Равновесие в длительном периоде
Мы исследовали установление равновесной цены на квартиры в коротком периоде — когда предложение квартир неизменно. Однако, в длительном периоде предложение квартир может меняться. Подобно тому, как кривая спроса показывает число квартир, на которое предъявляется спрос при различных ценах, кривая предложения показывает число квартир, предлагаемых при различных ценах. Окончательное определение рыночной цены квартир будет зависеть от взаимодействия спроса и предложения.
Но чем же определяется поведение предложения? Вообще говоря, число новых квартир, предлагаемых на частном рынке, будет зависеть от того, насколько прибыльно сдавать квартиры внаем, а это зависит, отчасти, от цены, запрашиваемой за квартиры домо владельцами. Чтобы проанализировать поведение рынка квартир в длительном периоде, следует изучить поведение и поставщиков квартир, и арендаторов, — и со временем мы это сделаем.
В случае переменного предложения можно задавать вопросы не только о том, кто получает квартиры, но и о том, сколько из квартир будет предоставлено разными типами рыночных институтов. Предложит ли монополист к сдаче внаем больше или меньше квартир, чем конкурентный рынок? Увеличится или снизится равновесное число квартир вследствие введения контроля за арендной платой? Какие институты предоставят число квартир, эффективное по Парето? Чтобы дать ответ на эти и подобные им вопросы, мы должны разработать более систематичные и мощные инструменты экономического анализа.
Краткие выводы
1. Экономическая теория занимается разработкой моделей социальных явлений, представляющих собой упрощенные отображения дйствительности.
2. Выполняя эту задачу, экономисты руководствуются принципом оптимизации, гласящим, что люди обычно стремятся выбрать то, что для них лучше, а также принципом равновесия, согласно которому цены будут изменяться до тех по, пока не установится равенство спроса и предложения.
3. Кривая спроса показывает, на какое количество товара люди готовы предъявить спрос при каждой цене, а кривая предложения показывает, сколько товара люди готовы поставить по каждой цене. Равновесная цена — та, при которой величина спроса равна величине предложения.
4. Изучение изменений равновесной цены и равновесного количества с изменением стоящих за ними условий известно как сравнительная статика.
5. Экономическая ситуация является эффективной по Парето, если не существует способа повысить благосостояние какой-то группы людей без того, чтобы не понизить благосостояние какой-то другой группы людей.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Предположим, что имеется 25 человек с резервной ценой в 500$ , а для 26-го человека резервная цена составляет 200$. Как выглядит кривая спроса?
2. Какова была бы равновесная цена в вышеприведенном примере, если бы к сдаче предлагалось 24 квартиры? Что, если бы сдавалось 26 квартир? Что, если бы сдавалось 25 квартир?
3. Если резервные цены у людей различны, то почему кривая рыночного спроса нисходяща?
4. В тексте мы предположили, что покупатели кондоминиумов принадлежат к числу жителей внутреннего кольца — т.е., лиц, которые уже снимают квартиры. Что произошло бы с ценой квартир внутреннего кольца, если бы все покупатели кондоминиумов были жителями внешнего кольца — людьми, которые в настоящий момент не снимают квартиры во внутреннем кольце?
5. Теперь предположим, что все покупатели кондоминиумов — люди из внутреннего кольца, но что каждый кондоминиум был построен из двух квартир. Что произошло бы в этом случае с ценой квартир?
6. Как вы думаете, каковы были бы последствия введения налога на число квартир, которые будут построены в длительном периоде?
7. Допустим, что кривая спроса имеет вид D(p)=100 – 2p=40. Какую цену установил бы монополист, если бы у него имелось 60 квартир для сдачи? Сколько квартир он бы сдал? Какую цену он бы установил, если бы имел 40 квартир? Сколько квартир он бы сдал?
8. Если бы рассматриваемая нами модель контроля за арендной платой допускала неограниченную передачу в субаренду, то кто в итоге получил бы квартиры во внутреннем кольце? Был бы такой исход эффективным по Парето или нет?
Глава 2 - БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ
Экономическая теория поведения потребителя очень проста: экономисты полагают, что потребители выбирают лучший товарный набор, который могут себе позволить. Чтобы наполнить эту теорию конкретным содержанием, мы должны более точно описать, что именно подразумевается под "лучшим" и что именно подразумевается под "могут себе позволить". В настоящей главе сосредоточимся на изучении описания того, что потребитель может себе позволить, а в следующей главе — на концепции определения потребителем того, что является "лучшим". После этого мы сможем приступить к детальному изучению значения этой простой модели поведения потребителя.
Бюджетное ограничение
Начнем с рассмотрения понятия бюджетного ограничения. Предположим, что имеется некое множество товаров, в пределах которого потребитель может осуществлять свой выбор. В реальной жизни существует много товаров, выступающих объектами потребления, однако для наших целей удобно рассмотреть случай всего двух товаров, поскольку тогда можно описать поведение потребителя в отношении выбора товаров графически.
Обозначим потребительский набор данного потребителя через (х1, х2). Это просто два числа, говорящие нам о том, сколько товара 1, х1, и сколько товара 2, х2, хочет потребить данный потребитель. Иногда удобно обозначать потребительский набор лишь одним символом, скажем, X, где X — просто сокращенное обозначение указанного перечня двух чисел (х1, х2).
Предположим, что из наблюдений нам известны цены этих двух товаров, (р1, р2), и та сумма денег, которую может израсходовать потребитель, m. Тогда бюджетное ограничение потребителя может быть записано в виде
р1х1 + р2х2≤m. (2.1)
Здесь р1х1 — сумма денег, расходуемая потребителем на товар 1, а р2х2 — сумма денег, расходуемая им на товар 2. Бюджетное ограничение потребителя требует, чтобы сумма денег, затраченная на оба товара, не превышала общей суммы денег, которую может израсходовать данный потребитель. Доступными для потребителя наборами являются те, которые стоят не дороже m. Мы называем это множество доступных потребительских наборов при ценах (р1, р2) и доходе mбюджетным множеством данного потребителя.
2.2. Двух товаров зачастую вполне достаточно
Предпосылка о наличии всего лишь двух товаров носит более общий характер, чем можно было бы поначалу подумать, поскольку часто можно считать один из товаров представляющим все другие товары, которые потребитель мог бы захотеть потребить.
Например, если мы хотим изучить спрос потребителя на молоко, мы можем обозначить через х1 его ежемесячное потребление молока в квартах, а через х2 — все остальные товары, которые мог бы захотеть потребить данный потребитель.
Приняв эту трактовку товара 2, удобно думать о нем как о том количестве долларов, которое потребитель может истратить на все другие товары. При подобном истолковании цена товара 2 автоматически оказывается равной 1, поскольку цена одного доллара есть доллар. Таким образом, бюджетное ограничение примет вид:
р1х1 + х2≤m. (2.2)
Данное выражение говорит нам просто о том, что сумма денег р1х1, израсходованная на товар 1, и сумма денег, израсходованная на все другие товары, х2, взятые вместе, не должны превышать общей суммы денег m, которую может расходовать данный потребитель.
Мы говорим, что товар 2 представляет композитный товар, воплощающий в себе все то, что хотел бы потребить данный потребитель, помимо товара 1. Что касается алгебраической формы бюджетного ограничения, уравнение (2.2) есть просто особый случай формулы, заданной уравнением (2.1), при р2 = 1, так что все то, что можно сказать о бюджетном ограничении вообще, будет верным и для трактовки товара 2 как композитного.