Методические указания по выполнению программы производственной преддипломной практики
Перечень документов, необходимых для итоговой аттестации
По практике
Для итоговой аттестации по производственной практике студенту необходимо представить ниже перечисленные документы:
1) дневник практиканта;
2) отчет о проделанной работе;
3) характеристика;
4) отзыв руководителя о работе студента на практике;
5) годовые отчеты, договора и другие документы, предусмотренные содержанием практики.
План прохождения практики должен быть согласован с руководством выпускающей кафедры (кафедра управления и сельского консультирования) и преподавателем-руководителем практики, а также руководителем практики от соответствующей организации (компании, предприятия, учреждения).
Вышеперечисленные документы представляются на выпускающую кафедру в первую декаду седьмого семестра. Защита результатов практики проводится в первую декаду седьмого семестра.
5.2. Правила оформления и ведения дневника
Перед выездом на практику студентам выдается дневник по производственной практике.
В период практики студенты обязаны систематически вести дневник практики, в котором отмечают характер и содержание выполняемой работы, отражают участие в производственной и общественной жизни подразделения и организации в целом, записывают замечания по организации работы, а также предложения по ее улучшению.
Записи в дневнике должны показать умение студента разобраться как в организации, так и в технологии производства, экономике, планировании и контроле за производственными процессами.
Дневник проверяет и подписывает руководитель практики от организации по окончанию срока практики.
5.3. Правила оформления и составления отчёта
В течение практики студенты пишут отчет. Заверяют отчет о практике печатью организации, получают у руководителя практики от организации отзыв о своей производственной и общественной работе. В конце отчета студенты указывают дату его составления и ставят свою подпись.
Общие требования. Общие требования к отчету:
- четкость и логическая последовательность изложение материала;
- убедительность аргументации;
- краткость и точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования;
- конкретность изложения результатов работы;
- обоснованность рекомендаций и предложений.
Структура отчета. Структурными элементами отчета являются:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- основная часть;
- выводы и предложения;
- список использованных источников;
- приложения.
Описание элементов структуры отчета. Отчет представляется в виде пояснительной записки. Описание элементов структуры приведено ниже.
Титульный лист отчета. Титульный лист является первым листом отчета. Переносы слов в надписях титульного листа не допускаются. Пример оформления титульного листа листом отчета приведен в приложении 1.
Содержание. Содержание – структурный элемент отчета, кратко описывающий структуру отчета с номерами и наименованиями разделов, подразделов, а также перечислением всех приложений и указанием соответствующих страниц.
Введение и заключение. «Введение» и «заключение» – структурные элементы отчета, требования к ним определяются целями производственной практики и индивидуальными заданиями студенту-практиканту. «Введение» и «Заключение» не включаются в общую нумерацию разделов и размещают на отдельных листах. Слова «Введение» и «Заключение» записывают посередине страницы с первой прописной буквы.
Основная часть. Основная часть – структурный элемент отчета, требования к которому определяются целями преддипломной практики и заданием студенту к отчету.
Основная часть отчета о практике должна состоять из двух частей.
В первой части отчета приводятся общие сведения о предприятии (организации), характеризуется деятельность отдельных подразделений. Описываются особенности бизнес-технологий, организации производства и оплаты труда и т.д. В заключительной части раздела должны быть представлены выводы и предложения по улучшению бизнес-деятельности рассматриваемых подразделений.
Вне зависимости от характера деятельности предприятия, отраслевой принадлежности и его формы собственности изучаются и приводятся в отчете следующие материалы.
1. Организационная и правовая характеристики предприятия:
- статус предприятия, его правовая основа и отраслевая принадлежность;
- форма собственности предприятия и порядок формирования основных средств, обеспечивающих деятельность предприятия;
- устав предприятия;
- краткая история становления и развития предприятия (фирмы);
- регистрационные коды предприятия и его деятельности по общероссийской классификации.
2. Характеристика деятельности предприятия:
- специализация предприятия, обоснование выбора данной специализации, ее особенности, размер производственных, торговых площадей, определение типа предприятия, классификационные местонахождения, деятельности и реализуемой товарной продукции;
- ассортиментный набор товаров, услуг, принципы, порядок и эффективность формирования ассортимента товаров/услуг предприятий;
- виды стандартов, применяемых в деятельности фирмы, привести образцы нормативно-технических документов;
- наличие сертификатов, лицензий и порядок их получения;
- разрабатывает ли фирма объекты интеллектуальной собственности, имеет ли свои патенты и лицензии;
- какие объекты интеллектуальной собственности включены в уставный капитал предприятия;
- режим работы предприятия, обоснование эффективности выбора режима работы.
