Я классическая школа (1885-1920г.г.)
Представители: Тейлор, Гилбред, Генри Форд, Генри Гант, Файоль, Харрис
Тейлоризм:
1. Научное обоснование каждого элемента работы;
2. Исследование в действии (для ликвидации лишних движений) и во времени, на основе хронометрирования и нормирования;
3. Обосновали разделение труда и ответственности между руководителями и исполнителями;
4. Специализация рабочих и производственного процесса;
5. Отбор на основании определенных критериев, отбор, обучение и развитие рабочих;
6. дифференциальная сдельная оплата труда;
7. премиальная система заработной платы (Гант).
Концепции:
1) Тейлором сформулированы принципы научной организации управления;
2) Промышленная психология на основе изучения трудовых движений;
3) Конвейеры (Форд, Гант)
4) Определен наиболее выгодный размер партии.
Файоль сформулировал принципы управления:
Принципы производственного менеджмента:
I. Структурные принципы лежат в основе создания систем взаимосвязанных задач, прав и ответственности, разделения труда, т.е. это способ произвести больше продукции лучшего качества.
II. Принципы процесса. Сосредоточены на действиях руководителей, особенно когда руководители общаются с подчиненными (справедливость, вознаграждение персонала, дисциплина, подчиненность личных интересов общим).
III. Принцип конечности результата. Определяет желаемые характеристики организации и вытекают из использования принципа структуры процесса (порядок, стабильность, инициатива, корпоративной дух).
Я школа человеческих отношений (1930-1950г.г.)
Представители: Мэри Фоллет, Элтон Мэйо, Маслоу, МакГрегор, Кэлсо.
Концепции.
В основе лежит концепция использования человеческого фактора для повышения эффективности и работника, и организации, а для этого необходимо:
1) Создание комфортных условий труда;
2) Создание благоприятного психологического климата в коллективе;
3) Развитие корпоративного духа;
4) Вовлечение рабочих в управление;
5) Система мотивации к повышению производительности труда.
Впервые была выдвинута теория о качестве: выборочная проверка качества и статистические таблицы для контроля качества (Шухарт).
Междисциплинарные подходы к сложным системным проблемам, в качестве инструментов симплексный подход и метод линейного программирования (1940г.)
Я новая школа (с 1950 г.)
Особенность: В 50-60 гг. появились крупномасштабные разработки методов исследования операций. В качестве методов и инструментов использовались моделирование производственной деятельности, теория очередей, теория принятия решений, математическое программирование, методы сетевого планирования проектов.
Представители: Э.Пауман, Р.Феттер, Э.Бафф.
Бафф написал книгу «современный менеджер».
Обращали внимание на общность проблем решаемых в производственных системах и подчеркивали огромную важность отношения к производственным операциям как к элементам системы.
Также они указали на огромную пользу практического применения теории очередей, моделирования операций и линейного программирования.
Основные направления:
v Разработка методов математического моделирования в процессах выработки (разработки) и принятия решений;
v Создание алгоритмов разработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр, теории очередей;
v Разработка количественных прикладных, абстрактных моделей экономических явлений, в т.ч. модели воспроизводства в масштабе общества и на отдельных фирмах, модели баланса затрат и выпуска продукции различных моделей прогнозирования научно-технического, экономического развития.
Системный подход к управлению.
Теория систем облегчает задачу рассмотрения организации и ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром, причем границы являются открытыми. Если система управления эффективна, то в ходе процесса преобразования на выходе образуется помимо продукции или услуги дополнительные выходы: прибыль, увеличение доли на рынке, финансовая устойчивость, увеличение объемов продаж, рост организации, социальные улучшения (работающих на предприятии). Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Подсистема – составляющая сложной системы. Системный подход – это способ мышления по отношению к организации и управлению.
Е г. XX века
Широкомасштабное использование в бизнесе компьютерной техники:
· графики закупок;
· управление запасами;
· прогнозирование;
· управление проектами;
· планирование материальных потребностей MRP
Концепция:
Качество и производительность услуг. (Массовое производство в сфере обслуживания – МК Дональдс)
MRP. При данном подходе в одной компьютерной программе объединены все компоненты используемые, при изготовлении сложной продукции. Такая программа позволяет специалистам по планированию производства оперативно корректировать графики производственного процесса и закупок материалов с тем, чтобы они соответствовали изменяющимся потребностям выпуска готовой продукции.
Е г. XX века
Концепция:
Модель производственной стратегии.
Методы и инструменты:
Ø производство как средство конкурентной борьбы (комитет, бизнес-школа США)
Авторы: У.Обернати, Ким Кларк, Р.Хейси, Скиенр и др.
Внимание сосредоточили на том, как руководству промышленных предприятий использовать свои производственные мощности, в качестве стратегического оружия в конкурентной борьбе.
Анализ 5-ти основных элементов производственного менеджмента (5Ps):
1. персонал; 2. заводы; 3. материалы, комплектующие изделия; 4. процессы преобразования; 5.система планирования управления.
Основой их теории стали понятия: фокусировки производства и производственных альтернатив. Подход: какие именно показатели эффективности производства важнее всего для данной копании. Необходимость разработки системы стратегического управления.
Применение к управлению ситуационного подхода. Ситуационный подход подразумевает учет реальных обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данный момент.
Концепции:
Just in time (JIT)
TQC (Total Quality Control)
Автоматизация производства.
Just in time заключается в едином комплексе мероприятий, в условиях крупномасштабного производства и min товарно-материальных запасов. Обеспечивается поступление всех частей и комплектующих в цех точно в срок, т.е. именно в тот момент, когда в них возникает потребность.
Данный подход в совокупности со всеобщим контролем качества TQC, цель которого заключается в устранении любых причин производственных дефектов, и в наше время представляют основу производственной практики промышленного предприятия.
Е г. XX века
Концепция:
Концепция всеобщего управления качеством (TQM)
Методы и инструменты:
Ø рекомендации стандарта ИСО 900;
Ø развертывание функции качества;
Ø совместное проектирование;
Ø функционально-стоимостной анализ:
Ø модель непрерывных улучшений (автор: американское общество контроля качества (США) и международная организация стандартизации (Европа)).
Обновление бизнес-процессов (реинжиниринг).
Методы и инструменты: модель радикальных изменений (Майкл Хаммер, крупные консалтинговые фирмы США).