Патенты, МКИ и системы патентования
Патент на изобретение – это уникальное право на производство определенного продукта. Он удостоверяет приоритет, авторство изобретения и содержит сведения о патентообладателе, сроке действия патента на изобретение, описание, формулу изобретения и чертежи или схемы, если они есть. Срок действия патента на изобретения в РФ составляет 20 лет. После истечения 20 лет срок действия патента на изобретение не может быть продлен, изобретение могут свободно использовать любые лица.
Учтите, что действие патента, выданного Российским патентным ведомством, распространяется только на территорию РФ, либо на территории стран, между которыми существуют соответствующие договоренности. Описанное в патенте изобретение может быть свободно использоваться любым лицом в своей продукции в других странах, но ввоз продукции из этих стран на территорию действия патента запрещен. Так что, если вы заинтересованы в зарубежном рынке, следует провести патентование в других странах.
Если патент на изобретение используется любым физическим или юридическим лицом незаконно, то патентообладатель вправе требовать от нарушителя прекращения нарушения патента и возмещения причиненных убытков в соответствии с гражданским законодательством, публикации решения суда, осуществления иных способов защиты прав в предусмотренном законодательством порядке.
Патенты на изобретения могут быть проданы, либо возможно предоставление лицензий на их использования с помощью особых лицензионных договоров, которые подлежат обязательной государственной регистрации в Патентном ведомстве и публикации в официальных изданиях.
Объекты изобретения, которые могут быть запатентованы:
- устройство;
- способ;
- вещество;
- штамм микроорганизма;
- культуры клеток растений и животных.
Не осуществляется патентование изобретений, к которым относятся:
- научные теории и математические методы;
- методы организации и управления хозяйством;
- условные обозначения, расписания, правила;
- методы выполнения умственных операций;
- алгоритмы и программы для ЭВМ;
- проекты и схемы планировки сооружений, зданий, территорий;
- решения, касающиеся внешнего вида изделий, направленные на удовлетворение эстетических потребностей;
- топологии интегральных микросхем;
- сорта растений и породы животных;
- решений, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Патентование изобретений может осуществить как физическое, так и юридическое лицо, а также группа лиц. В заявке на патент необходимо указать авторов технического решения, которые имеют право на вознаграждение от патентообладателя в соответствие с патентным законодательством. Патентование изобретения – процесс, к которому предъявляются определенные требования. Основным правилом патентования изобретения является требования мировой новизны изобретения. Во-вторых, изобретение должно соответствовать изобретательскому уровню, то есть не должно быть очевидным из уровня техники для специалиста в заданной области.
По существующим правилам патентования изобретения, проводится государственная экспертиза на предмет соответствия предъявляемых к нему требований. Подача и экспертиза заявки, выдача патента – с всего этого взимается государственная пошлина.
Порядок патентования изобретений строго регламентирован. Он включает следующие пункты:
- проведение патентно-информационного поиска (от 2 недель);
- составление формулы, описания изобретения и реферата (от 3 недель);
- подача заявки в патентное ведомство;
- формальная экспертиза (1 мес.);
- экспертиза по существу (около 1 года);
- если соблюдаются установленные патентным законодательством требования и порядок патентования изобретения, выдается патент на изобретение (через 4 месяца после получения решения и оплаты пошлины).
Система патентования – это четкая и продуманная структура, позволяющая закрепить ваше эксклюзивное право на ваше изобретение. Потому что свое право необходимо защищать.
27 Типовое содержание патента на изобретение и заявки на получение патента
Составление заявки на выдачу патента на изобретение
Срок действия патента на изобретение – двадцать лет с даты подачи заявки за исключением случаев, когда изобретение относится к лекарственному средству, пестициду или агрохимикату, для применения которых требуется получение в установленном законом порядке разрешения. Действие патента в этом случае продлевается Роспатентом по ходатайству патентообладателя на срок, исчисляемый с даты подачи заявки на изобретение до даты получения первого такого разрешения на применение, за вычетом пяти лет. При этом срок, на который продлевается действие патента на изобретение, не может превышать пяти лет. Указанное ходатайство может быть подано в период действия патента до истечения шести месяцев с даты получения такого разрешения или даты выдачи патента в зависимости от того, какой из этих сроков истекает позднее.
Требования к оформлению заявки на выдачу патента на изобретение (далее - заявка на изобретение) регламентированы ст. 1374 и 1375 Кодекса и Административным регламентом исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной функции по организации приема заявок на изобретение и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на изобретение, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2008 г. № 327 (далее – Административный регламент). Данные требования относятся ко всем видам объектов изобретения: будь то продукт (устройство, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений или животных) или способ (процесс осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств).
Требования к оформлению заявки на выдачу патента на полезную модель регламентированы ст. 1351 и 1376 Кодекса и Административным регламентом исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на полезную модель и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на полезную модель, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2008 г. № 326, и относятся к устройству.
При оформлении заявки на изобретение необходимо, чтобы были соблюдены условия патентоспособности: новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость. Первые два условия соотносятся с уровнем техники, а третье - с возможностью использования изобретения в какой-либо отрасли деятельности: промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и др.
