Подходы к изучению организационных отношений

ЛИСТ 1

ЛИСТ 2

Групповые организационные формы - компании, представляющие интересы нескольких юридических лиц[3]:

1. Без потери последними производственной, коммерческой, финансовой самостоятельности относительно своих уставных задач:

§ ассоциация – объединение организаций одного рода деятельности с целью координации совместной деятельности, информационной и технологической поддержки, защиты общих имущественных интересов.

§ комбинат - объединение организаций разных отраслей по принципу «вертикальной интеграции» (поставщик-потребитель).

§ картель – долговременное договорное объединение с целью создания благоприятной инфраструктуры бизнеса.

§ консорциум - долговременное договорное объединение организаций одного рода деятельности с целью совместного проведения крупных финансовых операций. Не несет самостоятельной ответственности по договорным обязательствам

§ концерн – долговременное договорное объединение предприятий различных сфер деятельности с целью выравнивания отраслевых сезонных колебаний и рисков, перемещения капиталов из менее перспективных отраслей в более прогрессивные, создание «экономической империи».

§ корнер – кратковременное договорное объединение организаций инфраструктуры бизнеса с целью скупки товара или акций для последующей перепродажи или для приобретения контрольного пакета акций какой-либо компании.

§ синдикат – объединение компаний на основе договорных соглашений о совместном ведении коммерческой деятельности (соглашение картельного типа).

§ финансово-промышленная группа - объединение по типу «основное и дочерние общества» на основе договора о создании ФПГ с последующей государственной регистрацией. Создается для реализации проектов, направленных на повышение конкурентоспособности и расширения рынков сбыта, повышения эффективности производства, создания новых рабочих мест. Обязательным условием ФПГ является наличие в ее составе банков и иных кредитных организаций и организаций, действующих в сфере производства. Участниками ФПГ могут быть, в том числе и государственные и муниципальные унитарные предприятия. Власть принадлежит специально сформированному Совету управляющих. ФПГ может пользоваться мерами государственной поддержки и подконтрольна государству.

2. С потерей производственной, коммерческой, а часто и юридической самостоятельности

§ трест – объединение организаций, производящих преимущественно однородную продукцию для активной совместной деятельности и мощного вторжения на рынок. Цели треста первичны. Реальная власть сосредотачивается в руках специально созданного правления или головной компании.

§ холдинг – компания или корпорация, владеющая контрольными пакетами акций или долями в паях других компаний с целью контроля за их деятельностью. Механизм контрольного пакета акций дает холдинговой компании возможность проводить единую политику и контроль за соблюдением интересов корпораций, концернов, трестов или осуществлять политику диверсификации. Холдинговые компании в свою очередь подразделяются на чистые (финансовые) и смешанные (активно занимаются бизнесом).

n Бинарная типология[4]

Типология построена по принципу бинарных оппозиций, где каждая пара – это как бы точка бифуркации, где осуществляется выбор пути развития организации в момент ее неустойчивого равновесия (Слайд 9).

Общинный тип отличает моральная вовлеченность персонала, инициативность.

Экономический тип характеризуется вовлеченность «по расчету», выполняется только предписанная работа, подробные инструкции.

Монолитный тип включает организации с преимущественно централизованной и иерархической структурами, но слабо учитывается явление саморегуляции.

Мозаичный тип предполагает большую степень автономности подразделений и сотрудников. Контактируя с различными областями окружения, разные элементы организации становятся либо формальными, либо латентными, различные должностные позиции по-разному включены в формальную и латентную структуры, вследствие чего у одного члена организации могут быть разные, в плоть до противоположных, роли.

Бюрократический тип отличает четкое разделение труда, соподчиненность, высокий уровень формализации отношений. Организация берет на себя обязательство способствовать продвижению работника по «иерархической лестнице», проводит отбор и оценку на основе технической оценки квалификации. Социальные аспекты функционирования организации игнорируются или подавляются.

Предпринимательский тип характеризуется децентрализацией, возможностью самостоятельного хозяйственного поведения, удовлетворения личных запросов работников, в том числе и амбициозных. Этот тип организации характеризуется высокой степенью риска и ответственности руководителя за результаты деятельности.

