Объем и продолжительность практик согласно ОП ВО по направлению

Менеджмент направленность «Управление персоналом»

№№ Вид/тип практики Семестр Объем практики (зач. ед. / часов) Продолжительность практики (недель)
Учебная практика: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков         3/108     2 недели
Производственная практика: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности         6/216     4 недели
Производственная практика: преддипломная практика 6/216 4 недели

ОБЩИЙ ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВЕДЕНИЯ

И ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Объекты проведения и прохождения практики

Учебная, производственная и преддипломная практики проводятся в федеральных, муниципальных, ведомственных, государственных и негосударственных учреждениях, организациях, предприятиях, органах управления (преимущественно в отделах кадров и службах по персоналу), в рекрутинговых компаниях, службах занятости, а также в коммерческих структурах, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело.

Во время прохождения практики студенты могут работать в качестве исполнителей и координаторов по проведению организационно-технических мероприятий и администрированию реализации оперативных решений по управлению персоналом, способствующих изучению и сбору материалов, связанных с выполнением выпускной квалификационной работы.

Все практики, проводимые вне Университета/Филиала, осуществляются на основе заключения договоров (Приложение 1) с организациями, деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям, осваиваемым в рамках ОП ВО (базы практик). Ответственной за заключение договора и за организацию практик является кафедра управления персоналом.

К числу мест проведения учебной и производственной практик относятся следующие организации, имеющие заключенный договор с Университетом о проведении практик:

· Государственная инспекция труда в г. Санкт-Петербурге;

· ОАО «Кировский завод»;

· АЗН Невского района г. Санкт-Петербурга;

· Северо-Западный банк ПАО Сбербанк;

· организации различной организационно-правовой формы, органы власти и управления области, округов, районов, муниципальные образования, выбранные студентом как объект для прохождения практики;

· Администрации районов г. Санкт-Петербурга (Невского, Калининского, Выборгского).

Планирование и организация практики

Для общего руководства практиками студентов от Университета приказом ректора из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета/Филиала, назначается руководитель практики по направлению/ профилю подготовки:

Руководитель практики от Университета/Филиала:

- осуществляет общее организационное руководство практикой на кафедре;

- осуществляет взаимодействие с руководителями практики от организации;

- осуществляет подготовку приказов о направлении на практику;

- устанавливает связь с базами практики и заключение с ними договоров;

- участвует в составлении рабочего графики (плана) проведения практики;

- осуществляет разработку индивидуальных заданий, выполняемых обучающимися в период практики;

- участвует в распределении обучающихся по рабочим местам и видам работ;

- осуществляет контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания требованиям образовательной программы;

- оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий, а также при сборе материалов к выпускной квалификационной работе в ходе преддипломной практики;

- оказывает методическую помощь обучающимся и руководителям практик от организаций;

- совместно с руководителями практик от организаций проводит аттестацию обучающихся;

- контролирует выполнение индивидуальных заданий, подготовку отчетной документации по практикам;

- формирует отчеты по итогам проведения практики и представляет их заведующему кафедрой.

Ответственность за организацию практики в учреждениях, организациях, предприятиях возлагается на руководителей данных учреждений, организаций и предприятий.

Общее руководство практикой возлагается на одного из руководящих работников или высококвалифицированных специалистов организации. Непосредственное руководство практикой в подразделении организации (отделе, лаборатории и т.п.) возлагается на высококвалифицированных специалистов указанных структурных подразделений.

Руководитель практики от профильной организации:

- согласовывает индивидуальные задания обучающихся, содержание и планируемые результаты прохождения практики;

- предоставляет обучающимся возможность ознакомиться с работой организации по профилю его деятельности, за исключением вопросов, связанных с коммерческой тайной или профессиональной этикой, перечень которых определяется профильной организацией;

- предоставляет рабочие места обучающимся;

- обеспечивает условия прохождения практики обучающимися, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;

- проводит инструктаж обучающимся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка;

- оказывает помощь в подборе необходимых материалов для подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ.

