Международная конкуренция и особенности ее проявления в современных условиях
Интернационализация хозяйственной жизни расширяет базу конкуренции. Наряду с монополиями-гигантами в рыночную борьбу вступают средние, мелкие и даже мельчайшие фирмы. К соперничеству стран с традиционно развитым экспортом присоединяются новые (в основном из числа "новых индустриальных стран").
Основными формами проявления конкуренции являются:
1) неценовая конкуренция;
2) ценовая конкуренция.
Сегодня ценовая конкуренция в значительной степени ограничена. Переносу конкурентной борьбы в область неценовых факторов способствует и появление большого числа технически сложных изделий, что ведет к практически повсеместной смене понятия цены как таковой в цену потребления, отражающую всю сумму расходов покупателя, необходимую для полноценного потребления товара на протяжении всего срока его службы.
Пример о различиях между ценой приобретения и ценой потребления (автомобили, принтеры)
Чем шире спектр потребительских требований и выше их уровень, тем жестче требования к экспортерам, к их конкурентоспособности. Ведь конкурентоспособный товар, как правило, может производить только конкурентоспособная фирма, а для такой фирмы нужны определенные условия, характеризуемые как конкурентоспособность ее страны. Так, международная организация "Европейский форум по проблемам управления" (Женева) регулярно проводит исследования по оценке конкурентоспособности западных стран.
Для определения конкурентоспособности страны используется около 340 показателей и более 100 оценок экспертов-экономистов. Данные анализа группируются в 10 факторов:
Тема 2. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Минеральные ресурсы
Земельные, водные и лесные ресурсы
Природные ресурсы - это земельные, водные, лесные, биологические (растительный и животный мир), минеральные (полезные ископаемые), климатические ресурсы. Природные ресурсы делятся на восстанавливаемые (лес восстанавливается, если природное воспроизводство потреблению, вырубке леса) и невосстанавливаемые. Невосстанавливаемые делятся на возвратные (железо) и безвозвратные (нефть) ресурсы.
Минеральные ресурсы
Минеральные ресурсы - это такие полезные ископаемые, как уголь, нефть, природный газ, металлические и неметаллические руды.
Полезные ископаемые классифицируются:
1) прогнозные - наличие в недрах Земли прогнозируется наукой;
2) разведанные - территориально зафиксированы границы залегания;
3) достоверные - извлекаемые при современном уровне техники.
В различных странах сложились различия между имеющимися минеральными ресурсами и объемами их потребления (табл. 2).
Таблица 2
Имеющиеся минеральные ресурсы и их потребление в отдельных странах
Показатель / страна | США | Россия | Западная Европа Канада и Япония | Развивающиеся страны |
% населения мира в стране | 4,5 | 2,5 | ||
% минеральных ресурсов планеты залегает в стране | ||||
%потребления мировых минеральных ресурсов |
Земельные, водные и лесные ресурсы
Лесные ресурсы
Россия занимает первое место в мире по запасам древесины (23% мировых запасов). Ежегодный прирост древесины в доступных местах составляет 1,8 млрд. м3 . Объем вырубки ежегодно составляет 3,4 млрд. м3. Таким образом, объем вырубки превысил природное воспроизводство древесины в доступных местах. Это грозит переходом леса в доступных местах из разряда восстанавливаемых ресурсов в разряд невосстанавливаемых природных ресурсов.
Во второй половине XX века наметилось абсолютное увеличение совокупного объема международной торговли природными ресурсами и сокращение его удельного веса во всей международной торговле.
Таблица 3
Удельный вес топлива и сырья в международной торговле, %
Виды продукта | 1985 г. | 2005 г. |
Минеральное сырье и топливо В том числе: Руды и минералы Топливо | 21,9 3,7 18,2 | 11,2 3,1 8,1 |
Тема 3. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ (ТРУДОВЫЕ ) РЕСУРСЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Динамика и структура населения мира
Трудовые ресурсы мира: количественные и качественные аспекты