Классификация предприятий по различным признакам.
Классификация предприятий по различным признакам.
Предпр-ие – это самостоят. хозяйствующ. субъект, созданный предпринимат. или объединением предпринимат. для произв-ва продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения обществ. потребностей и получения прибыли. Группировка носит усл. характер, т.к одно и то же пр-тие относится к различным группам. Пр-тия различаются: 1. по сфере деят-т: а).материального; б). нематериального произв-ва. 2. по отраслевой принадлежности: а).промыш-сти; б).с/х. 3. по эконом. назначению: а).произв-во ср-в произв-ва;б).произв-во предметов потребления. 4. по хар-ру воздействия на предметы труда: а).добывающие (угольные, газодобыча);б).перерабатывающие (обрабатывающие - станкостроение, машиностроение).5. по типу произв-ва: а).единичного (харак-ся широким ассортиментом продукции и малым объемом выпуска изделий - судостроение, прокатный стан, др. уникальное оборудование); б).серийного (изготовление ограничен. ассортимента продукции - пищевые, химич., компрессорные пр-тия); в).массового произв-ва (изготовление отд. видов продукции в больших кол-вах - обувные фабрики, моторные заводы).6. по кол-ву видов производимой продукции: а).специализированные - выпускающие огранич. число товаров;б).многопрофильные - производящие разные товары- комбинаты.7. по уровню специализации: а).узкоспециализированные (спец-ция м/б предметная - тракторный завод; подетальная – произв-во подшипников; технолог.- произв-во кислот в хим. пром-ти);б).многопрофильные – металлургич., химич., целлюлозно-бумажные комбинаты. 8. в завис-сти от размеров (размер пр-тия опред-ся числен. занятых на нем работников):а).крупные (от 1000 чел.);б).средние (100-1000 чел);в).мелкие ( до 100 чел);г).пр-тия-монополии.В странах с рыночной эк-кой доля крупных пр-тий невелика 20-25%, но их доля в ВНП 70-80%.Крупные пр-тия имеют ряд «+»:1.больше преимуществ для разделения труда, что обеспечивает кач-во и произв-сть труда;2.Имеют возм-ть покупать ресурсы в больших объемах, что обеспечивает опт. скидки на товары;3.Круп. пр-тия имеют возм-сть вкладывать ср-ва в НИОКР, что снижает издержки произв-ва, повышает кач-во, а следовательно и прибыль. «+» малого бизнеса закл-ся в гибкости, высокой адаптивной способности к изменениям на рынке, он оперативнее реагирует на изменение потребит. спроса, облегчает отраслевой перелив раб. силы и капитала. Многочислен.малых фирм создает возможности для шир. развития конкуренции. Выживают те пр-тия, которые действуют эффективно. Малые пр-тия создают здоровую конкуренцию на рынке товаров и услуг, что в целом благоприятно влияет на эконом. и соц.обстановку в стране.1.по степени механизации–автоматизированные;комплексной механизации;частично-механизированные;машиноручные и ручные произв-ва (художеств. промыслы).2.по степени прерывности-с прерывным режимом работы;с непрерывным режимом (сталелитейное произв-во).
Содержание процедур банкротства предприятий.
На любой стадии производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должник и конкурсный кредитор могут заключить мировое соглашение. Но условия, содержащиеся в этом соглашении не должны ущемлять права кредиторов, не участвующих в соглашении, то есть условия для не участвующих в соглашении кредиторов не могут быть хуже, чем для подписавших этот документ. Поэтому закон допускает включение в мировое соглашение условий об отсрочке и рассрочке платежей, скидке с долгов, сложение недоимок платежей в бюджет и внебюджетные фонды, о возврате излишне уплаченных сумм в порядке и на условиях, предусмотренных законом.
Эта процедура проходит под контролем арбитражного суда. После подписания мирового соглашения сторонами оно вместе с другими документами передается на рассмотрение и утверждение арбитражного суда и после этого вступает в силу. Не позднее двух недель после подписания мирового соглашения должны быть покрыты не менее 35% долгов кредиторам. Дальнейший прядок погашения долгов утверждается сторонами.
