Эволюция среды обитании,переход к техносфере

Задачи БЖД в техносфере

Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки – защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности.

Эта дисциплина решает следующие основные задачи:

- идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;

- защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

- ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

- создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Эволюция среды обитании,переход к техносфере

Эволюция среды обитания, переход к техносфере

На всех этапах своего развития человек и общество непрерывно воздействовали на среду обитания. И если на протяжении многих веков это воздействие было незначительным, то, начиная с середины XIX в., преобразующая роль человека в развитии среды обитания стала существенно возрастать.

В XX в. на Земле возникли зоны повышенного антропогенного и техногенного влияния на природную среду, что привело к частичной, а в ряде случаев и к полной ее региональной деградации. Этим изменениям во многом способствовали:

— высокие темпы роста численности населения на Земле (демографический взрыв) и его урбанизация;

— рост потребления и концентрация энергетических ресурсов;

— интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства;

— массовое использование средств транспорта;

— рост затрат на военные цели и ряд других процессов.

Демографический взрыв. Достижения в медицине, повышение комфортности деятельности и быта, интенсификация и рост продуктивности сельского хозяйства во многом способствовали увеличению продолжительности жизни человека и как следствие росту населения Земли. Одновременно с ростом продолжительности жизни в ряде регионов Мира рождаемость продолжала оставаться на высоком уровне, составляя 40 чел. на 1000 чел. в год и более. Высокий уровень прироста населения характерен для стран Африки, Центральной Америки, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии, Индии, Китая.

Год184019301962197519871999Численность населения, млрд. чел.123456Период прироста, лет/1млрд. чел.500 0009032131212

Рост численности до 28-30 млрд. человек к 2070-2100 гг.; 2 – стабилизация численности на уровне 10 млрд. человек.

Существует несколько прогнозов дальнейшего изменения численности населения Земли. По 1 варианту (неустойчивое развитие) к концу XXI в. возможен рост численности до 28—30 млрд. чел. В этих условиях Земля уже не сможет (при современном состоянии технологий) обеспечивать население достаточным питанием и предметами первой необходимости. С определенного периода начнутся голод, массовые заболевания, деградация среды обитания и как следствие резкое уменьшение численности населения и разрушение человеческого сообщества.

По 2 варианту (устойчивое развитие) численность населения необходимо стабилизировать на уровне 10 млрд. чел., что при существующем уровне развития технологий жизнеобеспечения будет соответствовать удовлетворению жизненных потребностей человека и нормальному развитию общества.

Урбанизация. Одновременно с демографическим взрывом идет процесс урбанизации населения планеты. Этот процесс имеет во многом объективный характер, ибо способствует повышению производительной деятельности во многих сферах, одновременно решает социальные и культурно-просветительные проблемы общества. По данным, в городах мира проживали:

Год195019701990

Городское население Земли, %293742Городское население России, %486375

К 1990 г. в США урбанизировано 70 % населения, в Российской Федерации к 1995 г.— 76%.

Интенсивно растут крупные города: в 1959 г. в СССР было только три города-миллионера, а в 1984 г.—22. В обозримом будущем в мире появятся мегаполисы с численностью населения 25—30 млн. чел. Десятка мировых урбанистических лидеров выглядит сегодня следующим образом:

Город, странаДанные на 1994 г., млн. чел.Прогноз на 2015 г., млн. чел.Нью-Йорк (США)16,317,6Сан-Паулу (Бразилия)16,120,8Мехико (Мексика)15,518,8Шанхай (Китай)14,723,4Бомбей (Индия)14,527,4Лос-Анджелес (США)12,214,3Пекин (Китай)12,019,4Калькутта (Индия)11,517,6Сеул (Южная Корея)11,513,1Токио (Япония)26,528,7

Москва занимает лишь 21 место среди крупнейших городов мира. Ее население — 9,2 млн. чел.

