Тема 2. Рынок. Спрос и предложение.

Рыночное равновесие. Эластичность

Тесты

Выберите правильные ответы.

1. Рынок – это:

а) место, где происходит обмен товарами;

б) способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на централизованном механизме хозяйствования;

в) это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения;

г) конкурентный механизм, улавливающий движение спроса и предложения и отражающий их взаимодействие через систему свободного ценообразования;

д) верны ответы а, б, г;

е) верны ответы а, в, г.

Ответ: е.

2. Условиями возникновения рынка являются:

а) стихийный характер производства;

б) прямая, непосредственная связь между производителями;

в) общественное разделение труда;

г) появление денег;

д) экономическая обособленность товаропроизводителей, основанная на частной собственности на средства производства;

е) верны ответы в, д.

Ответ: е.

3. Какой из перечисленных ниже элементов является наиболее важным для функционирования рыночной экономики:

а) сильные профсоюзы;

б) гражданская ответственность предпринимателей;

в) мудрое государственное регулирование экономики;

г) активная конкуренция на рынке.

Ответ: г.

4. Конкуренция – это:

а) соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи благ;

б) борьба производителей за получение наивысшей прибыли;

в) борьба потребителей за право покупать товары по более низким ценам;

г) экономическая состязательность за достижение наилучших результатов в каком-нибудь деле;

д) движущая сила рынка;

е) все ответы верны;

Ответ: е.

5. Найдите определения: товара, рынка, стоимости товара, цены, денег:

а) совокупность отношений по обмену товаров;

б) общественные затраты труда, воплощенные в товаре;

в) денежное выражение стоимости единицы товара;

г) продукт труда, предназначенный не для собственного потребления, а для обмена на другой;

д) всеобщий эквивалент товарных ценностей.

Ответ: а) – рынок; б) – стоимость; в) – цена; г) – товар; д) – деньги.

6. Назовите достоинства и недостатки рынка:

а) гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся социально-экономическим условиям;

б) отсутствие стимулов для производства общественных благ;

в) наличие свободного выбора для производителей и потребителей;

г) отторжение неэффективного и ненужного производства;

д) стимулирование и оптимальное использование результатов НТП;

е) неспособность гарантировать право на труд и доход, порождение социального неравенства;

ж) нестабильность экономического развития, связанная с экономическими кризисами;

з) безразличие к сохранению невоспроизводимых экономических ресурсов, природы.

Ответ: достоинства – а, в, г, д; недостатки – б, е, ж, з.

7. К трансакционным издержкам относятся следующие расходы:

а) на покупку сырья;

б) на покупку оборудования;

в) рекламные расходы;

г) на аренду помещения;

д) на проведение переговоров с контрагентами об условиях поставки продукции;

е) на заработную плату рабочих и служащих предприятия;

ж) на содержание адвоката, обеспечивающего юридическую защиту деятельности Вашего предприятия.

Ответ: в, д, ж.

8. Спрос (эффективный спрос) – это:

а) потребности населения в данном благе;

б) готовность и способность потребителя платить за товары;

в) количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени;

г) потребность иметь какое-то благо, подкрепленная суммой денег, необходимой для его покупки;

д) верно б, в, г.

Ответ: д.

9. В законе спроса проявляется:

а) зависимость между спросом и предложением;

б) прямая зависимость между спросом и ценой;

в) зависимость между спросом и количеством денег, находящимся в распоряжении покупателя;

г) обратная зависимость между ценой и величиной спроса.

Ответ: г.

10. Типичная кривая спроса:

а) идет вниз слева направо;

б) идет вниз справа налево;

в) обычно прямая линия;

г) всегда кривая линия.

Ответ: а.

11. Факторы, смещающие кривую спроса – это:

а) полученное наследство;

б) цены на товары – заменители;

в) число покупателей данного товара;

г) цены на экономические ресурсы;

д) вкусы и доходы потребителей;

е) верны все ответы, кроме г;

ж) верны все ответы.

Ответ: е.

12. Критерием разграничения товаров и услуг на группы эластичного и неэластичного спроса по цене является:

а) единичная эластичность;

б) дуговая эластичность;

в) перекрестная эластичность;

г) эластичность по доходу.

Ответ: а.