3. Структура организации и управления предприятием и анализ ее соответствия выполняемым служебным функциям и задачам, стоящим перед предприятием в современных рыночных условиях для краткосрочного и долгосрочного периодов.
4. Анализ экономической и хозяйственной деятельности предприятия в течение последних 3-5 лет, выполняется с привязкой к тематике индивидуального занятия. Примерный перечень элементов анализа:
- анализ активов предприятия и источников их формирования;
- анализ ликвидности и платежеспособности;
- анализ финансовой устойчивости предприятия;
- анализ деловой активности предприятия;
- анализ рентабельности;
- анализ финансовых результатов деятельности предприятия;
- анализ технико-организационного уровня и других условий производства;
- оценка эффективности использования трудовых ресурсов предприятия;
- анализ нематериальных активов предприятия;
- анализ и управление затратами и себестоимостью продукции.
Выполненные аналитические расчеты должны сопровождаться необходимыми пояснениями и краткими выводами.
Первая часть отчета должна заканчиваться обобщением выявленных проблем и предложением возможностей их решения, а так же представлением выявленных возможностей роста объема производства (продаж), снижения издержек производства и обращения, повышения прибыли и рентабельности производства, выработкой предложений по улучшению управления оборотным капиталом и рекомендаций по финансовому оздоровлению предприятия.
Источники материала для изучения и анализа деятельности предприятия (организации):
- данные бухгалтерской отчетности, не являющиеся коммерческой тайной;
- устав, учредительный договор, протоколы учредительного собрания и другие организационные документы, регламентирующие деятельность организации;
- годовые отчеты предприятия (организации) и его подразделений;
- данные бизнес-плана предприятия (организации);
- руководящие документы, методики, стандарты, и другие документы, регламентирующие деятельность конкретных отделов и подразделений предприятия (организации);
- кадровые документы – приказы, табели, должностные инструкции и др.;
- данные статистической отчетности;
- материалы проверок ГНС, внебюджетных фондов, прочих ревизий;
- сметы, калькуляции важнейших видов продукции;
- нормативно-правовые документы по деятельности организации, в т.ч. законы и другие подзаконные акты;
- данные тематических публикаций в сторонних источниках.
Вторая часть отчета посвящается выполнению индивидуального задания. Здесь студент раскрывает суть изучаемой проблемы, приводит необходимые расчеты, делает выводы и формулирует предложения по отдельным вопросам темы исследования.
Содержание индивидуальной части практики определяется заданием, разрабатываемым совместно научным руководителем и студентом (см. Дневник практики). В индивидуальном задании указываются: тема и задачи научного исследования студента; названия основных разделов; система показателей, которые используются при проведении исследования (ряды динамики; группировки, индексы и т.д.); методы сбора данных и анализа изучаемых процессов.
Раздел, посвященный выполнению индивидуального задания, не должен занимать более 30% от всего объема отчета.
Список использованных источников. Список использованных источников – структурный элемент отчета, который приводится в конце текста отчета, представляющий список литературы и другой документации, использованной при составлении пояснительной записки отчета. Оформление производится согласно ГОСТ 7.0.5-2008. Ссылки на литературные источники приводятся в тексте и квадратных скобках в порядке их перечисления по списку источников, например [7], [18, с.5]. Во избежание ошибок, следует придерживаться формы библиографических сведений об источнике из официальных печатных изданий.
Приложение. Собранный за период практики материал, а также заполненные формы отчетно-плановых и учетных документов должны быть приложены к отчету. Приложения оформляют как продолжение работы на последующих листах. Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием наверху справа на странице слова «Приложение» и его обозначения.
Примерный объем отчета должен составлять не менее 30 страниц. Примерное содержание отчета приведено в приложении 2.
Отчет должен составляться по окончании каждого этапа практики и окончательно оформляться в последние дни пребывания студента на месте практики. Отчет должен представлять собой систематическое изложение выполненных работ, иллюстрироваться таблицами, схемами, чертежами. Основу содержания отчета должны составлять личные наблюдения, критический анализ и оценка действующих технических средств, процессов и методов организации работ, а также, выводы и заключения.
Дневник и отчет должны быть полностью закончены на месте практики и там же представлены для оценки и отзыва руководителю производственной практики от предприятия.