Механический тип включает организации, в которых проблемы и задачи делятся на специализированные функции, персонал ориентирован лишь на свою работу и не учитывает общие цели, плохо их представляет. Для согласования целей нужны координаторы.

Организмический тип характеризуется недиверсифицируемостью проблем и задач, работа возможна только при условии ориентации на общие цели, которые достигаются как эпифеномен.

Следующие три тип организации не составляют между собой бинарных оппозиций. Они - оппозиция вышеозначенным типам данной классификации.

Обучающиеся организации способны к эффективной концентрации информации, пониманию прошлого опыта как урока. Структура таких организаций обеспечивает непрерывный и всеобщий диалог сотрудников, независимо от должностных, временных, пространственных, культурно-традиционных барьеров.

Интермедиарные организаци характеризуются следующими основными принципами построения взаимодействия:субсидиарность; партнерство, поиск консенсуса; солидарность – недопущение гибели слабого; достоинство. В них существуют структуры, способствующие обеспечению консенсуса. Предлагает образцы социального поведения, способна нейтрализовать лоббизм.

Размороженные организации отличаются практическим отсутствием «вертикали власти», высоким уровнем развития и универсальностью подготовки персонала, «командным» принципом работы, подвижностью центров принятия решений, работой в форме синоринга.

ЛИСТ 3

Типология организаций по Р. Кроуфорду[5]

Характеристика Примитивное общество Сельскохозяйственное общество Индустриальное общество Общество знания
Технология Энергия: люди Материалы:шкуры, камни Инструменты:примитивные орудия Производственные методы: отсутствуют Транспортная система:пешеходная Коммуникационная система: речь Энергия: естественная (люди, животные, ветер) Материалы:возобновляемые ресурсы (деревья, шерсть и т.п.) Инструменты:усиливающие (блоки, уровни) или природные (водяное колесо) Производственные методы:ручные Транспортная система: конная, морелавание Коммуникационная система: письменность   Энергия: топливо Материалы:невозобновляемые ресурсы (металл) Инструменты:машины, заменяющие человека Производственные методы: конвейерТранспортная система: пароходы, железные дороги, автомобили, воздухоплавание Коммуникационная система:печать, телевидение   Энергия: естественная (солнце, ветер), ядерная Материалы:возобновляемые ресурсы (биотехнология), искусственные Инструменты:машины, связанные с интелектуальной деятельностью (компьютеры) Производственные методы: робототехника Транспортная система: освоение пространства Коммуникационная система: электронные средства общения
Экономическая система Собирательство, охота, рыбная ловля Децентрализованная местная экономика, простое разделение труда, основной ресурс- земля Национальная рыночная экономика, сложное разделение труда (специализация), основной ресурс – физический капитал. Интегрированная глобальная экономика, сетевая организация, основной ресурс – человеческий капитал
Социальная система Племенная Семейная, образование – привилегия элит Конформизм, элиты, классы, образование - массовое Диверсифици -рованность, эгалитаризм, индивидуализм, образование индивидуализировано
Политическая система Племя– основная политическая единица, ведущая роль старейшин, вождей Феодализм, право управления носит наследственный характер, основная политическая единица – местный орган власти Капитализм и марксизм, национализм основная политическая единица –сильное национальное правительство в форме представительной демократии или диктатуры Глобальная кооперация, основная политическая единица -наднациональ -ное управление
Парадигма Мир представляется в природных терминах Основа знания – математика Центральные идеи: религия, мистическое отношение к жизни, система ценностей подчеркивает гармонию с природой Основа знания –физика, химия Центральные идеи: рациональная социальная структура, создающая гармонию между преступлением и наказанием Основа знания –квантовая электроника, молекулярная биология, экологические науки Центральные идеи: система ценностей подчеркивает роль индивидуальности в децентрализованном обществе

ЛИСТ 4

ЛИСТ 5

Сравнительная характеристика сервисных и промышленных технологий[6]

Сервисные технологии Промышленные технологии
Неосязаемые результаты работы Результат работы – осязаемый продукт
Производство и потребление происходят одновременно Продукцию можно сохранять для последующего использования
Трудоемкие и наукоемкие Капиталоемкие
Постоянные контакты работников с потребителями являются нормой Мало прямых контактов с потребителями
Человеческий фактор очень важен Человеческий фактор не столь важен
Качество продукции зависит от индивидуального восприятия и трудноизмеримо Качество продукции можно измерить непосредственно
Как правило необходима быстрая реакция на запросы потребителей Допустимо более длительное время выполнения заказа
Место расположения организаций имеет очень большое значение Место расположения предприятий не имеет большого значения