13. Спрос неэластичен по цене, если:

а) реакция спроса на изменение цены < 1;

б) реакция спроса на изменение цены > 1;

в) реакция спроса на изменение цены нейтральна.

Ответ: а;

14. Эластичность спроса по цене характеризуется отношением:

а) изменения цены к изменению спроса;

б) изменения спроса к изменению предложения;

в) процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены на товар;

г) процентного изменения цены на товар к процентному изменению величины спроса.

Ответ: в.

15. Эластичность спроса на основе средней величины спроса и средней цены является:

а) единичной;

б) дуговой;

в) совершенной;

г) перекрестной.

Ответ: б.

16. Если значение перекрестной эластичности отрицательное, то это свидетельствует о том, что товары:

а) взаимозаменяемые;

б) взаимодополняемые;

в) независимые;

г) все перечисленное неверно.

Ответ: б.

17. Коэффициент ценовой эластичности спроса (прямой) равен 2. Это означает, что:

а) при снижении цены товара на 1 % величина спроса на него сократится на 2 %.

б) при повышении цены товара на 1 % величина спроса на него сократится на 2 %;

в) при повышении цены товара на 2 % величина спроса на него сократится на 2 %.

Ответ: б.

18. Какое из нижеперечисленных значений коэффициента эластичности по доходу относится к товарам первой необходимости:

а) равно 1;

б) больше 1;

в) меньше 0;

г) больше 0, но меньше 1;

д) ни одно из выше перечисленных.

Ответ: г.

19. Увеличение предложения товаров и услуг приведет:

а) к росту цен;

б) к снижению цен;

в) к росту спроса на них;

г) к сокращению их производства.

Ответ: б.

20. Закон предложения при росте цен и прочих равных условиях проявляется:

а) в изменении предложения;

б) в росте величины предложения;

в) в сокращении величины предложения;

г) в росте спроса.

Ответ: б.

21. Смещение кривой предложения вправо может произойти в результате:

а) повышения цен на ресурсы, используемые для производства данного товара;

б) внедрения новых технологий, повышающих производительность труда;

в) снижения косвенных налогов на бизнес и предоставления субсидий;

г) верны ответы б, в.

Ответ: г.

22. Фиксированное, неизменное количество предлагаемого товара характерно для:

а) краткосрочного периода;

б) долгосрочного периода;

в) мгновенного состояния;

г) общего равновесия.

Ответ: в.

23. Кривая абсолютно неэластичного предложения представляет собой:

а) горизонтальную линию;

б) кривую с отрицательным наклоном;

в) прямую линию с положительным наклоном;

г) вертикальную линию.

Ответ: г.

24. Если уменьшение цены на 8 % приводит к снижению объема предложения на 10 %, данное предложение:

а) абсолютно эластично;

б) абсолютно неэластично;

в) неэластично;

г) единичной эластичности;

д) эластично.

Ответ: д.

25. Рыночное равновесие устанавливается при условии, что:

а) спрос равен предложению;

б) затраты равны результатам;

в) уровень технологии меняется постепенно;

г) цены на товары остаются неизменными.

Ответ: а.

26. При рыночной цене выше равновесной:

а) величина спроса больше величины предложения;

б) величина спроса равна величине предложения;

в) величина предложения больше величины спроса;

г) все ответы неверны.

Ответ: в.

27. Допустим, что предложение товара А совершенно неэластично. Если спрос на товар А увеличится, то равновесная цена:

а) уменьшится, а равновесное количество возрастет;

б) уменьшится, равновесный объем также уменьшится;

в) увеличится, а равновесное количество уменьшится;

г) увеличится, а равновесное количество останется неизменным.

Ответ: г.

Примеры решения задач с комментариями

Задача 1.

Недельный спрос на яблоки жителей района приведен в табл. 2.1. Постройте графики индивидуальных кривых спроса потребителей. Рассчитайте величины рыночного спроса и постройте график кривой рыночного спроса и кривой предложения яблок. Определите равновесную цену, установившуюся на рынке яблок.

Таблица 2.1

Цена, Варианты объемов спроса потребителей, кг (Qd) Предложение, кг
руб.(Р) потребитель А потребитель В потребитель С (Qs)
-

Решение и комментарии.

Индивидуальная кривая спроса иллюстрирует изменение величины спроса на данный товар отдельного потребителя. Кривая рыночного спроса иллюстрирует величину спроса на данный товар всех потребителей на рынке.

