Лекция 15. Макроэкономическое равновесие, его модели

1 Экономическое равновесие: его виды и сущность.

2 Совокупный спрос. Факторы, кривая совокупного спроса.

3 Совокупное предложение, его факторы. Особенности кривой совокупного предложения.

4 Базовая, классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия.

В самом общем виде экономическое равновесие – это соответствие между ресурсами и потребностями.

Достижению равновесия способствует ценовой механизм. В результате колебания цен происходит выравнивание спроса и предложения товаров: в точке их пересечения устанавливается равновесная цена. Равновесие через посредство ценового механизма может устанавливаться как для отдельных товаров, так и в масштабе народного хозяйства на основе согласования агрегированного спроса и агрегированного предложения, т.е. как на микро-, так и на макроуровне.

На макроуровне принято различать общее и частичное равновесие.

Частичное равновесие – это количественное соответствие (равенство) двух взаимосвязанных параметров или сторон экономики, например, частичное равновесие выступает в виде равновесия потребления и производства; покупательной способности и товарной массы, доходов и расходов государственного бюджета, спроса и предложения.

Общее равновесие означает соответствие (согласованное развитие) всех сфер экономической системы.

Условия общего равновесия в экономике.

1) Равновесие подразумевает соответствие общественных целей и экономических возможностей. Цели и приоритеты общественного развития меняются, изменяются и потребности в ресурсах, а, следовательно, происходят изменения в пропорциях, возникает необходимость в обеспечении нового равновесного состояния.

2) Экономическое равновесие предполагает такое состояние хозяйства, когда используются все экономические ресурсы страны. Должны сохраняться резервы мощностей и нормальный уровень занятости.

3) Равновесие означает, что общая структура производства приведена в соответствии со структурой потребления. Отсутствие на протяжении длительного времени ценовых пропорций между промышленностью и сельским хозяйством вело к систематическому его отставанию.

4) Условием общего равновесия в экономике служит рыночное равновесие спроса и предложения на всех основных рынках (рынке товаров и услуг, рынке рабочей силы, рынке денег, рынке капитала).

Теорию общего экономического равновесия разработал экономист и математик Леон Вальрас, утверждавший, что всякое рыночное хозяйство стремится к равновесию в виде тенденции. Основными инструментами реализации и достижения взаимосогласованных пропорций является обмен.

В анализе микро- и макроэкономики применяется метод равновесия. В данном случае речь идет не об индивидуальном предложении или спросе одного конкретного товара, а о совокупных агрегированном спросе и предложении в рамках национального рынка. Конкретные товары (галстуки, телевизоры, холодильники и т.д.) объединяются в совокупную массу товаров, выраженную не в штуках, тоннах или метрах, а в стоимостном измерении в виде совокупной цены.

Спрос выступает не как спрос отдельных покупателей или групп населения, а в виде совокупного платежеспособного спроса в масштабе национального хозяйства. Это, с одной стороны, совокупный спрос населения фирм и государства, исчисляемый обычно в масштабе года.

С другой стороны, это предложение годового национального продукта, рассчитанного применительно к сложившемуся уровню цен.

Итак, совокупный спрос – это спрос на общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен.

Совокупное предложение – это общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен.

Рынок товаров находится в состоянии равновесия, если при действующем уровне цен величина предполагаемого выпуска продукта равна совокупному спросу или планируемым совокупным расходам.

Существуют определенные показатели, по которым можно судить о состоянии равновесия:

1) индексы текущего состояния, потребительских ожиданий, потребительских настроений. Динамизм этих показателей отражает состояние потребления и совокупного спроса;

2) промышленный цикл и его фазы: кризис, депрессия, оживление, подъем, бум.

Совокупный спрос имеет две формы: натурально-вещественную и стоимостную.

Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает общественную потребность населения, фирм и государства в товарах и услугах.

Его структура может быть представлена:

1) определенными видами продуктов и услуг непроизводственного потребления, удовлетворяющими личные и другие непроизводственные потребности;

2) совокупностью всех средств производства и производственных услуг (научные исследования и разработки, направляемые на совершенствование технологий; обслуживающая производство информация; связь и т.д.).