Мировое соглашение может быть расторгнуто в случае невыполнения обязательств его сторонами, продолжающемся ухудшении финансового положения предприятия, совершении им действий, которые наносят ущерб кредиторам, их законным правам и интересам. Расторжение мирового соглашения влечет за собой возобновление производства по делу.
Законодательство допускает, помимо обычной, осуществление внесудебной процедуры банкротства, сущность ее состоит в договоренности между должником и кредиторами о том, что должник либо продолжает свою леятельность, либо добровольно ликвидируется под контролем кредиторов. Эта договоренность также может касаться отсрочки и (или) рассрочки погашения долгов либо сложения долгов для того, чтобы создать юридическому лицу условия для продолжения его деятельности.
В этих случаях руководитель юридического лица совместно с кркдиторами проводят экономический анализ и в случае обнаружения невозможности платить по обязательствам и восстановить его деятельность подписывают соглашение о добровольной ликвидации. С этого момента предприятие считается находящимся в ликвидации со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Процесс ликвидации происходит по общему правилу, но под контролем кредиторов, а не арбитражного суда. Этот процесс включает в себя опубликование извещения, назначение арбитражного управляющего, созыв собрания кредиторов. Ликвидация признается завершенной с того момента, когда после утверждения собранием кредиторов ликвидационного баланса и отчета об использовании оставшихся после ликвидации средств, а также вынесения решения о ликвидации юридическое лицо исключается из единого государственного реестра юридических лиц.
Любой кредитор, а также собственник предприятия в случае несогласия с такой процедурой ликвидации вправе обратиться в арбитражный суд, и тогда будет возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) в общем порядке.
Это правило применяется ко всем юридическим лицам, но законодательство предусматривает специфические особенности ликвидации по основанию несостоятельности некоторых юридидических лиц. Имеются в виду правила ликвидации полного товарищества
(ст.81 ГК), товарищества на вере (ст.86 ГК), общества с ограниченной и дополнительной ответственностью (ст.92 ГК), акционерного общества
Виды износа основных фондов
Различают физический и моральный износ основных фондов. Под физическим износом понимается утрата средствами труда своих первоначальных производственно-технических качеств в процессе их использования. Различают полный физический износ, который приводит к ликвидации или замене основных фондов новыми, и частичный, который возмещается путем ремонта. Кроме того, физический износ может возникать вследствие эксплуатаций основного средства и в результате естественных неблагоприятных воздействий. Уровень физического износа основных фондов зависит от первоначального качества, степени их эксплуатации, уровня агрессивности среды, в которой функционируют основные фонды, уровня квалификации обслуживающего персонала, своевременности проведения ремонтов и др. Наряду с физическим износом основные фонды претерпевают моральный износ (обесценивание). Он проявляется в том, что происходит снижение эффективности использования основных средств в производстве из-за того, что средства труда обесцениваются, утрачивают стоимость до их физического износа, до окончания срока своей физической службы. Моральный износ является прямым следствием НТП и выражается в двух формах. Первая форма морально го износа заключается в том, что происходит обесценивание и оборудование вследствие улучшения их воспроизводства в современных условиях. Вторая форма морально го износа обусловлена внедрением в производство более технически совершенных, производительных и экономичных, вследствие чего происходит обесценивание старых машин, физически еще годных. От степени износа основных производственных фондов предприятия напрямую зависят объем и качество выпуска продукции, ее конкурентоспособность, уровень издержек производства и эффективности работы предприятия. Поэтому одной из важнейших задач управления является контроль за состоянием основных фондов с целью не допустить их чрезмерного физического и морального изнашивания. | |
Содержание методики формир производственной программы предприятия.
Основой для разработки ПП служит план продаж. Производственная програма опред-ет необходимый объём пр-ва пр-ции в плановом пер-де, соот-щий по номен-ре, ассорт-ту и кач-ву треб-ям плана продаж.
