Монополия на рынке выпускаемой продукции

Определяя спрос, максимизирующий ее прибыль на фактор производства, фирма всегда стремится выбирать такое количество фактора, что предельный доход от небольшого увеличения его использования как раз равняется связанным с этим увеличением предельным издержкам. Это следует из стандартной логики: если бы предельный доход от какой-то деятельности не равнялся предельным издержкам этой деятельности, фирме выгодно было бы изменить свою деятельность.

Это общее правило принимает различные конкретные формы в зависимости от предложений в отношении среды, в которой действует фирма. Предположим, например, что у фирмы монополия на выпускаемую ею продукцию. Для простоты будем считать, что имеется только один фактор производства, и запишем производственную функцию в виде y = f(x). Доход, который получает фирма, зависит от производимого ею выпуска, так что мы записываем R(y) = p(y)y, где p(y) — обратная функция спроса. Посмотрим, каким образом предельное возрастание количества вводимого фактора влияет на общий доход фирмы.

Предположим, что мы увеличиваем количество вводимого фактора на небольшую величину Dx. Это приведет к небольшому приросту выпуска Dy. Отношение прироста выпуска к приросту количества фактора естьпредельный продукт фактора:

Монополия на рынке выпускаемой продукции - student2.ru . (25.1)

Этот прирост выпуска вызовет изменение общего дохода, которое называется предельным доходом.

Монополия на рынке выпускаемой продукции - student2.ru . (25.2)

Изменение дохода, вызванное предельным возрастанием количества применяемого фактора, называется предельной доходностью фактора. Анализ уравнений (25.1) и (25.2) показывает, что предельная доходность фактора задается формулой

Монополия на рынке выпускаемой продукции - student2.ru Монополия на рынке выпускаемой продукции - student2.ru .

Можно воспользоваться известным стандартным выражением для предельного дохода, чтобы записать это в виде

MRPx = Монополия на рынке выпускаемой продукции - student2.ru MPx = p(y) Монополия на рынке выпускаемой продукции - student2.ru MPx =p(y) Монополия на рынке выпускаемой продукции - student2.ru MPx.

Первое выражение — это обычное выражение для предельного дохода, во втором использована формула, выражающая предельный доход через эластичность, о которой шла речь в гл.15.

Теперь нетрудно увидеть, каким образом данное выражение обобщает конкурентный случай выбора фирмой используемого количества фактора, рассмотренный в гл.18. Эластичность кривой спроса для отдельной фирмы, действующей на конкурентном рынке, бесконечна, поэтому предельный доход для конкурентной фирмы просто равен цене. Следовательно, "предельная доходность" фактора, применяемого фирмой, действующей на конкурентном рынке, есть не что иное как стоимость предельного продукта этого фактора, pMPx.

Как соотносится предельная доходность фактора (в случае монополии) со стоимостью предельного продукта? Поскольку кривая спроса имеет отрицательный наклон, мы видим, что предельная доходность фактора будет всегда меньше стоимости предельного продукта:

MRPx = p Монополия на рынке выпускаемой продукции - student2.ru MPx ≤ pMPx.

Во всех случаях, за исключением случая совершенно эластичной функции спроса, MRPx будет строго меньше pMPx. Это означает, что при любом объеме использования этого фактора предельная доходность дополнительной единицы фактора для монополиста меньше, чем для конкурентной фирмы. Далее в настоящем параграфе мы будем предполагать, что рассматриваем именно этот случай —, когда монополист на самом деле обладает некоторой монопольной властью.

На первый взгляд, данное утверждение кажется парадоксальным, поскольку монополист получает более высокие прибыли, чем конкурентная фирма. В этом смысле общий вклад фактора для монополиста "ценнее", чем для конкурентной фирмы.

Парадокс этот разрешим, если обратить внимание на разницу между стоимостью общего продукта и стоимостью предельного продукта. Общее используемое количество фактора, действительно, имеет для монополиста большую ценность, чем для конкурентной фирмы, так как монополист получает от данного фактора больше прибыли, чем конкурентная фирма. Однако при данном объеме выпуска увеличение использования фактора приведет к увеличению выпуска и снижению цены, которую может назначить монополист. Увеличение же выпуска конкурентной фирмы не изменит цены, которую она может запрашивать. Следовательно, с точки зрения предельных величин, малое увеличение использования фактора представляет для монополиста меньшую ценность, чем для конкурентной фирмы.