Совокупный спрос в стоимостном выражении выражает сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами: населением, предприятиями и государством - и общим уровнем цен в экономике.

В структуре совокупного спроса можно выделить:

а) потребление (С) – это спрос на потребительские товары и услуги;

б) инвестиции (I), т.е. спрос на инвестиционные товары;

в) государственные закупки (G) – это спрос на товары и услуги со стороны государства;

г) чистый экспорт (X) – это разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.

Совокупный спрос равен общей сумме спросов на конечную продукцию.

Кривая совокупного спроса (aggregate demand (AD)) показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии (рисунок 31).

Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Наиболее простое выражение этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег (уравнение Фишера):

M·V = P·Q, M = Лекция 15. Макроэкономическое равновесие, его модели - student2.ru , V = Лекция 15. Макроэкономическое равновесие, его модели - student2.ru , P = Лекция 15. Макроэкономическое равновесие, его модели - student2.ru , AD = Лекция 15. Макроэкономическое равновесие, его модели - student2.ru

где P – уровень цен в экономике. В данном случае это индекс цен;

Q – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос;

M – количество денег в обращении;

V – это скорость обращения денег.

Следовательно, AD находится в прямой зависимости от денежной массы и скорости обращения денег, и в обратной от уровня цен.

Лекция 15. Макроэкономическое равновесие, его модели - student2.ru ур.

цен,

(%)

AD

р. ВНП

Рисунок 31 – График совокупного спроса

Совокупный спрос, находясь в обратной зависимости от цены, снижается под влиянием ряда факторов. К ним относятся следующие:

1) повышение уровня процентной ставки, т.е. цены использования ссуды. Рост уровня цен заставляет и потребителей и производителей брать деньги в долг. Это обстоятельство повышает процентную ставку, поэтому покупатели откладывают свои покупки, а предприниматели сокращают инвестиции. В результате совокупный спрос уменьшается. Это явление называется “эффект процентной ставки”;

2) “эффект кассовых остатков” или “эффект богатства”. Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью (облигации, срочные счета), что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению расходов;

3) “эффект импортных товаров” – рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт, что снижает совокупность спроса в экономике.

К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы населения: инвестиционные расходы фирм, государственные расходы, чистый экспорт, благосостояние потребителей, их ожидание, налоги, процентные ставки, субсидии и льготные кредиты инвесторам и т.д.

Влияние вышеперечисленных неценовых факторов можно свести к изменениям денежной массы и скорости обращения денег. Изменение неценовых факторов отражается сдвигом кривой AD. Например, увеличение предложения денег (или скорости их обращения) и соответствующий рост платежеспособного спроса в экономике отразится сдвигом кривой AD вправо вверх.

Снижение спроса на нефть на мировом рынке и соответствующее сокращение экспорта приведет к сокращению совокупного спроса, это отразится графически сдвигом AD влево и вниз.

Совокупное предложение - это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие используется как синоним ВНП или ВВП.

Кривая совокупного предложения AS показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок предпринимателями при разных значениях общего уровня цен в экономике. AS может быть приравнена к величине валового продукта, т.е. AS=ВНП=ВВП.

На способность экономики произвести тот или иной объем товаров и услуг влияет количество и качество применяемых факторов производства (труда, земли, капитала). Соответственно, AS = заработная плата + рента + проценты + прибыль.

Увеличение количества или повышение качества факторов производства приводит к росту производственных мощностей, а значит – к росту AS.

График совокупного предложения состоит из 3 частей (рисунок 32):

1) горизонтальной, когда производство растет при неизменном уровне цен;

2) восходящей, когда увеличивается объем национального продукта, и растут цены;

3) вертикальной, когда экономика достигает высшей точки своих производственных возможностей.