Основу ПП составляют стратегический план и портфель заказов пред-тия. На базе стратегического плана разрабатывается план инноваций, определяющий производственную мощность пр-тия и нов. виды пр-ции, а на база портфеля заказов и плана инноваций – ПП. Задания ПП определяют показатели остальных разделов плана пр-тия: плана по издержкам, прибыли; плана по персоналу; плана мат-но – технич. обеспечения; плана по охране природы и т.д.
ПП разрабатывается на всех пр-тиях, вып-щих пр-цию для реал-ции потр-лям. Она включ расчеты объёма пр-ва пр-ции, и его обоснование производ. мощностями, мат. и труд. рес-сами. При разработке ПП пр-тия применяют натур (штуки, тонны, метры), стоимостные (в ден.выражении) и труд (часы и минуты раб.времени) методы измерения. Обобщ. показателем ПП явл.объём продаж или реал-ная пр-ция.
ПП состоит из 2-х разделов:
1. плана пр-ва пр-ции в натур-ном выражении (содержит показатели выпуска пр-ции в физич. ед-цах, для этого исп-ся такие показ-ли как штуки, тонны, квадр.метры и т.д.);
2. плана пр-ва в стоим-ном выр-нии – содержит след. показ-ли: реализованная пр-ция (валовой доход) рассчитыв-ся как произведение цены на кол-во проданных изделий; товарная пр-ция (ТП) – гот.изделия, полуфабр-ты, комплект-щие, предназнач.для реал-ции;валовая пр-ция включает ст-сть всей произвед-ной пр-ции и вып.работ, в т.ч. незаверш-го пр-ва, она рассчит.по формуле: ВП=ТП-ОНЗП(н)+ОНЗП(к)
Содержание методики расчета производственной мощности, показатели ее использования и пути их улучшения
Производственная мощность предприятия — это максимально возможный выпуск продукции за определенный период в заданной (плановой) номенклатуре при полном использовании оборудования и площадей в соответствии с установленным режимом работы предприятия.
Производственная мощность определяется в тех же единицах измерения, в которых составляется план производства продукции. Различают мощность участка, цеха, предприятия.
Основными факторами, определяющими величину производственной мощности предприятия, являются: количество и производительность применяемого технологического оборудования, агрегатов, автоматических линий; эффективный фонд времени эксплуатации оборудования при принятом режиме работы предприятия; трудоемкость изготовления продукции и др.
Производственная мощность не является величиной постоянной. Она может изменяться вследствие проведения организационно-технических мероприятий, реконструкции или расширения производства, повышения его технического уровня.
Различают виды производственной мощности:
1. Входная (ПМВХ) — это мощность на начало планового периода, обычно на 1 января. В ней отражается возможность выпуска продукции, предусмотренной планом производства при существующем на начало года его организационно-техническом уровне.
2. Выходная производственная мощность (ПМВЫХ) - это мощность предприятия на конец года. Она определяется как сумма входной мощности (ПМвх) и мощности, введенной в течение года за счет организационно-технических мероприятий (ПМвв), минус выбывшую мощность в течение года (ПМвыб)
ПМвых = ПМвх + ПМвв - ПМвыб
3. Среднегодовая действующая производственная мощность (ПМср) — это производственная мощность, которой располагает предприятие для выпуска продукции в течение года. Она определяется с учетом времени ввода или выбытия производственных мощностей и рассчитывается, как
ПМср = ПМвх + ПМвв * t1 / 12 – ПМвыб * t2 / 12,
где t1- количество месяцев в году, в течение которых используется вводимая мощность;
t2 -- количество месяцев в году, в течение которых на выбывающих мощностях не производят продукцию.
Расчет производственной мощности предприятия производится по двум методикам:
1) на основе эффективного фонда времени работы и трудоемкости продукции;
2) на основе эффективного фонда времени работы оборудования и его производительности.
