Удельный вес конкурентов в обороте рынка.
Рынок производства газированных напитков в России достаточно диверсифицирован и конкурентен. Для того, чтобы определить удельный вес конкурентов в обороте рынка страны, был рассчитан удельный вес группы предприятий – конкурентов в общем объеме производства газированных напитков в России. Крупные предприятия имеют по несколько филиалов, расположенных в разных районах страны, некоторые насчитывают более десятка отделений, поэтому такие крупные холдинги занимают лидирующие позиции. Многие предприятия по масштабам превышают потребители ООО «Чистая вода», что дает им преимущество в количестве производимой продукции. Однако, предприятие может динамично развиваться и занять свою нишу на федеральном уровне.
Технологический уровень предприятий - конкурентов. Технологический уровень конкурентов ООО «Чистая вода» достаточно высок. Конкуренты располагают не только автоматическими и полуавтоматическими линиями розлива газированных напитков и минеральной воды, но и оборудованием, которое может выполнить полный процесс производства, включая мойку бутылок, укупорку бутылок. Такая производственная линия может сэкономить сырье и время, улучшить санитарные условия, повысить производительность и экономическую прибыль.
ООО «Чистая вода», выходя на национальный рынок, имеет большой потенциал для конкурентной борьбы. Предприятием в 2018 г. планируется приобретение современного оборудования для производства напитков высокого качества, а также серьезные финансовые вложения в брендирование и рекламу. Разработана линейка уникальных для российского рынка газированных напитков «Свежая вода», производимых из натуральных ингредиентов. Данные факторы будут способствовать ООО «Чистая вода» добиться высоких количественных и качественных показателей деятельности.
Цены конкурентной продукции и используемые конкурентами способы стимулирования сбыта. Рынок газированных напитков является насыщенным. Цены на газированную и минеральную воду складываются под влиянием большинства предприятий России. Поэтому все предприятия, в том числе конкуренты ООО «Чистая вода», работают в рыночных условиях и ориентируются на уровень рыночных цен. Таким образом, существенных отличий цен на продукцию ООО «Чистая вода» и других предприятий наблюдаться не будет.
Сбытовая политика предприятий построена с различными стратегиями. ООО «Чистая вода» придерживается стратегии продажи газированных напитков «на пике» цен, то есть в летний период, что, в свою очередь, требует наличия мощностей по хранению продукции.
Проблемы каналов сбыта.
Одна из проблем российских производителей газированных напитков – жестокая борьба за каналы сбыта, так как сегодня ритейлеры диктуют свои условия производителям. Роль этого игрока рынка становится настолько значимой, что в некоторых регионах уже можно говорить о том, что они формируют рынок и диктуют правила игры.
Используя свое монопольное положение, «сетевики» всеми силами стараются не просто диктовать свои требования к объему, ритмичности и срокам поставок, они стремятся полностью контролировать поставщиков. Среди примеров такого «поведения» со стороны сетей достаточно привести замораживание цен в одностороннем порядке, требование предоставления минимальной цены в городе, многочисленные штрафы, требование сделать крупный фиксированный взнос на депозит сети, где он должен храниться в течение всего времени действия договора и другие. Требования «монополистов сбыта» вполне понятны и объясняются растущей конкуренцией между сетями и борьбой за покупателя. Они борются за увеличение показателей доходности с квадратного метра своей торговой площади, у каждого ритейлера существует определенная норма доходности, ниже которой нельзя опускаться. А с другой стороны, их «терроризируют» покупатели, которые хотят большой ассортимент, качество и минимальные цены (потребитель также развивается вместе с рынком и начинает диктовать свои условия). Кроме того, большинство магазинов не имеют больших складских площадей: товары выставляются непосредственно в торговом зале. Этим объясняются жесткие требования к поставке - поставлять товары в магазины требуется готовыми к реализации, причем во всей широте ассортимента и порой в небольших количествах, но с высокой степенью ритмичности. Только в таком случае представляется возможным поддерживать стабильный ассортимент. Очевидно, что ритейлеры очень заинтересованы в надежных поставщиках, с которыми им будет удобно работать и главное, они готовы отдать им предпочтение. Удобным будет считаться тот поставщик, у которого будет наилучшим образом организована логистика и учет поставляемых товаров. Таким образом, точку взаимного интереса и выгоды для поставщика и ритейлера надо искать в лучших условиях поставки товара, в большей четкости работы. Чтобы соответствовать этим задачам производителям (в т.ч. ООО «Чистая вода») необходимо:
1. Доставлять товар быстрее и дешевле остальных игроков в отрасли.
2. Предлагать лучшие условия дилерам и розничным сетям, причем с каждым работать индивидуально.
3. Точно планировать и прогнозировать закупки, складские площади, финансовые средства.
4. Поддерживать широкий ассортимент и складские запасы, адекватные спросу.