 
  Лекция 15. Макроэкономическое равновесие, его модели - student2.ru

ур. цен AS

(%) 3

1 2

р. ВНП

Рисунок 32 – График совокупного предложения

На совокупное предложение влияют не только ценовые, но и неценовые факторы:

1) цены на ресурсы (земельные, трудовые, капитальные). Их повышение увеличивает издержки производства, поэтому снижает совокупное предложение;

2) рост производительности труда увеличивает объем производства и тем самым увеличивает совокупное предложение;

3) правовое регулирование (налоги, субсидии). Если налоги вырастут, то издержки увеличатся, а совокупное предложение сократится.

Равновесие на товарном рынке наступает тогда, когда совокупный спрос равен совокупному предложению.

Модель взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения – исходная базовая модель для изучения макроэкономического равновесия. С ее помощью не только изучаются причины и последствия колебаний уровня цен, объемов выпуска продукции, но и описываются различные варианты экономической политики государства.

Соотношение совокупного спроса и совокупного предложения определяют уровни реального ВНП и цен, установившихся в данный период.

В реальной жизни равновесие часто переходит в неравновесие:

1) допустим, что совокупный спрос превышает совокупное предложение, т.е. AD > AS. Чтобы выйти на равновесие, возможны два варианта:

первый - не изменяя объема производства, повысить цены;

второй – расширить выпуск продукции.

2) допустим, что AD < AS.

Чтобы выйти на равновесие, возможны два варианта:

первый –сократить производство;

второй –оставить выпуск без изменения, но понизить цены.

Если AD>AS, то наблюдается при втором варианте рост цен национального продукта.

Если AD<AS, то при первом варианте – снижение национального продукта.

Анализ равновесия на макроуровне призван давать ответ на вопрос: насколько полно используются ресурсы, какому уровню занятости, загруженности производственного потенциала соответствует равновесный объем производства. Подход к решению этой проблемы различен в классической и кейнсианской школах. Отражаются эти отличия, в частности, в различной интерпретации кривой AS (Приложение Е).

Экономисты классической школы исходили из того, что рыночная система в долгосрочном периоде обеспечивает полное использование ресурсов в экономике. Причем возникающие иногда диспропорции разрешаются на основе автоматического саморегулирования рынка. Благодаря ему, в конечном счете, в экономике всегда достигается должный уровень производства при полной занятости.

Кривая AS в классической модели – вертикальна и фиксирована на уровне потенциального объема производства (рисунок 33). Изменение совокупного спроса не влияет на реальный объем производства и занятость, а имеет следствием только изменение цен.

 
  Лекция 15. Макроэкономическое равновесие, его модели - student2.ru

ур. AD2 AD1 AS

цен

P1 E1

P2 E2

р. ВНП

Рисунок 33 – Макроэкономическое равновесие в классической модели

Классические представления основаны на так называемом законе Сэя, согласно которому предложение товаров создает собственный спрос, а следовательно, между совокупными расходами и совокупным предложением всегда устанавливается равновесие и нет причин опасаться кризисов перепроизводства.

В классической модели цены являются подвижными и гибкими. Кейнсианская модель основана на том, что цены и заработная плата изменяются слабо, особенно в краткосрочном периоде. И действительно, уже в первые десятилетия ХХ века наличие монополий и профсоюзов, законодательства о минимальной заработной плате и другие факторы привели к тому, что цены и заработная плата перестали быть подвижными.

Кейнсианская концепция отвергла и то положение классической теории, согласно которому предложение создает собственный спрос. Кейнс утверждал, что существует обратно причинно-следственная связь - совокупный спрос создает предложение. Если совокупный спрос недостаточен, то объем производства не будет равен потенциальному спросу или полной занятости. При негибких ценах экономика долгое время может пребывать в состоянии депрессии с высоким уровнем безработицы.

Вывод из данной модели – государство должно способствовать выходу экономики из кризиса, проводя активную макроэкономическую политику, направленную на стимулирование спроса.

Кейнсианская концепция явилась теоретическим обоснованием нового подхода к роли государства в рыночной экономике. На смену классической идее о нейтральности государства в экономике пришла идея необходимости координирующего вмешательства государства в рыночную экономику для достижения «полной занятости без инфляции». Эта идея утвердилась в общественном создании и государственной экономической политике в послевоенный период.