Определение производственной мощности начинают с уточнения производственно-технологической структуры отдельных производственных участков, цехов и закрепления определенной работы (обработки конкретных деталей, изделий) за рабочими местами (оборудованием).
В расчет мощности включается все закрепленное за подразделением (участком, цехом) оборудование, причем, действующее и бездействующее, кроме резервного и предназначенного для обучения учеников. Затем рассчитывается эффективный фонд времени его работы. В условиях прерывного процесса производства эффективный фонд времени работы оборудования Фэф определяется как
Фэф = ((Тк – Тп - Трем) *n * tсм – Тн)*(1-П / 100)
где Тк - число календарных дней в году;
Трем - время капитального и среднего ремонта, дни;
Тп - выходные и праздничные дни;
n - число смен работы;
tсм - продолжительность рабочей смены, ч;
Тн - общее количество нерабочих часов в предпраздничные дни;
П – потери машинного времени, %.
Производственная мощность цеха, оснащенного однотипным оборудованием может быть определена следующим образом:
ПМ = Фэф * Кн * Коб / Т
Коб – количество однотипного оборудования,
Т – трудоемкость изготовления или обработки изделий (техническая производительность оборудования),
Кн – коэффициент выполнения норм
Трудоемкость изготовления изделий определяется по каждой группе взаимозаменяемого оборудования с учетом мероприятий по ее снижению. Нормы выработки продукции на оборудовании, включаемые в расчет производственной мощности, должны быть выше достигнутых в предыдущем периоде на величину сокращения потерь рабочего времени.
Расчет производственной мощности производится от низшего производственного звена — группы взаимозаменяемого оборудования к высшему — предприятию в целом. В основе расчета лежит пропускная способность ведущего звена групп оборудования, участка, цеха.
Под ведущим звеном понимают то, в котором выполняются основные технологические операции, сосредоточена большая доля активной части основных фондов предприятия и большая трудоемкость изготовления продукции.
По ведущей группе оборудования устанавливается производственная мощность участка, по мощности ведущего участка — мощность цеха, по мощности ведущего цеха — мощность предприятия. Таким образом, во всей этой цепочке лежит определение пропускной способности операции, выполняемой по ведущей группе оборудования.
35. Экономическое содержание издержек и себестоимости производства и реализации продукции
Уровень издержек, себестоимости и затрат во многом определяют прибыль и рентабельность предприятия. Издержки это суммарные з-ты п/п, связанные с вып-ем опред. операций, они включ в себя явные и альтернативные издержки.
Явные (расчётные) изд.– это выраженные в ден. форме фактические з-ты, обусловленные приоб-ем и расх-ем разных видов рес-сов процессе пр-ва и обращения пр-ции.
Альтернативные (вмененные) изд. обозначают упущенную выгоду пр-тия, котор. оно могло получить если б избрало пр-во альтерн-го товара, по альтер-ной цене на др. рынке и т.д.
Термин «затраты» исп-ся для обозначения явных(фактич.) издержек п\п, а под расходами подразум-ся уменьшение средств п/п или увелич-е его долг. обязательств в пр-ссе хоз деят-ти. Расходы означ факт исп-я сырья, мат-в,услуг.
Группы издержек (затрат):
- издержки предметов труда (сырьё, мат. …..)
- издержки средств труда (основной кап.)
- издержки живого труда
- издержки реализации прод. И др.
Затраты на пр-во и реал-цию прод. предст-т собой расходы пр-тия выр-е в ден. форме и связанные с исп-ем в пр-ве сырья, мат-ов, труда, энергии, комп-щих, ОФ, НА и др.
48. Классификация издержек производства и реализации продукции.
По отд-ым признакам в завис-ти от конкре задач план-ия, анализа или учета:
1. по экономической роли в формировании издержек:
· основные, непоср-но связанные с технологическим процессом (сырье, материалы, зарплата основных рабочих); накладные (создание необходимых для функционирования предприятия условий: управление и обслуживание).
