Сущность и классификация решений

ЛЕКЦИЯ. РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

План:

Сущность и классификация решений

Требования к качеству решений

Экономические обоснование решения

Технология и организация

Требования к качеству решений

Качество управленческого решения — это совокупность па­раметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя

(конкретных потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации.

Процесс принятия решения включает в себя следующие операции: подготовка к работе; выявление проблемы и формулирование целей; поиск информации; ее обработка; выявление возмож­ностей ресурсного обеспечения; ранжирование целей; формуларование заданий; оформление необходимых документов; реализа­ция заданий.

Применение системного подхода к процессу принятия управ­ленческого решения позволяет определить структуру проблемы систему ее решения, взаимосвязи компонентов системы и очеред­ность их совершенствования.

К параметрам качества управленческого решения относятся:

• показатель энтропии, т.е. количественной неопределенности проблемы. Если проблема формулируется только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближа­ется к нулю. Если все показатели проблемы выражены количе­ственно, показатель энтропии приближается к единице;

• степень риска вложения инвестиций;

• вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков;

• степень адекватности (или степень точности прогноза, ко­эффициент аппроксимации) теоретической модели фактическим данным, на основании которых она была разработана.

После предварительной регламентации параметров качества уп­равленческого решения и его эффективности (устанавливается предел, минимально допустимая эффективность, ради которой стоит приниматься за решение проблемы) анализируются факто­ры внешней среды, оказывающие влияние на качество и эффек­тивность решения. К основным условиям обеспечения высокого качества и эф­фективности управленческого решения относятся:

• применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;

• изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;

• обеспечение лица, принимающего решение, качественной ин­формацией, характеризующей параметры "выхода", "входа", "внеш­ней среды" и "процесса" системы разработки решения;

• применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;

• структуризация проблемы и построение дерева целей;

• обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов ре­шений; '^

• обеспечение многовариантности решений; л

• правовая обоснованность принимаемого решения;

• автоматизация процесса сбора и обработки информации, про­цесса разработки и реализации решений;

• разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;

• наличие механизма реализации решения.

Выполнить перечисленные условия повышения качества и эф­фективности управленческого решения довольно трудно, и это Дорого стоит. Речь о выполнении полного набора перечисленных условий может идти только для рациональных управленческих ре­шений по дорогим объектам (проектам). Вместе с тем конкурен­ция объективно вынуждает каждого инвестора повышать каче­ство и эффективность управленческого решения. Поэтому в на­стоящее время наблюдается тенденция увеличения количества Учитываемых условий повышения качества и эффективности ре­шений на основе автоматизации системы менеджмента.



ЛЕКЦИЯ. РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

План:

Сущность и классификация решений

Требования к качеству решений

Экономические обоснование решения

Технология и организация

Сущность и классификация решений

Управленческое решение — это результат анализа, прогнози- рования, оптимизации, экономического обоснования и выбора аль­тернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента

Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, уменьшения актуальности или решения проблемы, то есть приближение в будущем действительных параметров объек­та (явления) к желаемым, прогнозным

Для повышения качества решений рекомендуется осуществлять их анализ на основеклассификации по следующим признакам:

- стадия жизненного цикла товара (стратегический маркетинг'

НИОКР, ОТПП и др.),

-подсистема системы менеджмента (целевая, обеспечивающая

и т.д),

- сфера действия (технические, экономические и др.);

- ранг управления (верхний, средний, низший),

-масштабность (комплексные и частные решения);

- организация выработки (коллективные и личные решения!'

- продолжительность действия (стратегические, тактичес-д,р оперативные решения),

- объект воздействия (внешние и внутренние);

- методы формализации (текстовые, графические, матема­тические),

- формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, жевание, просьба),

- сложность (стандартные и нестандартные);

- способы передачи (вербальные, письменные, электронные).

Основными факторами, оказывающими влияние на качество управленческою решения, являются применение к системе ме­неджмента научных подходов и принципов, методов моделирова­ния, автоматизация управления, мотивация качественного реше­ния и др

Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность.