Выдающийся английский экономист Джон Кейнс, совершивший переворот в неоклассическом направлении экономической теории был наречен “спасителем капитализма”.

Джон Кейнс создал новую парадигму (пример, образец), т.е. теорию и модель постановки проблем, ставших образцом решения макроэкономических задач. Ее исходный принцип состоял в следующем: в противовес классическому принципу невмешательства государства в экономику была признана ведущая роль государства в регулировании национального хозяйства.

Джон Кейнс в труде “Общая теория занятости процента и денег” поставил задачу исследовать причины спадов производства и безработицы. Эти причины он увидел в недостаточности покупательского спроса на предметы личного потребления и на средства производства. Такая недостаточность, по его мнению, обусловлена тем, что по мере роста доходов снижаются темпы увеличения спроса на полезные блага: у людей уменьшается “склонность к потреблению”, и усиливается “стремление к сбережениям”.

Динамика эффективного спроса упирается в основной психологический закон: люди склонны увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход.

Предельная склонность к потреблению выражает отношение между ростом дохода и соответствующим увеличением потребительских расходов. А предельная эффективность капитала – склонность предпринимателей к инвестиционным расходам в ожидании большей прибыли от них, чем от ссуд под проценты (побуждение к инвестированию). От совокупности потребительских и инвестиционных расходов зависит национальный доход, от которого в свою очередь зависит уровень занятости и спроса на рабочую силу. Но по мере роста величины ранее накопленного капитала инвестиционные расходы относительно понижаются ввиду развития тенденции к сбережению доходов.

На протяжении всей истории человечества склонность к сбережению постоянно проявляла тенденцию к значительно большему возрастанию, чем побуждение инвестировать. Слабость побуждения к инвестированию всегда была ключевой экономической проблемой.

“Парадокс бедности среди изобилия” Кейнс объясняет тем, что “в богатом обществе возникает проблема совмещения склонности богатых к сбережениям и занятости бедных”. Для мотивации предпринимателей требуется повышение ожидаемых от инвестиций прибылей над уровнем ставки процента, выражающей склонность к сбережениям.

Норма процента–это нижняя граница предельной эффективности инвестиций. Чем ниже процентная ставка, тем дальше отодвигается эта граница. Напротив, жесткость и рост нормы процента сдерживают процесс инвестирования.

Кейнс рассматривал процент, как автономный фактор, величина которого определяется взаимодействием спроса и предложения на кассовые остатки – денежную часть сбережений.

Процентв общей теории Кейнса – это чисто денежные явления, отражающие игры рыночных сил на денежном рынке. Увеличение денежного спроса по сравнению с предложением денег – это главная причина жесткости или нежелательного повышения процентной ставки.

Выделяя в структуре денежного спроса, наряду с трансакционным мотивом и мотивом предосторожности, спекулятивный мотив, непосредственно определяющий непредвиденные изменения в склонности к накоплению денег и влияющий на динамику процентной ставки.

Кейнс указал, что процент тем выше, чем выше усиливаемая неуверенностью и неопределенностью на денежном рынке склонность к удерживанию кассовых остатков – предпочтение ликвидности.

Преимущество ликвидности в том, что наличные деньги дают возможность выбирать удобный момент и наилучшую форму для вложений процента – это цена отказа от ликвидности, т.е. сумма, которую надо платить обладателю денег, чтобы заставить его отказаться от ликвидных средств. Излишки, законсервированные в форме наличных денежных средств, уменьшают текущий эффективный спрос, фирмы не используют накопленные фонды на текущие инвестиции.

Слабость эффективного спроса обрекает экономику на неполную занятость, но ставка процента зависит не только от психологического фактора предпочтения ликвидности, но и от другого фактора – это количество денег в обращении. При увеличении этого количества процентная ставка понижается. В этом случае, с одной стороны, возрастает предложение капитала в ликвидной форме, и инвестирование становится более доступным. С другой стороны, с уменьшением покупательной силы денег уменьшается стремление держателей ликвидных средств к их увеличению.