2. по способу отнесения затрат на издержки:
· прямые, непосредственно связанные с изготовлением продукции, аналогичны основным; косвенные (связаны с изготовлением одновременно разн. видов прод-ии, содержанием зданий); отн-ся на изд. пропорционально базе распределения, устанавливаемой отраслевыми инструкциями
3. по отношению к изменению объема производства:
· условно-постоянные: абсолютная величина не изменяется с изменением объема продукции, товарооборота; переменные: величина зависит от изменения объема производства (сырье)
4. по времени возникновения и отнесения на издержки:
· текущие издержки (возникают и относятся на издержки в данном периоде); расходы будущих периодов (возникают в текущем периоде, но на издержки относятся в следующем периоде).
Виды: Явные (расчётные) изд.это выраженные в ден. форме факт-кие з-ты, обусловленные приоб-ем и расх-ем разных видов рес-сов процессе производства и обращения продукции.
Альтернативные (вмененные) изд. обозначают упущ. выгоду пр-тия, кот. оно могло получить если б избрало пр-во альтернативного товара, по альтер-ной цене на др. рынке и т.д.
Класс-ция изд-ек предст. собой их объединения в однородные группы по опред-ным признакам. Это необх-мо для проведения анализа, определения и учета издержек пр-тия.
В завис-ти от сферы возникновения различают издержки:
• производственные; • внепроизводственные (реклама, сертификация продукции); • непроизводственные (потери: брак, рекламации, штрафы),
По экономическим элементам выделяют:• материальные затраты; • оплату труда; • отчисления на соц. нужды; • амортизацию; • прочие расходы.
Группировка по экон. эл-там лежит в основе расчетов сметы затрат на пр-во продукции в целом по предприятию.
По статьям калькуляции (расходов)разл изд-ки: • сырье и материалы; • покупные комплектующие изделия, полуфабр-ты и услуги производ-го хар-ра; возвр-ые отходы (вычитаются); • топливо и энергия на тех-ие нужды; • з/плата производственных рабочих; • налоги и отчисления в бюджет от з/платы пр-ых рабочих; • отчисления на соц. страхование; • расходы на подготовку и освоение производства; • цеховые расходы; • общепроизводственные расходы;
• общехоз-ые расходы; • внепроизводственные (коммерч. Расх.). Суммарные расходы в соответствии с данной группировкой
Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.
Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:
· учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
· база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
· экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;
· определение оптимальных размеров предприятия;
· экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.
Различают следующие виды себестоимости:
1.Цеховая себестоимость – сумма затрат на изготовление продукции в данном цехе.
2.Производственная себестоимость – все затраты от начальной операции производственного процесса до сдачи готовой продукции на склад.
3.Полная себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы).
По способу установления
v Регулируемые цены – это цены на продукцию, устанавливаемые соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая предприятием, индивидуальным предпринимателем с учетом установленных ограничений (продукты питания, лекарственные средства, древесина и т.д.).
v Фиксированные цены – это твердые цены на определенный перечень продукции, размер которых устанавливается государством (хлеб, молоко, детское питание, виноводочные изделия, услуги естественных монополий).
v Свободные цены – это свободно устанавливаемые цены предприятиями, организациями и т.д., которые складываются под воздействием спроса и предложения.
По способу установления
v Регулируемые цены – это цены на продукцию, устанавливаемые соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая предприятием, индивидуальным предпринимателем с учетом установленных ограничений (продукты питания, лекарственные средства, древесина и т.д.).
v Фиксированные цены – это твердые цены на определенный перечень продукции, размер которых устанавливается государством (хлеб, молоко, детское питание, виноводочные изделия, услуги естественных монополий).
v Свободные цены – это свободно устанавливаемые цены предприятиями, организациями и т.д., которые складываются под воздействием спроса и предложения.
Структура системы управления качеством продукции. Содержание «петли качества».