Направление на практику оформляется приказом ректора или иного уполномоченного им должностного лица с указанием закрепления каждого обучающегося за организацией или профильной организацией, с указанием вида, типа и срока прохождения практики, места проведения практики, руководителя практики от Университета.

Перед началом практики организуется установочное собрание (семинар), где студентам разъясняются цель, задачи, содержание, формы организации, порядок прохождения практики и оформления отчетности по ее результатам, проводится инструктаж по охране труда и технике безопасности.

При прохождении практик, предусматривающих работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), обучающиеся проходят соответствующие медицинские осмотры (обследования) в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследования) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н.

При наличии в профильной организации вакантной должности, работа на которой соответствует требования к содержанию практики, с обучающимся может быть заключен срочный трудовой договор о замещении такой должности.

Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить учебную, производственную, в том числе преддипломную практики, по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям к содержанию практики, при наличии ходатайства соответствующих учреждений, организаций или предприятий.

На студентов, принятых на предприятия на должности, распространяется Трудовой Кодекс Российской федерации, и они подлежат государственному социальному страхованию наравне со всеми работниками.

Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в организациях составляет для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю (статья 92 ТК РФ), в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю (статья 91 ТК РФ). Для студентов в возрасте от 15 до 16 лет продолжительность рабочего дня при прохождении практики в организациях составляет не более 24 часов в неделю (статья 91 ТК РФ).

Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Обучающиеся в период прохождения практики: выполняют индивидуальные задания, предусмотренные программами практики, соблюдают правила внутреннего трудового распорядка, требования охраны труда и пожарной безопасности.

Обучающиеся, не выполняющие программу (индивидуальное задание) практики по уважительной причине, направляются на практики повторно по индивидуальному графику. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительной причины или не прошедшие промежуточную аттестацию по практике, считаются имеющими академическую задолженность.

По окончании практики обучающийся составляет отчет и сдает его руководителю практики от кафедры управления персоналом.

По итогам практики проводится аттестация, включающая в себя представление письменного отчета практиканта, оценочного заключения (отзыва) организации, защиты отчета в виде устного сообщения.

По итогам защиты отчетов по практике с учетом оценки, выставленной руководителем практики от организации, руководителем практики от Университета выставляется итоговая оценка – дифференцированный зачет.

В помощь студентам, проходящим практику, кафедрой управления персоналом подготовлены методические материалы:

- рабочая программа и фонд оценочных средств учебной практики: практики по получению первичных профессиональных умений и навыков;

- рабочая программа и фонд оценочных средств производственной практики: практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;

- рабочая программа и фонд оценочных средств производственной практики: преддипломной практики.

Указанные методические материалы, а также настоящие методические рекомендации находятся на кафедре управления персоналом, в библиотеке и на сайте Университета.

Права и обязанности студента в период прохождения практики изложены в Дневнике практики (Приложение 2).

2.3. Рекомендации по оформлению дневника и отчета по практике

Рекомендации по оформлению дневника практики даны в Приложении 2

Рекомендации по составлению и оформлению отчета по практике. Отчет студента по практике - это описание всех видов работ, которые были выполнены им во время прохождения учебной или производственной практики. Отчет студента о прохождении практики является документом, на основании которого оценивается уровень умений и навыков, полученных им время прохождения практики.

Отчет о прохождении практики представляется в машинописном виде и содержит: титульный лист (Приложение 3), оглавление с обозначением номеров страниц каждого раздела (Приложение 4), введение, основную часть, заключение и приложения.

На титульном листе указываются фамилия, имя, отчество студента, курс, номер группы, срок прохождения практики, организация (подразделение), в которой была пройдена практика.

Тематические разделы отчета соответствуют разделам программы практики. К отчету подшиваются все остальные документы практики.

При подготовке отчета используется дневник практики, Устав и штатное расписание, нормативные материалы по делопроизводству и др.

