Основополагающие аксиомы теории БЖД.

Инструкции по ОТ.

5 разделов:

1. общие требования безопасности.

2. требования безопасности перед началом работы.

3. требования безоп. во время работы

4. требования безоп. в аварийных ситуациях.

5. требования безоп. по окончанию работы.

В инструкциях не должны применяться слова подчеркивающие особое значение отдельных требований (категорически, строго, безусловно, особенно). Все требования инструкции должны иметь одинаковые требования.

Пересматривать раз в 5 лет, а для работников связанных с опасн. – не реже 1 раза в 3 года.

Досрочный пересмотр инструкций: -при изменении условий труда, -при внедрении новой техники.

Организация ОТ на предприятии. Служба ОТ в организации.

Современное производство сложно. Требует комплексного подхода к охране труда.

Задачи решаемые на предприятии:

1. обеспечение безопасности зданий и сооружений.

2. обеспечение безоп. оборудования.

3. обеспечен. безоп. производственных процессов.

4. нормализация санитарно-гигиенических условий труда.

5. обучение работающих безопасности труда.

6. обеспечение оптимальных условий труда и отдыха.

Служба охраны труда в организации.

Ст . 217 труд.кодекса у каждого работодателя осуществл. производственную деятельность, численность работников превышает 50 человек создаются службы охр. труда (СОТ)

СОТ- является самостоятельным структурным подразделением и подчиняться должна непосредственно работодателю.

Основные задачи СОТ : -организация работы по обеспечению выполнения работниками требований ОТ, -контроль за соблюдением законов работниками, -информирование работников организации по вопросам ОТ.

Основные функции СОТ: -учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, проф. заболеваний, -организация расследования несчастных случаев на производстве, -проведение вводного инструктажа.

Основополагающие аксиомы теории БЖД.

Аксиома 1. Материальный мир потенциально опасен.

Аксиома 2. Опасности существуют, если потоки вещества, энергии или информации от источника опасности превышают их предельно допустимые значения для объекта защиты, подверженного воздействию этого источника. Аксиома 3. Реализация опасностей возможна, если источник опасностей и объект защиты по координатам пребывания совпадают в пространстве и во времени.

Аксиома 4. Опасности источника оказывают негативное воздействие одновременно на все объекты защиты, находящиеся в зоне их действия,

Аксиома 5. Действие опасностей сопровождается ущербом для объекта защиты.

Аксиома 6. Защита объекта от опасностей технически достижима за счет снижения потоков от их источника, уменьшения времени взаимодействия источника и объекта, увеличения расстояния между ними и применения защитных мер.

Аксиома 7. Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них - необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности человека

18. С созданием техносферы (в развитых странах мира в техносфере проживает > 75% населения) человечество стало нести значительные, принудительные людские потери от внешних причин.

Бжд как наука появляется в конце 20 века.

Основная цель науки о БЖД - защита человека в техносфере от негативных воздействий (опасностей) антропогенного, техногенного и естественного происхождения v достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Предметом исследований в науке о БЖД являются опасности и их совокупности (поле опасностей), действующие в системах «объект защиты - источник опасности» средства и системы защиты от опасности, а объектом зашиты от опасностей - человек.

19. Аксиома 1. Материальный мир потенциально опасен.

Аксиома 2. Опасности существуют, если потоки вещества, энергии или информации от источника опасности превышают их предельно допустимые значения для объекта защиты, подверженного воздействию этого источника. Аксиома 3. Реализация опасностей возможна, если источник опасностей и объект защиты по координатам пребывания совпадают в пространстве и во времени.

Аксиома 4. Опасности источника оказывают негативное воздействие одновременно на все объекты защиты, находящиеся в зоне их действия,

Аксиома 5. Действие опасностей сопровождается ущербом для объекта защиты.

Аксиома 6. Защита объекта от опасностей технически достижима за счет снижения потоков от их источника, уменьшения времени взаимодействия источника и объекта, увеличения расстояния между ними и применения защитных мер.

Аксиома 7. Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них - необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности человека

20. I этап. Идентификация источников опасностей. действующих в изучаемом жизненном пространстве. Этот этап включает прежде всего выявление и описание всех потоков вещества, энергии и информации от отдельных источников и их совокупности в конкретном жизненном пространстве техносферы (рабочее место, территория города, жилая зона, салон транспортного средства и т.п.).