Поскольку (в предельных величинах) приросты используемого количества фактора в коротком периоде для монополиста менее ценны, чем для конкурентной фирмы, разумно было бы ожидать, что монополист, как правило, предпочтет использовать меньшее количество фактора, чем конкурентная фирма. Действительно, обычно дело так и обстоит: монополист увеличивает свою прибыль, сокращая выпуск, и поэтому использует обычно меньшие количества факторов производства, чем конкурентная фирма.

Чтобы определить, сколько фактора использует фирма, следует сравнить предельную доходность дополнительной единицы фактора с предельными издержками на него. Предположим, что фирма действует на конкурентном рынке факторов, так что она может нанять сколько угодно данного фактора по постоянной цене w. В этом случае конкурентная фирма предпочтет нанять xc единиц фактора в точке, где pMP(xc) = w.

Монополист, с другой стороны, предпочтет нанять xm единиц данного фактора в точке, где MRP(xm) = w.

Иллюстрация сказанного приведена на рис.25.1. Поскольку MRP(x) < pMP(x), точка, в которой MRP(xm) = w, всегда будет находиться слева от точки, в которой pMP(xc) = w. Следовательно, монополист будет нанимать меньше фактора производства, чем конкурентная фирма.

Монополия на рынке выпускаемой продукции - student2.ru

Рис. 25.1 Спрос на фактор со стороны монополиста. Поскольку кривая предельной доходности фактора (MRP) лежит под кривой, показывающей стоимость предельного продукта (pMP), спрос на фактор со стороны монополиста должен быть меньше спроса на фактор со стороны этой же самой фирмы в случае, если она ведет себя конкурентно.  

Монопсония

При монополии существует единственный продавец товара. При монопсонии существует его единственный покупатель. Анализ поведения монопсониста сходен с анализом поведения монополиста. Для простоты мы предполагаем, что покупатель производит выпуск, который подлежит продаже на конкурентном рынке.

Как и в рассмотренном выше случае, будем предполагать, что фирма производит выпуск, используя при этом единственный фактор производства, в соответствии с производственной функцией y = f(x). Однако в отличие от проведенных выше рассуждений предполагаем, что фирма господствует на рынке фактора, на котором она предъявляет спрос, и сознает, что количество ее спроса на фактор оказывает влияние на цену, которую она должна платить за него.

Эта взаимосвязь в сжатой форме отражена кривой предложения (обрат-ной) w(x). Данная функция истолковывается следующим образом: если фирма хочет нанять x единиц фактора, она должна заплатить за это цену w(x). Мы предполагаем, что w(x) — возрастающая функция: чем больше фактора x хочет использовать фирма, тем выше должна быть предлагаемая ею цена фактора.

Для фирмы, действующей на конкурентном рынке факторов, кривая предложения фактора, по определению, горизонтальна: фирма может нанять столько фактора, сколько пожелает, по его текущей цене. Монопсонист сталкивается с возрастающей кривой предложения фактора: чем больше фактора он хочет нанять, тем большую цену за него должен предложить. Фирма, действующая на конкурентном рынке, является ценополучателем. Монопсонист — фирма, устанавливающая цену.

Задача максимизации прибыли для монопсониста есть

max pf(x) — w(x)x.

x

Условие максимизации прибыли состоит в том, что предельный доход от найма добавочной единицы фактора должен быть равен предельным издержкам на эту единицу. Поскольку мы предположили, что выпускаемая продукция реализуется на конкурентном рынке, предельный доход от найма добавочной единицы фактора есть просто pMPx. А что можно сказать о предельных издержках?

Общее изменение издержек вследствие найма на Dx большего количества данного фактора составит

Dc = wDx + xDw,

так что изменение издержек на единицу изменений Монополия на рынке выпускаемой продукции - student2.ru x есть

Монополия на рынке выпускаемой продукции - student2.ru .