Для построения кривых спроса на оси у указывают заданные значения цен (Р), на оси х – значения количества яблок (QD).

По заданным параметрам в табл. 2.1 строят кривые спроса отдельных потребителей (рис. 2.1).

Тема 2. Рынок. Спрос и предложение. - student2.ru Тема 2. Рынок. Спрос и предложение. - student2.ru

Рис. 2.1. Индивидуальные кривые спроса

Чтобы построить кривую рыночного (суммарного) спроса потребителей, необходимо определить величину суммарного спроса всех потребителей (А, В, С) для каждого значения цены и записать полученные результаты в графу «Рыночный спрос» в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Цена, руб. (Р) Рыночный спрос, кг (Qd) Рыночное предложение, кг (Qs)
8 + 10 = 18
6 + 20 + 16 = 42
13 + 33 + 21 = 67
23 + 44 + 33 = 100
38 + 53 + 40 = 131
46 + 56 + 44 = 146

По данным рыночного спроса и предложения и соответствующим им ценам строят кривые рыночного спроса QD и предложения QS (рис. 2.2). В точке их пересечения (т. Е) образуется состояние равновесия, которому соответствует равновесная цена РЕ = 6,20 руб. и равновесный объем QE = 63 единицы товара. Это значит, что по цене РЕ = 6,20 руб. покупатели готовы купить 63 единицы товара, а продавцы готовы произвести и продать по этой цене 63 единицы товара.

 
  Тема 2. Рынок. Спрос и предложение. - student2.ru


QE

Рис. 2.2. Кривые рыночного спроса и предложения

Аналогично строятся кривые индивидуального и рыночного предложения.

Задача 2.

Рынок некоторого товара характеризуется следующими функциями спроса и предложения:

QD = 70 – 2Р и QS = -30 + 3Р,

где Р – цена (руб.), QD – величина спроса, QS – величина предложения (шт.). Определите параметры равновесного состояния рынка. К чему приведет снижение рыночной цены до 15 руб. со стороны правительства? Определите величины спроса и предложения, охарактеризуйте состояние рынка (избыток, дефицит). Определите объем потребления. Определите изменение выручки производителя относительно равновесного состояния.

Решение и комментарии.

Равновесное состояние рынка некоторого товара (отраслевого рынка) – это ситуация на рынке, при которой объем спроса равен объему предложения при определенном уровне цены. Соответствующие этому состоянию объем продаж (покупок) и цена называются равновесными. Чтобы их определить, нужно приравнять объем спроса к объему предложения через их функции и решить полученное уравнение:

70 – 2Р = -30 + 3Р, 100 = 5Р, Р = 20.

Равновесная цена Р = 20 руб. Подставляя найденную цену в уравнение, описывающее спрос или предложение, получим равновесный объем продаж (покупок):

QD = 70 – 2 · 20 = 30 шт. и QS = -30 + 3 · 20 = 30 шт.

QD = QS = 30 шт.

При уровне цены Р = 15 руб., которая установлена как верхний предел рыночной цены в директивном порядке, объемы спроса и предложения определяются по их функциям:

QD = 70 – 2 · 15 = 40 шт. и QS = -30 + 3 · 15 = 15 шт.

QD – QS = 40 – 15 = 25 шт.

То есть при цене Р = 15 руб. на рынке образуется дефицит товара – 25 шт.

Объем потребления данного товара соответствует минимальному объему удовлетворенного спроса, равному объему предложения QD = QS = 15 шт.

Выручка от реализации при Р = 15 руб. составит 225 руб. (15 руб. · 15 шт.). Выручка производителя в равновесном состоянии при Р = 20 руб. и QS = 30 шт. составила 600 руб. (20 руб. · 30 шт.). Таким образом, произойдет снижение выручки производителя на 375 руб. (600 руб. – 225 руб.), если государство установит рыночную цену Р = 15 руб. ниже равновесного значения Р = 20 руб.

Задача 3.

В табл. 2.3 представлена шкала спроса на яйца в течение месяца.

Таблица 2.3

Цена, Р руб. Объем спроса QD, тыс. ед. Суммарный доход, тыс. руб. ВЫРУЧКА Коэффициент ценовой эластичности спроса ED Степень эластичности
     
     
     
     
     
     
     

Наши рекомендации