Новым изобретение может считаться, если оно неизвестно из уровня техники, включающего все сведения, ставшие доступными в мире до даты приоритета изобретения. Изобретательский же уровень наличествует, если изобретение для специалиста не следует явным образом из уровня техники в данной области.
Заявка на изобретение должна содержать следующие документы:
- заявление о выдаче патента по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, функции которого выполняет Роспатент, с указанием автора (авторов) изобретения и лица (лиц), на имя которого (которых) испрашивается патент, а также их местожительства или местонахождения;
- описание изобретения, раскрывающее его с полнотой, достаточной для его осуществления;
- формулу изобретения, выражающую его сущность и полностью основанную на описании;
- чертежи и иные материалы, если они необходимы для понимания сущности изобретения;
- реферат;
- документ об уплате в установленном размере патентной пошлины или документ, подтверждающий основания для освобождения от уплаты патентной пошлины или уменьшения ее размера, или отсрочки от её уплаты.
Формула изобретения, выражающую его сущность и полностью основанную на описании, может быть представлена позднее, но не позже 2-х месяцев со дня подачи заявки.
Заявка на изобретение подается лицом, обладающим правом на получение патента в соответствии с Кодексом (далее - заявитель), в качестве которого могут выступать:
- автор (авторы) изобретения;
- работодатель, в случае создания работником (автором) изобретения при выполнении своих трудовых обязанностей или в результате решения конкретных задач в соответствии с выдаваемыми работнику работодателем заданий (служебное изобретение), если в договоре между ним и работником не предусмотрено иное;
- правопреемники указанных лиц: физическое и/или юридическое лица, которым они передали свое право на получение патента или к которым оно перешло в соответствии с законодательством о наследовании.
Патентные поверенные
– в сферу услуг, предоставляемых патентным поверенным, входят:
- представительство в Патентном ведомстве России во всех делах, связанных с патентами, полезными моделями и товарными знаками;
- представительство в Высшем патентном суде или апелляционной палате по указанным вопросам, а также по искам о признании недействительности или выдаче принудительной лицензии и т.д.;
- участие во всех правовых спорах, касающихся правовой охраны промышленной собственности;
- подача заявок на получение правовой охраны и дальнейшая работа с ними во всех странах мира;
- рассмотрение договорных вопросов, в частности лицензионных договоров;
- защита прав изобретателей, работающих по найму, включая расчет авторского вознаграждения;
- составление полной документации в определенных научно-технических областях и т.д.
Лицензии и их разновидности
Лицензия – разрешение или право на пользование разработкой.
Классификационный признак | Вид лицензии |
По полноте передаваемых прав | - Простая - Исключительная - Полная - Сублицензия - Опцион |
По защищенности | Патентная лицензия Беспатентная лицензия (ноу-хау) |
По степени государственного регулирования | - Добровольная - Принудительная - Открытая |
Простая лицензия – форма передачи прав, когда за продавцом сохраняются все права, в том числе продажа третьим лицам, прямым конкурентам первого покупателя.
Исключительная лицензия – лицензия, которая может ограничивать и права продавца и права покупателя
Полная лицензия (встречается редко, похожа на продажу патента) – продавец теряет имущественные права.
Сублицензия – купивший полную или исключительную лицензию перепродает эту лицензию дальше.
Опцион – проба за деньги, т.е. за небольшую плату приобретаем частичные права на пробу продукта, а потом выкупает полный контракт на все права. Параллельно с опционом заключается договор о конфиденциальности.
Добровольная лицензия – продавец и покупатель на полном согласии заключили договор.
Принудительная лицензия – патентообладатель не желает продавать свою разработку или назначает нереальные условия.
СООИС – система оценки объектов интеллектуальной собственности.
Открытая лицензия – в СМИ сообщаем о наличии технологии и желающие могут обратиться по данному адресу и договориться о продаже.
30. Типовое содержание лицензионного договора.
Лицензионный договор составляется в письменной форме. Это двусторонний, консенсуальный и, как правило, возмездный договор. Договор о выдаче лицензии, как и договор об уступке патента, действителен лишь при условии его регистрации в Патентном ведомстве.
В лицензионном договоре основное право лицензиара - право на получение лицензионного вознаграждения, размер которого определяется в виде:
- твердой (паушальной) суммы;
- периодических процентных отчислений от прибыли лицензиата (роялти);
- паушальной суммы и роялти.
Лицензиар обязан обеспечить реальное осуществление передаваемых прав, для чего передать (за дополнительную плату) необходимую документацию, образцы изделий, оказать лицензиату техническую и другую помощь, командировать своих специалистов, поставить специальное оборудование, комплектующие узлы, детали и сырье. Передача технической документации оформляется двусторонним приемо-сдаточным актом.
