Качественные характеристики кадрового потенциала предприятия
По признаку участия в производственном или управленческом процессе, т.е. по характеру трудовых функций, а следовательно, занимаемой должности, персонал подразделяется на следующие категории:
- руководители, осуществляющие функции общего управления. Их условно подразделяют на три уровня: высший (организации в целом — директор, генеральный директор, управляющий и их заместители), средний (руководители основных структурных подразделений — отделов, управлений, цехов, а также главные специалисты), низовой (работающие с исполнителями — руководители бюро, секторов; мастера). К числу руководителей относятся лица, занимающие должности менеджеров, в том числе менеджера по персоналу;
- специалисты — лица, осуществляющие экономические, инженерно-технические, юридические и другие функции. К ним относятся экономисты, юристы, инженеры-технологи, инженеры-механики, бухгалтеры, диспетчеры, аудиторы, инженеры по подготовке кадров, инспектора по кадрам и др.;
- другие служащие (технические исполнители), осуществляющие подготовку и оформление документов, учет, контроль, хозяйственное обслуживание: агент по закупкам, кассир, секретарь-стенографистка, табельщики др.;
- рабочие, которые непосредственно создают материальные ценности или оказывают услуги производственного характера. Различают основных и вспомогательных рабочих.
В отдельную категорию входят работники социальной инфраструктуры, т.е. лица, занятые неосновной деятельностью (культурно-бытовым, жилищно-коммунальным обслуживанием персонала организации). К ним относятся работники ЖКО; лица, обслуживающие детские сады, базы отдыха и т.п., находящиеся на балансе организации.
В промышленности руководители, специалисты, другие служащие (технические исполнители), рабочие образуют промышленно-производственный персонал, а работники социальной инфраструктуры — непромышленный персонал.
Количественные характеристики кадрового потенциала предприятия:
списочная и явочная численность работников предприятия и (или) его внутренних подразделений, отдельных категорий и групп на определенную дату;
- среднесписочная численность работников предприятия и (или) его внутренних подразделений за определенный период;
- удельный вес работников отдельных подразделений (групп, категорий) в общей численности работников предприятия;
- темпы роста (прироста) численности работников предприятия за определенный период;
- средний разряд рабочих предприятия;
- удельный вес служащих, имеющих высшее или среднее специальное образование в общей численности служащих и (или) работников предприятия;
- средний стаж работы по специальности руководителей и специалистов предприятия;
- текучесть кадров;
- фондовооруженность труда работников и (или) рабочих на предприятии и др.
Совокупность перечисленных и ряда других показателей может дать представление о количественном, качественном и структурном состоянии персонала предприятия и тенденциях его изменения для целей управления персоналом, в том числе планирования, анализа и разработки мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов предприятия. Количественная характеристика трудовых ресурсов (персонала) предприятия в первую очередь измеряется такими показателями, как списочная явочная, и среднесписочная численность работников.
Списочная численность работников предприятия - это численность работников списочного состава на определенное число или дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников.
Явочная численность - это количество работников списочного состава, явившихся на работу.
41. Кадровая политика организации в условиях нововведений
Кадровая политика - система правил и норм в области работы с кадрами, которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы, приводящая человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы.
Стратегия развития предприятия, в основе которой лежит ориентация на нововведения, на систематическое обновление продукции, предъявляет свои требования к кадровой политике.
Основой инновационного развития предприятий является использование инновационной работы, которая представляет собой трудовую деятельность с высокой долей знаниевой, интеллектуальной, творческой компоненты и которая способна удовлетворять общественные потребности с большим полезным эффектом.
Субъектами инновационного труда являются работники, которые способны создавать новые знания и активно их использовать, ведь результатом такой работы являются новые идеи, образы, определяется, прежде всего, творческими способностями к определенному виду деятельности, активность человека, условиями реализации этих способностей в обществе. Такие кадры должны быть способны и склонными к инновациям.
42. Типы кадровой стратегии организации и их краткая характеристика:
Кадровая стратегия - определяет методы, при помощи которых организация может получить необходимый персонал.