• I

Рабочее место - участок помещения, на котором в течение рабочей смены или части ее осуществляется трудовая деятельность. Рабочим местом может являться несколько участков производственного помещения, Если эти участки расположены по всему помещению, то рабочим местом считается вся площадь помещения.

Постоянное рабочее место - место, на котором работающий находится большую часть
своего рабочего времени (более 50% или более 2 ч непрерывно). -

Непостоянное рабочее место - место, на котором работающий находится меньшую часть (менее 50% или менее 2 ч непрерывно) своего рабочего времени.

Рабочая зона - пространство, ограниченное по высоте 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или непостоянного (временного) пребывания работающих.

При идентификации должны учитываться все виды источников опасности (естественные, техногенные и антропогенные) как при индивидуальном проявлении, так и во взаимосвязи. При этом необходимо учитывать опыт создания подобных жизненных зон и
достигнутый уровень травмоопасности и вредности в них.

По результатам идентификации опасностей в конкретном жизненном пространстве в случае, когда опасности существуют, формируются требования к источникам по устранению этих опасностей. При этом органами экспертизы и специалистами по

оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и как следствие - продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания;

— допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания;

— опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воз-действие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды;

— чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени
могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в
природной среде.

21. Область знаний «Экология техносферы» включает, как минимум, основы техносферостроения и регионоведения, социологию и организацию жизнедеятельности в техносфере, сервис, безопасность жизнедеятельности человека в техносфере и защиту природной среды от негативного влияния техносферы. Структура областей показана на схеме:

экология

Экология биосферы Экология техносферы

Учение о биосфере Техносферостроение

Геоэкология Регионоведение

Экология почв Социология

Гидроэкология Сервис

Экология атмосферы Безопасность жизнедеятельности

Природопользование Защита биосферы

Заповедное дело Другие

Другие

22. Основные этапы научно-практической деятельности по созданию жизненного пространства, отвечающего требованиям БЖД.

1 Идентификация источников опасностей

2 Определение опасных зон жизненного пространства

3 Совершенствование источников опасностей по требованиям экспертизы состояния жизненного пространства техносферы

4 Применение средств и мер защиты

(правило: Экобиозащитную технику на промышленных и иных объектах техносферы необходимо вводить в эксплуатацию до или одновременно с началом реализации технологических процессов)

5 Мониторинг опасностей и состояния зон пребывания человека

23. Высокие темпы роста численности населения на Земле и его урбанизация

Рост потребления

Технический прогресс

24. Естественные опасности возникают при изменение абиотических факторов биосферы и при стихийных природных явлениях. Наиболее важным абиотическим фактором является температура воздуха и излучение солнца. Реальные температурные условия пребывания человека в атмосферном воздухе меняется в больших пределах от -30 и ниже и до +40 и выше

Естественные опасности возникают при изменении абиотических факторов биосферы и при стихийных природных явлениях. К первым откосятся:

• климатические (температура, влажность воздуха, скорость ветра, атмосферное давление, газовый состав воздуха, осадки атмосферы, прозрачность атмосферы, излучение Солнца и

- факторы водной среды (температура воды, ее состав, кислотность и др.)

• почвенные факторы (состав, кислотность, температура и др.)

• топографические факторы (высота над уровнем моря, крутизна склона и др.)________

Стихийные природные явления лежат в основе возникновения природных чрезвычайных ситуаций, которые часто сопровождаются стихийными бедствиями - это

• землетрясения, • наводнения,

• вулканические извержения, * лавины,

• селевые потоки, • грозовые разряды

• оползни, • идр.

При землетрясениях в окружающем пространстве наблюдается сейсмический удар, происходит деформация горных пород, возможно извержение вулканов, нагон воды (цунами), смещение горных пород, снежных масс, ледников и т.д.

