Адаптация: определение, виды, задачи.

Трудовая адаптация персонала — взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных, психофизиологических, социально-психологических, организационно-административных, экономических, санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха.

Выделяют два вида адаптации:

Первичная адаптация- приспособление молодых кадров, не имеющих опыта профессиональной деятельности(как правило, в данном случае речь идет о выпускниках учебных заведений).

2. Вторичная адаптация-приспособление работников, имеющих опыт профессиональной деятельности (как правило, меняющих объект деятельности или профессиональную роль, например, при переходе в ранг руководителя).

Задачиподразделений или специалиста по управлению адаптацией:

§ организация семинаров, курсов по различным вопросам адаптации;

§ проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;

§ прохождение интенсивных краткосрочных курсов для руководителей, вновь вступающих в должность;

§ прохождение специальных курсов подготовки наставников;

§ использование метода постепенного усложнения выполняемых новичком заданий;

§ выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;

§ подготовка замены при ротации кадров;

§ проведение в коллективе специальных ролевых игр по сплочению сотрудников.

26.Управление трудовой адаптацией.

Технологический процесс адаптации работников состоит из нескольких этапов (см. рис. 6).

Рис. 6. Технологический процесс адаптации работников

Адаптация: определение, виды, задачи. - student2.ru

Первым этапом трудовой адаптации является введение в должность новых сотрудников. Цель первого этапа – ознакомление с организацией, ее особенностями, внутренним трудовым распорядком.

Как правило, введение в должность происходит с помощью специального курса ориентации, который включает:
• церемонию представления коллективу, ознакомление с рабочим местом;
• беседу с руководителем;
• ознакомление с социальными льготами и стимулами;
• инструктаж по пожарной безопасности и технике безопасности.

Второй этап адаптационной программы – разработка плана становления нового работника.

Адаптация работников является логическим продолжением процедуры отбора персонала, в процессе которой определялось соответствие персонограммы каждого работника с профессиограммой должности. Поэтому для каждого вновь принятого на работу целесообразно составлять индивидуальный план адаптации, который в зависимости от должности, личностных свойств работника включает проведение различных мероприятий. Одной из основных форм адаптации работника является наставничество. В качестве наставников могут выступать как опытные работники со стажем, руководители, так и молодые сотрудники, проработавшие несколько лет в организации и положительно зарекомендовавшие себя. Другой формой адаптации является метод постепенного усложнения заданий, выполняемых новым работником, который сочетают с контролем и конструктивным анализом ошибок, допущенных при выполнении заданий. Поощрение сотрудника за успешное решение поставленных задач является дополнительным мотивирующим фактором эффективной адаптации работника.

Третий этаптехнологической схемы процесса адаптации – контроль, который осуществляет непосредственный руководитель нового сотрудника. В результате контроля процесса адаптации выявляются проблемы, возникающие у новых работников. На стадии проведения корректирующих мероприятий устраняются факторы, мешающие закреплению новичка в коллективе. Оценка работника проводится по завершении адаптационного периода. Результаты адаптации отражаются в характеристике, которую пишет непосредственный руководитель. Все документы, отражающие ход адаптационного периода (план адаптации, учетные формы, характеристика) хранятся в личном деле работника.

В процессе адаптации работник проходит 4 основные стадии (см. рис. 7).

Рис. 7. Стадии трудовой адаптации работника

Адаптация: определение, виды, задачи. - student2.ru

В результате адаптации у работника должны быть достигнуты:
• чувство причастности к делам организации;
• правильное понимание своих задач, должностных обязанностей;
• развитие навыков выполнения обязанностей;
• высокий уровень мотивации к труду;
• заинтересованность в улучшении дел в организации;
• понимание своей роли в успехе организации.

Неэффективные адаптационные программы приводят к дезадаптации работника.

Успешность адаптации может быть оценена с помощью объективных и субъективных показателей. К объективным относятся те, которые характеризуют эффективность трудовой деятельности, активность участия сотрудников в ее различных сферах. Субъективные показатели характеризуют удовлетворенность сотрудника работой в целом или отдельными ее проявлениями. Сбор и обработку информации об уровне и длительности адаптации целесообразно проводить в рамках процедуры текущей деловой оценки персонала. По отношению к новым сотрудникам эта процедура должна иметь более высокую периодичность в пределах срока адаптации.

27.Роль оценки в управлении персоналом.

Оценка работников – это определение личного вклада работника в общий результат и степень его влияния на достижение этого результата, определение профессионально-квалификационного уровня работника.

Оценка работников является одним из важнейших направлений управления персоналом, так как именно ее результаты являются основой для принятия решений о продвижении, поощрении, обучении, увольнении работников (см. рис. 1).

Рис. 1. Основные кадровые решения, принимаемые по результатам оценки персонала

Адаптация: определение, виды, задачи. - student2.ru

Следует отметить важность регулярной оценки персонала как для оцениваемого сотрудника, так и для организации (см. рис. 2).

Рис. 2. Роль системы оценки персонала [2]

Адаптация: определение, виды, задачи. - student2.ru

На практике существуют два подхода к оценке работников: экспертный и инструментальный (см. табл. 1).

