Модель последовательного торга.

Рассмотрим следующую игру. Игроки 1 и 2 торгуются о разделе 1 доллара: 1-й игрок предлагает некоторый способ деления, 2-й либо принимает это предложение, либо нет; если нет, то он предлагает способ деления, а 1-й принимает, либо нет и т.д.

Каждое предложение занимает один период, но при этом есть дисконтирующий множитель. Итак, формально рассмотрим следующую трёх-периодную игру.

1.а) В начале первого периода игрок 1 предлагает «свою долю» Модель последовательного торга. - student2.ru доллара, оставляя Модель последовательного торга. - student2.ru игроку 2.

1.b) Игрок 2 принимает предложение, тогда игра заканчивается, либо отклоняет его. В этом случае игра переходит ко 2-му периоду.

2.a) В начале второго периода игрок 2 предлагает долю Модель последовательного торга. - student2.ru , которую получает игрок 1, оставляя себе Модель последовательного торга. - student2.ru .

2.b) Игрок 1 либо принимает предложение, либо нет. В последнем случае игра переходит к 3-му периоду.

3) Игроки в третьем периоде получают доли Модель последовательного торга. - student2.ru , Модель последовательного торга. - student2.ru , причём d задан экзогенно.

Решим данную задачу с помощью обратной индукции. Сначала вычислим, что происходит, если дело доходит до 2-го периода. Игрок 1 может получить d, если отклонит Модель последовательного торга. - student2.ru . С учётом дисконтирования (мы сравниваем стоимость в разных (соседних) периодах) игрок 1 примет Модель последовательного торга. - student2.ru тогда и только тогда, когда Модель последовательного торга. - student2.ru , Модель последовательного торга. - student2.ru – коэффициент дисконтирования. Это значит, что задача игрока 2 состоит в выборе между получением Модель последовательного торга. - student2.ru и получением Модель последовательного торга. - student2.ru в следующем периоде. Дисконтированная стоимость последнего действия есть Модель последовательного торга. - student2.ru , что меньше, чем Модель последовательного торга. - student2.ru , а потому игрок 2 во втором периоде предлагает Модель последовательного торга. - student2.ru .

Таким образом, если игра доходит до второго периода, то 2-й игрок предложит Модель последовательного торга. - student2.ru , и игрок 1 примет это предложение.

Однако игрок 1 может предвидеть, что игрок 2 может получить Модель последовательного торга. - student2.ru во втором периоде, отклоняя предложение Модель последовательного торга. - student2.ru . В первом периоде стоимость Модель последовательного торга. - student2.ru с учётом дисконтирования составит Модель последовательного торга. - student2.ru . Значит, игрок 2 принимает Модель последовательного торга. - student2.ru тогда и только тогда, когда Модель последовательного торга. - student2.ru , или Модель последовательного торга. - student2.ru .

Поэтому задача игрока 1 в первом периоде состоит в выборе между получением Модель последовательного торга. - student2.ru в этом периоде и получением Модель последовательного торга. - student2.ru в следующем периоде. Дисконтированная величина Модель последовательного торга. - student2.ru составляет Модель последовательного торга. - student2.ru , что меньше, чем Модель последовательного торга. - student2.ru . Значит, оптимальное предложение в первом периоде есть Модель последовательного торга. - student2.ru . Следовательно, в первом периоде игрок 1 предлагает Модель последовательного торга. - student2.ru , а игрок 2 принимает это предложение и получает Модель последовательного торга. - student2.ru . Таким образом, выигрыш игроков есть Модель последовательного торга. - student2.ru и Модель последовательного торга. - student2.ru соответственно.

Модель «инвесторы и банк».

Представим следующую ситуацию. Два инвестора вкладывают по D долларов в банк. Банк инвестировал эти средства в долгосрочный проект. Если форс-мажорные обстоятельства заставляют банк ликвидировать свои инвестиции до того, как проект «созревает», то он покрывает некоторую сумму Модель последовательного торга. - student2.ru , где Модель последовательного торга. - student2.ru . Если банк позволяет проекту «созреть», то проект принесёт Модель последовательного торга. - student2.ru , Модель последовательного торга. - student2.ru .

Есть два периода, когда вкладчики могут забрать свой вклад: период 1 – до «созревания», период 2 – после созревания. Для упрощения не будем учитывать дисконтирование. Если оба вкладчика забирают вклады в период 1, то оба получают по r и игра заканчивается. Если только один вкладчик забирает в период 1, то он получает D, а второй получает Модель последовательного торга. - student2.ru . Наконец, если ни один вкладчик не забирает в период 1, то проект «созревает», и оба вкладчика забирают свои деньги в период 2, и каждый получает по R. Если только один вкладчик забирает деньги в период 2, то он получает Модель последовательного торга. - student2.ru , другой получает D. Если, наконец, ни один не забирает в период 2, то банк возвращает по R каждому.

Дерево игры изображено на рис. 8.16.

Модель последовательного торга. - student2.ru

Рис. 8.16.

Без строгой формализации игру в период 1 можно изобразить следующим образом:

  Забирать Не забирать
Забирать (r, r) (D, 2r − D)
Не забирать (2r − D,D) (Шаг 2)

Для периода 2:

  Забирать Не забирать
Забирать (R, R) (2R − D, D)
Не забирать (D, 2R − D) (R, R)

Рассмотрим внимательно матрицу для периода 2. Поскольку Модель последовательного торга. - student2.ru и Модель последовательного торга. - student2.ru , то в соответствии с принципом последовательной рациональности можем перейти к матрице для периода 1:

  Забирать Не забирать
Забирать (r, r) (D, 2r − D)
Не забирать (2r − D,D) (R, R)

Т.к. Модель последовательного торга. - student2.ru и Модель последовательного торга. - student2.ru , то получаем два равновесия по Нэшу, дающие выигрыши (r, r) и (R, R). Принцип рационализации даёт нам окончательное решение (R, R).

Наши рекомендации