Классификация фирм согласно их системам производства (по Джоан Вудворд)

Подходы к изучению организационных отношений - student2.ru Группа 1 Мелкосерийное и единичное производство 1. Выполнение единичных заказов потребителей Низкая Подходы к изучению организационных отношений - student2.ru Техническая сложность
 
  Подходы к изучению организационных отношений - student2.ru


Ысокая

2. производство технически сложных изделий по очереди, сначала одно, потом другое 3. Сборка сложной аппаратуры с использованием нескольких производственных стадий. 4. Производство небольших партий простых изделий. Группа 2 Подходы к изучению организационных отношений - student2.ru Производство большими партиями и массовое производствои 5. Производство крупных партий деталей, которые затем собираются различным образом в различные изделия. 6. Производство крупных партий деталей, стандартизированные сборочные линии. 7. Массовое производство. Группа 3 Непрерывный процесс 8. Непрерывный процесс производства, предпродажная подготовка продукции с помощью методов массового производства. 9. Непрерывный процесс производства, крупных партий химических продуктов. 10. Непрерывный процесс перегонки нефти или газа, или обработки какого-либо материала.

Подходы к изучению организационных отношений - student2.ru

ЛИСТ 6

ЛИСТ 7

Воронцова И.П. Примеры влияния цели и стратегии организации на её структуру

Мы можем видеть примеры когда структурные изменения являются излишними или по крайней мере обусловлены одним только маркетинговым влиянием, как в примере с IBM[7].

В 1988 году генеральный менеджмент IBM осуществил значимые структурные перемены как следствие прихода к власти нового председателя в 1985 году. Эти перемены выглядели как продукт влияния отдельных факторов не последним из которых было нежелательное снижение прибыли в 1984.

До 1988 г. оргструктура компании IBM отличалась высоким уровнем специализации, разделением труда между функциональными отделами (сотрудники того или иного отдела имели смутное представление о целях и задачах подразделения или организации в целом). Яркой отличительной особенностью было разграничение между проектным, производственным и маркетинговым подразделениями . В довершение, IBM имела обособленное подразделение, занимающееся развитием программного обеспечения. В результате такого типа структуры в управлении произошел конфликт между продуктами деятельности различных подразделений. Новая модель компьютера разрабатывалась, не менее двух лет и когда модель необходимо было оснастить программным обеспечением, довести до готовности, конкуренты уже занимали ключевой сегмент рынка. В результате IBM утратила доминирующее положение на рынке и техническое лидерство в отрасли. Менеджеры объясняли это тем, что компании свойственно самодовольство, высокий уровень бюрократизма, консервативности и нехватка предпринимательского духа, ощущавшаяся с ее первых дней.

IBM до сих пор доминирует на рынке производителей крупных компьютеров благодаря значительным правительственным контрактам и поставкам многим крупным компаниям во всем мире, которым не важны технические изменения на рынках. Компьютерный рынок очень диверсифицирован в плане техники и имеет весьма агрессивных новичков. Они не обременены обширной бюрократией, имеют оперативные с эластичной организацией структуры, которые более восприимчивы к технологическим изменениям и чувствительны к потребностям покупателей. В результате этот рынок высоко сегментирован и имеет конкурентоспособные цены. IBM несла убытки по минисистемам из-за того, что Digital и рынок персональных компьютеров оттянули совместимые с Amstrad системы и продавали их значительно дешевле.

Реакцией организационной структуры IBM была ее дивизионализация и децентрализация. Было создано пять дивизионов: крупные компьютеры, миникомпьютеры, персональные компьютеры, телекоммуникационные системы, новые технологии.

Есть случаи когда структура может определять стратегию. Например, компания имеет мультидивизиональную структуру, следовательно она дает функциональным менеджерам инициативу, доверие и ресурсы для обеспечения любого даже сравнительно небольшого роста. такое взаимодействие стратегии и структуры иллюстрирует пример US мультинациональной Minnesota Mining and Manufacturing Company (3М).[8] Данная компания была основана в 1902 году как горнодобывающая, но в скором времени обратила свое внимание на производство продуктов 21-го века, в частности наждачной бумаги и с 1928 года – стала развивать ленточное производство, а также офисное, фармацевтическое, химическое и фото оборудование. Лишь в 1951 году корпорация «3M» вышла за пределы США желая увеличить рынок сбыта.

