Показатели ресурсоемкости товара

Уровень развития общества определяется эффективностью использования природных ресурсов, труда и капитала. Ресурсоемкость товара является важнейшим фактором достижения его конкурентоспособности. Показатели ресурсоемкости отдельных видов товаров подразделяются на:

· абсолютные;

· структурные;

· относительные;

· удельные.

Эти показатели ресурсоемкости должны прогнозироваться и анализироваться как в стратегическом, так и в производственном менеджменте.

К абсолютным показателям ресурсоемкости товара относятся показатели по стадиям жизненного цикла:

· затраты на маркетинг (на единицу товара);

· затраты на НИОКР (на единицу товара);

· затраты на организационно-технологическую подготовку производства нового товара;

· затраты на производство товара;

· затраты на подготовку товара к функционированию;

· затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание товара;

· затраты на восстановление (ремонт) товара;

· затраты (экономия) на утилизацию товара.

К структурным показателям ресурсоемкости товара относятся показатели, характеризующие долю укрупненного вида ресурса на каждой стадии жизненного цикла единицы товара или за его жизненный цикл:

· структура затрат по стадиям жизненного цикла товара, %;

· сырье и материалы (в % от полных затрат на этой стадии жизненного цикла товара);

· комплектующие покупные изделия или запасные части (в % от полных затрат);

· топливно-энергетические ресурсы (в натуральном выражении и в % от полных затрат);

· заработная плата промышленно-производственного персонала фирмы, приходящаяся на единицу товара (в % от полных затрат);

· амортизация основных производственных фондов в расчете на единицу товара на данной стадии(в %).

К относительным показателям ресурсоемкости товара относятся показатели расхода ресурса, на единицу параметра объекта или технологические потери ресурса. Например, расход топлива на 100 км пробега конкретного автомобиля, расход конкретного вида угля на выработку 1квт. час электрической энергии, процент усушки при транспортировании сельскохозяйственной продукции, процент технологических потерь конкретного вида ресурса на конкретной стадии жизненного цикла, коэффициент использования конкретного вида ресурса и др.

К удельным показателям ресурсоемкости товараотносятся показатели, характеризующие расход абсолютного значения конкретного вида или совокупности ресурсов на отдельной стадии жизненного цикла товара на единицу его полезного эффекта.

По сложным товарам рекомендуется анализировать структуру затрат на каждой стадии жизненного цикла по ведущим блокам (агрегатам) товара, с применением метода функционально-стоимостного анализа.

Анализ частных показателей ресурсоемкости товара позволяет найти узкие места по сравнению с товарами конкурентов. Однако окончательное решение может быть принято только по комплексному показателю либо его обратному значению - эффективности товара.

Факторы ресурсосбережения

 
  Показатели ресурсоемкости товара - student2.ru

Улучшение перечисленных выше показателей эффективности деятельности фирмы и ресурсоемкости товаров возможно в результате разработки и реализации организационно-технических мероприятий, комплексно отражающих факторы ресурсосбережения. Нами предлагается классификация факторов ресурсосбережения на уровне фирмы, представленная на рис. 4.1.

Рис. 4.1. Факторы ресурсосбережения

Одним из важнейших факторов ресурсосбережения является использование закона эффекта масштаба производства (рис. 4.2). Увеличение масштаба (программы) производства можно достигнуть по товарам в целом - за счет расширения рынка сбыта и межвидовой унификации товаров; по составным частям товаров - за счет внутривидовой унификации.

При увеличении масштаба производства появляется возможность применять ресурсосберегающие экономичные технологии, сокращать потери материальных ресурсов с 50% (в единичном и мелкосерийном производстве) до 5% (в массовом производстве).

Рис. 4.2. Схема действия закона эффекта масштаба производства

На рисунке Nнас - программа насыщения, когда уже при ее увеличении не снижается себестоимость (трудоемкость) товара, т.к. этот фактор исчерпал себя, уровень автоматизации производства оптимальный. Исследования автора показывают, что за счет роста масштабов производства (унификации продукции) можно снизить себестоимость товара до 3 раз, повысить его качество до 40%, но при этом несколько растут затраты у потребителя за счет сокращения параметрического ряда и недоиспользования товара.

Концепция стратегического менеджмента ориентирует фирмы на долговременную эффективную работу. Основными условиями завоевания в конкурентной борьбе имиджа являются высокое качество товаров и снижение затрат на их эксплуатацию (использование), которые по большинству промышленных товаров превышают затраты на изготовление. Поэтому анализ структуры совокупных затрат за жизненный цикл товара с целью их уменьшения является одним из факторов ресурсосбережения. В экономической теории механизм снижения совокупных затрат описывается законом экономии времени.

На эффективность и соответственно конкурентоспособность товара прежде всего оказывают влияние три фактора: себестоимость, качество и затраты у потребителя. Ориентация любой деятельности на потребителя требует уточнения приоритетов: 1) сначала нужно повышать качество товара, 2) потом снижать затраты у потребителя (прежде всего за счет высокого качества товара и условий его применения), 3) в последнюю очередь нужно снижать себестоимость товара.

Чтобы одновременно повышать качество и снижать затраты, нужно применять современные научные подходы и методы (функционально-стоимостный анализ, прогнозирование, моделирование, оптимизация и др.).

Нормирование -это процесс анализа использования оборотных средств (ОС), разработки, согласования и утверждения нормативов и норм расхода элементов ОС или других объектов.

Норма расхода -это максимально допустимое плановое количество сырья, материалов и других элементов оборотных средств (ОС) на производство единицы продукции (работы) установленного качества в планируемых условиях производства.

Нормативы - это поэлементные составляющие норм, характеризующие:

· удельный расход элемента нормирования на единицу массы, площади, объема, производительности, мощности, численности и т.п. при выполнении производственных процессов;

· размеры технологических отходов и потерпо видам производственных процессов;

· размеры отчислений от прибыли - экономические нормативы;

· состав и структуру социальных потребностей работаю- щих - социальные нормативы.

Нормы расходадолжны:

· разрабатываться по установленной номенклатуре продукции и видам работ на единой методической основе;

· периодически пересматриваться и совершенствоваться;

· учитывать достижения НТП в период внедрения нормы;

· способствовать максимальной мобилизации внутренних резервов по экономии ресурсов при соблюдении требований по качеству продукции и социальных нормативов.

Нормы расхода сырья и материалов в производстве классифицируются по следующим основным признакам:

· а) степени агрегации - индивидуальные (на одно изделие) и групповые (вид ресурса на однородную группу выпускаемой продукции);

· б) степени укрупнения номенклатуры сырья и материалов - специфицированные (по конкретным типоразмерам оборотных средств на всю программу предприятия и сводные, по группам элементов, без детализации);

· в) периоду действия - годовые и пятилетние.

Подробнее этот вопрос излагается в специальной литературе.

Наши рекомендации