К у – средний коэффициент естественной убыли специалистов.
Годовой коэффициент естественной убыли специалистов и практиков– отношение их числа выбывших специалистов к общей потребности в специалистах на конец соответствующего года в %.
Средний коэффициент естественной убыли ( К):
К = Ку1+ Ку2+ Ку3+Ку4+Ку5+Ку6+Ку7
Дополнительная потребность в специалистах на частичную замену практиков:
Дз= Ч пр*Кз
Чпр – численность практиков на конец базового года,
Кз- коэффициент частичной замены практиков, принимаемый равным 3% в год.
Пути покрытия потребности в персонале- способы приобретения персонала у определенного источника покрытия кадровой потребности.
Активные:
1) организация набирает персонал в учебных заведениях при помощи заключения двустороннего соглашения с самим заведением и участниками обучения
2) организация представляет заявки по вакансиям в местные или межрегиональные службы занятости
3) использует услуги консультантов по персоналу и специализированных посреднических фирм по найму персонала
4) вербует новый персонал через своих сотрудников (из их семейного круга; в других организациях; в учебных заведениях)
5) заключает лизинговые соглашения с другими работодателями на определенных условиях предоставления кадровых ресурсов
Пассивные:
1) Организация сообщает о вакантных местах через рекламные объявления в СМИ и специализированных изданиях
2) ожидает претендентов после проведения рекламной кампании местного характера.
Требования к кадровому планированию:
Ø гибкость или эластичность планирования, способность приспособления к альтернативным ситуациям
Ø устранение пробелов в информации и неопределенности в исходной ситуации
Ø учет в планах вероятных факторов влияния на плановые показатели
Ø координации отдельных планов и их взаимозависимости
Ø выявление и учет наиболее слабых звеньев производства
Ø наличие, анализ и учет всесторонней информации о кадрах.
63. Подготовка и переподготовка кадров его формы на предприятии
Подготовка персонала– это формирование у работника знаний и навыков в определенной профессии, т.е. обучение лиц, ранее не имевших профессии. Начальную профессиональную подготовку кадров осуществляют профессиональные образовательные учреждения.
Подготовка новых рабочих осуществляется на предприятии по индивидуальной, групповой и курсовой формам обучения, включающих не только производственное обучение, но и изучение теоретического курса в объеме, обеспечивающем освоение профессиональных навыков начальной квалификации, необходимых в условиях механизированного и автоматизированного производства. Сроки такого обучения составляют 3 месяца в зависимости от сложности профессии и специальности. Заканчивается обучение сдачей квалификационного экзамена и присвоением рабочему определенного тарифного разряда.
При индивидуальной форме подготовки каждый обучающийся прикрепляется к высококвалифицированному рабочему, мастеру или другому специалисту либо включается в состав бригады, где его производственным обучением руководит бригадир или другой член бригады. Теоретический курс индивидуальной подготовки изучается обучающимся самостоятельно.
При групповой форме обучающиеся объединяются в учебные бригады и выполняют работу согласно учебной программе под руководством бригадиров-инструкторов. Численный состав учебных групп устанавливается в зависимости от сложности овладеваемой профессии и производственных условий.
Курсовая форма подготовки используется для обучения рабочих особо сложным профессиям, требующим значительного объема теоретических знаний различного вида работ, которыми невозможно овладеть не рабочем месте. Теоретическое обучение при этом производится в учебно-курсовых комбинатах, на постоянно действующих курсах, создаваемых отраслевыми министерствами, а также в вечерних отделениях ПТУ (по договорам за счет средств предприятия).
Сроки подготовки новых рабочих определяются нормативными документами и не подлежат сокращению, за исключением лиц, имеющих техническое образование. Теоретические занятия и производственное обучение проводится в пределах продолжительности рабочего дня.
Переподготовка персонала – это система мероприятий, обеспечивающих получение новых профессий или специальностей, т.е. обучение лиц, имеющих профессию с целью их переквалификации. Одной из разновидностей переподготовки является обучение вторым (смежным) профессиям лиц, имеющих профессию, с целью расширения их профессионального профиля.
Переподготовка касается не только высвобождаемых рабочих, но и рабочей силы при формировании ряда профессий широкого профиля. В этом случае переподготовка должна тесно увязываться с профессионально-квалификационным продвижением рабочих, а основная ее форма – это обучение смежным и вторым профессиям.