Компания «3M» соответствовала модели успешной компании по Петерсу и Уотерману.

Во-первых, это была в высшей степени инновационная компания, что поддерживалось корпоративными целями – 25% ежегодных продаж приходится на продукты, разработанные в последние 5 лет. Генеральным направлением менеджмента являются научные исследования, которые поощряются R&D подразделением.

Во-вторых, компания несла ответственность за высокое качество товаров, разработанных в соответствии с предпочтениями покупателей.

В –третьих, важное место отводилось внутренним коммуникациям и в процессе управления доминировал режим обсуждения, дискуссии. В терминах Петерса и Уотермана это была «раскрепощенная партнерская организация».

В итоге, компания «3M» основана вокруг сильно централизованной организационной культуры, базирующейся на традициях USA Midwest work ethic. Что бы она ни делала, находясь в маленьком городе, она лидирует как воплощение базовых ценностей населения и персонала и управляющие компании – лучшие представители (носители) этой трудовой этики.

В лучших традициях Петерса и Уотермана компания имела систему планирования. С приходом нового председателя компании в 1982 году она встала на путь перемен. Был сделан акцент на краткосрочные цели, что приобретало особую значимость а контексте зарубежной экспансии. Специфика внешней среды обуславливала различные вариации ее параметров, включая рост изменчивости тарифов, высокий уровень инфляции на отдельных национальных рынках, сокращение жизненного цикла отдельных товаров, дефицит или дороговизна ресурсов, а также падение спроса на традиционных рынках основной продукции и магнитной ленты.

С учетом возможных изменений внешней среды были выдвинуты следующие приоритеты:

- концентрация усилий на продуктовые инновации;

- совершенствование координации и контроля общеорганизационных ресурсов;

- расширение организации, укрепление ее позиций на основе всеобъемлющего долгосрочного планирования.

Новые стратегические намерения обусловили реорганизацию структуры (рисунок1).

Новая структура включает следующие элементы:

1. Свободный обмен информацией и идеями, но в условиях более формализованной системы управления. Формирование базы данных наиболее важной общесистемной информации. Стимулирование менеджеров различных департаментов организации к обсуждению, анализу стратегических позиций. Развитие персонала через вовлечение менеджеров различных уровней и опыта работа в дискуссии по вопросам стратегии компании.

2. Система планирования при которой предусмотрено сотрудничество SBCs, SPC с топ менеджментом и индивидуальными бизнес стратегиями. В каждом дивизионе, используют глобальную стратегию в качестве шаблона (ориентира). Каждый отдельный дивизион имеет всеобъемлющее представление о реальных требованиях рынка своего продукта.

3. SBCs как центр генерирования идей интегрирует информацию и идеи каждого функционального дивизиона. Это обеспечивает синергетический эффект от систематизации идей в одном месте.

Организационная структура Система стратегического планирования

 
  Подходы к изучению организационных отношений - student2.ru


Подходы к изучению организационных отношений - student2.ru Бизнес секторы
Подходы к изучению организационных отношений - student2.ru Подходы к изучению организационных отношений - student2.ru
Стратегические бизнес центры (SBCs)
Производство и потребление

Подходы к изучению организационных отношений - student2.ru Проектирование Подходы к изучению организационных отношений - student2.ru Научные исследования Подходы к изучению организационных отношений - student2.ru Подходы к изучению организационных отношений - student2.ru Информация и электронные технологии
Бизнес дивизионы
Подходы к изучению организационных отношений - student2.ru Функционирование в пределах каждого сектора концентрируется на основной технологии

Организация и проведение «мозговых атак»

Планирование и

информационное обслуживание

Функциональные подразделения
Дифференциация по продуктовым сегментам рынка

Рисунок 1. Новая организационная структура и система планирования Minnesota Mining and Manufacturing Company (3М)[9]

[1] Философский энциклопедический словарь – М.: Советская энциклопедия, 1989, стр.236

[2] Философский энциклопедический словарь – М.: Советская энциклопедия, 1989, стр.588

[3] Смирнов Э.А. Теория организации. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М., 2003, стр.30-32

[4] Теория организаций и организационное проектирование (пособие по неклассической методологии). Под ред. Фокиной Т.П., Корсакова Ю.А., Слонова Н.Н.Изд-во Саратовского университета, 1997, стр.73-76.

