Методические указания для практических занятий и

самостоятельной работы

Новосибирск 2017

УДК 338.24 (07)

ББК 65.291.6-21, я 7

У677

Кафедра экономики

Составитель: канд. экон. наук, доцент Рюмкин С.В., канд. экон. наук, доцент Малыхина И.Н.

Рецензенты: канд. экон. наук, доцент УтешеваИ.О.

Агропромышленная интеграция: методические указания для практических занятий и самостоятельной работы/ Новосиб. гос. аграр. ун-т; сост. С.В. Рюмкин, И.Н. Малыхина. – Новосибирск, 2017. – 26 с.

Методические указания составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего образования и содержат вопросы и задания к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Методические указания предназначены для бакалавров всех форм обучения и направлений подготовки.

Утверждены и рекомендованы к изданию кафедрой экономики (протокол № 7-1 от 11.04.2017 г.)

Утверждены и рекомендованы к изданию методической комиссии экономического факультета НГАУ (протокол № 6 от 22 июня 2017 г.)

Ó Новосибирский государственный аграрный университет, 2017

ВВЕДЕНИЕ

Целью дисциплины агропромышленная интеграция в масштабах цепей поставок заключается в получении студентами системных знаний по вопросам сельскохозяйственной агропромышленной интеграции, которая выступает в современных условиях развития АПК одним из приоритетных направлений в аграрных преобразованиях.

Задачи дисциплины:

1. Раскрыть сущность, видов и форм агропромышленных формирований;

2. Объяснить предпосылки развития интеграции и специфику этих процессов в цепях поставок;

3. Реализовывать на практике принципы интеграции;

4. Рассчитывать показатели экономической и социальной эффективности агропромышленных формирований в рамках интеграции в масштабах цепей поставок;

5. Выработать у студентов базу специальной терминологии по интеграции;

6. Владеть законодательной и нормативной базой по развитию агроинтеграции в цепях поставок.

ТРЕБОВАНИЕ ПО ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА.

Реферат - это изучение какого-то отдельно взятого вопроса и краткое описание главных идей. Особенностью реферата является его соответствие нынешним научным требованиям в области изучения темы.

Основной целью реферата является самостоятельная работа студента над изучением вопросов курса с использованием рекомендованной литературы.

Оформление реферата начинается с выставления полей на листе. Требуется нумерация страниц, помните, титульный не нумеруется, но он считается первой страницей.

Абзац в тексте 1,25 см., интервал - междустрочный: 1.5 строки. Шрифт Times New Roman 14 пт.Текст выравнивается по ширине.

В реферате все структурные части такие как: содержание, введение, основная часть с главами, заключение, список литературы, пишутся с нового листа. Даже, если предыдущая страница закончилась на половину страницы. Промежуток между главами, параграфами и текстом выставляется в два интервала.

Все заголовки в реферате выделяются жирным штифтом с заглавной буквы и выравниваются посередине листа. Важно учесть, что точки в конце не ставятся. Также нельзя подчеркивать и переносить слова в заголовках.

Правильная структура реферата:

· Титульный лист.

· План.

· Введение.

· Основная часть (главы с параграфами).

· Заключение.

· Библиографический список.

Оформление титульного листа: название университета полностью, факультет, указать кафедру и тему реферата, Ф.И.О автора и руководителя, а также место и год написания. (Образец показан на Рисунке 1).

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра ЭКОНОМИКИ

Реферат на тему:

«ЭТАПЫ ЗАРОЖДЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»

Выполнил:

Студент № группы

№ курса

Экономического факультета

Ф.И.О.

Проверил:

Ф.И.О. преподавателя

Г. Новосибирск, 2017

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Тема 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ

ЗАДАНИЯ

Задание 1. Вопросы для обсуждения

1. Опишите особенности кооперативной формы хозяйствования?

2. Какие родовые признаки кооперации и классификации кооперативов, вы знаете?

3. Расскажите о характеристике учредительных документов кооператива?

4. Органы руководства и контроля в кооперативе.

5. Почему кооперативы выгодно объединять в союзы?

6. Как мелким и средним предприятиям достичь равноправия по отношению к крупным предприятиям?

7. Какая задача стоит перед кооперативными банками?

8. Расскажите о состоянии и перспективах развития кооперации в Германии, в Израиле.

9. Опишите основные цели и задачи кооперативов Германии.

10. Какое значение для экономики Германии играет организация Райффайзена?

Задание 2. Мозговой штурм

1. В чем заключается повышение конкурентоспособности при кооперации и агропромышленной интеграции в масштабах цепей поставок? Объясните.

2. Инвесторы вкладывают свои средства, как и в сельское хозяйство, так и в процесс переработки, реализации и поставки потребителям сельскохозяйственной продукции. А как вы считаете, какое направление вложение средств является более выгодным и надежным? Объясните почему?

Задание 3. Тест

1.Какие жители Германии могут быть членами кооператива?

а) работники, служащие, чиновники, фермеры, пенсионеры;

б) только банковские работники;

в) владельцы бизнеса и менеджеры высшего звена.

2. Что такое биотопливо?

а) БАД;

б) растительное топливо;

в) топливо из переработанных отходов.

3.Кто такой Фридрих Вильгельм Райффайзен?

а) революционер;

б) владелец банка;

в) пионер кооперативного движения.

4. Кому принадлежат слова: «Несколько слабых сил создают одну большую силу, и то, чего невозможно добиться в одиночку, должно быть достигнуто путем объединения с другими»?

а) Герман Шуль-це-Делитч;

б) Фридрих Вильгельм Райффайзен;

в) Владимир Ильич Ленин.

5.Уровни кооперации:

а) первый, второй, третий;

б) высший, средний, низший;

в) региональный, национальный.

6. Германский союз Райффайзен работает с…

а) кредитными кооперативами;

б) товарными кооперативами, включая кредитные кооперативы;

в) промысловыми, товарными и обслуживающими кооперативами.

7. Функции Банка DG?

а) региональный партнер Народных банков и Банков Райффайзен, занимается внешними сделками и операциями с ценными бумагами;

б) предоставляет услуги членам кооперативов по кредитованию.

8. Как кооперативы реализуют свою продукцию?

а) только на внутренних рынках;

б) только на внешних рынках;

в) как на внутренних, так и на внешних рынках.

9. Академия немецких кооперативов занимается:

а) обучением и повышением квалификации сотрудников кооперативов;

б) изучает рынки и исследует экономическую ситуацию.

10. Кому дается право голоса в решении основных вопросов в кооперативе?

а) основателям кооператива;

б) фермерам, стаж которых более 10 лет;

в) каждому члену коллектива, независимо от внесенной доли собственности, стажа работы.

Задание 4. Темы рефератов

1. Этапы зарождения агропромышленной интеграции в зарубежных странах.

2. Развитие интеграционных процессов в США.

3. Формы агропромышленной интеграции в США.

4. Особенности интеграции и в странах Европы, США, Японии, Израиля.

5. Основные модели агропромышленной интеграции в зарубежных странах.

6. Использование зарубежного опыта формирования кооперации и интеграции в сельском хозяйстве России.

Наши рекомендации