Величина эластичности спроса.

Эластичность можно измерить с помощью коэффициентаэластичности:

Величина эластичности спроса. - student2.ru

Данная формула позволяет количественно определить все три варианта ценовой эластичности спроса. В случае, эластичного спроса, когда прирост количества больше сокращения цены, величина коэффициента превышает единицу (ED > 1).

При неэластичном спросе ED < 1. В случае, когда процентное изменение цены равно изменению количества, устанавливается равенство ED = 1.

Эластичность спроса по цене, как правило, бывает для предметов роскоши (драгоценностей) и для достаточно дорогих предметов потребления (автомобилей).

Неэластичен спрос на товары первой необходимости.

Давая графическую интерпретацию эластичности (рис.1), заметим, что чем больше коэффициент эластичности, тем положе кривая спроса.

Величина эластичности спроса. - student2.ru

Рис. 1. Графическая интерпретация спроса с различной эластичностью

Существует также абсолютно эластичный и неэластичный спрос (рис. 2).

В случае абсолютно эластичного спроса – это горизонтальная кривая спроса (рис. 2а). Потребители платят одинаковую цену независимо от величины спроса (например, на жизненно важные медикаменты).

В случае абсолютно неэластичного спроса они покупают одно и то же количество товара при любом уровне цен. Изменение цены не вызывает никакого изменения спроса (Е = 0), а кривая выражена вертикальной прямой ( рис. 2б).

Величина эластичности спроса. - student2.ru

Рис. 2. Экстремальные случаи эластичности спроса:

а) абсолютно эластичный; б) абсолютно неэластичный

ПОКАЗАТЕЛЬ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Эластичность спроса -это реакция спроса на изменение цены товара (ценовая эластичность спроса Ed), изменение цен на дополняющие или заменяющие товары (перекрестная эластичность Eab) , доходов потребителей (эластичность спроса по доходу Er). Ценовая эластичность спроса:

изменение величины спроса (%) Qd(%)

Ed = ———————————————— = ———

изменение уровня цены (%) P(%)

Возможно пять случаев.1. Если Ed>1, спрос эластичен, т.е. активно реагирует на изменение цены. Чем проще потребителю отказаться от приобретения товара, тем выше эластичность спроса на него (покупка деликатесов). 2. Если Ed=, спрос абсолютно эластичен. Потребители готовы покупать этот товар только по данной цене (рынок совершенной конкуренции). 3. Если цена и величина спроса изменяются одинаковым темпом, единичность эластична. 4. Если 0<Ed<1, спрос неэластичен (товары первой необходимости). 5.Если Ed = 0, спрос абсолютно неэластичен, т.е. как бы продавец ни менял цену, объем спроса будет постоянным (для товара невозможно найти заменитель).

Знания об эластичности спроса по цене нужны и продавцу, и покупателю, чтобы правильно вести себя на рынке. Продавец должен знать, что снижение цены на товар эластичного спроса увеличит его выручку, на товар неэластичного спроса приведет к её снижению. Повышение цены в условиях неэластичного спроса увеличит выручку. Продавцы всегда стремятся перевести эластичный спрос в неэластичный. Потребителю знания об эластичности спроса позволяют разумно истратить доходы. Ему полезно знать: вряд ли снизятся цены на товары первой необходимости; чем выше эластичность, тем больше у товара заменителей, тем больше у него выбор; с течением времени спрос на товар становится более эластичным, а это всегда выгодно.

Участникам рынка полезно знать, как чувствителен спрос на определенный товар к изменению цен других товаров, имеющихся на рынке. Поможет в этом коэффициент перекрёстной эластичности спроса:

процентное изменение объёма спроса товара A

Eab = ___________________________________

процентное изменение цены товара B

1.Если Eab=0, товары А и В независимы (рост цен на шампунь вряд ли скажется на цене макарон). 2.Если Eab>0, подорожание товара В ведет к росту спроса на товар А, т.е. товары взаимозаменяемы (чай и кофе, мед и сахар). 3.Если Eab<0, товары взаимно дополняют друг друга, т. е. комплементарны (компьютер и принтер, оправа и стекла для очков).

Эластичность спроса по доходу измеряется так:

изменение величины спроса на товар (%)

Er = ——————————————————

изменение доходов потребителей (%)

В большинстве случаев эта величина положительна, поскольку рост доходов увеличивает платежеспособный спрос населения. Товар, для которого Er>0, называется нормальным благом. Товар, для которого Er <0, называется низшим благом (товары низкого качества, суррогаты, от применения которых человек отказывается, как только его доходы возрастают). Для предметов роскоши Er >1, спрос на них эластичен по доходу; для товаров первой необходимости Er <1, спрос по доходу неэластичен. Если Er =0, изменение доходов не влечет за собой изменения спроса.

Коэффициент эластичности спроса по доходу может использоваться для прогнозирования развития различных отраслей экономики.

21. Предложение, закон предложения. Факторы, влияющие на изменение предложения. Метод сравнительной статики в определении эластичности предложения.

Предложение – это совокупность товаров, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него. Продажа осуществляется в форме предложения, а купля – в форме реализации спроса. Это тот объем произведенной продукции, который производители готовы продать потребителям по определенным ценам. Иначе говоря, предложение – это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены.

Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара при высокой цене, чем при низкой. Для продавца цена – побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать свой товар на рынке. Для потребителя цены – сдерживающий фактор, так как высокая цена вынуждает покупать меньшее количество товара.

Наши рекомендации