[5] Там же, стр.219-220.

[6] Ричард Дафт Организации. Учебник для психологов и экономистов. М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2002, стр.153

[7] там же, стр. 112

[8] Там же, стр.163-165

[9] David Needle Business in Context an introductions to Business and its environment.-International Thomson Business Press, 1997, p.164 -165

ЛИСТ 1

Подходы к изучению организационных отношений

Подходы Характеристика Методы
Сущность Достоинства Недостатки
Общенаучные
Обобщающе-описательный Изложение (без объяснения) посредством естественных или искусственных языков сведений об явлении как организационном факте, т.е. с отвлечением от специфики объекта (найти такую формулировку, которая подходила бы и к элементам другой природы). Эмпирический этап научного познания. Позволяет фиксировать явления сложно поддающиеся интерпретации на базе количественных методов, а также феномены Не всегда сущность можно постичь через индивидуальное восприятие явления. Не дает объяснения, оценки. Наблюдение с организационной точки зрения. Методы составления изложения, рассказа, доклада.
Статистический Количественные характеристики организационных фактов (учет и повторяемость, закономерности изменения размеров и количественных соотношений) Наличие аналитической компоненты. Познание причинно-следственной связи в массовых явлениях. Повышение степени объективности выводов на основе единства качественных и количественных свойств явления. Классические ограничения применения математических методов при измерении и анализе социально-экономических явлений. Изучаемые явления должны быть подчинены достаточно определенным вероятностным закономерностям. Статистическое наблюдение (отчетность и специально организованное) Группировка Обобщающие показатели (средняя, индекс, вариации) Прогнозирование (скользящие и экспоненциальные средние, тренды, регрессии, авторегрессии, эконометрические модели и т.д.) Методы математической статистики (в т.ч. проверка гипотез, оценка распределений вероятностей и параметров, регрессионный, корреляционный, дисперсионный анализы, методы многомерного анализа)
Функциональный Раскрытие роли организации в той или иной среде, ее зависимости и изменчивости относительно других организаций Дает возможность интерпретировать поведение орг анизации. Дает представление о текущем состоянии объекта, что не всегда позволяет понять причинно-следственные связи и сделать прогноз будущих возможных состояний. Методы социологии и математики: вычленение целого; разложение его на составные части (переменные); выявление функциональных зависимостей переменных между собой и переменных и целого. В том числе методы функционально-стоимостного анализа (определения соотношения между полезным эффектом и совокупными затратами ресурсов за жизненный цикл применяемого по назначению объекта)
Исторический Характеристика становления и развития организации в действительности Интегрирует состояние и движение. Позволяет установить закономерности перехода из одного состояния в другое, дает представление о «генетике» организации. Не все факторы развития организации являются необходимыми условиями ее воспроизводства и развития, многие из них устраняются в ходе исторического процесса. «Временная последовательность исторических явлений часто не предопределяет реальной генетической связи явлений в процессе формирования того или иного исторического образования»[1] Методы исторических исследований
Комплексный Исследование организации в междисциплинарном контексте (рассматривать какое-либо явление с точек зрения различных наук и интегрировать результаты в качественно новое знание) Позволяет учесть различные по природе факторы жизнедеятельности организации, раскрыть ее новые свойства Изучает организацию в статике Общенаучные методы Методы специальных наук
Системный Исследование организационных отношений как системы. т.е. элементов в целесообразной связи. При этом целое не детерминируется свойствами входящих в него элементов и подсистем и не приравнивается к ним, но элементы и подсистемы детерминируются целым и только в его рамках возможно раскрытие их роли (функциональное объяснение). «Системный подход выступает как конкретизация принципов диалектики применительно к исследованию, проектированию и конструированию объектов как систем»[2]     Позволяет понять структуру системы и ее поведение, соединить историческое с логическим и спрогнозировать траекторию жизнедеятельности организации во взаимозависимости как от внутренней так и от внешней среды. Сложность установления границ системы Системный анализ: Анализ проблемы - Определение системы - Анализ структуры системы - Формулировка общей цели и критерия системы - Декомпозиция цели системы - Выявление ресурсов и процессов - Анализ будущих состояний системы - Прогноз развития - Оценка новых целей системы и средств их достижения - Отбор вариантов целей системы и подсистем - Диагноз существующей системы - Построения комплексной программы развития системы - Проектирование организации - Проектирование работы в организации Методы: «Дерево проблем», «Вертушка», «Проблема-причины», «Делфи», «Дерево целей», диагностические, матричные, сетевые, морфологические, математического моделирования, кибернетические, экономического анализа, социологии и соционики.
Специализированные в рамках экономического блока наук
Технико-технологический Исследование формальных характеристик социально-экономической организации Упрощение решения ряда задач посредством абстрагирования от нестабильности внутренней и внешней среды Не учитываются организмические свойства экономической организации Методы организации производства
Субъектно-трудовой Методы организации труда
Социально-психологический Характеристика организации как системы взаимосвязанного поведения людей Персонал –специфический ресурс экономической организации и данный подход позволяет выявить закономерности поведения человека или группы людей в организации и тем самым снизить неопределенность внутренней среды со стороны ее неравномерности. Узость трактовки организации Методы управления поведением в организации
Функционально-целевой Организация исследуется как способ достижения «конечного результата» Позволяет повысить эффективность управления за счет четкости целей как организации в целом таки отдельных ее членов. Совершенствовать системы контроля и оценки работы членов организации. Ориентирован преимущественно на сетевые структуры Методы организации управления
Структурно-процедурный Исследование адаптационных возможностей организации Позволяет повысить рациональность организационных форм инновационной деятельности. Выявить резервы эффективности взаимодействия организации и среды Не охватывает всей динамики организационных отношений Методы организации инноваций
               

