных условий получения достоверной информации о себестоимости продукции – четкое определение состава затрат относимых на себестоимость.

N n

2/УЗ = (å С/Бi х VТП i) : (å Цi х VТПi );

1 1

где: С/Бi – себестоимость продукции i–го вида;

VТПi – количество изделий каждого вида;

Цi - цена единицы продукции;

n - число наименований изделий.

Факторный анализ проводится одним из способов детерминированного факторного анализа, чаще всего способом цепных подстановок, так как модель смешанная.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМ. К.Г. РФЗУМОВСКОГО

(образован в 1953 году)

Кафедра «Экономического анализа и аудита»

НЕМЧЕНКО В.А.

КОМПЛЕКСНЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Внутрихозяйственный производственный анализ – часть 1)

Наши рекомендации