Понятие и классификация рисков.
Любое предприятие несет риски, связанные с его производственной, коммерческой и другой деятельностью, любой предприниматель отвечает за последствия принимаемых управленческих решений. Фактор риска заставляет предпринимателя экономить финансовые и материальные ресурсы, обращать особое внимание на расчеты эффективности новых проектов, коммерческих сделок и т.д. Фактор риска в предпринимательской деятельности особенно увеличивается в периоды
нестабильного состояния экономики, сопровождаемого инфляционными процессами, сверхдорогими кредитами и т.п.
Риск в предпринимательстве — это вероятность того, что предприятие понесет убытки или потери, если намеченное мероприятие (управленческое решение) не осуществится, а также если были допущены просчеты или ошибки при принятии управленческих решений.
Предпринимательский риск можно подразделить на производственный, финансовый и инвестиционный.
Производственный риск связан непосредственно с хозяйственной деятельностью предприятия.
Под производственным риском обычно понимают вероятность (возможность) невыполнения предприятием своих обязательств по контракту или договору с заказчиком, риски в реализации товаров и услуг, ошибки в ценовой политике, риск банкротства.
В производственной деятельности промышленного предприятия можно выделить следующие риски:
• риск полной остановки предприятия из-за невозможности заключения договоров на поставку необходимых при данной технологии материалов, комплектующих деталей и других исходных продуктов;
• риск недополучения исходных материалов из-за срыва заключенных договоров о поставке, а также риск невозврата денежных средств, перечисленных поставщику в виде предоплат;
• риск незаключения договоров на реализацию произведенной продукции, работ или услуг, т.е. риск полной или частичной нереализации;
• риск неполучения или несвоевременного получения денежных средств за отгруженную на реализацию продукцию;
• риск отказа покупателя от полученной и оплаченной продукции или риск возврата;
• риск срыва заключенных соглашений о предоставлении займов, инвестиций или кредитов;
• ценовой риск, связанный с определением цены на реализуемую предприятием продукцию и услуги, а также риск в определении цены на необходимые средства производства, используемое сырье, материалы, топливо, энергию, рабочую силу и капитал (в виде процентных ставок по кредитам).
• риск банкротства как деловых партнеров (контрагентов, реализаторов, поставщиков и т.п.), так и самого предприятия.
Финансовый риск — это вероятность наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций в финансово-кредитной и биржевой сферах, совершения операций с ценными бумагами, т.е. риск, который следует из природы финансовых операций. К финансовым рискам относятся кредитный риск, процентный риск, валютный риск, риск упущенной финансовой выгоды.
Кредитный риск связан с неуплатой заемщиком основного долга и процентов, начисленных за кредит. Процентный риск — опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными фондами в результате повышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам. Валютные риски отражают опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по
отношению к другой, в том числе национальной валюты при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций. Риск упущенной финансовой выгоды определяется вероятностью финансового ущерба, который может возникнуть в результате неосуществления какого-либо мероприятия или остановки хозяйственной деятельности. В инвестиционной деятельности предприятия можно выделить риск инвестирования в ценные бумаги, или «портфельный риск», который характеризует степень риска снижения доходности конкретных ценных бумаг и сформированного портфеля ценных бумаг, а также риск новаторства. Новые проекты содержат три вида рисков:
• риск, связанный с техническими нововведениями;
• риск, связанный с экономической или организационной стороной производства;
• риск, определяемый «молодостью предприятия».
Риски могут быть классифицированы и по иным признакам.
Так, например, выделяют риски чистые и спекулятивные, динамические и
статические, абсолютные и относительные.
Чистые риски означают возможность получения убытков или нулевого результата.
Обычно к ним относят производственные и инвестиционные риски.
Спекулятивные риски выражаются в вероятности получения как положительного, так и отрицательного результата. Финансовые риски, например, считаются спекулятивными рисками.
Динамический риск — это риск непредвиденных изменений вследствие принятия управленческих
решений или изменений, произошедших в экономической, политической и других сферах)
общественной жизни. Такие изменения могут привести как к потерям, так и к дополнительным доходам. Статический риск — это риск потерь вследствие нанесения ущерба собственности, а также потерь дохода из-за недееспособности организации. Этот риск может привести только к потерям.
Абсолютный риск оценивается в денежных единицах (рублях, долларах и т.д.); относительный
риск — в долях единицы или в процентах. Например, риск в предпринимательстве можно измерить
абсолютной величиной — суммой убытков и потерь и относительной величиной — степенью риска,
т.е. мерой вероятности неосуществления намеченного мероприятия или недостижения намеченного
уровня прибыли, дохода, цены.
Факторы риска
Предпринимательский риск складывается под влиянием объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов.