Урбанизация непрерывно ухудшает условия жизни в регионах, неизбежно уничтожает в них природную среду. Для крупных городов и промышленных центров характерен высокий уровень загрязнения компонент среды обитания. Так, атмосферный воздух городов содержит значительно большие концентрации токсичных примесей по сравнению с воздухом сельской местности (ориентировочно оксида углерода в 50, оксидов азота — в 150 и летучих углеводородов — в 2000 раз).

Рост энергетики, промышленного и сельскохозяйственного производства, численности средств транспорта. Увеличение численности населения Земли и военные нужды стимулируют рост промышленного производства, числа средств транспорта, приводят к росту производства энергетических и потреблению сырьевых ресурсов. Потребление материальных и энергетических ресурсов имеет более высокие темпы роста, чем прирост населения, так как постоянно увеличивается их среднее потребление на душу населения. О неограниченных способностях к росту потребления свидетельствует использование электроэнергии в США. По статистическим данным, в 1970 г. США имели 7 % населения и ‘/з мирового производства электроэнергии.

Огромны затраты на военные цели. После второй мировой войны на вооружение в мире израсходовано около 6 трлн. долл. США. Военная промышленность является одним из активных стимуляторов развития техники и роста энергетического и промышленного производства:

Год1970198019902000Производство электроэнергии в мире, % к 1950 г.173234318413

Во второй половине XX в. каждые 12—15 лет удваивалось промышленное производство ведущих стран мира, обеспечивая тем самым удвоение выбросов загрязняющих веществ в биосферу. В СССР в период с 1940 по 1980 гг. возросло производство электроэнергии в 32 раза; стали — в 7,7; автомобилей — в 15 раз; увеличилась добыча угля в 4,7, нефти — в 20 раз. Аналогичные или близкие к ним темпы роста наблюдались во многих других отраслях народного хозяйства. Значительно более высокими темпами развивалась химическая промышленность, объекты цветной металлургии, производство строительных материалов и др.

Постоянно увеличивался мировой автомобильный парк: с 1960 по 1990 гг. он возрос с 120 до 420 млн. автомобилей.

Необходимо отметить, что развитие промышленности и технических средств сопровождалось не только увеличением выброса загрязняющих веществ, но и вовлечением в производство все большего числа химических элементов:

Опасности, их классификация

Опасность − центральное понятие БЖД, под которым понимаются явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т.е. вызывать нежелательные последствия.

Количество признаков, характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа.

Данное определение опасности в БЖД поглощает существующие стандартные понятия (опасные и вредные производственные факторы и др.), являясь более объемным, учитывающим все формы деятельности.

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, несоответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Опасности возникают и реализуются только при воздействии источника опасности на объект защиты в условиях, когда параметры потоков воздействия превышают способность объекта защиты к их восприятию с сохранением своей целостности.

Таксономия – наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов.

Поскольку опасность является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, таксономирование их выполняет важную роль в организации научного знания в области безопасности деятельности, позволяет глубже познать природу опасности.

Совершенная, достаточно полная таксономия опасностей пока не разработана.

Поэтому сейчас представляется целесообразным привести примеры того, что сделано в данном направлении.

По природе происхождения опасности бывают:

естественные;·

техногенные;·

антропогенные;·

экологические;·

смешанные.·

По видам потоков в жизненном пространстве:

массовые;·

энергетические;·

информационные.·

По интенсивности потоков в жизненном пространстве:

опасные;·

чрезвычайно опасные.·

По размерам зоны воздействия:

локальные;·

региональные;·

межрегиональные;·

глобальные.·

Согласно ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» опасные и вредные производственные факторы, действующие на исполнителя на рабочем месте, подразделяются по природе действия на следующие группы:

физические;·

химические;·

биологические;·

психофизиологические;·

По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные.

