Методы и средства обеспечения БЖД.

Аксиомы БЖД. Примеры действия аксиом.

Анализ реальных ситуаций, событий и факторов уже сегодня позволяет сформулировать ряд аксиом науки о безопасности жизнеде­ятельности в техносфере [0.4]. К ним относятся:

Аксиома 1. Материальный мир и любая деятельность человека потенциально опасна.

Аксиома 2 . Опасности существуют, ели потоки вещества, энергии или информации от источника опасности превышают предельно допустимые значения.

Аксиома 3. Источниками техногенных опасностей являются элементы техносферы (здания, сооружения), нарушение правил эксплуатации технических систем и производств, побойчные продукты производства (отходы).

Аксиома 4. Техногенные опасности действуют в пространстве и во времени.

Аксиома 5. Техногенные опасности оказывают свое негативное воздействие на человека, природную среду и элементы техносферы одновременно.

Все действует на все.

Аксиома 6. Техногенные опасности влияют на здоровье людей, приводят к деградации природной среды, наносят материальный ущерб.

Аксиома 7. Основными методами защиты от техногенных опасностей явл.

- совершенствование источника опасности

- защита расстоянием

- использование специальных защитных устройств (отопление, заземление)

Аксиома 8. Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них — необходимое условие достижения безопасности жиз­недеятельности.

Широкая и все нарастающая гамма техногенных опасностей, от­сутствие естественных механизмов защиты от них требует приобрете­ния человеком навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Начальный этап обучения вопросам безопас­ности жизнедеятельности должен совпадать с периодом дошкольного образования, а конечный — с периодом повышения квалификации и переподготовки кадров во всех сферах экономики.

Из вышесказанного следует, что мир техногенных опасностей вполне познаваем и что у человека есть достаточно средств и способов защиты от техногенных опасностей. Существование техногенных опас­ностей и их высокая значимость в современном обществе обусловлены недостаточным вниманием человека к проблеме техногенной безопас­ности, склонностью к риску и пренебрежению опасностью. Во многом это связано с ограниченными знаниями человека о мире опасностей и негативных последствиях их проявления.

Методы и средства обеспечения БЖД.

Методы БЖД

А: Направлен на пространственное и временное разделение гомосферы и ноксосферы

Б: Направлен на нормализацию характеристик ноксосферы путем либо исключения опасности либо приведением характеристик в соответствии с характеристиками человека

В: Направлен на адаптацию человека соответствующей среде путем применения средств иднивидуальной защиты, инструктажа, психологической подготовки.

Средства БЖД

1. Средства коллективной защиты: оградительные (препятствуют появлению человека в опасной зоне), предохранительные (препятствуют появлению опасности в случае, когда контролируемый параметр выходит за пределы допустимых значений), блокирующие (препятствуют появлению опасности в зоне, где действует человек или наоборот), сигнализирующие (предоставляют информацию о ходе ТП, об уровне и видах опасности), специальные средства (освещение, отопление и т.д.).

2. Средства индивидуальной защиты – средства, которые человек носит на себе и применяет только для себя: по органам или группам, которые они защищают; по исполнению.

Для качественной оценки условий зрительной работы используют такие показатели как фон, контраст объекта с фоном, коэффициент пульсации освещенности, показатель освещенности, спектральный состав света.

Фон - это поверхность, на которой происходит различение объекта. Фон характеризуется способностью поверхности отражать падающий на нее световой поток. Эта способность (коэффициент отражения р) определяется как отношение отраженного от поверхности светового потокаФотр к падающему на нее световому потоку Фпад; р == Фот/Фпад. В зависимости от цвета и фактуры поверхности значения коэффициента отражения находятся в пределах 0,02...0,95; при р >0,4 фон считается светлым; при р = 0,2...0,4-средним и при р <0,2-темным.

Контраст объекта с фоном k - степень различения объекта и фона -характеризуется соотношением яркостей рассматриваемого объекта (точки, линии, знаки, пятна, трещины, риски или других элементов) и фона; k = (Lop-Lo)/Lop считается большим, если k>0,5 (объект резко выделяется на фоне), средним при k==0,2...0,5 (объект и фон заметно отличаются по яркости) и малым при k<0,2 (объект слабо заметен на фоне).

Аксиомы БЖД. Примеры действия аксиом.

Анализ реальных ситуаций, событий и факторов уже сегодня позволяет сформулировать ряд аксиом науки о безопасности жизнеде­ятельности в техносфере [0.4]. К ним относятся:

Аксиома 1. Материальный мир и любая деятельность человека потенциально опасна.

Аксиома 2 . Опасности существуют, ели потоки вещества, энергии или информации от источника опасности превышают предельно допустимые значения.

Аксиома 3. Источниками техногенных опасностей являются элементы техносферы (здания, сооружения), нарушение правил эксплуатации технических систем и производств, побойчные продукты производства (отходы).

Аксиома 4. Техногенные опасности действуют в пространстве и во времени.

Аксиома 5. Техногенные опасности оказывают свое негативное воздействие на человека, природную среду и элементы техносферы одновременно.

Все действует на все.

Аксиома 6. Техногенные опасности влияют на здоровье людей, приводят к деградации природной среды, наносят материальный ущерб.

Аксиома 7. Основными методами защиты от техногенных опасностей явл.

- совершенствование источника опасности

- защита расстоянием

- использование специальных защитных устройств (отопление, заземление)

Аксиома 8. Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них — необходимое условие достижения безопасности жиз­недеятельности.

Широкая и все нарастающая гамма техногенных опасностей, от­сутствие естественных механизмов защиты от них требует приобрете­ния человеком навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Начальный этап обучения вопросам безопас­ности жизнедеятельности должен совпадать с периодом дошкольного образования, а конечный — с периодом повышения квалификации и переподготовки кадров во всех сферах экономики.

Из вышесказанного следует, что мир техногенных опасностей вполне познаваем и что у человека есть достаточно средств и способов защиты от техногенных опасностей. Существование техногенных опас­ностей и их высокая значимость в современном обществе обусловлены недостаточным вниманием человека к проблеме техногенной безопас­ности, склонностью к риску и пренебрежению опасностью. Во многом это связано с ограниченными знаниями человека о мире опасностей и негативных последствиях их проявления.

Методы и средства обеспечения БЖД.

Методы БЖД

А: Направлен на пространственное и временное разделение гомосферы и ноксосферы

Б: Направлен на нормализацию характеристик ноксосферы путем либо исключения опасности либо приведением характеристик в соответствии с характеристиками человека

В: Направлен на адаптацию человека соответствующей среде путем применения средств иднивидуальной защиты, инструктажа, психологической подготовки.

Средства БЖД

1. Средства коллективной защиты: оградительные (препятствуют появлению человека в опасной зоне), предохранительные (препятствуют появлению опасности в случае, когда контролируемый параметр выходит за пределы допустимых значений), блокирующие (препятствуют появлению опасности в зоне, где действует человек или наоборот), сигнализирующие (предоставляют информацию о ходе ТП, об уровне и видах опасности), специальные средства (освещение, отопление и т.д.).

2. Средства индивидуальной защиты – средства, которые человек носит на себе и применяет только для себя: по органам или группам, которые они защищают; по исполнению.

Наши рекомендации