Типы базовых стратегий:
1.Стратегия минимизации издержек - это направление деятельности приемлемо при производстве (реализации) товаров массового потребления, при котором от работников не требуется высокого уровня профессионализма, а основной упор делается на количество
2.Стратегия повышения качества: ориентация на разнообразный потребительский спрос и выпуск товаров со специфическим дизайном, уникальными качественными характеристиками, оказание услуг VIP-класса. Более высокие цены на такую продукцию (услуги) могут компенсировать значительные инвестиции в работников
3. Стратегия фокусирования - ориентация предприятия на определенные рыночные ниши, например, сбыт в разных географических зонах, выпуск продукции для конкретных групп покупателей. Выбор организацией данной стратегии практически не налагает значительных требований к работе с кадровым ресурсом
4. Инновационная стратегия деятельности предприятия - основе лежит ориентация предприятия на постоянные нововведения, систематическое обновление продукции (услуг)
Зависимость между стратегией развития бизнеса и кадровой стратегией позволяет выделить следующие типы стратегии развития организации:
§ предпринимательская стратегия
§ стратегия динамического роста
§ стратегия прибыльности
§ стратегия круговорота
§ комбинированная стратегия
1.Предпринимательская стратегия - построена скорее на осуществлении конкретных сделок, удовлетворении всех требований заказчика и оказывается успешной в основном на фоне недостаточно развитой конкуренции в данном секторе/ Ее цель - закрепиться на рынке:
2.Стратегия динамического роста
- используют молодые предприятия независимо от их сферы деятельности, которые стремятся в кратчайшие сроки занять лидирующие позиции
- либо предприятия, функционирующие в сфере новейших технологий (например, сфера информационных технологий)
- для них характерны постоянные и высокие темпы увеличения масштабов деятельности, нацеленность на формирование фундамента для будущей деятельности
- политика, бизнес-процессы и процедуры предприятия начинают фиксироваться с целью осуществления контроля и упорядочивания деятельности
3.Стратегия умеренного роста
- присуща организациям, уверенно занимающим свою позицию на рынке и функционирующим в традиционных сферах (например, в строительстве, автомобилестроении)
- имеет место продвижение вперед по большинству направлений, но более спокойными темпами – несколько процентов в год
- быстрый рост в данном случае уже не нужен и даже опасен, так как может спровоцировать кризис, который будет сложно преодолеть за счет возросшей инерции предприятия и гораздо важнее стабильное функционирование и сохранения существующего уровня прибыли
4. Стратегия круговорота (циклическая) применяется в периоды кризиса в экономической деятельности предприятия, когда необходима реструктуризация или «санация», сокращение нерентабельных направлений деятельности
Данная стратегия направлена на выживание организации, ее цель – стабилизировать ситуацию в краткосрочном периоде, а в долгосрочном – перейти к стадии роста
5.Комбинированная (селективная стратегия) - включает в себя набор элементов предыдущих стратегий развития предприятия
- бизнес-организация ориентирована на несколько бизнесов, которые могут, работая на разных рынках, иметь общую инфраструктуру
- в ее рамках разные направления деятельности и структурные подразделения функционируют как отдельные предприятия, которые развиваются разными темпами - одни - быстрыми, другие - умеренными, третьи проходят стадию стабилизации, четвертые – сворачиваются или сокращают свою деятельность
Главная задача данной стратегии - повышение экономической эффективности деятельности организации в целом.
43. Служба управления человеческими ресурсами организаций, ее цели, задачи и функции
Цели:
- повышение конкурентоспособности предприятия
- повышение эффективности производства и труда, в частности достижение максимальной прибыли
- обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива
Задачи:
- обеспечение потребности предприятия в рабочей силе в необходимых объемах и требуемой квалификации
- достижение обоснованного соотношения между организационно-технической структурой производственного потенциала и структурой трудового потенциала
- полное и эффективное использование потенциала работника и производственного коллектива в целом
- обеспечение потребности предприятия в рабочей силе в необходимых объемах и требуемой квалификации
- достижение обоснованного соотношения между организационно-технической структурой производственного потенциала и структурой трудового потенциала
- полное и эффективное использование потенциала работника и производственного коллектива в целом
- согласование производственной и социальных задач (балансирование интересов предприятия и интересов работников, экономической и социальной эффективности);
- повышение эффективности управления персоналом;
- достижение целей управления при сокращении издержек на рабочую силу.
Функции:
Управление человеческими ресурсами представляет собой конкретную функцию управления.
44. Эффективная система управления карьерой и ее подсистемы
Современным методом управления деловой карьерой является «системная карьера», к основным идеям которой относятся:
• обучение работников кадровых служб эффективным «карьерным технологиям»,
• объединение в единое целое различных составных частей карьеры,
• использование системного подхода и средств, не являющихся случайными факторами,
• создание организационного фундамента для планирования карьеры.
Для создания эффективной системы управления деловой карьерой сотрудника в организации должны быть созданы три взаимосвязанные подсистемы внутри организации:
• подсистема исполнителей — содержит сведения о способностях, интересах, мотивах сотрудников;
• подсистема работ — содержит информацию о всевозможных заданиях, проектах, индивидуальных ролях, исполнение которых необходимо для организации;
• подсистема информационного обеспечения управления — объединяет сведения об исполнителях, работах и принятой практике перемещения сотрудников, назначения их на определенные виды работ и должностей.
Наличие этих трех подсистем дает возможность создать внутрикорпоративный рынок труда, проводить открытые конкурсы на подбор исполнителей под определенные виды работ и предоставлять сотрудникам открытую информацию о возможных траекториях их движения в организации. Создание подобной системы дает возможность реализовать маркетинговый подход к персоналу, в рамках которого появляется возможность совместить интересы сотрудников, ориентацию на реализацию своих интересов и потребностей с интересами организации, включающие в себя и цели товарного и финансового маркетинга.
45. Методы определения потребности в персонале и виды кадровой потребности
Методы определения потребности в персонале:
-регрессионный анализ,
-корреляционный анализ,
-метод экспертных оценок : простая, расширенная, однокритериальная и многокритериальная
-метод прямого счета,
-метод сравнений и др.