По длительности воздействия:

постоянные;·

переменные (в том числе периодические)»;·

импульсные.·

По избирательной идентификации опасности органами чувств человека:

различимые;·

неразличаемые.·

По локализации связанные с:

литосферой;·

гидросферой;·

атмосферой;·

космосом.·

По видам воздействия:

производственные;·

бытовые;·

городские (транспортные и др.);·

зоны ЧС;·

По вызываемым последствиям:

утомление;·

заболевания;·

травмы;·

аварии;·

пожары;·

летальные исходы и т.д.·

По приносимому ущербу:

социальный;·

технический;·

экологический и т.п.·

Сферы проявления опасностей:

бытовая;·

спортивная;·

дорожно − транспортная;·

производственная;·

военная и др.·

По структуре (строению) опасности делятся на:

простые;·

производные, порождаемые взаимодействием простых.·

По степени воздействия опасности на объекты защиты:

потенциальные;·

реальные;·

реализованные.·

Реализованные опасности принято разделять на:

происшествия;·

чрезвычайные происшествия;·

аварии;·

катастрофы;·

стихийные бедствия.·

По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на:

активные;·

пассивные.·

К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек.

Это:

острые (колющие и режущие) неподвижные элементы;·

неровности поверхности, по которой перемещается человек;·

уклоны, подъемы;·

незначительное трение между соприкасающимися поверхностями и др.·

Кроме того, по характеру воздействия на человека опасности принято разделять на:

вредные факторы(4);·

травмирующий (травмоопасный) фактор.·

По численности людей, подверженных опасному воздействию:

индивидуальные;·

групповые (коллективные)·

массовые.·

7. Характерные состояния в системе «Человек –Среда обитания»:

1. Комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и как следствие продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания.

2. Допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье человека, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания.

3. Опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды.

4. Чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени может нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызывать разрушения в природной среде.

Первые два состояния взаимодействия системы « Человек- Среда обитания » соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а вторые два – недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды, т. е. являются негативными.

Классификация условий труда

1. Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

2. Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

3. Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

4. Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;

2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);

3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

5. Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

6. В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

7. По согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень в соответствии с методикой, указанной в части 6 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, снижение класса (подкласса) условий труда может осуществляться в соответствии с отраслевыми особенностями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

9. Критерии классификации условий труда на рабочем месте устанавливаются предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона методикой проведения специальной оценки условий труда.

1. Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

2. Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

3. Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

4. Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;

2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);

3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

5. Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

6. В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

7. По согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень в соответствии с методикой, указанной в части 6 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, снижение класса (подкласса) условий труда может осуществляться в соответствии с отраслевыми особенностями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

9. Критерии классификации условий труда на рабочем месте устанавливаются предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона методикой проведения специальной оценки условий труда.

Качественные показатели

1. Фон – поверхность, прилегающая непосредственно к объекту различения, на которой он рассматривается. Фон считается светлым, если коэффициент отражения P больше 0,4; средним при P = 0,2…0,4 и темным, если P меньше 0,2.

2. Контраст объекта различения с фоном (К) – фотометрически измеряемая разность яркости двух зон. Он определяется отношением абсолютной величины разности между яркостью объекта и фона к яркости фона.

3. Контраст считается большим при К более 0,5 (объект и фон резко отличаются по яркости), средним при К = 0,2…0,5 (заметно отличаются) и малым, если К менее 0,2 (мало отличаются).

4. Показатель ослепленности или Блескость (Р) критерий оценки слепящего действия осветительной установки, определяемый выражением Р = (S – 1) 1000,где S – коэффициент ослепленности, равный отношению пороговых разностей яркости при наличии и отсутствии слепящих источников в поле зрения.

5. Показатель дискомфорта (М) – критерий оценки дискомфортной блесткости, вызывающей неприятные ощущения при неравномерном распределении яркостей в поле зрения. Он определяет степень дополнительной напряженности зрительной работы, вызванной наличием резкой разницы яркостей в освещенном помещении.

6. Цветопередача (Ra) – выражается с помощью различных степеней “общего коэффициента цветопередачи” Ra. Коэффициент цветопередачи отражает уровень соответствия естественного цвета тела с видимым цветом этого тела при освещении его эталонным источником света.

7. Цветность света и Цветовая температура (К) – важнейшие качественные параметры, определяющие степень естественности (белизны) света, испускаемого лампой. Измеряется по температурной шкале Кельвина (К). Существуют следующие три главные цветности света (тёпло – белая < 3.300 К; холодно – белая 3.300К – 5.000 К; дневного света > 5.000 К).