При принятии чисто интуитивного решения люди основыва­ются на собственном ощущении того, что их выбор правилен Несмотря на то, что интуиция обостря­ется вместе с приобретением опыта, продолжением которого как раз и является высокая должность, менеджер, ориентирующийся только на нее, становится заложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор не очень вы­соки

Решения, основанные на суждении, во многом сходны с инту­итивными, вероятно, потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается Но все же в их основе лежат знания и осмысленный, в отличие от предыдущего случая, опыт прошлого Однако здравый смысл у людей встречается редко, поэтому данный способ принятия решений тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной

Другая слабость в том, что суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде не имела места, и поэтому опыта ее решения просто нет Кроме того руководитель при гаком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, которые ему хорошо знакомы, в результате чего рискует упустить хороший результат в другой области, сознательно или бессозна­тельно отказываясь от вторжения в нее.

Уравновешенные решения принимают менеджеры, вниматель­но и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к при­нятию решения, они имеют сформулированную исходную идею

Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надежны­ми, принимаются "с наскока", "рывками"

Инертные решения становятся результатом осторожного по­иска В них наоборот контрольные и уточняющие действия преоб­ладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях труд­но обнаружить оригинальность, блеск, новаторство

Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипо­тез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей

Осторожные решения характеризуются тщательностью оцен­ки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу

Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью

Перечисленные виды решений принимаются, в основном, в про­цессе оперативного управления персоналом Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менедж­мента принимаютсярациональные решения, основанные на ме­тодах экономического анализа, обоснования и оптимизации. .

Требования к качеству решений

Качество управленческого решения — это совокупность па­раметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя

(конкретных потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации.

Процесс принятия решения включает в себя следующие операции: подготовка к работе; выявление проблемы и формулирование целей; поиск информации; ее обработка; выявление возмож­ностей ресурсного обеспечения; ранжирование целей; формуларование заданий; оформление необходимых документов; реализа­ция заданий.

Применение системного подхода к процессу принятия управ­ленческого решения позволяет определить структуру проблемы систему ее решения, взаимосвязи компонентов системы и очеред­ность их совершенствования.

К параметрам качества управленческого решения относятся:

• показатель энтропии, т.е. количественной неопределенности проблемы. Если проблема формулируется только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближа­ется к нулю. Если все показатели проблемы выражены количе­ственно, показатель энтропии приближается к единице;

• степень риска вложения инвестиций;

• вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков;

• степень адекватности (или степень точности прогноза, ко­эффициент аппроксимации) теоретической модели фактическим данным, на основании которых она была разработана.

После предварительной регламентации параметров качества уп­равленческого решения и его эффективности (устанавливается предел, минимально допустимая эффективность, ради которой стоит приниматься за решение проблемы) анализируются факто­ры внешней среды, оказывающие влияние на качество и эффек­тивность решения. К основным условиям обеспечения высокого качества и эф­фективности управленческого решения относятся:

• применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;

• изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;

• обеспечение лица, принимающего решение, качественной ин­формацией, характеризующей параметры "выхода", "входа", "внеш­ней среды" и "процесса" системы разработки решения;

• применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;

• структуризация проблемы и построение дерева целей;

• обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов ре­шений; '^

• обеспечение многовариантности решений; л

• правовая обоснованность принимаемого решения;

• автоматизация процесса сбора и обработки информации, про­цесса разработки и реализации решений;

• разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;

• наличие механизма реализации решения.

Выполнить перечисленные условия повышения качества и эф­фективности управленческого решения довольно трудно, и это Дорого стоит. Речь о выполнении полного набора перечисленных условий может идти только для рациональных управленческих ре­шений по дорогим объектам (проектам). Вместе с тем конкурен­ция объективно вынуждает каждого инвестора повышать каче­ство и эффективность управленческого решения. Поэтому в на­стоящее время наблюдается тенденция увеличения количества Учитываемых условий повышения качества и эффективности ре­шений на основе автоматизации системы менеджмента.



Наши рекомендации