В. Общие правила оценки активов и обязательств.

Бухгалтерский учет охватывает весь процесс заготовления, начиная от приобретения материалов, их доставки на склад предприятия, вплоть до их отпуска в производство.

Приобретая материалы, организация рассчитывается с поставщиками по ценам, которые установлены договором, они образуют покупную стоимость материалов. Кроме того, организация оплачивает расходы по доставке, погрузке материалов и др. расходы. Эти расходы называются транспортно-заготовительными.

К ним относятся:

1.Транспортные расходы – расходы по доставке, автомобильным, железнодорожным, водным транспортам.

2.Расходы по командировке экспедитора, связанной с приобретением материалов.

3.Услуги сторонних организаций по приобретению материалов.

4.Таможенные пошлины.

5.Расходы по содержанию заготовительных пунктов в местах приобретения (заготовления) материалов.

6.Иные расходы, непосредственно связанные с приобретением материалов.

Фактическая себестоимость приобретенных материалов = покупная стоимость + транспортно-заготовительные расходы.

Поставщик при продаже материалов покупателю выписывает накладную или товаротранспортную накладную и счет-фактуру. В этих документах указывается количество материалов, цена, наименование, сумма и сумма НДС по приобретенным материалам.

Добавленная стоимость – это стоимость, которая создается на предприятии в виде прибавления собственных расходов и затрат, а также прибыли в стоимости использованных материалов (работ, услуг), закупленных у поставщиков.

НДС – изъятие части добавленной стоимости в бюджет. Прием или способ определения НДС заключается в следующем:

При закупке материалов у поставщика организация оплачивает стоимость материалов и НДС. Поставщик от суммы проданных материалов должен начислить и заплатить этот НДС в бюджет. Когда предприятие-покупатель (материалов) изготовит собственную продукцию и реализует её, то оно обязано с выручки начислить и уплатить в бюджет НДС. При этом следует учесть ту долю налога, которая уже уплачена опосредовано через поставщика.

Пример:

1.Оприходованы на склад материалы. Д10 К60 – 1000 р.

2.На основании счет-фактуры поставщика учтена сумма НДС по приобретенным материалам. НДС по приобретенным материальным ценностям в их стоимость не включается, а учитывается по дебету счета 19. Д19 К60 – 180 руб. НДС берется сверх стоимости по приобретенным материалам, т.к. это косвенный налог. Т.е. мы должны оплатить 1180 руб.

Поставщик, со стоимости проданных материалов обязан перечислить НДС в бюджет, т.к. объектом налогообложения (НДС) является реализация продукции (работ, услуг).

3.Оплачен счет поставщика за поставленные материалы. Д60 К51 – 1180 руб.

Предприятие из приобретенных материалов производит готовую продукцию и продает её по цене 3000 руб. за единицу. Сумма НДС = 3000*0,18 = 540 руб. Продаем за 3540 руб. Со стоимости проданной продукции организация должна начислить и заплатить в бюджет НДС.

4.Начислен НДС со стоимости проданной продукции. Д90 К68 – 540 руб. Добавленная стоимость равна 3000 – 1000 = 2000, т.е. мы должны оплатить 2000*0,18 = 360

5.Принята к вычету сумма НДС по приобретенным материалам. Д68 К19 – 180 руб.

Фактическая себестоимость приобретенных материалов складывается из их стоимости по покупным ценам и транспортно-заготовительных расходов. Фактическая себестоимость может постоянно меняться. Потому что одни и те же материалы могут иметь разную себестоимость, т.к. величина транспортно-заготовительных расходов может отличатся.

Долю транспортно-заготовительных расходов определяют при помощи среднего процента транспортно-заготовительных расходов.

Сред. % ТЗР = ТЗРм-ц/Поступление мат- за м-ц по покупным ценам

Учет приобретения материалов организация может вести 2 способами:

1. Учет заготовление материалов ведется на счете 10. На счете 10 текущий учет ведется по учетным ценам (либо покупная цена, либо плановая себестоимость), при этом транспортно-заготовительные расходы учитываются на отдельном субсчете 10/ТЗР.

1) Д10/уч.ц. К60. – 1000 руб. (50 шт. по цене 20 руб.)

2) Д19 К60 – 180 руб.

3) Д10/ТЗР К60(76) – 200 руб.

4) Д19 К60(76) – 36 руб.

Таким образом, фактическая себестоимость единицы приобретенного материала составляет (1 000 руб. + 200 руб.) / 50 шт. = 24 руб.

5) Отпущены материалы в производство по фактической себестоимости в количестве 35 шт. Д20 К10 – 840 руб. (35 шт. * 24 руб.).

Следовательно, остаток материалов на конец месяца по фактической себестоимости составит (сальдо по дебету счета 10) 360 руб. (15 шт. * 24 руб.).

2. Учет и заготовление материалов организация может вести с использованием счета 15. Сальдо по ДЕБЕТУ показывает остаток материалов в пути на начало месяца. Оборот по ДЕБЕТУ показывает фактические расходы организации, связанные с приобретением материалов. Оборот по КРЕДИТУ показывает стоимость оприходованных на склад материалов по учетным ценам и сумму транспортно-заготовительных расходов (отклонения), которые приходятся на оприходованные на склад материалы по учетным ценам.

Для учета этих ТЗР или отклонений ведется счет 16 (отклонения в стоимости материальных ценностей). Сальдо по ДЕБЕТУ 16 счета показывает остаток ТЗР на начало месяца. Оборот по ДЕБЕТУ – сумму ТЗР, которая приходится на оприходованные на склад материалы (по учетным ценам). Оборот по КРЕДИТУ – сумму ТЗР, которая приходится на израсходованные за месяц материалы по учетным ценам.

Пример:

1.Отражены расходы, связанные с приобретением материалов у поставщика.

1.1 Принят к оплате счет поставщика за поставленные материалы. Д15 К60 – 1000 руб.

Д19 К60 – 180 руб.

1.2 Принят к оплате счет транспортной организации за поставку материалов. Д15 К60(76) – 200 руб.

Д15 К60(76) – 36 руб.

2.Оприходованы материалы на склад по покупным ценам. Д10 К15 – 1000 руб.

3.Отражены ТРЗ (отклонения), которые приходятся на поступившие материалы. Д16 К15 – 200 руб.

4.Списано отклонение (ТЗР) на стоимость поступивших материалов Д10 К16 200 руб.

5.Отпущены материалы в производство по фактической себестоимости. Д20 К10 – 840 руб. (35 шт. * 24 руб.).

Вариант ведения учета заготовления материалов закрепляется в учетной политике организации.

Наши рекомендации