8. Лампы с одинаковой цветностью света могут иметь весьма различные характеристики цветопередачи, что объясняется спектральным составом излучаемого ими света.

Количественные показатели

1. Cветовой поток (Ф) мощность светового потока излучения, оцениваемая по зрительному ощущению человеческим глазом. Размерность светового потока – люмен (Лм).

2. Сила света (J) пространственная плотность светового потока в заданном направлении, т.е. световой поток, отнесенный к телесному углу ω , в котором он излучается -кандела (кд).

3. Освещенность (Е) плотность светового потока на освещаемой им поверхности – световой поток, отнесенный к площади освещаемой поверхности S, измеряемой в м², при условии его равномерного распределения по поверхности, когда свет источника падает на нее перпендикулярно – люкс (Лк).

4. Яркость (В) является световой величиной, непосредственно воспринимаемой глазом. Она определяется отношением силы света в данном направлении к площади проекции излучающей поверхности на плоскость, перпендикулярную к направлению излучения – (кд/м²).

5. Коэффициент отражения поверхности r характеризует ее способность отражать падающий на нее световой поток. Он определяется отношением отраженного светового потока к падающему.

6. Световая отдача (η) показатель эффективности светового действия, показывает с какой экономичностью потребляемая электрическая мощность преобразуется в свет – люмен на Ватт (Лм/Вт).

Нормативы являются составной частью санитарного законодательства и основой предупредительного и текущего санитарного надзора, а также служат критерием эффективности разрабатываемых и проводимых оздоровительных мероприятий по созданию безопасных условий среды обитания.

35. Оценка негативных факторов,их нормирование.

При оценке воздействия негативных факторов на человека следует учитывать степень влияния их на здоровье и жизнь человека, уровень и характер изменений функционального состояния и возможностей организма его потенциальных резервов, адаптивных способностей и возможности их развития.

При оценке допустимости воздействия вредных факторов на организм человека исходят из биологического закона субъективной количественной оценки раздражителя Вебера-Фехнера. Он выражает связь между изменением интенсивности раздражителя и силой вызванного ощущения: реакция организма прямо пропорциональна относительному приращению раздражителя:

Эволюция среды обитании,переход к техносфере - student2.ru

где dL – элементарное ощущение организма;

a - коэффициент пропорциональности;

dR – элементарное приращение разделителя.

Интегрируя данное выражение и принимая a=10lg e, получают уровень ощущения раздражителя (дБ):

Эволюция среды обитании,переход к техносфере - student2.ru

где R0 – пороговое значение ощущений, т.е. минимальная энергия раздражителя, характеризующая начало ощущения.

На базе закона Вебера-Фехнера построено нормирование вредных факторов. Чтобы исключить необратимые биологические эффекты, воздействие факторов ограничивается предельно допустимыми уровнями концентрации (ПДК).

ПДУ или ПДК – это максимальное значение фактора, которое, воздействуя на человека (изолированно или в сочетании с др.), не вызывает у него и у его потомства биологических изменений, даже скрытых и временно компенсируемых. (В т.ч. заболеваний, изменений реактивности, адаптационно-компенсаторных возможностей, иммунологических реакций, нарушений физиологических циклов, а также психологических нарушений, снижение интеллектуальной и эмоциональной способностей, умственной работоспособности).

ПДК и ПДУ устанавливают для производственной и окружающей среды.

Требования к ограничению воздействия природных источников ионизирующего излучения в строительстве.

1) основные пределы доз (ПД)

2) допустимые уровни монофакторного воздействия (для одного радионуклида, пути поступления или одного вида внешнего облучения), являющиеся производными от основных пределов доз: пределы годового поступления (ПГД), допустимые среднегодовые объемные активности (ДОА), допустимые среднегодовые удельные активности (ДУА) и др.;

3) контрольные уровни (дозы, уровни, активности, плотности потока и др.).