Введение, в котором дается обоснование актуальности выбранной темы, анализ источников и использованной литературы, а также фактических материалов, полученных в процессе прохождения практики, формулируются цель и задачи, которые автор ставит и решает в ходе выполнения отчета.

Основная текстовая часть отчета по практике должна состоять из следующих обязательных разделов:

1. Краткая характеристика организации (предприятии), в которой студент проходил практику (указывается название организации, юридический статус, основные направления деятельности, организационная структура, порядок управления и руководства; кратко описывается история организации; отмечается принцип принятия управленческих решений – коллегиальный или единоначальный).

При этом особое внимание уделяется описанию служб (подразделений) управления персоналом, ответственных за организацию и управление кадровой работой.

2. Анализ системы управленческих процессов, используемой в данном предприятии, организации (порядок подготовки, оформления, согласования и визирования документов).

Студенты дают описание изученных организационных и нормативных документов, регламентирующих производственные и управленческие процессы в организации-базе практики. Раздел отчета составляется в виде описания состава управленческих документов и правил их оформления в следующей последовательности:

- Системы документации, создающиеся в организации (описывая системы документации, достаточно перечислить названия этих систем и указать наименование форма документов и структурные подразделения, в которых они создаются).

- Организационно-распорядительные документы.

- Информационно-справочные документы.

3. Работа с различными формами информации, анализ документов (сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений, поддержка функционирования системы внутреннего документооборота организации, ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций применяемые в организации, предприятии и др.). В разделе отмечаются выявленные достоинства и недостатки управленческих процессов и решений в организации, предлагаются меры по их совершенствованию. Данный раздел может содержать иллюстративный материал: схемы, таблицы, маршрутные технологические карты и др.

В заключении подводится итог изучения управленческих процессов в организации и формулируются выводы по проделанной работе.

Список источников и использованной литературы включает издания, используемые при написании отчета. Список источников формируется по отдельным группам изданий: законодательные акты, нормативно-правовые документы, государственные стандарты, сборники документов, монографии, учебники и т.д. Список исследований составляется в алфавитном порядке фамилий авторов.

В приложении к отчету в обязательном порядке должны быть включены:

- схема организационной структуры организации,

- список основных локальных документов организации (Устав, правила внутреннего распорядка, положение о подразделении, должностные инструкции и .т.п.),

- образцы 2-3 локальных организационно-распорядительных документов организации/подразделения.

В приложении к отчету могут быть помещены:

- локальная должностная инструкция специалиста по персоналу (специалиста по набору, специалиста по обучению и развитию, директора по персоналу, начальника отдела кадров и др.),

- бланки документов, употребляемых в учреждении,

- схема внутреннего документооборота организации,

- отчеты по результатам информационно-аналитической деятельности,

- копии распорядительных и информационно-справочных документов, номенклатуры дел организации,

- проекты документов, разработанные студентами, и др.

В зависимости от типа практики отчет может содержать и другие сведения, например, характеристику технологических процессов управления в целом и управления персоналом, в частности; комплекс аналитического и творческого материала, разработанного студентом в процессе практики, предложения по совершенствованию работы с персоналом в организации и т.п.

Основными источниками для выполнения отчета являются:

- программа практики;

- фонд оценочных средств практики;

- законодательные и инструктивные материалы по вопросам работы с персоналом;

- отчеты и планы деятельности организации-базы практики,

- документы, определяющие политику, стратегию и тактику учреждения: уставы, положения, программы и прочие документы;

- научная и специальная литература, периодическая печать.

Страницы отчета должны быть пронумерованы, на последней странице отчета составитель ставит свою подпись.

Отчет оформляется на листах бумаги формата А4, шрифт 14, интервал 1,5. Общий объем отчета без приложения - 20-24 страницы.

Отчет готовится в течение всей практики. Полностью оформленный отчет представляется на оценку руководителю практики от кафедры Университет.

Наши рекомендации