Поскольку предметом лицензионного договора является предоставление лицензиату только исключительного права использования объекта промышленной собственности, передача по договору технической документации, образцов изделий и опыта лицензиара, по существу, служит формой снабжения лицензиата конфиденциальной информацией, т.е. ноу-хау. Иными словами, лицензионный договор фактически на практике зачастую является смешанным договором, содержащим элементы различных договоров - договора патентной лицензии и договора о передаче ноу-хау. На практике такие договоры обычно именуют смешанными лицензиями.
Лицензиар должен обеспечить сохранение в силе патента, на основе которого предоставлена лицензия (уплачивать пошлины, защищать патент в случае его оспаривания третьими лицами), и техническую осуществимость производства продукции по лицензии, а также возможность достижения показателей, предусмотренных договором, при условии полного соблюдения лицензиатом технических условий и инструкций лицензиара.
Лицензиат вправе требовать исполнения лицензиаром его обязанностей и сам обязан выплачивать последнему обусловленное договором вознаграждение. Договором может быть предусмотрена обязанность лицензиата обеспечить банковские гарантии выплаты и гарантированные минимальные суммы вознаграждения на случай неиспользования объекта лицензии.
Кроме того, лицензиат должен выпускать продукцию не ниже того качества, что у лицензиара, рекламировать объект лицензии, поскольку от этого зависит объем реализации патентованных изделий, а следовательно, и размер роялти, идущих лицензиару в качестве вознаграждения.
В течение срока действия лицензионного договора стороны обязаны незамедлительно информировать друг друга о всех произведенных ими усовершенствованиях и улучшениях, касающихся патентов, продукции, выпускаемой по лицензии, и специальной продукции. Специальной признается продукция, дополнительно разработанная лицензиатом с использованием охраняемых патентами объектов. Обычно указанные усовершенствования и улучшения в первую очередь предлагаются сторонами друг другу на дополнительно согласованных ими условиях (возмездно или безвозмездно).
Обеспечение конфиденциальности. Конфиденциальность - соблюдение лицензиаром и лицензиатом мер по предотвращению случайного или умышленного разглашения сведений, касающихся патентов, третьим лицам. Обычно стороны обязуются сохранять конфиденциальность технической документации и информации, относящихся к производству продукции по лицензии и специальной продукции, а также принимают все необходимые меры для предотвращения их разглашения. В случае нарушения данного обязательства стороны возмещают друг другу причиненные этим убытки.
Особенности рынка лицензий.
Лицензирование в настоящий момент в России находится на стадии «феодализма». По мнению экспертов, ситуация все-таки постепенно меняется, и кроме уже существующего и хорошо известного направления лицензирования детских товаров, появляются новые категории. В качестве примера можно привести работу в направлении лицензирования спортивных брендов: продукцию некоторых спортивных команд теперь можно приобрести не только в магазинах «фан-клубов», но и в специализированных сетях. Рынок растет, появляются новые российские лицензионные агентства, ориентирующиеся на западные профессиональные стандарты, но при этом учитывающие локальные особенности.
На этапе завершения становления рынка лицензирования в России, важный шаг – вхождение на правах полноценного участника в международное профессиональное сообщество и формирования стандартов рынка.
Лицензионный бизнес – это бизнес, основанный на коммерциализации интеллектуальной собственности.вание стандартов рынка. Для производителей лицензирование является в первую очередь механизмом для увеличения продаж. В России много интеллектуальной собственности и брендов, которые имеют право на долю международного лицензионного рынка. Очень важно в этом процессе выявить тех игроков, которые вовлечены в лицензионный процесс, и не только помочь лицензировать большее количество брендов, но и еще и правильно это делать! Большинство международных компаний не понимают правовой стороны российского законодательства относительно лицензирования.
Одной из первоочередных задач на сегодняшний момент в России - организация адекватной аналитики рынка, на которую можно ориентироваться. Лицензирование стоит на «трех китах»: это правовая защита, дополнительное промо и доход. Защита заключается в том, что являясь единственным владельцем бренда, собственник дает право использовать ее производителю, но только на определенной территории, в определенное время и в определенной группе товаров. Промо – распространение бренда в разных нишах, новых товарных категориях и рынках. Доход заключается в получении прибыли собственником от использования его бренда, в виде отчислений (роялти) за это использование.
В России, еще в период «первой волны» лицензирования, владельцы крупных брендов приходили к известным производителям с предложениями поставить «медийное лицо» на упаковку сока или молока. Продюсеры отвечали, что крупные компании должны платить им за размещение лица на коробке. Это категорически неверно. Бренд - это качество восприятия, маркетинг, который довел его до высокой популярности и лояльности. Персонажи, проекты в индустрии развлечений, теле- или киностудии создают мощную волну на рынке, а лицензионные программы и товары могут ехать на гребне этой волны. Разумеется, нужно быть очень внимательным в отношении персонажа, с которым вы связываете свой бренд. Конечный результат, как для продюсера, так и для продавца – это рост продаж на 25-30% по сравнению с обычным продуктом.
По прогнозам, российский рынок лицензионных товаров будет расти на 24% в год, и это очень серьезный показатель. Многие участники международного лицензионного рынка планируют прямое присутствие в России посредством открытия собственных офисов