Табл. 1. Основные подходы к оценке работников

  Экспертный подход Инструментальный подход
Цель оценки Определение соответствия работника «стандарту» члена конкретной организации Определение выраженности некоторых стандартных человеческих качеств вне его связей с конкретной организацией
Общая характеристика Оценка работника на основе частных мнений экспертов (как правило, руководителей) Оценка работника на основе результатов специальных исследований (например, психодиагностики, использования детекторов лжи и др. инструментов)
Достоинства • Простота • Незначительные затраты времени • Объективность • Сопоставимость результатов • Универсальность
Недостатки • Недостаточная объективность и надежность • Возможны дезорганизация работы и изменение морально-психологического климата • Недостаточность информации для прогноза эффективности будущей работы • Трудность выбора метода оценки • Большие затраты времени • Необходимость привлечения специалистов для проведения и интерпретации результатов психодиагностики • Недостаточность информации о результативности работы
Область применения В стабильных организациях со сложившимся коллективом при решении вопросов о вознаграждении, соответствии работника должности В организациях на стадии формирования или реорганизации при решении вопросов формирования коллектива, расстановки работников, планирования их карьеры

28.Методы оценки персонала.

Оценка работников – это определение личного вклада работника в общий результат и степень его влияния на достижение этого результата, определение профессионально-квалификационного уровня работника.

К современным методам оценки персонала относят метод интервью, анкетирование, метод сравнения, классификации, тестирования и т.д. Каждый из них помогает решать свои задачи.

Метод анкетирования подразумевает заполнение сотрудником опросного листа, содержащего список вопросов или описаний. Этот метод оценивает наличие или отсутствие у сотрудника тех или иных характеристик.

Метод интервью находит широкое применение в психологии и социологии и представляет собой беседу с целью выявить те или иные характеристики личности, его мотивацию, уровень интеллекта, отношение к работе и личной жизни, его темперамент, характер, самооценку и т. д.

Описательный метод оценки используется в качестве дополнительного и применяется с целью описать и выявить положительные и отрицательные черты аттестуемого.

Метод классификации основан на ранжировании сотрудников по определенному критерию о лучшего к худшему с присвоением соответствующего порядкового номера.

Метод сравнения, или составление рейтинга, призван выявить соответствие работника занимаемой должности при помощи шкалирования личных качеств работника. Этот метод включает составление списка задач сотрудника и изучение его деятельности с учетом времени, которое затрачивается на выполнение этих задач. Данный метод учитывает, насколько экономно сотрудник расходует время и средства. Качества сотрудника оцениваются по 7-бальной шкале.

Метод независимых судей включает «перекрестный допрос» независимых экспертов на различные темы, включая все сферы деятельности сотрудника. Как правило, данный вид аттестации производится при помощи компьютера.

В ходе тестирования сотруднику предлагается ответить на вопросы, на которые дается несколько вариантов ответов. Методика тестирования хороша тем, что она позволяет охватить большое количество критериев оценки и допускает компьютерную обработку данных. Как правило, предлагаемые тесты делятся на психологические, квалификационные и физиологические. Первые позволяют оценить личностные качества сотрудника, вторые помогают определить степень его квалификации, а третьи выявляют его физиологические особенности.

В рамках метода деловых игр для оценки персонала используются специально разработанные имитационные игровые ситуации, которые помогают оценить эффективность командной работы сотрудников, их способность к совместному решению задач, а также выявить индивидуальный вклад каждого участника. Решение принимается экспертной наблюдательной комиссией.

Метод достижений подразумевает совместное определение ключевых целей деятельности сотрудника, а также временных рамок. По истечении установленного срока результаты деятельности сотрудника оцениваются в процентах.

Метод всесторонней, или круговой оценки предусматривает оценку сотрудника его коллегами, начальниками и подчиненными.

29. Основные этапы проведения аттестации.

Весь процесс проведения аттестации состоит из 3-х этапов:

1-й этап - подготовительный: Совместная работа по сбору исходных данных о рабочих местах. Основная задача этого этапа собрать всю необходимую информацию для того чтобы оформить пакет документов (карты, протоколы, ведомости и т.д). Для этого необходимо собрать следующею информацию:

  • Перечень рабочих мест.
  • коды производств, цехов, участков;
  • структурную схему организации;
  • хронометраж (фотография рабочего дня на каждое рабочее место);
  • перечень оборудования, приспособлений и инструментов, закрепленных за рабочими местами (на каждое рабочее место);
  • перечень сырья и материалов (на каждое рабочее место);
  • Перечень производственных инструкций и инструкций по охране труда;
  • копии личных карточек учета выдачи средств индивидуальной защиты и копии сертификатов соответствия;


2-й этап– это непосредственно проведение инструментальных измерений вредных производственных факторов на рабочих местах, а также оценка травмоопасности и оценка обеспеченности спецодеждой и средствами индивидуальной защиты.
Перечень вредных производственных факторов (количество факторов, присутствующих на рабочем месте зависит от специфики производства):

  • освещение;
  • микроклимат;
  • шум;
  • вибрация;
  • электромагнитные поля;
  • химические факторы;
  • и т. д.;


3-ий этап– оформление необходимых документов: В первую очередь оформление протоколов оценки по всем факторам. Затем оформление карт аттестаций, сводных ведомостей, проекта плана мероприятий по улучшению условий труда.

Наши рекомендации