При извержении вулканов чаще всего наблюдается: деформация и сотрясение земной поверхности, выброс и выпадении продуктов извержения, движение лавы, грязевых, каменных потоков гравитационное смещение горных пород. В атмосферу выбрасывается большое количество паров и газов, приводящих к химическому загрязнению атмосферы. Раскаленная лава приводит к тепловому загрязнению ОС с потенциальной опасностью образования крупномасштабных пожаров. Нередко в кратерах в период покоя образуются озера, тогда в период извержения водогрязевые потоки представляют опасность даже большую, чем потоки лавы (из-за больших скоростей перемещения потоков по склонам),

Сели - это внезапно возникающие в руслах горных рек временный лоток, характеризующийся резким подъемом уровня воды и высоким содержанием продуктов разрушения горных пород. Возникновению грязевого потока в основном способствуют 3 условия:

- интенсивный ливень или очень дружное снеготаяние

- значительная крутизна склонов речных долин и балок, то есть большие уклоны водных потоков

- наличие на склонах больших масс легко смываемого рыхлого мелкообломочного фунта Оползень - скользящее под влиянием силы тяжести вниз по склону смещение горных пород.

Оползни возникают на каком-нибудь участке склона или откоса из-за нарушения равновесия пород,

вызванного разными причинами:

- увеличением крутизны склона в результате подмыва водой

- ослаблением прочности пород при выветривании или переувлажнении осадками и подземными водами

- воздействием сейсмических толчков

- хозяйственной деятельностью, проводимой без учета геологических условий местности

Селевые потоки и оползни способны вызывать крупные завалы и обрушения автомобильных и ж/д дорог, разрушение зданий и сооружений, населенных пунктов, затопление территорий, поражение и гибель людей, Оползни обычно возникают неожиданно и приносят большие бедствия, накрывая населенные пункты или их части плотным, высоким слоем обломочных пород, глиной и песком, что крайне затрудняет проведение спасательных работ.

Наводнения - затопление значительных территорий, возникающее в результате разлива рек во время половодья и паводков, ливневых дождей, ледяных заторов рек, обильного таяния снегов и других природных причин. При наводнении разрушаются здания и сооружения, происходи размыв дорог, повреждаются гидротехнические и дорожные сооружения.

Грозовые разряды. На земном шаре ежегодно регистрируются более 16 млн. гроз, причем ежесекундно в атмосфере происходит около 100 грозовых разрядов. Атмосферные электрические разряды могут происходить как между отдельными облаками, так и между грозовыми облаками и поверхностью земли. Протяженность грозовых каналов нередко достигает нескольких километров, а сила тока в них составляет несколько сотен тысяч ампер, Такие грозовые каналы представляют значительную опасность для промышленных, гражданских и военных объектов, поскольку могут стать причиной пожаров, механических повреждений оборудования, нарушений на линиях связи и энергоснабжения и взрывов технологического оборудования

25. Т.о-следует предупреждать мероприятиями, направленными на совершенствования техники.

Техногенные опасности по воздействию бывают: физ хим и биологич

1. хозяйственная деятельность человека на получение разнообразной продукции и энергии

2. объективный рост сложности производства, обусловленный внедрением новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, опасных для жизни человека

3. утрата надежности поизводственным оборудованием

4. опасные природные процессы и явления, способные вызвать аварии и катастрофы

Для России в силу её особенностей,связанных со структурными изменениями в экономике, источниками техногенной опасности выступают

5. остановка ряда производств, нарушение хозяйственных связей, разрыв технологических цепочек

6. прогрессирующих уровень износа основанных производных средств по ряду отраслей достигавшая 80% и более

7. накопление отходов производства и энергетики в тч и радиоактивных, являещихся источником распространения вредных в-вв окружающей среде

8. снижение требовательности и эффективности работы надзорных органов и гос инспеции

9. отсутствие и недостаточностный уровень предупредительных мероприятий

26. 1 . хозяйственная деятельность человека на получение разнообразной продукции и энергии

2. объективный рост сложности производства, обусловленный внедрением новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, опасных для жизни человека

3. утрата надежности поизводственным оборудованием

4. опасные природные процессы и явления, способные вызвать аварии и катастрофы

Для России в силу её особенностей,связанных со структурными изменениями в экономике, источниками техногенной опасности выступают

5. остановка ряда производств, нарушение хозяйственных связей, разрыв технологических цепочек

6. прогрессирующих уровень износа основанных производных средств по ряду отраслей достигавшая 80% и более

7. накопление отходов производства и энергетики в тч и радиоактивных, являещихся источником распространения вредных в-вв окружающей среде

8. снижение требовательности и эффективности работы надзорных органов и гос инспеции

9. отсутствие и недостаточностный уровень предупредительных мероприятий

27. Должны устроняться мероприятиями , направленными на человека.

