Организация системы УНМА на фирме
Общая организация учета и использования НМА в процессе производства внутри предприятия дает возможность далее заняться исследованием конкурентной среды, фирм-конкурентов и выпускаемой ими продукции, потребностей рынка. Предприятием должен быть использован весь арсенал поисковых методов, разумеется не выходящих за рамки действующего законодательства. К указанным поисковым методам можно отнести патентные исследования, фирменные исследования, определение научно-технического уровня выпускаемой продукции и т. д. Результатом проведения данного исследования должны стать систематизированные сведения о конкурирующих фирмах, действующих в данной отрасли, а также по возможности детальные сведения о выпускаемой ими продукции, включающие информацию о патентной защите, о технических параметрах, о перспективных разработках.
В целом для принятия того или иного решения в области использования нематериальных активов должен быть определен своего рода системный ориентир, по отношению к которому выбирают и реализуют конкретные действия. И такой ориентир есть, он представляет собой систему конкурентных стратегий, разработанную российским ученым, экономистом, историком бизнеса, доктором экономических наук, профессором А.Ю. Юдановым и изложенную, в частности, в его учебно-практическом пособии «Конкуренция:
теория и практика» [5]. Разработанная система конкурентных стратегий носит общеэкономический, универсальный характер; не повторяет, а развивает и углубляет западные методики; позволяет разработать конкретные рекомендации для российских предприятий по эффективному использованию нематериальных активов.
Говоря о конкурентоспособности современных организаций, следует отметить малые предприятия, а на сегодняшний день количество их прогрессирует, порождая особо острую конкурентную борьбу. И именно использование нематериальных активов может стать сильным конкурентным преимуществом компании, которые достигаются за счет знаний, умений и творческих решений. Сильными конкурентными преимуществами могут являться устойчивая деловая репутация, квалифицированный персонал, патенты, которые дольше сохраняются на предприятии и позволяют достичь более высокой прибыльности. Стоимостная оценка и отражение НМА в учете – приемлемый инструмент капитализации, с помощью которого можно формировать привлекательный, с маркетинговой точки зрения, образ компании. Если малый бизнес хорошо организован, то с течением времени количество нематериальных активов будет увеличиваться, принося организации дополнительные выгоды.
К сожалению, нематериальные активы относятся к тем активам организации, которыми зачастую пренебрегают при проведении финансового анализа с целью выявления скрытых резервов. Возможно, это связано с тем, что доход от использования этих «неосязаемых» активов трудно выделить из общего дохода, а их правовая сущность неизвестна или неправильно истолковывается. Нужно сказать о том, что изобретательность представителей именно малых фирм вполне оправданна – малому предприятию сложнее выстоять в рыночном хозяйстве, одновременно получить патент на изобретение, зарегистрировать авторское право – это ощутимые затраты для малого предприятия.
Несмотря на это, стратегия управления нематериальными активами должна найти свое отражение в развитии организации и стать одной из главных составляющих маркетинговой политики любых предприятий, в том числе и предприятий малых. Малый бизнес – это движитель современной экономики, а конкурентная борьба для его представителей всегда актуальна. Материальные активы в его арсенале могут создать выгодные условия разработки и внедрения нематериальных активов с целью получения инструмента, который может быть применен малым бизнесом в качестве наступательного оружия в
конкурентной борьбе.
42.Стратегические вопросы отношения к учету и коммерциализации НМА в фирме
1.Стратегическое решение по учету НА. Если принимаем решение их не учитывать, то мы принимаем стратегию подражания и копирования лидеров.Это пассивная стратегия, основанная на имитации инновационной деятельности, основным преимуществом является снижение издержек, а не качество продукции. Так поступают небольшие компании
2.Инициатива упущена, следует готовиться в диверсификации
Если мы учитываем НА и используем их в обороте, то нужно устанавливать правила игры для внутренней среды: создать систему засекречивания, требующее образование специального отдела, службы; заключаются авторские договора с разработчиком с соглашением о конфиденциальности; при приеме на работу помимо контракта подписывается соглашение о разделении прав на интеллектуальную собственность; осуществляется наращивание НА, создание патентный союзов и сетей; организовать передачу бесперспективных патентов университетских и научно-исследовательских институтов; должна быть организована судебная защита доменного имени, патентов и доменного знака.
Стратегия ксерокса: создание патентной стены, когда патентуется все от существа продукта, до упаковки: рассекание волны впереди конкурентов
Есть случаи, когда фирма, разработав продукт за меньшие деньги продает лицензию крупному игроку и отыгрывает средства за счет масштаба.
Независимый изобретатель часто идет на беспатентное ноу-хау. Эта форма неинтересна, но лучше тупого торможения.
Нужна постоянная проверка патентов, в том числе посещение ярмарок, чтобы постоянно убеждаться, что никто незаконно не использует ваши активы.