Тест на определение личностной предрасположенности к конфликтному поведению К. Томаса.

(Источник: Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. /Под ред. А.Ф. Кудряшова. – «Петраком», Петрозаводск, 1992).

Инструкция.

Для описания типов поведения людей в конфликтной ситуации К. Томас использует двухмерную модель регулирования конфликтов. Основополагающими измерениями в данной модели являются кооперация, связанная со вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

1). Соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

2). Приспособление, означающее противоположность соперничеству, принесение в жертву своих собственных интересов ради другого;

3). Компромисс;

4). Избежание, для которого характерно как отсутствие стремления у кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

5). Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К. Томас считает, что при избежании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

В представленном ниже опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

ОПРОСНИК

№ п/п Суждения
1. А.Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. Б.Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
2. А.Я стараюсь найти компромиссное решение. Б.Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
3. А.Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б.Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
4. А.Я стараюсь найти компромиссное решение. Б.Иногда я жертвую своими интересами ради интересов другого человека.
5. А.Улаживая спорную ситуацию, я всегда стараюсь найти поддержку у другого человека. Б.Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. А.Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. Б.Я стараюсь добиться своего.
7. А.Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем его решить окончательно. Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А.Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б.Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9. А.Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А.Я твердо стремлюсь добиться своего. Б.Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А.Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Б.Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. А.Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б.Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне на встречу.
13. А.Я предлагаю среднюю позицию. Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А.Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. А.Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. А.Я стараюсь не задеть чувств другого. Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А.Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б.Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А.Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне на встречу.
19. А.Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Б.Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем его решить окончательно.
20. А.Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. Б. Я стараюсь найти лучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. А.Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека. Б. Я отстаиваю свои желания.
23. А.Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. А.Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти на встречу его желаниям. Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А.Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. Б.Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. А.Я предлагаю среднюю позицию. Б.Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27. А.Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б.Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. А.Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Улаживая спорную ситуацию, я всегда стараюсь найти поддержку у другого человека.
29. А.Я предлагаю среднюю позицию. Б.Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30. А.Я стараюсь не задеть чувств другого. Б.Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.




Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

КЛЮЧ

№ п/п Соперничество Сотрудничество Компромисс Избежание Приспособление
1.       А Б
2.   Б А    
3. А       Б
4.     А   Б
5.   А   Б  
6. Б     А  
7.     Б А  
8. А Б      
9. Б     А  
10. А   Б    
11.   А     Б
12.     Б А  
13. Б   А    
14. Б А      
15.       Б А
16. Б       А
17. А     Б  
18.     Б   А
19.   А   Б  
20.   А Б    
21.   Б     А
22. Б   А    
23.   А   Б  
24.     Б   А
25. А       Б
26.   Б А    
27.       А Б
28. А Б      
29.     А Б  
30.   Б     А

Тест можно использовать в групповом варианте, как в сочетании с другими тестами, так и отдельно. Затраты времени – не более 15 – 20 мин.

Приложение 7. Методики управления переговорным процессом.

(Источник: Психология менеджмента / под ред. Проф. Г.С. Никифорова. 2-е изд. – Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2002 – С. 162 – 163.)

1. Форма подготовки и предъявления предложений на переговорах

Интересы на переговорах (почему?) Проблемы на переговорах (что?) Предложения (как?) Результат сорванных прегово- ров Альтернативы
Начальное Второе Последую-щие (1-е, 2-е, 3-е и т.д.) Сигналь-ное (отступ- ление) Макси- мальной уступки (финал)
             

Верхний ряд цифр в таблице – последовательность предъявления предложений на переговорах, нижний – порядок заполнения.

2. Ключевые вопросы при подготовке к переговорам

Ключевые вопросы и их содержание для участников переговоров
Ключевой вопрос Содержание Моя сторона Оппонент Другие
Зона интересов сторон: а) личные б) деловые Кто причастен к теме переговоров? Содержание интересов: а) возможный спектр; б) глубинные интересы      
    Мои интересы Возможные варианты Интересы другой стороны
Варианты работы с интересами Обеспечить выбор вариантов для удовлетворения интересов: найти способы наибольшей совместной выгоды      
    За Против  
Альтернативы Найти несколько вариантов альтернатив. Выбрать наилучшую альтернативу. Определить способы улучшения наиболее сильной альтернативы. Определить альтернативы, открытые другой стороне. Оценить лучшие альтернативы другой стороны.      
Способы легитимизации предложений Применение стандартов. Использование понятия «справедливость». Предложение привлекательного варианта для объяснения принятого решения.      
Коммуникация Поставить под сомнение свои предложения. Изменить форму подачи, обеспечить понимание.      
Взаимоотно- шения Отделять отношения от сути вопросов. Строить хорошие рабочие взаимоотношения.      
Соглашения (обязательства) Определить вопросы для включения в соглашение. Спланировать шаги на пути к соглашению: предварительная договоренность, учет интересов по каждому вопросу.      

Приложение 8. Методики определения управленческого потенциала и качеств руководителей.

Наши рекомендации