На всех этапах деятельности человека возможны ошибочные действия человека

Получение инфо

Прием инфо

Оценка инфо

Принятие решения

Привидение принятого реш в исполнение

Реализация инфо

Ошибка определяется как невыполнение пост задачи, кот может явиться причиной тяжелых последствий-травм, гибели людей, повреждения оборудования.

28. Психические процессы составляют основу психической деятельности я являются динамическим отражением действительности. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы.(к познав относят восприятие внимание мышление память)

Структура психической деятельности

1.Психические процессы

А. познавательные

Б. эмоциональные

В. волевые

2 Психические сво-ва

А. характер

Б. темперамент

3. Психические состояния

А. Умеренное напряжение

Б. Стресс

В. Дистресс

29. Стресс - неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

Развитие стресса:

Первая стадия – стадия мобилизации адаптационных возможностей человека, т.е стадия реакции на стрессор.

Вторая стадия – стадия «резистентности»- сбалансированное расхождение адаптационных резервов.

Третья стадия - дистресс (запредельные формы психического состояния). Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.

30. Интеллектуальное напряжение

Сенсорное напряжение

Монотония

Политония

Физическое напряжение

Эмоциональное напряжение

Напряжение ожидания

Мотивационное напряжение

Утомление

31. Интенсивность ошибок в основном зависит от:

1. состояния окружающей среды

2. действующих на человека нагрузок

В большинстве свое ошибки являются результатом изменения самочувствия работающего, что сказывается на его надежности.В основе ошибочных действий лежат очень высокие нагрузки.

Основные причины приводящие к травме:

1. усталость

2. употребление дурманов

3. изменение погоды

4. болезнь

5. Низкий Ур-нь подготовки

6. несоответствие индивидульных кач-в

7. недостатки в воспитании

8. нетреботевальность к соблюдению правил

9. недостаточная четкость и полнота инструкций

10. плохие отношения

11. стресс

12. другие заботы

13. плохие условия труда

14. условия после пережитой травмы. Псих борьер

32. выделяют следующие формы деятельности:

1. физический труд

2. умственный труд

Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат человека и функциональные системы организма человека, обеспечивающие его деятельность.

«+» -развитие мышечной системы

- стимуляция обменных процессов

«-» -социальная неэффективность из-за низкой производительности

- потребность в длительном отдыхе.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации. при этом задействован в основном сенсорный аппарат, внимание, память, а также активизируются процессы мышления. Для умственного труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности, снижается реактивность организма, повышается эмоциональное напряжение.

Выделяют 6 форм труда:

1. формы труда, требующие значительной мышечной активности: имеет место при отсутствии механизированных средств для выполнения работ, характеризутся повышенными энергозатратами

2. механизированные формы труда: характерно уменьшение объемом мышечной работы, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, обеспечивающие большую скорость и точность движений, однако «-» однообразие простых действий, монотонность, быстрое утомление

3. формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством: задача человека ограничивается выполнением простых операций по обслуживанию механизмов, характерна монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала

4. групповые формы труда – конвейер: характеризуется дробление технологического процесса на отдельны операции, с заданным ритмом и строгой последовательностью выполнения, чем меньше времени затрачивается работником на операцию тем выше монотонность труда

5. формы труда, связанные с дистанционным управлением: 2 формы управления производственным процессом 1)требующая частых активных действий человека 2)действия оператора носят эпизодический характер, основная задача – контроль показаний приборов и готовность вмешаться

6. формы интеллектуального (умственного) труда: характеризуется необходимость переработки большого объема разнородной информации, требует модилизации памяти, внимания, отличается высокой частотой стрессовых операций.

33. Энергия необходима для жизни деятельности чел, образуется за счет окислит.-востанов. реакц. распада жиров, белков и углеродов.

Распад энергии : -работа 40-60%, -теплота.

Совокупность хим реакций в чел организме называется обменом вещ-в

Суммарный энерг обмен в-в: -основной обмен + -обмен при различ. видах деятельности.