Объектами управления качества продукции являются все элементы, образующие петлю качества. Под петлей качества в соответствии с международными стандартами ИСО понимают замкнутый в виде кольца (рис. 3.4) жизненный цикл продукции, включающий следующие основные этапы: маркетинг; проектирование и разработку технических требований, разработку продукции; материально-техническое снабжение; подготовку производства и разработку технологии и производственных процессов; производство; контроль, испытания и обследования; упаковку и хранение; реализацию и распределение продукции; монтаж; эксплуатацию; техническую помощь и обслуживание; утилизация. Нужно иметь в виду, что в практической деятельности в целях планирования, контроля, анализа и пр. эти этапы могут разбивать на составляющие. Наиболее важным здесь является обеспечение целостности процессов управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции. помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем и со всеми объектами, обеспечивающими решение задач управления качеством продукции. Управление качеством продукции осуществляется циклически и проходит через определенные этапы, именуемые циклом Деминга. Реализация такого цикла называется оборотом цикла Деминга.
Классификация предприятий по различным признакам.
Предпр-ие – это самостоят. хозяйствующ. субъект, созданный предпринимат. или объединением предпринимат. для произв-ва продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения обществ. потребностей и получения прибыли. Группировка носит усл. характер, т.к одно и то же пр-тие относится к различным группам. Пр-тия различаются: 1. по сфере деят-т: а).материального; б). нематериального произв-ва. 2. по отраслевой принадлежности: а).промыш-сти; б).с/х. 3. по эконом. назначению: а).произв-во ср-в произв-ва;б).произв-во предметов потребления. 4. по хар-ру воздействия на предметы труда: а).добывающие (угольные, газодобыча);б).перерабатывающие (обрабатывающие - станкостроение, машиностроение).5. по типу произв-ва: а).единичного (харак-ся широким ассортиментом продукции и малым объемом выпуска изделий - судостроение, прокатный стан, др. уникальное оборудование); б).серийного (изготовление ограничен. ассортимента продукции - пищевые, химич., компрессорные пр-тия); в).массового произв-ва (изготовление отд. видов продукции в больших кол-вах - обувные фабрики, моторные заводы).6. по кол-ву видов производимой продукции: а).специализированные - выпускающие огранич. число товаров;б).многопрофильные - производящие разные товары- комбинаты.7. по уровню специализации: а).узкоспециализированные (спец-ция м/б предметная - тракторный завод; подетальная – произв-во подшипников; технолог.- произв-во кислот в хим. пром-ти);б).многопрофильные – металлургич., химич., целлюлозно-бумажные комбинаты. 8. в завис-сти от размеров (размер пр-тия опред-ся числен. занятых на нем работников):а).крупные (от 1000 чел.);б).средние (100-1000 чел);в).мелкие ( до 100 чел);г).пр-тия-монополии.В странах с рыночной эк-кой доля крупных пр-тий невелика 20-25%, но их доля в ВНП 70-80%.Крупные пр-тия имеют ряд «+»:1.больше преимуществ для разделения труда, что обеспечивает кач-во и произв-сть труда;2.Имеют возм-ть покупать ресурсы в больших объемах, что обеспечивает опт. скидки на товары;3.Круп. пр-тия имеют возм-сть вкладывать ср-ва в НИОКР, что снижает издержки произв-ва, повышает кач-во, а следовательно и прибыль. «+» малого бизнеса закл-ся в гибкости, высокой адаптивной способности к изменениям на рынке, он оперативнее реагирует на изменение потребит. спроса, облегчает отраслевой перелив раб. силы и капитала. Многочислен.малых фирм создает возможности для шир. развития конкуренции. Выживают те пр-тия, которые действуют эффективно. Малые пр-тия создают здоровую конкуренцию на рынке товаров и услуг, что в целом благоприятно влияет на эконом. и соц.обстановку в стране.1.по степени механизации–автоматизированные;комплексной механизации;частично-механизированные;машиноручные и ручные произв-ва (художеств. промыслы).2.по степени прерывности-с прерывным режимом работы;с непрерывным режимом (сталелитейное произв-во).