Любое изменение расходов, составляющих совокупный спрос, приводит в действие так называемый мультипликационный процесс, выражающийся в превышении прироста национального дохода над увеличением спроса.

Мультипликатор – это множитель. Он множит, усиливает спрос в результате воздействия инвестиций.

Мультипликатор–это коэффициент, выражающий соотношение между приростом дохода и вызывающим этот прирост увеличением объема инвестиций. Он показывает зависимость прироста национального дохода от прироста инвестиций.

Мультипликатор увеличивается в том случае, когда потребители склонны использовать прирост их доходов для наращивания потребления. Напротив, он уменьшается, если усиливается склонность потребителей к накапливанию сбережений.

Мультипликационный эффект Кейнс объясняет своеобразной цепной реакцией: первичные капитальные вложения в одну отрасль вызывают потребность в росте производства (соответственно доходов) во многих смежных отраслях (поставляющих строительные материалы, сырье, энергию, машины и проч.).

Говоря об эффекте мультипликации, Кейнс имел в виду прежде всего расходы из государственного бюджета, например, на организацию общественных работ.

 
 
∆Y = K ∙∆i

где ∆Y –прирост дохода;

∆i –прирост инвестиций;

K –мультипликатор.

Дж. Кейнс так охарактеризовал мультипликатор инвестиций: “когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в k раз превосходит прирост инвестиций”. Он утверждал, что расширение инвестиций ведет к увеличению занятости, а потому и “доходов общества” и тем самым – к повышению потребительского спроса.

Анализ склонности к потреблению, предельной эффективности капитала и нормы процента Кейнс считал тремя главными проблемами в экономической теории, которые необходимо было запомнить, чтобы осуществить “выбор тех переменных, которые могут находиться под сознательным контролем или управлением центральной власти в той реальной системе, в которой мы живем”.

Главные рекомендации Кейнса относительно экономической политики.

1) Денежно-кредитная политика, направленная на обеспечение большего количества денег в обращении в целях предельного понижения процентной ставки. Проведение такой политики требовало категорического отказа от золотого стандарта.

2) Политика увеличения прямых государственных инвестиций. “Пусть государство осуществляет широкие общественные работы”. Они создают дополнительный спрос и в соответствии с эффектом мультипликатора могут улучшать экономическую конъюнктуру.

3)Активная бюджетная (фискальная) политика – это перераспределение доходов в пользу классов с наименьшей склонностью к сбережению.

4) Возврат к протекционизму.

Вопросы для самоконтроля

1 В чем сущность макроэкономического равновесия? Назовите его виды.

2 Что представляет собой модель совокупного спроса? Какие эффекты объясняют траекторию кривой AD? Назовите основные компоненты совокупного спроса?

3 Что представляет собой модель совокупного предложения? Какие факторы смещают кривую AS?

4 Назовите основные положения классической теории макроэкономического равновесия? Сформулируйте закон Сэя.

5 В чем особенности кейнсианской теории макроэкономического равновесия? Охарактеризуйте основные инструменты кейнсианской модели макроэкономического равновесия: потребление, сбережения, инвестиции. Что такое мультипликатор?

Литература, рекомендуемая для изучения темы

1 Экономическая теория: учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003 . - Гл. 23.

2 Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина.- М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – Гл. 4.

3 Макконнелл, К. Р. Экономикс: принципы, проблемы, политика / К.Р. Макконелл, С.Л. Брю.– М.: ИНФРА – М, 2002. – Гл. 11.

4 Курс экономической теории: учебник / Под ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой.- Киров: АСА, 2009. - Гл. 18.

5 Экономическая теория: учебник / Под общ. ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2009. – Гл. 21.

6 Лихачев, М. Теория макроэкономического равновесия в контексте методологических проблем современной экономической науки / М. Лихачев // Вопросы экономики. – 2008. - №7. – С. 77-89.

Наши рекомендации