ЛИСТ 2

Групповые организационные формы - компании, представляющие интересы нескольких юридических лиц[3]:

1. Без потери последними производственной, коммерческой, финансовой самостоятельности относительно своих уставных задач:

§ ассоциация – объединение организаций одного рода деятельности с целью координации совместной деятельности, информационной и технологической поддержки, защиты общих имущественных интересов.

§ комбинат - объединение организаций разных отраслей по принципу «вертикальной интеграции» (поставщик-потребитель).

§ картель – долговременное договорное объединение с целью создания благоприятной инфраструктуры бизнеса.

§ консорциум - долговременное договорное объединение организаций одного рода деятельности с целью совместного проведения крупных финансовых операций. Не несет самостоятельной ответственности по договорным обязательствам

§ концерн – долговременное договорное объединение предприятий различных сфер деятельности с целью выравнивания отраслевых сезонных колебаний и рисков, перемещения капиталов из менее перспективных отраслей в более прогрессивные, создание «экономической империи».

§ корнер – кратковременное договорное объединение организаций инфраструктуры бизнеса с целью скупки товара или акций для последующей перепродажи или для приобретения контрольного пакета акций какой-либо компании.

§ синдикат – объединение компаний на основе договорных соглашений о совместном ведении коммерческой деятельности (соглашение картельного типа).

§ финансово-промышленная группа - объединение по типу «основное и дочерние общества» на основе договора о создании ФПГ с последующей государственной регистрацией. Создается для реализации проектов, направленных на повышение конкурентоспособности и расширения рынков сбыта, повышения эффективности производства, создания новых рабочих мест. Обязательным условием ФПГ является наличие в ее составе банков и иных кредитных организаций и организаций, действующих в сфере производства. Участниками ФПГ могут быть, в том числе и государственные и муниципальные унитарные предприятия. Власть принадлежит специально сформированному Совету управляющих. ФПГ может пользоваться мерами государственной поддержки и подконтрольна государству.

2. С потерей производственной, коммерческой, а часто и юридической самостоятельности

§ трест – объединение организаций, производящих преимущественно однородную продукцию для активной совместной деятельности и мощного вторжения на рынок. Цели треста первичны. Реальная власть сосредотачивается в руках специально созданного правления или головной компании.