Основной обмен характер величиной энерг затрат состояний полного мышечного покоя в стандартных условиях. Стандарт.услов. –это комфорт темпер окр.среды, спустя 12-18 часов после переваривания пищи, в положении лежа.

Изменение позы, интенсивность мышечной деятельности и др факторов, приводит к доп затратам труда.

Пример: В положении сидя за счет работы мышц туловища повыш расход энергии.

На здоровье и работоспособность влияет показатель – масса.

ИМГ= m ,кг / h^2, м^2 Недост масса до 18,5, Норма от 18,5 до 24,9 , Св.24,9 избыточная масса.

34. У.т.-это совокупность факторов трудового процесса и рабочей среды.

Сущ-ет 4 группы факторов трудовой деятельности:

1. физические факторы, включающие микроклиматические параметры и запыленность воздушной среды, э-м поля, Эл ток, все виды электромагнитных излучений, виброакустические характеристики рабочего место и качество освещения

2. хим факторы, включающие в себя вредные ве-ва, в том числе некоторые в-ва биологической природы

3. биологические факторы, куда отнесены патогенные микроорганизмы

4. психофизические факторы

Сущ 3 класса условий труда

1. опимальные условия труда

2. допустимые

3. вредные уловия труда

35. Различают 3 класса

Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опроно-двигательный аппарат и функциональные системы организма, обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, характером рабочей позы, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузки, режим работы.

Утомление – состояние, сопровождающееся чувством усталости, вызванное интенсивной или длительной деятельностью, выражавшееся в ухудшении количественных и качественных показателей работы и прекращается после отдыха. Утомление может быть мышечным (физическое) и умственным (психическое).

37. Работоспособность – основной показатель трудовой деятельности, способность производить сформированные, целенаправленные действия, характеризующиеся количеством и качеством работы за определенное время. Работоспособность обуславливается двумя основными факторами – внешними и внутренними. Внешние – информационная структура сигналов (количество и форма предъявления информации), характеристика рабочей среды(удобство рабочего места, освещенность, температура и т.п. ). Внутренние – уровень подготовки, тренированность, эмоциональная устойчивость.

Изменение работоспособности в течение рабочей смены имеет несколько фаз:

- фаза мобилизации или предрабочее состояние; субъективно выражается в обдумывании предстоящей работы, вызывает определенные предрабочие сдвиги в нервно-мышечной системе, соответствующие характеру предстоящей нагрузки

- фаза врабатывания или нарастающей работоспособности: в этот период совершается переход от состояния покоя к рабочему, уровень работоспособности постепенно повышается по сравнению с исходным, в зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека(возраст, опыт, тренированность, отношение к работе) этот период длится от нескольких минут до 1,5 ч, а при умственном труде до 2…2,5 ч

- фаза высокой устойчивости работоспособности, для нее характерно сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью или даже некоторым снижением напряженности физиологических функций, продолжительность этой фазы может составлять 2…2,5 ч и более в зависимости от тяжести и напряженности труда

- фаза снижения работоспособности (период утомления) характеризуется уменьшением функциональных возможностей основных работающих органов человека и сопровождается чувством усталости. Снижается продуктивность работы, замедляется скорость реакций, появляются ошибочные и несвоевременные действия, физиологическая усталость.

После обеденного перерыва динамика работоспособности повторяется. При этом фаза врабатываемости протекает быстрее, а фаза устойчивой работоспособности по уровню ниже и менее длительна чем до обеда. Во второй половине смены снижение работоспособности наступает раньше и развивается быстрее в связи с утомлением. Утомление – состояние, сопровождающееся чувством усталости, вызванное интенсивной и для тельной деятельностью, выражающееся в ухудшении количественных и качественных показателей работы и прекращающееся после отдыха. Здесь выделяют фазы:

- период возрастания продуктивности за счет эмоционально-волевого напряжения

- период прогрессивного снижения работоспособности и эмоционально-волевого напряжения

- период восстановления, необходим организму для восстановления работоспособности, его продолжительность определяется тяжестью проделанной работы, величиной сдвигов в нервно-мышечной системе.

38. Пути повышения:

1. Совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения. Обучение придает законченность и устойчивость всем формам двигательной активности, является важным средством предупреждения утомления.