Требования к помещениям с электроустановками

Для обеспечения безопасности персонала, обслуживающего электроустановки, требования к помещениям, где стоит данное оборудование, строго нормируются. Здесь предусматривают площадки, где осуществляется ремонт и монтаж установок. При необходимости организуют грузоподъемные механизмы. Шумовые и вибрационные колебания при монтажных и ремонтных работах не должны превышать допустимых пределов.

Кроме того, нормируются расстояния между зданием и электроустановками, перемещаемыми к площадке для монтажа:

· по вертикали – не меньше 30 см;

· по горизонтали – не меньше 50 см;

· ширина проходов – не меньше 100 см.

В помещениях повышенной и особой опасности, включая наружные установки, выполняют защиту от прямого прикосновения, если напряжение в ЭУ равно 25В переменного тока и 60 В постоянного тока. Если же рабочее напряжение не больше этих значений, а оборудование находится в зоне уравнивания потенциалов, защита не обязательна.

Основы теории горения.

Горение - это интенсивная химическая окислительная реакция, сопровождающаяся выделением тепла и пламени.

В зависимости от агрегатного состояния исходного вещества и продуктов горения различают гомогенное горение, горение взрывчатых веществ и гетерогенное горение.

Гомогенное горение – это исходные вещества и продукты горения находятся в одинаковом агрегатном состоянии.

Горение взрывчатых веществ связано с переходом вещества из конденсированного состояния в газообразное.

Гетерогенное горение – исходные вещества находятся в разных агрегатных состояниях.

Движение пламени по газовой смеси называется распространением пламени. И в зависимости от скорости может быть дефлаграционным (несколько м/с), взрывным (сотни м/с), детонационным (тысячи м/с).

Для дефлаграционного (нормального) распространения горения характерны: передача тепла от слоя к слою, при этом пламя перемещается в направлении исходной горючей смеси. Этот вид горения в свою очередь на ламинарное и турбулентноегорение.

При ламинарном горении характерна нормальная скорость распространения пламени, т.е. скорость перемещения фронта пламени относительно несгоревшего газа в направлении перпендикулярна к его поверхности. Эта величина является показателем пожарной опасности и зависит от состава горючей смеси, давления и температуры.

При турбулентном горении происходит завихрение газовых потоков, улучшающие перемешивание реагирующих газов и увеличивающие скорость распространения пламени.

Одной из разновидностей горения является взрывчатое горение(взрыв) – это быстрое превращение вещества, сопровождающееся выделением энергии и образованием сжатых газов, способных производить работу.

Детонация – это процесс химического превращение системы окислитель-восстановитель, представляет собой совокупность ударной волны и следующей за ней зоны химических превращений исходных веществ.

Фазы развития пожара.

Пожар имеет 3 стадии развития, которым предшествует возгорание, т.е. первые признаки появления огня.

Первая стадия — начальная. Она характеризуется неустойчивостью, сравни­тельно низкой температурой в зоне пожара, малой высотой факела пламени и не­большой площадью очага горения. На этой стадии граждане могут и должны по­пытаться сами справиться с огнем, имея необходимые знания, умения и простейшие средства тушения огня. Так, например, на уроке химии учительница быстро погаси­ла начавшееся возгорание, накрыв пламя войлочным матом.

Вторая стадия характеризуется значительным увеличением тепла, факела пла­мени и площади горения. Так, например, если при выжигании прошлогодней травы на даче огонь перекинулся на деревья и соседние постройки, то без мобилизации большого количества людей и водяных насосов с огнем не справиться.

Третья стадия характеризуется высокой температурой, большой площадью го­рения, деформацией и обрушением конструкций. Такие пожары могут быть лока­лизованы и потушены только профессиональными подразделениями при наличии специальной техники.

1. К опасным факторам пожара, воздействующим на людей и имущество, относятся:

1) пламя и искры;

2) тепловой поток;

3) повышенная температура окружающей среды;

4) повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения;

5) пониженная концентрация кислорода;

6) снижение видимости в дыму.

Тест

Контраст объекта с фоном

Б)

Закон Вебера Фехнера

А)

Температура воспламенения

Б)

Задачи БЖД в техносфере

Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки – защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий ж

Наши рекомендации