Интерпретация этого выражения сходна с интерпретацией выражения для предельного дохода: увеличивая использование фактора, фирма должна платить за него на wDx больше. Но возросший спрос на фактор будет повышать цену фактора на Dw, и фирме придется оплачивать по этой более высокой цене все уже используемые ею единицы фактора.

Можно также записать формулу предельных издержек найма дополнительных единиц фактора в виде

MCx = w Монополия на рынке выпускаемой продукции - student2.ru = w Монополия на рынке выпускаемой продукции - student2.ru ,

где  — эластичность предложения фактора. Поскольку кривые спроса обычно имеют положительный наклон, этот коэффициент — число положительное. Если кривая предложения совершенно эластична, так что  равна бесконечности, данная формула сводится к формуле для случая фирмы, сталкивающейся с конкурентным рынком факторов. Обратите внимание на сходство сделанных замечаний с замечаниями для аналогичного случая монополиста.

Обратимся к анализу случая монопсониста, кривая предложения фактора для которого линейна. Обратная кривая предложения имеет вид

w(x) = a + bx ,

так что общие издержки будут

C(x) = w(x)x = ax + bx2,

и, следовательно, предельные издержки на дополнительную единицу применяемого фактора есть

MCx(x) = a + 2bx.

Построение решения для монопсонии дано на рис.25.2. Мы находим положение, в котором стоимость предельного продукта равна предельным издержкам, чтобы определить x*, а затем смотрим, какова должна быть в этой точке цена фактора.

Монополия на рынке выпускаемой продукции - student2.ru

Рис. 25.2 Монопсония. Фирма нанимает фактор в точке, где предельный доход от найма добавочной единицы фактора равен предельным издержкам на нее.  

Поскольку предельные издержки найма добавочной единицы фактора превышают цену фактора, цена фактора будет ниже, чем если бы фирма столкнулась с конкурентным рынком факторов. По сравнению с конкурентным рынком будет нанято слишком мало фактора. Как и в случае монополии, монопсонист действует в точке, являющейся неэффективной по Парето. Однако теперь неэффективность характеризует не рынок выпускаемой продукции, а рынок факторов.

ПРИМЕР: Минимальная заработная плата

Предположим, что рынок труда является конкурентным и что правительство устанавливает минимальную заработную плату, которая выше преобладающей равновесной заработной платы. Поскольку при равновесной заработной плате спрос равен предложению, при более высокой минимальной заработной плате предложение труда превысит спрос на него. Это изображено на рис.25.3A.

Монополия на рынке выпускаемой продукции - student2.ru

A B

  Минимальная заработная плата. На рис.A показан эффект установления минимальной заработной платы на конкурентном рынке труда. При конкурентной заработной плате wc занятость составит Lc. При минимальной заработной плате Монополия на рынке выпускаемой продукции - student2.ru занятость составляет лишь Lmw. На рис.B показан эффект установления минимальной заработной платы на рынке труда, где господствует монопсонист. При монопсонии заработная плата равна wm, а занятость составляет Lm, что меньше, чем занятость на конкурентном рынке труда. Если установить минимальную заработную плату на уровне wc, то занятость возрастет до Lc. Рис. 25.3

Дело обстоит совершенно иначе, если на рынке господствует монопсонист. В этом случае введение минимальной заработной платы может действительно увеличить занятость. Это изображено на рис.25.3B. Если правительство устанавливает минимальную заработную плату, равную заработной плате, преобладающей на конкурентном рынке, монопсонист видит, что можно нанимать рабочих при постоянной заработной плате wc. Поскольку ставка заработной платы, с которой он теперь сталкивается, не зависит от того, сколько рабочих он нанимает, он будет увеличивать число нанимаемых рабочих до тех пор, пока стоимость предельного продукта не станет равна wc.. Иными словами, он наймет столько же рабочих, сколько нанял бы на конкурентном рынке труда.

Установление минимальной заработной платы для монопсониста — то же самое, что установление максимальной цены для монополиста: обе указанного рода политики заставляют фирму вести себя так, как если бы перед ней был конкурентный рынок.

Наши рекомендации