С психофизиологической точки зрения производственное обучение представляет собой процесс приспособления и соответствующего изменения физиологических функций организма человека для наиболее эффективного выполнения конкретной работы.

2. Установление рационального режима труда и отдыха.

3. Техническое совершенствование производственного процесса.

4. Производственная гимнастика и комплекс мер по психофизиологической разгрузке, в том числе функциональная музыка.

в основе производственной гимнастики лежит феномен активного отдыха (И.М.Сеченов) – «утомленные мышцы быстрее восстанавливают свою работоспособность не при полном покое, а при работе других мышечных групп». Однако при тяжелом труде или работе в условиях повышенной температуры воздуха более целесообразен пассивный отдых в хорошо проветриваемом помещении.

В основе благоприятного действия музыки лежит вызываемый ею положительный эмоциональный настрой, необходимый для любого вида работ. Производственная музыка способствует снижению утомления, улучшению настроения и здоровья работающих, повышает работоспособность и производительность труда.

5. Кабинеты релаксации или комнаты психологической разгрузки, представляют собой специально оборудованные помещения, в которых в отведенное для этого время в течение смены проводят сеансы для снятия усталости и нервно-психического напряжения. Одним из элементов психологической разгрузки является аутогенная тренировка, основанная на комплексе взаимосвязанных приемов психической саморегуляции и несложных физических упражнений со словесным самовнушением.

Динамика работоспособности:

в течение дня: 6-15 повышение, 10-12 – максимум, падает постепенно, 15-22 повышение, максимум 18, уменьшение до 22, 22-6 падает, минимум 3 часа, затем все повторяется.

в течение недели: врабатываемость приходится на1 день, наивысшая работоспособность приходится на 2, 3 и 4 день работы, в последующие дни недели она понижается, падая до минимума в последний день работы в связи с утомлением организма.

39. Жизнедеятельность человека сопровождается непрерывным тепловыделение в окружающую среду. Нормальное самочувствие имеет место, когда тепловыделение Qтв человека воспринимается окружающей средой Qто, т.е. имеет место тепловой баланс Qтв=Qто. Если Qтв>Qто происходит рост температуры внутренних органов, еслиQтв<Qто происходит охлаждение организма.

Различают три принципиально разных элементарных способа распространения тепла:

- теплопроводность

- конвекция qкон=α(Т-Твозд)

- тепловое излучение qизл=σ0ε(Тчел4 Токр пред4 )

В реальных условиях теплота передается комбинированным способом.

Теплообмен между человеком и окружающей средой осуществляется:

- Конвекцией Qк в результате омывания тела воздухом

- излучением на окружающие поверхности Qл

- теплопроводностью от более нагретых участков к менее нагретым Qт

- в процессе тепломассообмена Qтм при испарении влаги, выводимой на поверхность кожи потовыми железами Qп и при дыхании Qд (Qтм=Qп+Qд).

Нормальное самочувствие человека реализуется при соблюдении равенства: Qтв=Qк+Qт+Qл+Qтм.

Основную долю в процесс отвода тепла от организма человека (порядка 90%) вносят излучение, конвекция и испарение.

40. К основным параметрам микроклимата относят:

1) температура воздуха

2) относительная влажность воздуха f,%

3) скорость движения воздуха

4) атмосферное давление р, мм.рт.ст.

Существенное влияние на метеорологические условия оказывает также интенсивность теплового излучения (Е) нагретых поверхностей, температура которых превышает температуру воздуха в производственном помещении.

Температура окруж.воздуха.

Влияние темпер. окруж. воздуха на человеч. организм в первую очередь связано с сужением или расширением кровеносных сосудов кожи. Под действием низких температур сосуды сужаются и замедляется приток крови к поверхности тела, при высоких температурах сосуды расширяются, приток крови увеличивается. При темп больше 25 работоспособность человека снижается.

Влажность воздуха.

Повышенная влажность воздуха затрудняет теплообмен между человеком и средой из-зи уменьшения испарения влаги с поверхности кожи. Недостаточная влажность тоже оказывает неблагоприятное воздействие из-за интенсивного испарения влаги с поверхности кожи, со слизистых оболочек дыхательных путей, их пересыхания. Поэтому при длительном пребывании в закрытых помещениях рекомендуется влажность 30-70%.