§ холдинг – компания или корпорация, владеющая контрольными пакетами акций или долями в паях других компаний с целью контроля за их деятельностью. Механизм контрольного пакета акций дает холдинговой компании возможность проводить единую политику и контроль за соблюдением интересов корпораций, концернов, трестов или осуществлять политику диверсификации. Холдинговые компании в свою очередь подразделяются на чистые (финансовые) и смешанные (активно занимаются бизнесом).

n Бинарная типология[4]

Типология построена по принципу бинарных оппозиций, где каждая пара – это как бы точка бифуркации, где осуществляется выбор пути развития организации в момент ее неустойчивого равновесия (Слайд 9).

Общинный тип отличает моральная вовлеченность персонала, инициативность.

Экономический тип характеризуется вовлеченность «по расчету», выполняется только предписанная работа, подробные инструкции.

Монолитный тип включает организации с преимущественно централизованной и иерархической структурами, но слабо учитывается явление саморегуляции.

Мозаичный тип предполагает большую степень автономности подразделений и сотрудников. Контактируя с различными областями окружения, разные элементы организации становятся либо формальными, либо латентными, различные должностные позиции по-разному включены в формальную и латентную структуры, вследствие чего у одного члена организации могут быть разные, в плоть до противоположных, роли.

Бюрократический тип отличает четкое разделение труда, соподчиненность, высокий уровень формализации отношений. Организация берет на себя обязательство способствовать продвижению работника по «иерархической лестнице», проводит отбор и оценку на основе технической оценки квалификации. Социальные аспекты функционирования организации игнорируются или подавляются.

Предпринимательский тип характеризуется децентрализацией, возможностью самостоятельного хозяйственного поведения, удовлетворения личных запросов работников, в том числе и амбициозных. Этот тип организации характеризуется высокой степенью риска и ответственности руководителя за результаты деятельности.

Механический тип включает организации, в которых проблемы и задачи делятся на специализированные функции, персонал ориентирован лишь на свою работу и не учитывает общие цели, плохо их представляет. Для согласования целей нужны координаторы.

Организмический тип характеризуется недиверсифицируемостью проблем и задач, работа возможна только при условии ориентации на общие цели, которые достигаются как эпифеномен.

Следующие три тип организации не составляют между собой бинарных оппозиций. Они - оппозиция вышеозначенным типам данной классификации.

Обучающиеся организации способны к эффективной концентрации информации, пониманию прошлого опыта как урока. Структура таких организаций обеспечивает непрерывный и всеобщий диалог сотрудников, независимо от должностных, временных, пространственных, культурно-традиционных барьеров.

Интермедиарные организаци характеризуются следующими основными принципами построения взаимодействия:субсидиарность; партнерство, поиск консенсуса; солидарность – недопущение гибели слабого; достоинство. В них существуют структуры, способствующие обеспечению консенсуса. Предлагает образцы социального поведения, способна нейтрализовать лоббизм.

Размороженные организации отличаются практическим отсутствием «вертикали власти», высоким уровнем развития и универсальностью подготовки персонала, «командным» принципом работы, подвижностью центров принятия решений, работой в форме синоринга.

ЛИСТ 3

Типология организаций по Р. Кроуфорду[5]

Характеристика Примитивное общество Сельскохозяйственное общество Индустриальное общество Общество знания
Технология Энергия: люди Материалы:шкуры, камни Инструменты:примитивные орудия Производственные методы: отсутствуют Транспортная система:пешеходная Коммуникационная система: речь Энергия: естественная (люди, животные, ветер) Материалы:возобновляемые ресурсы (деревья, шерсть и т.п.) Инструменты:усиливающие (блоки, уровни) или природные (водяное колесо) Производственные методы:ручные Транспортная система: конная, морелавание Коммуникационная система: письменность   Энергия: топливо Материалы:невозобновляемые ресурсы (металл) Инструменты:машины, заменяющие человека Производственные методы: конвейерТранспортная система: пароходы, железные дороги, автомобили, воздухоплавание Коммуникационная система:печать, телевидение   Энергия: естественная (солнце, ветер), ядерная Материалы:возобновляемые ресурсы (биотехнология), искусственные Инструменты:машины, связанные с интелектуальной деятельностью (компьютеры) Производственные методы: робототехника Транспортная система: освое

Наши рекомендации