К наиболее важным внешним факторам относятся: инфляция (значительный и неравномерный рост цен как на сырье, материалы, топливо, энергоносители, комплектующие изделия, транспортные и другие услуги, так и на продукцию и услуги предприятия); изменение банковских процентных ставок и условий кредитования, налоговых ставок и таможенных пошлин; изменения в отношениях
собственности и аренды, в трудовом законодательстве и др. Не менее опасно для деятельности предприятия влияние внутренних факторов, которые связаны с ошибками и упущениями руководства и персонала. Так, по оценкам» зарубежных экспертов, 90% различных неудач малых фирм связано с неопытностью руководства, его неумением адаптироваться к изменяющимся условиям, консерватизмом мышления, что ведет к неэффективному управлению предприятием, к принятию ошибочных решений, потере позиций на рынке. К субъективным факторам можно отнести и фактор отношения к риску. Люди различаются по своей готовности пойти на риск. Так, одним руководителям нравится рисковать, другие рисковать не хотят, а иные к риску безразличны. От поведения конкретных людей зависит и выбор рисковой стратегии в деятельности предприятия. Руководитель, который предпочитает стабильный доход, в предпринимательской деятельности выбирает стратегию, не расположенную к риску. При таком
антирисковом поведении обычно имеет место невысокий доход (прибыль) предприятия.
Руководитель, нейтрально относящийся к риску, ориентируется на ожидаемый доход, невзирая на возможные убытки. Расположенные к риску руководители готовы рисковать, в надежде получить большую прибыль, т.е. готовы бороться за минимизацию потерь с целью максимизации результата.
Выделяются несколько вариантов стратегии предпринимателя, связанных с принятием управленческих решений в условиях риска.
Первый вариант – избежание риска. Фактически это предполагает стагнацию предпринимательской деятельности, так как в этом случае предприниматель не имеет возможности получить дополнительный доход, который является его целью.
Второй вариант – принятие риска. Эта стратегия предполагает, что предприниматель сознательно идет на риск и ведет свою деятельность до тех пор, пока убытки от последствий наступивших рисков не приведут к невосполнимым потерям.
Третий вариант – управление риском, т.е. его выявление и оценка, а также разработка и внедрение мер по минимизации потерь или получения дополнительного дохода. Качественное управление риском повышает шансы предпринимателя добиться успеха в долгосрочной перспективе, значительно уменьшает опасность ухудшения его финансового положения.
Большинство управленческих решений, связанных с финансовой деятельностью предприятия, принимается в условиях риска, что обусловлено рядом факторов — отсутствием полной информации, наличием противоборствующих тенденций, элементами случайности и многим другим. В связи с этим проблема оценки и учета экономического риска приобретает важное значение как составная часть теории и практики управления.
В условиях российской нестабильности проблема риска имеет большое значение при обосновании управленческих решений не только стратегического характера, но и на стадии краткосрочного планирования деятельности предприятия — в процессе бюджетирования.
Центральное место в оценке риска на этапе формирования бюджета предприятия занимают анализ и прогнозирование возможных потерь ресурсов. При этом имеются в виду случайные, непредвиденные потери, возникающие вследствие отклонения реальной ситуации от предполагаемого хода событий. Наиболее важное значение при этом в условиях рыночной экономики отводится таким элементам риска, как непредвидимость конъюнктуры рынка, спроса, цен. В то же время российским предприятиям приходится иметь дело с «наложением» факторов рыночного и нерыночного типа (нарушением договорных обязательств, несоблюдением норм и правил хозяйственной деятельности и т.д.)
Предлагаемая классификация рисков представлена на рис. 1.
Рисунок 1. Предлагаемая классификация рисков
Краткое определение рисков
Региональный — характеризует особенности региона, в котором планируется или уже осуществляется финансово-хозяйственная деятельность предприятия.
Природно-естественный — обусловлен негативным влиянием стихийных сил природы.
Политический — характеризует возможность изменения общественно-политического климата в стране и регионе, а также перспективы развития.
Законодательный — обусловлен возможностью резкого изменения различных законодательных актов, влияющих на финансово-хозяйственную деятельность предприятия.
Транспортный — характеризует вероятность потери активов (имущества, оборудования и т. п.) при перевозке или транспортировке.
Организационный — обусловлен внутренними факторами, действующими внутри компании. Такими факторами могут быть стратегия фирмы, принципы деятельности, ресурсы и их использование, качество и уровень использования менеджмента и маркетинга.
Имущественный — характеризует степень вероятности потери имущества вследствие кражи, диверсии, халатности и т. п.
Личностный — возникает в том случае, когда от конкретного человека, его деловых и моральных качеств зависят конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности. Особенно актуален данный вид риска при принятии серьезных решений, при заключении контрактов, выполнении специальных заданий, при подборе руководителя и формировании рабочих групп.
Маркетинговый — характеризует условия рынка (спрос, предложение, цены), в котором осуществляется финансово-хозяйственная деятельность предприятия.
Производственный — обусловлен освоением новой техники, технологии и осуществлением производственной деятельности.
Расчетный — характеризует вероятность финансовых потерь в результате неправильно выбранного момента, формы и срока платежа.
Инвестиционный — обусловлен выбором вложения капитала с целью получения экономической выгоды в течение некоторого промежутка времени.
Валютный — характеризует влияние изменения курса валют на финансово-хозяйственную деятельность предприятия.
Кредитный — характеризует обобщающее понятие всех рисков, связанных с процессом оценки заемщика.
Финансовый — характеризует анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основе данных бухгалтерской отчетности.
3. Обоснование темы дипломного проекта.
Билет №26
1. История развития теории и практики управления.