Различают следующие виды кадровой потребности:
Общая потребность - вся численность пе6рсонала необходимая для выполнения запланированного объема работ
П пл=Ч пл*Н, где
Чпл – общая численность персонала на конец планового года.,Н – коэффициент насыщенности специалистами.
Н =(Пбаз/Чбаз)*100,
Где,Пбаз- общее количество должностей подлежащих замещению специалистами на конец базового года.
Ч баз- общая численность работающих в базовом году.
Дополнительная потребностьэто количество персонала необходимое дополнительно в планируемом периоде к имеющейся численности базового года, обусловленное текущими нуждами предприятия. Она характеризуется двумя группами показателей : количественными ( величина доп. потребности ) и качественными (поло-возрастная структура, образовательная структура и т.п.).
Д = Дпр+Ду+Дт,
где Д пр – дополнительна потребность на прирост должностей, подлежащих замещению в связи с расширением производства,
Ду - дополнительная потребность на замещение естественной убыли,
Дт - дополнительная замена на частичную замену практиков ( недипломированные специалисты)
Д пр = П пл –П баз
П пл – общая потребность на конец планового периода,
П баз – общая потребность на конец базового периода.
Д у = П баз*К у
К у – средний коэффициент естественной убыли специалистов.
Годовой коэффициент естественной убыли специалистов и практиков – отношение их числа выбывших специалистов к общей потребности в специалистах на конец соответствующего года в %.
Средний коэффициент естественной убыли ( К):
К = Ку1+ Ку2+ Ку3+Ку4+Ку5+Ку6+Ку7
Дополнительная потребность в специалистах на частичную замену практиков:
Дз= Ч пр*Кз
Чпр – численность практиков на конец базового года,
Кз- коэффициент частичной замены практиков, принимаемый равным 3% в год.
46. Оценка эффективности труда персонала
Оценка трудовых ресурсов – это внутренняя аттестация работников на самом предприятии.
Работники могут быть разделены на:
Ø работники решающие поставленные перед ними задачи и достигающие запланированных результатов
Ø работники , которые выполняют большую часть своих обязанностей добросовестно, но оставшуюся часть по разным причинам выполнить не могут
Ø работники , которые не могут выполнить большую часть работы качественно, а выполняют лишь меньшую часть
Ø работники, в которых сейчас организация не нуждается и зарплата, которых является убытком для организации.
Оценка содержания работы на каждом рабочем месте, осуществляется совместно с линейными руководителями и включает:
Ø наблюдение за рабочим с целью анализа качества его работы и причин его снижающих
Ø собеседование с работником по этой же причине
Ø заполнение работником и руководителем вопросника по данной проблеме
Объединив результаты, можно создать классификатор рабочего места, выявив функции рабочего места и описание работ. , что позволит определить:
Ø бесполезные работы от полезных , для сокращения штата
Ø исключить ненужное дублирование работ
Ø максимально расширить рабочие функции , задачи решаемые одним работником, избегая узкой специализации
47. Методы и инструменты оценки персонала
Методы определения потребности в персонале:
Ø регрессионный анализ,
Ø корреляционный анализ,
Ø метод экспертных оценок : простая, расширенная, однокритериальная и многокритериальная
Ø метод прямого счета,
Ø метод сравнений и др.
Различают следующие виды кадровой потребности:
Ø Общая потребность - вся численность пе6рсонала необходимая для выполнения запланированного объема работ
П пл=Ч пл*Н, где
Ø Чпл – общая численность персонала на конец планового года.,Н – коэффициент насыщенности специалистами.
Ø
Н =(Пбаз/Чбаз)*100,
Ø Где,Пбаз- общее количество должностей подлежащих замещению специалистами на конец базового года.
Ø Ч баз- общая численность работающих в базовом году
Дополнительная потребность - это количество персонала необходимое дополнительно в планируемом периоде к имеющейся численности базового года, обусловленное текущими нуждами предприятия. Она характеризуется двумя группами показателей : количественными ( величина доп. потребности ) и качественными (поло-возрастная структура, образовательная структура и т.п.).
Д = Дпр+Ду+Дт,
где Д пр – дополнительна потребность на прирост должностей, подлежащих замещению в связи с расширением производства,
Ду - дополнительная потребность на замещение естественной убыли,
Дт - дополнительная замена на частичную замену практиков ( недипломированные специалисты)
Д пр = П пл –П баз
П пл – общая потребность на конец планового периода,
П баз – общая потребность на конец базового периода.
Д у = П баз*К у
К у – средний коэффициент естественной убыли специалистов.
Годовой коэффициент естественной убыли специалистов и практиков – отношение их числа выбывших специалистов к общей потребности в специалистах на конец соответствующего года в %.
Средний коэффициент естественной убыли ( К):
К = Ку1+ Ку2+ Ку3+Ку4+Ку5+Ку6+Ку7
Дополнительная потребность в специалистах на частичную замену практиков:
Дз= Ч пр*Кз
Чпр – численность практиков на конец базового года,
Кз- коэффициент частичной замены практиков, принимаемый равным 3% в год.