Скорость движения воздуха.

Движение воздуха улучшает теплообмен между человеком и окр. средой, но излишняя скорость движения повышает опасность простудных заболеваний.

Атмосферное давление.

Атм.давление оказывает существенное влияние на процесс дыхания и самочувствие человека. Без кислорода человек может прожить всего несколько минут.

Пониженное атмосферное давление на высоте 2-3 км насыщение крови кислородом снижается до такой степени, что вызывает усиление деятельности сердца и легких. Но даже длительное пребывание человека в этих условиях не сказывается существенно на его здоровье.

Повышенное атмосферное давление. В ряде случаев, например при производстве работ под водой, в водонасыщенных грунтах работающие находятся в условиях повышенного давления. Избыточное давление воздуха приводит к повышению парциального давления кислорода в альвеолярном воздухе, уменьшению объема легких и увеличению силы дыхательной мускулатуры, необходимой для вдоха-выдоха.

41. В естественных условиях на поверхности Земли параметры микроклимата изменяются в существенных пределах. Вместе с изменением параметров микроклимата меняется и самочувствие человека. Условия, нарушающие тепловой баланс, вызывают в организме человека реакции, способствующие его восстановлению. Процессы регулирования тепловыделений для поддержания постоянной температуры тела человека называются терморегуляцией. Она позволяет сохранить темп. тела постоянной.

Терморегуляция осуществляется в основном 3 способами:

- биохимическим путем

- путем изменения интенсивности кровообращения

- путем изменения интенсивности потовыделения.

Терморегуляция биохимическим путем, называемая химической, заключается в изменении теплопродукции в организме за счет регулирования скорости окислительных реакций. Изменение интенсивности кровообращения и потовыделения изменяет отдачу теплоты в среду и поэтому называется физической терморегуляцией.

Терморегуляция организма осуществляется всеми способами одновременно.

42. Нормативные параметры производственного микроклимата установлены ГОСТ 12.1.005 -88, а так же СанПиН 2.2.4.548 – 96.

Эти документы регламентируют параметры микроклимата на рабочих местах всех видов производственных помещений :температуру, относит. влажность, скорость движ. воздуха, температуру поверхностей, интенсивность теплового облучения.

Для оценки характера одежды и акклиматизации организма в разное время года введено понятие период года. Различают теплый (темпер. наружн. возд. =+10 и выше) и холодный период (ниже +10) года.

Все виды работ делятся на 3 категории: легкие, средней тяжести и тяжелые.

К легким работам относятся работы выполняемые сидя или стоя, не требующие систематического физического напряжения.

К работам средней тяжести относят работы связанные с постоянной ходьбой, перемещение мелких изделий или предметов в положении стоя или сидя, а так же работы связанные с ходьбой, перемещением тяжелой массы до 10 кг.

К тяжелым работам относят работы, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и переноской значительных тяжестей ( более 10 кг).

Оптимальные микроклиматические условия – это такое сочетание параметров микроклимата, которое при длительном или систематическом воздействии на человека обеспечивает ощущение теплового комфорта и создает предпосылки для высокой работоспособности.

В случае, если по техническим требованиям, техническим и экономическми обоснованным причинам невозможно обеспечить оптим нормы, то устанавливаются допустимые показатели микроклимата. Они достигаются обычными системами вентиляции и отопления.

43. 1) температура воздуха

В приборах для измерения температуры измеряются свойства тел, однозначно связанные с температурой. Приборы:

- жидкостные термометры, принцип действия основан на св-ве тел изменять свой объем с изменением температуры. С их помощью измеряется температура в широких пределах -200…+750. В качестве термометрической жидкости в этих термометрах используют: ртуть (-35..+750), спирт (-80…+70), пентан (-200..+20), керосин (-20..+300). Наиболее распространены ртутные термометры.

Для измерения t воздуха в качестве основного термометра принят психрометрический – это ртутный термометр, пространство над ртутью в капилляре этого термометра заполнено азотом. Также используют термометры сопротивления. В них используется зависимость сопротивления металлов или полупроводников от температуры. Наиболее широко используются термометры из чистых металлов (платина, медь). Используют термоэлектрические пирометры – осн. элемент термопара. Для непрерывной регистр<

Наши рекомендации